Жертвы черной магии воланда и его виды. Кто из героев ремиза М.А
Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему
Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечистая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в романе на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто от глаз.
Первой жертвой свиты Воланда становится Берлиоз, «председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ». Воланд предсказывает ему скорую гибель, что сбывается с поразительной точностью. Чтобы понять, почему он стал жертвой нечистой силы, нужно прежде всего задуматься над тем, что являл собою возглавляемый им МАССОЛИТ. Разговор Берлиоза с Бездомным дает об этом некоторое представление.
Бездомному, входящему в МАССОЛИТ, заказана антирелигиозная поэма. Он написал ее не так, как требовалось, и вот теперь редактор Берлиоз разъясняет ему, как и что надо было изобразить. О правдивом описании действительности речи в ведомстве Берлиоза никогда не шло, не идет и теперь. Данная поэма — не первое подобное (заказное) творение Бездомного, а Бездомный — не единственный в МАССОЛИТЕ автор, занимающийся такого рода работой. За это наказан и сам Иван, оказавшийся в сумасшедшем доме и нашедший, к счастью, в финале свой истинный путь.
Творцам из МАССОЛИТА противопоставлен в романе Мастер, для которого творческая свобода — вещь принципиально важная. Враждебно относится к МАССОЛИТовцам и сам автор, на собственном опыте узнавший, что значит противостоять таким, как Берлиоз.
Яркое представление о МАССОЛИТЕ читатель получает, ознакомившись с описанием «Дома Грибоедова». Красноречиво говорят о содержании деятельности литераторов, а также о самой цели пребывания их в МАССОЛИТЕ многочисленные вывески, а также разговоры писателей. «Рыбно-дачная секция», «Однодневная творческая путевка», «Квартирный вопрос» — это лишь некоторые из них. Ресторан в «Грибоедове» «считался самым лучшим рестораном в Москве», потому что он отличался «качеством своей провизии» и тем, «что эту провизию отпускали по самой сходной, отнюдь не обременительной цене». Материальные выгоды зовут писателей в МАССОЛИТ, а не их подлинное призвание. Они же лишают их чести и совести. С горькой иронией писатель говорит о том, что шикарные дачи получают «наиболее талантливые» литераторы МАССОЛИТа и что в саму эту организацию нельзя было вступить, не имея «литературного таланта».
Наказан и напуган свитой Воланда также Степа Лиходеев, директор театра Варьете, безответственный руководитель, вся жизнь которого состоит из посещения увеселительных заведений и прочих развлечений. «Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том что им поручено. Начальству втирают очки!» — так характеризует Степу Коровьев. «Он такой же директор, как я архиерей»,— присоединяется к нему Азазелло.
Разоблачен нечистой силой Никанор Иваныч Босой, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице». Воланд говорит о нем, что он «выжига и плут». В предложении «переводчика» «заключался ясный практический смысл», поэтому Босой и приял его. За взяточничество, злоупотребление служебным положением наказан Босой. «. брал! Брал. Прописывал за деньги, не спорю, бывало», — признается он.
Не проходит свита Воланда и мимо администратора Варьете Ивана Савельевича Варенухи, который с удовольствием соглашается отнести кляузу на Лихо-деева куда следует. Кроме того, по мнению нечистой силы, Варенуха хамит и лжет по телефону. Пройдя «перевоспитание», Иван Савельевич приобрел всеобщую популярность и любовь за свою невероятную отзывчивость и вежливость.
Жертвой свиты Воланда становятся и зрители Варьете, «отоварившиеся» в дамском магазине на его сцене. Охваченные алчностью они хватали в нем все подряд. Их дальнейшее обнажение символизирует обнажение пороков.
Прямо на сеансе в Варьете нечистая сила разоблачает Аркадия Аполлоновича Семплеярова, председателя акустической комиссии, изображающего из себя «интеллигентного и культурного человека» и берущего без зазрения совести под весьма сомнительное покровительство «хорошеньких девиц». Позже на допросе ему пришлось рассказать «и про Ми лицу Андреевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыразимые муки» и чем нечиста была его совесть.
