Персонажи древней Руси, которыми мы их ещё не видели. Иллюстрации Романа Папсуева
Существа «Сказок Старой Руси», о которых вы не знали
За последние несколько лет Роман Папсуев широко прославился в качестве художника «Сказок Старой Руси». Его рисунки старославянских персонажей в оригинальном, но узнаваемом фэнтези-стиле пришлись по вкусу многим – как на просторах Сети, так и, в последствии, покупателей шикарно оформленных артбуков.
Сейчас Роман Папсуев продолжает развивать проект «Сказки Старой Руси». И сегодня у нас новые и достаточно малоизвестные существа.
Василиски
Василиски в мире Старой Руси живут исключительно на западных границах, в горах.
Уникальная их особенность то, что у них две пары глаз. Нижняя пара – обычная, для зрения. Верхняя же пара – смертоносное оружие, которое василиски применяют только по необходимости, своего рода биологический механизм защиты-нападения. С его помощью василиск обращает живые существа в камень.
Живут василиски в пещерах, известны тем, что охраняют «проклятые» клады. Поскольку большую часть своей жизни василиски проводят без солнца, они очень хорошо видят в темноте. Спят василиски, как летучая мышь, вниз головой, под потолком пещеры, зацепившись мощными и очень острыми «тигриными» когтями за каменные выступы. Часто для дополнительной страховки еще и цепляются хвостом.
Опиры
Информации об опирах у Романа Папсуева пока совсем мало. Известно лишь, что опиры – это колдуны, ставший упырями. Одни из самых опасных видов черных колдунов.
Псоглавцы
В следующей книге псоглавцам будет посвящена часть статьи «Дикие люди».
То, что я вам показываю – это моя интерпретация псоглавца-воина, копейщика из племени ангаман (общее название – ангамане, догадайтесь, почему). По моей версии некоторые псоглавцы эволюционировали и основали вполне себе продвинутую островную цивилизацию. Я также предполагаю, что рас (пород) псоглавцев может быть много. Думаю,вы сами догадаетесь, какую породу я взял за основу для конкретно этой расы.
Шуликуны
Шуликуны – эдакий зимний спецназ водяных, «водяные котики». Характером они проказливые, зловредные, наглые и очень опасные, особенно для детей… и пьяных.
Известно, что шуликуны появляются из воды, зимой (в нашем мире – появляются перед Рождеством или Новым Годом, а уходят перед Крещением), они маленькие (примерно 20-25 см), у них конские ноги, остроконечные шапки, которыми они пробивают проруби, все закованы в железо, в руках они всегда держат крюки, а еще у них есть железные сани. Глаза и рот светятся.
Вировники
Вировники контролируют основные территории на болотах. Формально подчиняясь болотному царю (которого они вообще не видят, намеренно обходя центр болот стороной), они стали консолидировать в своих лапах всю полноту власти. В последующих книгах нас, возможно, ждет статья о том, как вировники обеспечивали себе легитимность, как фабриковали «царские указы», как устанавливали контакты с другой нечистью и т.п.
Они ведут себя, как водяные в пресной воде – заботятся о местных жителях, решают конфликтные ситуации, следят за порядком, охраняют болота от людишек, устанавливают дипломатические отношения с другой нечистью за пределами болот, в общем – правят. Им помогает то, что они владеют базовой, природной магией, которая в полную силу действует исключительно в рамках локуса, а за пределами болот «истончается».
Они строят города, живут родовыми общинами, у них есть совет старейшин и негласный правитель – шаман, трудятся коллективно, собственность – общая, в общем, вполне себе функционирующее, но малочисленное и ограниченное рамками локуса, общество.
В бою вировники агрессивны, их воины – отважны и иногда безрассудны. Активно используют дротики и копья, хорошо стреляют из луков (в частности и для охоты-рыбалки). Наконечники обычно делают из крепких костей, в качестве топоров, например, используют обточенные челюсти букаваков. Железом пользуются, но довольно редко – ковалей у них нет, поэтому используют они в основном покупное стальное оружие. Предпочитают широкие и не очень длинные клинки – своего рода мачете.
