26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Живопись эпохи Возрождения. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль

Живопись эпохи Возрождения. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль

Современную живопись невозможно представить без влияния на неё творчества величайших художников эпохи Ренессанса. Творчество это – признанная классика, и она всегда будет существовать в подсознании живописцев наших дней. Именно в период Возрождения появилось большинство уникальнейших произведений искусства, частью которого является живопись, а особенно живопись мастеров итальянской школы.

Ренессансом называют период с конца тринадцатого до конца шестнадцатого веков, а главной фигурой, центром внимания художников, становится человек. Развиваются основы воздушной и линейной перспективы, композиции, подробно изучается строение человеческого тела, появляется портрет. Художники совершенствуют технику живописи, стараясь добиться максимальной реалистичности картины, подобно фото детально описывающей сюжет.

Начало эпохи Ренессанса связано с такими именами как Мартини, Джотто, Боттичелли. Развивалось искусство живописи Возрождения настоящими титанами, великими и непревзойдёнными мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Микеланджело Меризи де Караваджо. Именно благодаря этим художникам появляется идеальный стиль, исполненный возвышенной величавостью и предельной ясностью. Античная или религиозная тематика картин трактуется как современный, светский сюжет, а их персонажи поэтичны и изящны.

Отдавая дань мастерству многих живописцев итальянского Возрождения, нужно отдельно упомянуть великого Леонардо. Вклад этого человека в развитие классической живописи огромен. Ведь, именно он разработал и начал применять для написания своих полотен особый приём, «сфумато», с помощью которого картина смотрелась, будто сквозь лёгкую дымку. Это придавало произведениям Да Винчи ту самую знаменитую таинственность, загадочность, а самая известная картина мастера – «Джоконда» – до сих пор является предметом научных споров, диссертаций и невероятного количества книг.

С творчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Ко­нечно, в той или иной степени ка­ждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет­лому совершенному началу прони­зывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест­ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно­го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя.

Рафаэля называли Мастером Ма­донн. Настроение душевной чисто­ты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин – “Мадонна Конестабиле” (1502 -1503 гг.), – приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля – “Обручение Марии” (1504 г.). Происходящая на фоне чудесной архи­тектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Вырази­тельны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: напри­мер, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, со­звучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.
В 1504 г. Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное вели­чие. В цикле Мадонн он варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша “мадонна в зелени” (1505г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. Росписи ватиканских станц (1509 – 1517гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.
Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра – “Сикстинской Мадонны” (1515 – 1519гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства “Сикстинская Мадонна” – образ совершенной красоты.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

Рафаэль вошёл в историю живописи как создатель идеально-прекрасных образов. Его первые произведения были созданы во Флоренции под воздействием традиции позднего флорентийского портрета.

С годами портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значительность.

В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая “Дама в покрывале” (около 1514 г.). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Его книга об идеальном человеке своей эпохи “Придворный” (1513 – 1518 гг.) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. «Мадонна с цветком» – это хронологически первая мадонна.

Молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок красного цвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны.

«Мадонна в гроте»[1] – первое вполне зрелое произведение Леонардо, утверждает торжество нового искусства.

Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырех фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращенный не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. И тайна, леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал.

Читать еще:  Личная гигиена в средневековье. Как мылись в древние времена в европе и руси

«Тайная вечеря»[2] – величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде.

Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта.

Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление.

На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.

Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.

Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига.

Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Увидев «Тайную вечерю» Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Ботичелли был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи.
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним – в мужественной энергии, другим – в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Сандро Ботичелли впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья – щемящей тоской, спокойная созерцательность – неудержимой страстностью.
Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни – противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, – и это наложило яркий отпечаток на его произведени
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами
Боттичелли – величайший мастер линии. Этим простейшим элементом изобразительного языка он владеет виртуозно. Его картины буквально пронизаны линейным началом. Линия служит главным средством построения фигур и главным средством их эмоциональной выразительности, линейный ритм связывает отдельные части в единую композициюю.
В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр композиции; весь мир строится вокруг него и для него, и именно он является главным героем драматического повествования, активным выразителем содержания, заключенного в картине. Однако в картинах Боттичелли человек утрачивает эту активную роль он становится скорее страдательным элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву чувства или порыву ритма.
Это ощущение внеличных сил, подчиняющих человека, переставшего владеть собой, прозвучало в картинах Боттичелли как предчувствие новой эпохи, когда на смену антропоцентризму Ренессанса, приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле

Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

Художники Высокого Возрождения – не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства – образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.