Наказан за донос Алоизий Могарыч. Прочитав статью Латунского про роман мастера, он написал на него жалобу о том, что тот хранит у себя нелегальную литературу. Цель этого кляузничества состояла в желании избавиться от мастера и занять его комнату. Несмотря на дружбу, Алоизий Могарыч предал мастера, он совершил подлость, стремясь извлечь для себя выгоду любыми средствами.
Удивительное превращение происходит с председателем зрелищной комиссии Прохором Петровичем, постоянным девизом которого на работе стали реплики вроде «не принимаю», «вы чего без доклада влезаете», «я занят». Превращение бездушного, грубого и ленивого горе-руководителя в говорящий костюм весьма символично.
Обличен нечистой силой заведующий филиалом зрелищной комиссии, «вконец разваливший облегченные развлечения». «Очки втирал начальству!» выдает его коллега.
Жестоко обошлась свита Воланда и с Максимилианом Андреевичем Поплавским, приехавшим из Киева в Москву. «В чем же было дело? В одном — в квартире»,— сообщает о нем автор. Поплавского «мысль о переезде в Москву настолько точила., в последнее время, что он стал даже худо спать». Смерть Берлиоза показалась ему отличным шансом реализовать свои давние намерения. Максимилиан Андреевич готов был «невзирая ни на какие трудности… унаследовать квартиру племянника на Садовой». Его не огорчила смерть родственника, она стала средством достижения корыстных целей. За корысть он и поплатился.
До смерти напугали проделки нечистой силы буфетчика Сокова, большого мошенника, нажившего капитал на продаже некачественных продуктов и обмане посетителей буфета.
Досталось и той самой Аннушке, разлившей на горе Берлиоза свое масло. Аннушка умеет притворяться «весьма искусно», ее не терзают муки совести. Найдя драгоценность, она не прочь «камушки-то. выковырять» или «распилить ее на куски», У схваченной с поличным Аннушки наглость сразу пропадает, она полностью преображается и многократно по инерции кричит свое «мерси».
Лицемер же Николай Иваныч не случайно превращается в борова. Изображая из себя добропорядочного семьянина, он не прочь при этом завести отношения с Наташей. Николай Иваныч глуп и труслив. Возвратившись с бала сатаны, он требует удостоверение «на предмет предоставления милиции и супруге», но позже оказывается арестованным «исключительно по глупости своей ревнивой» жены. На допросе Николай Иваныч «не счел нужным упомянуть о том, что он явился в спальню с выброшенной сорочкой в руках и что называл Наташу Венерой».
Жертвой свиты Воланда становится также Смирновский рынок, на котором цены «кусаются» и обслуживаются только обладатели валюты, в основном говорящие на чисто русском языке.
В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков-сатирик беспощадно бичует самые разные людские пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество и др. Наказание его героям в них самих. Они наказаны тем ужасом, который поселился в их душах и остался там даже после исчезновения Воланда.
Кто из героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” становится жертвой свиты Воланда и почему?
На страницах своего бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» Булгаков оживляет самого Князя Тьмы, который отправляется в современную Москву, с целью посмотреть на изменившийся мир и людей.
В основном жертвы Воланда-это типичные московские жители, чиновники и литературные круги, умело пользующиеся своим положением, и не пренебрегающими всеми средствами, чтобы получить желаемое.
Первыми жертвами Воланда становятся убежденный атеист Иван Бездомный и пользующийся во всей мере своим главенствующим положением председателя
Они рьяно отрицают существование любой силы, кроме силы человеческого разума, и верят в, что только человеку подвластна его жизнь. Столь ограниченность и зацикленность, сдобренная человеческой глупостью, возмущает Сатану, и он решает проучить каждого из героев по своему. Берлиозу отрезает голову трамваем, и он, как и говорил, бесследно исчезает и перестаёт существовать после смерти. Иван Бездомный же попадает в сумасшедший дом.