Вировники создают на озерах настоящие города на сваях, причем части этих городов мобильны и стоят на плавающих островах. Каждый такой остров представляет собой торфяную подушку, густо переплетенную корнями трав и кустарников.
Сегодня мне доставили артбук Романа Папсуева “Сказки Старой Руси”.
Я в свое время писал о нем, и вот, наконец, получил. Сперва о самой книге. Это прекрасно изданный том в твердом переплете размером между А5 и А4:
Бумага – мелованная, поэтому все рисунки (это именно рисунки, он работает в старой манере, на бумаге, потом сканирует изображение и вносит дополнительные штрихи в фотошопе) воспроизведены великолепно. Некоторое количество цветных изображений (вот они сделаны изначально в фотошопе) тоже выглядят просто фантастически:
Книга представляет собой предмет искусства, от форзаца:
. до страниц с собственно рисунками:
Перед частями с рисунками идет разъяснение: как автор дошел до жизни такой:
В нем, а также в послесловии, Роман настойчиво объясняет, что его работы не являются иллюстрациями к русским сказкам и былинам, а представляют собой плоды его фантазии, концепт-арты его собственного мира, базирующегося не только на фольклорном материале, но и на идеологии компьютерных игр, главным образом, ролевых (RPG). Автор сознательно работал в таком стиле, чтобы сделать свои работы доступными не только людям, знакомым с русским эпосом и фольклором (Роман почему-то все время называет их славянскими)))), но и тем, кто от этих материй далек, то есть молодежи и западному читателю. Разумеется, это обстоятельство должно вызвать сильное недовольство у ревнителей русской старины, потому что есть ведь васнецовско-билибинский канон, а все, что от него отступает – это харам. Здесь можно только напомнить, что канон в изображениях русских богатырей – это отнюдь не Билибин и Васнецов, а совсем другие картины:
Ценители искусства XVIII – первой половины XIX века, наверное, тоже указывали Виктору Михайловичу, что его богатыри – это отступление от всех норм и правил изображения героев русского эпоса.))) Так что эту претензию вряд ли можно считать существенной. В каждой эпохе есть свои стандарты изображения как исторических, так и фольклорных персонажей. В средневековье и на заре Нового Времени картины на библейские сюжеты показывали римских легионеров в бригандинах, шапелях, кирасах и с алебардами. Стража царя Ирода истребляла младенцев, одетая в полные миланские доспехи. Прерафаэлиты рисовали воинов короля Артура, как рыцарей 15-16 вв, вместо того, чтобы нарядить их в римские кольчуги и ламеллярные нагрудники
Конечно, можно задать вопрос: если это не иллюстрации, а плоды фантазии, то почему у персонажей на картинках имена героев былин и сказок? Почему было не дать героям совершенно новые имена и прозвища? В конце концов, по-крайней мере у двух богатырей такие имена звучат немного нелепо: в мире, который придумал Роман (или, судя по сопроводительному тексту, начал придумывать), нет города Мурома и православных священнослужителей. Я не знаю, как на такой вопрос ответит автор (и станет ли отвечать вообще)))).
Кстати, да, в его мире нет православия или какой-то другой религии. Честно говоря, мне это кажется определенной натяжкой. Я согласен с тем, что русские сказки, что в адаптированном варианте, что в академическом – это предельно далекие от православия истории. Та хтоническая жуть, которая там творится через строчку, по большому счету должна вызывать баттхёрт у самого либерально настроенного батюшки. Вера в Бога в русских сказках практически отсутствует. Крест не дает защиты от нечисти, которая творит все, что ей вздумается. Разного рода демонические создания побеждаются либо железом, огнем и кровью, либо колдовством, поиском уязвимого места, которое, как известно, должно быть у любого демона, либо банальной хитростью. В общем, эллинские бесования и никакого христианства. Но в русском героическом эпосе все несколько сложнее. Там тоже есть колдовство, всякие грязные бытовые подробности, половая распущенность и тирания власть имущих, но герои то и дело обращаются за помощью к высшим силам и получают защиту, бафф на себя и дебафф на противника. Причем эти элементы были даже в адаптированных вариантах былин, кроме совсем уж детских, изложенных прозой. Да и вообще, фэнтезийный мир без богов – злых и добрых – кажется пустым, выхолощенным. Сознание людей, которые носят доспехи и сражаются холодным оружием не может быть атеистическим. Впрочем, что там говорить, даже в научной фантастике героического типа авторы часто вводят сверхъестественные всемогущие силы, чтобы придать масштабности и глубины побуждениям и поступкам своих героев. Потому что одно дело, когда императоры галактических государств взрывают целые системы из-за всяких колониальных устремлений, и совсем другое, когда это есть продолжение миллионнолетнего конфликта Света и Тьмы. Людям нужен размах, ага. Правда, разработать концепцию сверхъестественных сил, светлого и темного пантеонов, пребывающих в постоянном космологическом конфликте, и все это на базе чего-то близкого русскому и славянскому – задача нетривиальная. Данная поляна сильно обгажена родноверием, которое, по сути, есть банальное поклонение деревянным самотыкам.