Леонардо да Винчи.

Однако подлинным осно­воположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).

Искусство для Леонардо было средством по­знания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо во­площал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

К числу ранних произведений Леонардо относится«Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

Миланский период творчества оказался самым плодотворным. Много начинаний, но многое остается не завершенным. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля – «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря».

«Мадонна в гроте» – первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Формат напоминает окно закругленное наверху. Это единое целое четырех фигур. Объединены расположением, взглядами, улыбками. Фигуры в пейзаже. Фигуры как бы вписаны в равнобедренный треугольник. Вершина – Мадонна. Все его мадонны «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита», « Мадонна с гвоздикой» представляют такую замкнутую пространственную пирамиду, где точно вписываются фигуры. Создал новую манеру живописи – невесомую световоздушную среду, смягчающие контуры.

Он помещал источник света спереди и сзади фигуры. Этот эффект дымки называется сфумато. В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей – «Тайная вечеря» фреска трапезной доминиканского монастыря Санта Мария дела Грация. Передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола. Иуда показан в тени. Смысл композиции состоит во взаимосвязи с пространством интерьера. Фреска – как продолжение помещения трапезной. Для этого, он увеличил на фреске масштабы фигуры и этим показал значимость происходящего.

К этому же времени относится портрет Моны Лизы («Джаконда», ок. 1503). Величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окатанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холенные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого взмаха или угловатого контура.

Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией. В Италии нет заказов и он переезжает во Францию, изготовил герб для короля (лилии выпадающие из пасти льва). Свое имущество оставил ученику. Умер в 67 лет во Франции в замке Клу.

Рафаэль Санти.

Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Читать еще:  Индийская мудрость ребенок в нашем доме гость. Индийская мудрость

Родился в г.Урбино. Ученик малоизвестного художника. Позже – у Перуджино. У него Раф. Воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. «Мадонна Конестабиле» – просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного пейзажа. Здесь воплощены грезы о красоте, об идеальной гармонии.

В небольших картинах посвященных теме материнства «Мадонна в зелени», «Мадонна-садовница» «Мадонна в кресле» Рафаэль воплотил идеалы гуманизма, создал образ света и тепла. «Сикстинская мадонна» идет по небесам к людям и предвидит участь сына. В цикле мадонн проявилось главное открытие Рафаэля – соединение языческого и христианского мироощущения, поэтому его мадонны не слишком возвышенны, и не слишком чувственны. Рафаэль мастер пространственной композиции. Он точно выстраивает картину, связывает ее в единое целое.

Он расписывал апартаменты папы римского в Ватикане. Дар Раф. – монументалиста и декоратора – проявился во всем блеске. «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Здесь виден синтез архитектуры и изобразительного искусства. Римский период отмечен достижениями и в области портрета. (Портрет папы Юлия II, папы Льва Х).

В это же время создана «Сикстинская мадонна» (1515-1519), предназначавшаяся для церк. св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Серьезно и печально-тревожно смотрит мадонна куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына.

Последний монументальный цикл Рафаэля – роспись Лоджий – арочной галереи ватиканского дворца. Это сочетание живописного декора и небольших фресковых композиций. 52 фресковые композиции на темы Ветхого завета «Библия Рафаэля». Рафаэль – создатель стиля, основа которого – идеальное совершенство форм. Его полотна на столетия определили вкусы живописцев академического направления.

Микеланджело Буонарроти.

3 из титанов итальянского искусства. Прошел долгий творческий путь. Гениальный скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик, военный инженер, поэт. Его жизнь совпала с историческим потрясениями. Вся его жизнь – непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. Поэтому он изображает человека – борца, действенного, активного, готового на подвиг. Уже в ранних самостоятельных произведениях – тяготение к большим монументальным образам, полных героики и силы («Битва кентавров»).

Впервые в скульптуре он соединил телесную красоту с духовной идеей – статуя Давид во Флоренции, изображен перед свершением подвига. Юноша сильный и отважный. Таким должен быть человек. Работал над гробницами папы Юлия II и Медичи (ск-ра «Ночь», «День», «Утро», «Вечер») – символизируют быстротечность времени. «Пьета» – создал несколько композиций. Грандиозной была роспись сводов Сикстинской капеллы. В течение 4 лет расписывал собственноручно громадный плафон. Сюжеты взяты из Библии. Написал около 200 фигур и композиций. Люди как живые, это могучие титаны, разнообразные позы. «Отделение света от тьмы», « Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др.