Другая жертва свиты Воланда, Лиходеев,среднестатистический гуляка, бездельник и развратник.
Никанор Босой поплатился же за взяточничество, неумеренную
Соков, бессовестный заведующий буфета варьете, торгующий рыбой «второй свежести» и скопивший немалое богатство под полом своего дома, умрет от рака через девять месяцев после знакомства с Воландом.
Затем, испытание жадности проходит и обычные московские обыватели, появившиеся на сеансе чёрной магии. Денежные купюры, сыпящиеся с потолка, пробуждают в людях небывалая жадность, они затаптывая друг друга начинают пихаться и драться в желании ухватить побольше.
Жорж Бенгальский, оказывается без головы из-за своей отнюдь не делающей ему чести привычке совать нос не в свои дела, однако, публика, просит вернуть голову на место, что тут же проделывает свита Сатаны.
Женщины, скидывая с себя старые платья и туфли примеряют на сцене, новые внезапно появившиеся из воздуха французские наряды… И тут случается конфуз! Все дамы после выступления остаются без одежды, которая также внезапно исчезает как и появилась, как впрочем и без денег, превратившихся в пачку резаной бумаги или вовсе в ос.
Что же увидел Воланд через две тысячи лет на улицах города?
Взяточничество, воровство, нравственная деградация… Черствость людей, жадность.
Образ Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Разделы: Литература
Цели урока:
- Определить роль и значение образа Воланда и его свиты в романе М. Булгакова.
- Развивать умения анализа эпического произведения.
Ход урока
1. Роман “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова – один из интереснейших и загадочных в русской литературе. И на этом уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться. Нужно сказать, что демонологические образы в литературе упоминаются часто. В русских народных сказках встречаются черти, водяные, русалки, леший и Баба-Яга. В цикле “Вечера на хуторе близ Диканьки” Н. В. Гоголя мы встречаем ведьм, колдунов, нечистая сила изображена иронично, ее легко подчинить своей воле. В поэме “Демон” М. Ю. Лермонтов создает иной образ. Его герой изгнанник, павший ангел, потерявший интерес не только к добру, но и к злу. В трактовке Достоевского демонов и ангелов заключает в себе человеческая душа. И эта двойственность ведет к бесконечной борьбе добра и зла в душе каждого. Эта борьба отражается в мыслях и поступках героев Достоевского.
2. Попробуем определить, какова природа образа Воланда у Булгакова.
Романный Воланд -это дьявол, сатана, князь тьмы, воплощение зла. Имя взял из “Фауста” Гете. Так называет себя сам Мефистофель: “Дворянин Воланд идет!” В поэме упоминается лишь однажды, а в русских переводах всегда опускается.
Давайте припомним, как появляется Воланд в романе. Для этого необходимо погрузиться в обстановку роману. Закроем глаза и представим:
– В каком мы городе? ( В Москве на Патриарших прудах)
– Какая погода и какое время года? ( Весна, май, небывало жаркий закат)
Липовая аллея, где нет никого, кроме 2 мужчин (Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный). “Был тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать. Солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо. Напившись абрикосовой воды, они уселись на скамейке лицом к пруду. В это время появился первый человек в аллее”.
Обратимся к портрету Воланда: “Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.”
– Какой прием использует Булгаков, создавая портрет Воланда? (Парцелляция) Почему именно этот прием?
3. С какой целью Воланд приезжает в Москву?
– Берлиозу он сообщает, что прибыл, чтобы изучить найденные рукописи Геберта Аврилакского (чернокнижника десятого века)
– Сотрудникам Театра Варьете – выступить с сеансом черной магии
– Буфетчику Сокову – просто хотел повидать москвичей в массе, а удобнее всего это сделать в театре
– Маргарите – провести бал весеннего полнолуния
Из всего этого что следует? Воланд многолик, как и подобает дьяволу, надевает разные маски.