Вторым недостатком, который мне видится в концепции мира Папсуева, является дегуманизация злых сил, представленных в артбуке. Миру, который в какой-то степени основывается на русских былинах и сказках, больше подходит не толкиеновская, а говардовская концепция мироздания. Герои русских сказок и былин постоянно где-то шарятся, выезжают за границу, дают по щам иноплеменникам, обносят иностранные государства, ищут по заморским базарам аленькие цветочки и т. д. и т. п. В этом смысле мир, где с одной стороны, типа, Светлая Русь с добрыми молодцами, красными девицами и прочими хороводами да пашней, а с другой – хмарь, дурь и набигающие орды волоколако-орко-рептилоидов с личом-Кащеем во главе, выглядит несколько однообразно и уныло. В обширном фентезийном мире есть место злым чуркам и своим поганым, курносым няшкам-славянам и хладнокровным живодерам-викингам (причем и те, и другие могут по разным причинам переходить на противоположную сторону), чужим культурам, рядом с которыми уживаешься, и вроде бы похожим обычаям, носители которых ровняют с землей города и украшают получившиеся пустыри кольями с насаженными головами. И вот уже в этот котел можно запускать упырей, оборотней, мертвяков, драконов, демонов и прочую нечисть, чтобы все хорошенько взбодрились.
Третье обстоятельство, которое, как мне кажется, несколько снижает интерес к проекту – это вторичность некоторых образов. И я не говорю о вторичности по отношению к той основе, на которой они создавались. Речь идет об их предшественниках в мировой поп-культуре. Богатая, избалованная, тренированная девушка, которая грабит дрвение захоронения и разгадывает старинные тайны? Да еще вооруженная double weapon? Серьезно? Тогда следующим, наверное, будет чародей, который заработал много золота, продавая всякие грозные магические артефакты, а потом сделал себе стальные летающие доспехи и начал сражаться с нечистью, которая хочет сокрушить его город? Оммажи и пасхалки – это одно, но вторичность персонажей делает их малоинтересными.
Четвертое отрицательное обстоятельство (и это уже чистая вкусовщина) – это засилье брюнетов))) Серьезно, блондинов там только двое, да и те, похоже, исключительно из-за своей сверхъестественной физиологии)))
А теперь серьезно. Данная книга – это потрясающий и оригинальный проект, выполненный человеком, который любит свое дело и достиг в нем высокого уровня мастерства. Исполнение всех картин – просто замечательное, при этом большинство рисунков еще и представляют собой по-настоящему оригинальное прочтение знакомых сюжетов, иногда – забавное, иногда – серьезное, иногда – жутковатое. Каково бы ни было мое отношение к некоторым концепциям мира Романа Папсуева, я получил огромное удовольствие от его альбома и буду получать его еще много раз – к этим персонажам можно возвращаться снова и снова. Честно признаюсь, я по-хорошему завидую ему. Папусев смог сделать свое любимое дело своей профессией, которой он может зарабатывать себе на жизнь. И это в нашей, прямо скажем, не слишком цивилизованной стране, где на объекты любого искусства, что высокого, что популярного, смотрят, как на такую фигню, которую каждый-может-в-интернете-скачать-да-я-зн аю-пацана-он-лучше-сделает-за-бутылку. Покупать ли альбом вам? Если вы ортодоксальный русский, воспитанной на русской культуре в ее русском понимании русского – пожалуй, нет. Если вам нравятся хорошие рисунки, если вас прет от сочетания русской и врахаммеровской эстетики (как в фентезийной, так и в сорокатысячной ее ипостаси), то, разумеется, брать, не задумываясь! Потому что это – совершенно офигительная книга!
Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Истоки»
В мире «Сказок старой Руси», придуманном художником Романом Папсуевым, классические персонажи предстают перед нами в неожиданном свете. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка оказываются охотниками на ведьм, Курочка Ряба и Мышь промышляют мошенничеством, а Колобок служит оружием массового уничтожения. Артбук «Начало» познакомил нас с необычными образами сказочных героев, а «Истоки» рассказывают, как они появились.
Жанр: артбук
Издательство: «Эксмо», 2017
272 стр., 2000 экз
Похоже на:
артбук «Dishonored Архивы Дануолла»
артбук «Мифбук»
Выпуск артбука «Сказки старой Руси. Начало» был своего рода экспериментом. Конечно, в последние годы иллюстрированные альбомы стали чаще встречаться на полках отечественных магазинов. Однако большинство из них посвящены известным игровым и киновселенным. Совсем иное дело «Сказки старой Руси» — сугубо авторский проект художника Романа Папсуева.
Конечно, в интернете «Сказки» прогремели не на шутку, но найдёт ли книга своего покупателя, всё же оставалось под вопросом. Однако стоило ей выйти в свет, как все сомнения развеялись — первый тираж буквально смели с полок, так что моментально потребовалось допечатка. Книга получилась просто замечательной, и, пожалуй, единственным её серьёзным недостатком было скромное количество авторских комментариев.
Любуясь на яркие и необычные образы, созданные Папсуевым, мы могли только догадываться, какие характеры и истории он придумал для персонажей «Сказок старой Руси». Ответить на этот вопрос призвано расширенное издание книги, получившее подзаголовок «Истоки». Оно вышло почти на сто страниц объёмнее, и, в отличие от «Начала», здесь иллюстрации сопровождаются обширными авторскими комментариями. Папсуев подробно рассказывает, как работал с источниками, как создавал образы и характеры своих героев, какое значение имеют те или иные детали костюма и внешности. Внимание художника к мелочам поражает. За многими элементами, которые можно счесть нарисованными ради красоты, на самом деле кроется глубокий смысл. Например, металлические крыльяпротезы Змея Горыныча — признак того, что под его контролем находятся нешуточные промышленные мощности.
Автор знакомит нас и с биографиями персонажей. Это ещё не полноценные истории, в которых были бы досконально расписаны похождения героев, а скорее краткие очерки, дающие общее представление о том, как в мире Сказок старой Руси складывались судьбы трёх богатырей, Василисы Премудрой или Кощея Бессмертного. И эти наброски историй выглядят очень занимательно, так что хочется, чтобы они получили полноценное развитие — в формате романов, комиксов или игр.
Смотрите также
«Сказки старой Руси» и художник Роман Папсуев в ток-шоу «Мир фантастики. Live»
Мы пригласили в студию отечественного художника Романа Папсуева и обсудили его артбук «Сказки старой Руси», а также поговорили о древнерусской мифологии.
Бестиарий старой Руси
Следующей книгой проекта, по словам Романа Папсуева, станет «Бестиарий». Этот том, как и намекает название, познакомит нас с волшебными созданиями и чудовищами, обитающими в мире старой Руси. Иллюстрации для книги художник регулярно публикует в своём инстаграме — instagram.com/amokrus.
Важное общее замечание ко всем картинкам. Рисуя персонажей, я не мог изобразить сразу весь их гардероб (по очевидным причинам), поэтому выбирал для них наряды самые характерные и максимально приближенные к фэнтези-стилистике.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/id/5a65ccc477d0e60fcb31187f/5b2b93fc68629d00a93fc0ed
https://bigfatcat19.livejournal.com/191033.html
https://www.mirf.ru/book/roman-papsuev-skazki-staroj-rusi-istoki