Новое наступление католической церкви, период инквизиции и костров – создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд». В центре – Христос рядом люди, они напуганы, но фигуры полны мощи, их движения конвульсивны, динамичны, они беспомощны перед роком. Завершил постройку собора Св. Петра в Риме, планировка площади и лестницы на Капитолийском холме. Мощь создаваемых образов объясняется желанием передать Величие души в телесной прекрасной оболочке, которая была и темницей. Влияние Микеланджело на современников и последующие поколения огромна.

Тициан.

Представитель венецианской школы. Его творчество принадлежит двум эпохам. Высокого и Позднего Возрождения. Много писал на античные темы, мифологические сюжеты: «Вакханки», «Даная», «Венера и Адонис» – показал простые радости земного бытия, воспевал женскую красоту. Ранние произведения отмечены поэтичностью мировоззрения. Но в отличие от Джорджоне Тициан создает образы более полнокровные, активные, жизнерадостные – «Любовь земная и небесная».

К концу жизни мироощущение худ-ка меняется, он обращается к трагическим темам мученичества и покаяния – «Кающаяся Магдалина», «Оплакивание», «Пьета». Техника живописи тоже меняется. Золотистый светлый колорит сменился густыми красками. Отказался от ярких, ликующих красок, обращается к пасмурным, стальным, оливковым оттенкам. Широкие мазки даже пальцами. Тициан заменил господство линии господством цветового пятна. На протяжении всей жизни обращается к жанру портрета.

Его творчество оказало влияние на Рубенса, Веласкеса.

Живопись эпохи Возрождения. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль

Небольшой экскурс в Эпоху возрождения, где творили великие Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти, Тициан. Позволю себе привести короткие автобиографии этих великих мастеров.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году во Флоренции в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Ботичелли был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи.
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним — в мужественной энергии, другим — в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Сандро Ботичелли впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное

возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской, спокойная созерцательность — неудержимой страстностью.
Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни — противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, — и это наложило яркий отпечаток на его произведении.
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами. Умер Боттичелли в 1510 году, парежив и Медичей, изгнанных из Флоренции, и Савонаролу, сожженного на костре, и свою собственную славу, обедневшим и забытым.

Вот несколько работ великого мастера: Рождение Венеры (ок.1485), Весна (ок 1448), Поклонение волхвов (ок 1458) в правом нижнем ряду можно видеть самого Боттичелли, » Покинутая» ок. 1485-90.

Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) — живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины. Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию. Впервые его имя встречается там в книге корпорации флорентийских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478). Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям Возрождения, подходит понятие homo universale. Этот необыкновенный человек все знал и все умел -все, что знало и умело его время; кроме того, он предугадывал многое, о чем в его время еще не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как можно судить по его рисункам, пришел к идее геликоптера. Леонардо был жи­вописцем, скульптором, архитекто­ром, писателем, музыкантом, теоре­тиком искусства, военным инжене­ром, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником… Легче перечислить кем он не был. Причем в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и ученым.

Читать еще:  Где развязка и завязка комедии ревизор. Завязка комедии «Ревизор

Самые известные работы великого Да Винчи:
Портрет Джинервы деи Бенчи. 1478, «Монна Лиза«, «Мадонна в скалах«, «Тайная вечерия».

Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) — живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти. Первые художественные впечатления — Урбино с дворцом, выстроенным Лучано Лаураной и украшенным работами Пьеро делла Франчески и других живописцев и скульпторов. С 1499 г. — в Перудже в мастерской Перуджино. В 1504 г. — первая поездка, в 1505 г. (или в 1506) — вторая поездка во Флоренцию. На родине в 1507 г. С 1508 г. Рафаэль в Риме, где в том же году начинаются работы для папы в Ватикане и в 1511 г. — на вилле Фарнезина для Агостино Киджи. В 1514 г., после смерти Браманте, Рафаэль назначен главным архитектором строительства собора св. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. Последнее пятилетие жизни в исполнении многочисленных заказов все большее участие принимали помощники и ученики.Знаменитая Автопортрет 1506г., «Мадонна со щеглом«. 1505-06, «Венера,Церера и Юнона«, «Секстинская Мадона«. 1515-19г.