4. Раскрыть образ Воланда помогут определенные символы и мотивы.
Мотив знания. Он владеет информацией о каждом жителе планеты, ныне живущем или давно умершем, способен узнать будущее и заглянуть в прошлое, может читать мысли. Но не в этом его сила. Это лишь инструменты. Он изучает суть добра и зла. Он наблюдает, как меняется человек с течением времени. “Ну что же, люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было:Человечество любит деньги, из чего бы они не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны, ну что ж и милосердие иногда стучится в их сердца: обыкновенные люди:в общем: напоминают прежних: квартирный вопрос только испортил их.” Таков вывод Воланда о москвичах 30-х годов.
Мотив памяти. Сам он многое знает и помнит, но никто не может вспомнить ни его внешность, ни его имени. Эта необыкновенная способность делает атмосферу вокруг Воланда еще более загадочной.
Символы солнца и луны. На протяжении всего романа Воланда сопровождает луна. Она выделяет эпизоды и детали, освещает темное, тайное и забытое. Луна расставила все на свои места и дала каждому то, что он заслужил.
Масонские символы. Масонство – всемирная, тайная организация, которая работает над материальным и моральным прогрессом, над умственным совершенствованием человечества. Обратим внимание на портсигар Воланда, вот его описание: “Он громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник.” Треугольник, перевернутый вершиной вниз, в масонстве является символом сатаны.
Шутовство. Вечные парные герои король и шут. Воланд и его свита – король и шуты, которые делают все, чтобы насмешить его.
5. Итак, свита Воланда. Кто к ней относится? Коровьев – Фагот, Бегемот, Азазелло, Гелла. (Подготовленные учащиеся рассказывают немного о каждом в сопровождении слайдов с портретами)
6. Похождения свиты. Вспомним эпизоды.(На доске записаны имена героев романа, учащиеся называют эпизод, связанный с этим персонажем)
1) Степа Лиходеев, директор Варьете, отправлен в Ялту.
2) Михаил Александрович Берлиоз попадает под трамвай.
3) Иван Бездомный пытается поймать нечистую силу и попадает в психиатрическую клинику.
4) Никанор Иванович Босой арестован за хранение долларов.
5) Римский, финансовый директор Варьете, напуганный Геллой, уезжает.
6) Варенуха, администратор Варьете, превращается в вампира.
7) Жорж Бенгальский остался на какое-то время без головы.
8) Прохор Петрович, председатель комиссии зрелищ, представлял собой “говорящий костюм”.
9) Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза, напуган и отправлен в Киев.
10) Маргарита Николаевна и Наташа превращаются в ведьм.
11) Представление в Варьете.
12) Пожар в Грибоедове. (Коровьев и Бегемот обедают)
13) Разгром в магазине, который устраивает Бегемот.
14) Сжигают квартиру №50 по улице Садовой №302 бис.
7. Чтобы проверить, насколько хорошо учащиеся знают эти эпизоды, проводится цифровой диктант. (За утвердительный ответ выставляется 1, а за отрицательный -2)
Цифровой диктант
- Воланд при встрече с Берлиозом и Бездомным заявил, что он полиглот и знает очень большое количество языков.
- Бегемот прокатился на трамвае.
- Гелла была всегда одета в черное платье.
- Бегемот, чтобы пройти в ресторан Дома Грибоедова, представился Чеховым.
- Коровьев отличался красноречием, именно он сообщил в милицию, что Н. И. Босой хранит доллары в своей квартире.
- Крик совы помешал Гелле в преследовании Римского.
- Азазелло передает Маргарите крем, чтобы она смогла летать.
- Воланд играл с Бегемотом в шахматы.
- На балу Бегемот купался в бассейне с коньяком.
- Коровьев всегда ходил с тростью.
8.При помощи какой геометрической фигуры можно представить свиту Воланда?
(Например, при помощи круга: попав в их поле, невозможно выбраться)
9. – За что наказывает свита Воланда москвичей?
1) Наказана бюрократическая верхушка учреждений, занимающихся искусством (Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский)
2) Разоблачение взяточничества и жадности (Наканор Иванович Босой, дядя Берлиоза)
3)Осуждение пошлости и приспособленчества людей, которых принято называть “простыми людьми” (разоблачение Семплеярова, Иван Николаевич – боров, буфетчик Соков)
– Какие приемы сатирического изображения использует Булгаков?
Гротеск – “самопишущий костюм” (гл. 17, 27); поющие грузовики (гл.17)
10. Поскольку коснулись теории литературы, предлагается повторить несколько терминов с опорой на роман.
“Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада” (эпитет)
“МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. Всякий, входящий в Грибоедова, прежде всего знакомился:” (метонимия)
“Головную Степину кашу трудно даже передать” (метафора)
“В кулисах стали переглядываться и пожимать плечами, Бенгальский стоял красный, а Римский был бледен“(антитеза)
“Фагот раскрыл рот, как птенец, и всю ее, карту за картой, заглотал” (сравнение)
11. Учащимся предлагается обсудить и прокомментировать несколько высказываний.
1) Роман Булгакова считают, особенно священнослужители, кощунственным, направленным против Бога. Иерей Георгий Белодуров говорит: “Это утонченная апология сатанизма! Глядя на Мастера и Маргариту, кое-кто может решить, что сговор с Сатаной вполне допустим”. Другой священник Михаил Дунаев говорит: “И Сатана у Булгакова уже не выступает в роли сеятеля зла и врага человеческого, он может показаться этаким поборником справедливости”.
2) Воланд – лишь побочное звено, двигатель сюжета, а главное в романе – это люди, с пороками и страстями, на фоне действий которых меркнет даже зловещая фигура Сатаны. Еще М. Волошин сказал: “В каждом человеке Дьявол с Богом борется, а поле битвы их – сердца человеческие”.
3) Стремления Воланда направлены лишь на то, чтобы люди могли видеть и осознавать истинную картину мира. Воланд несет знание о добродетели и грехах. Ведь Сократ сказал, что поступать хорошо может только тот человек, который знает, что есть добро, а что есть зло.
4) Природа же истинно художественного произведения такова, что в нем нет лишнего, случайного – важно все. “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Дьявол (Воланд) хочет зла, но он не может выйти за рамки дозволенного свыше и, думая, что действует по собственной воле, только служит орудием Божественного промысла – невольно совершает благо.
5) Воланд – мудрый, величественный, поэтому привлекает сердца и губит поверивших ему смертных. Творит ли Воланд добро? Нет, он вершит зло. Воланд – обманщик и плут. Столкновение с ним изменило к лучшему личность Бенгальского, Лиходеева, Бездомного вовсе не потому, что этого хотел Воланд: просто они раскаялись, и дьявол более над ними не властен. Сила Тьмы всегда подчиняется воле Добра.
12. Подведение итогов урока. Какова роль Воланда в романе?
1. Образ заставляет задуматься над вечными проблемами соотношения в мире добра и зла, насилия и милосердия.
2. Воланд и его свита позволяют Булгакову показать, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах.
3. Можно предположить, что Воланд олицетворяет собой идеальную власть.
Домашнее задание: создать кластер на тему “Воланд и его свита в романе М.Булгакова “
Источники:
https://5litra.ru/soch/313-kto-iz-geroev-romana-m-bulgakova-master-i-margarita-stanovitsya-zhertvoy-svity-volanda-i-pochemu.html
https://school-essay.ru/kto-iz-geroev-romana-bulgakova-master-i-margarita-stanovitsya-zhertvoj-svity-volanda-i-pochemu.html
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591090/