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475 — 1564 гг.), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи Ренессанса. Родился 6 марта 1475 года в тосканской деревушке Капрезе, где его отец был старостой. Он рано лишился матери и получил воспитание в масонском заведении. Когда его отец снова женился, Микеланджело переехал жить к нему во Флоренцию. В этом городе, где даже стены дышат высоким искусством, мальчик дружил с учениками школ живописи и много времени проводил, копируя работы таких мастеров, как Донателло, Джотто, Масаччио и Боттичелли. Несмотря на резкие протесты своего отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться в школе искусств Лоренцо де Медичи под руководством скульптора Бертольдо.

Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Саванаролы, Микеланджело сначала переехал жить в Венецию, затем в Рим. В течение последующих пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» и всем известную «Пьета» в соборе Святого Петра. В 1500 году по приглашению флорентийских граждан Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Три последующих года он самозабвенно работал, почти запершись в своей мастерской, чем возбудил массу интригующих ожиданий, и, когда в 1504 году его монументальная статуя обнаженного Давида предстала на суд публики, все были в неописуемом восхищении.

В период между 1508 и 1512 годами он был занят выполнением колоссального проекта Юлия II — росписи Сикстинской капеллы. После смерти в 1513 году папы Юлия II его престолонаследники настояли на выполнении еще одного проекта надгробной скульптуры для их предшественника. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, было потрачено сорок лет жизни Микеланджело. «Вся моя молодость ушла в этот надгробный монумент», — писал он.

Когда ему было уже почти шестьдесят, папа Павел III дал ему заказ на создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих Страшный суд. На это ушли последующие пятнадцать лет. В 1547 году он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра в Риме и спроектировал огромный купол — он по сей день остается одним из величайших шедевров архитектуры.

Микеланджело скончался в Риме 18 февраля 1564 года, не дожив три недели до 89 лет.
По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погруженным в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. Он жил скромно, в частной жизни был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. В отличие от других художников его времени, таких, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, безразлично относился к моде, отдавая предпочтение простой рабочей одежде и удобной обуви. Говорили, что он часто спал, даже не снимая своих ботинок.

Хотя он считал себя в первую очередь скульптором, его блистательный гений проявлялся во всем, чем бы он ни занимался, будь это скульптура, живопись, архитектура или поэзия. Он написал более трехсот сонетов, многие из них посвятив молодым людям, в частности Жерардо Перини и Фебо ди Поджио.
Небольшая часть работ великого маэстро: Сотворение Адама. Фреска плафона Секстинской капеллы, Гробница Джулиано Медичи. 1520-30г., Купол Св.Петра в Риме. 1560г.

Тициан (Тициано Вечеллио) (Titian (Tiziano Vecellio)) (около 1480-1576 гг.), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Глава венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Когда Беллини умер (1516 г.), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти…
Вся эволюция венецианской живописи чинквеченто отразилась в творческой биографии Тициана.Тициан прожил долгую жизнь, причём самый поздний его период -самый значительный. Одна из ранних работ»Флора» безмятежна по настроению… Более позняя работа Венера Урбинская (1538), Портрет папы Павла 3, главного покровителя инквизиции, написанная Тицианом в 1540-х годах указывает об умении мастера создавать характерные образа… К более поздним работам относится «кающаяся Магдалена»…(Краткая История искусств под ред. Н.А.Дмитриевой).
«В Тициане венецианская живопись переживает её великое время. Слава и влияние его произведений выходят за границы Венеции, они заполняют Италию и всю творящую и любящую искусство Европу. Вместе с Микеланджело и Рафаэлем он относится к тем великим идеалам, которые итальянское Высокое Возрождение оставило в наследство будущим поколениям. Но идеалом Тициан был не благодаря теории и систематике, а более, чем кто другой, из-за силы отдельного произведения.»
Теодор Хетцер.

Несколько работ великого мастера: Венера перед зеркалом. 1550-е гг., Автопортрет Цитиана,

Источники:

https://megalektsii.ru/s18234t2.html
https://studopedia.ru/15_13703_titani-vozrozhdeniya-leonardo-da-vinchi-rafael-mikelandzhelo-titsian.html
https://art-blog.uz/archives/9

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]