1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зинаида серебрякова направление в живописи. Рожденная в творческой семье

Зинаида Серебрякова

З инаида Серебрякова — русская художница из творческой династии Бенуа-Лансере-Серебряковых. Она училась живописи в школе Марии Тенишевой, в мастерской Осипа Браза и в парижской академии Гран-Шомье. Серебрякова стала одной из первых женщин, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи.

«Самая радостная вещь»

Зинаида Серебрякова (в девичестве — Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучное под Харьковом, она была младшим ребенком из шестерых детей. Ее мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа. Отец — скульптор Евгений Лансере — умер от туберкулеза, когда Зинаиде было полтора года.

Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург — к своему отцу, архитектору Николаю Бенуа. В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой — в те годы здесь преподавал Илья Репин. Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию — знакомиться с классическим искусством. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.

В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим аристократическим видам Петербурга, была потрясена буйством южной природы и живописными сельскими пейзажами. Она делала зарисовки везде: в саду, в поле, писала даже виды из окна. Здесь же художница встретила будущего мужа — своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.

После свадьбы молодожены уехали в Париж — там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения супруги поселились в Петербурге. Однако они часто ездили в Нескучное, здесь художница все время проводила у мольберта: писала весенние луга и цветущие сады, крестьянских детей и своего новорожденного сына. Всего в семье родилось четверо детей — два сына и две дочери.

В 1909 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом». Спустя год он и еще 12 полотен — портреты знакомых, «крестьянские» этюды и пейзажи — участвовали в выставке «Мира искусства». Картины Серебряковой висели рядом с работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)») приобрела Третьяковская галерея. Серебрякову избрали членом «Мира искусства».

Почти академик живописи

В следующие годы Зинаида Серебрякова продолжала писать — пейзажи Нескучного, портреты крестьянок, родственников и саму себя — «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой». В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Декорировали здание также Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Екатерина Лансере. Зинаида Серебрякова выбрала восточную тематику. Она изобразила страны Азии — Индию и Японию, Турцию и Сиам — в образах красивых молодых женщин.

В 1917 году Совет Петербургской Академии художеств выдвинул Зинаиду Серебрякову на звание академика живописи. Однако получить его помешала революция. Переворот застал художницу с детьми и матерью в Нескучном. Оставаться в имении было небезопасно. Как только семья перебралась в Харьков, усадьбу разграбили и сожгли. Художница устроилась на работу в Харьковский археологический музей, где зарисовывала экспонаты для каталога. Небольшая зарплата помогала семье выживать.

В 1919 году к семье пробился Борис Серебряков. Однако супруги недолго пробыли вместе: муж художницы скоропостижно умер от сыпного тифа.

В январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями. удлиняю Катюше платье, чиню белье. Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом. Живем мы по-прежнему каким-то чудом».

Вскоре одна из дочерей Серебряковой стала заниматься балетом — так в работах художницы появились свежие театральные сюжеты. Она проводила много времени за кулисами Мариинки, брала домой реквизит для спектаклей, приглашала к себе балерин, которые охотно позировали для полотен.

Портреты за обещание рекламировать

В 1924 году Зинаида Серебрякова участвовала в американской благотворительной выставке для русских художников. Ее картины имели большой успех, несколько полотен сразу купили. В том же году Серебрякова при поддержке дяди Александра Бенуа уехала в Париж. Художница планировала немного поработать во Франции и вернуться в СССР. Однако это оказалось невозможно: она по-прежнему много писала и получала за это совсем небольшие деньги. Все гонорары Серебрякова отправляла в Россию — матери и детям.

Читать еще:  Любви все возрасты покорны кто автор. Афоризмы из «Евгения Онегина»

Двоих детей — Александра и Екатерину — при поддержке Красного Креста и родственников удалось отправить в Париж в 1925 и 1928 годах. А Евгений и Татьяна так и остались в СССР.

Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». После поездки из-под кисти Серебряковой появились новые натюрморты, городские пейзажи и портреты марокканок — яркие и сочные.

В 1930-е годы в Париже прошло несколько персональных выставок Серебряковой, однако продать удалось очень мало. В 1933 году от голода умерла ее мать, и Серебрякова решила ехать к детям в Россию. Ей вновь помешали обстоятельства: сначала затянулось оформление документов, потом началась Вторая мировая война. Увидеться со старшей дочерью художнице удалось лишь через 36 лет после расставания — в 1960 году Татьяна Серебрякова смогла выехать к матери в Париж.

В середине 60-х выставка полотен Зинаиды Серебряковой прошла в Москве. Но художница не смогла приехать: на тот момент ей было уже 80 лет. Спустя два года Зинаиды Серебряковой не стало. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Все дети Зинаиды Серебряковой стали художниками. Старший — Евгений — работал архитектором-реставратором. Дети-«парижане» рисовали в редком жанре акварельной или гуашной миниатюры в традиции начала XIX века. Александр писал на заказ виды усадеб, в том числе русских — их архитектурный облик он восстанавливал по памяти. Екатерина, которая прожила 101 год, также рисовала поместья, интерьеры дворцов и создавала на заказ модели зданий. Татьяна работала театральным художником во МХАТе.

В 2015 году одно из полотен Зинаиды Серебряковой было продано на аукционе Sothbey’s за 3 845 000 фунтов стерлингов — это около 6 000 000 долларов. «Спящая девочка» стала самой дорогой ее картиной на сегодня.

Зинаида Серебрякова: жизнь и творчество художника

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

Содержание

Биография Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Читать еще:  Основные черты направления сентиментализма. Сентиментализм в русском искусстве

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Творчество Серебряковой

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей.

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль.

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За завтраком», «Балерины в уборной».

Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист.

Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.

Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

Интересные факты из жизни художницы

В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.

В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.

Из-за постоянной нищеты Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски, так как купить их было просто не за что. Сегодня за работы Серебряковой предлагаются баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось не всегда, и всю практически все отведенное на земле время художнице пришлось жить в бедности.

Уехав во Францию, и оставив дочь и сына в России, Серебрякова не могла и представить, что в следующий раз увидит собственного ребенка только через 36 лет.

Читать еще:  Автобиография михаила зощенко. Биография михаила зощенко кратко

Вернуться в Россию художница так и не смогла. Её похоронили во Франции на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова: картины и биография

  • Год рождения: 10 декабря 1884
  • Дата смерти: 19 сентября 1967
  • Страна: Россия

Русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в имении Нескучном Курской области. Весь её творческий путь наполнен жизнью картин и светом любви к людям. Она была замечательным человеком, любящей женой и матерью, настоящей самоотверженной личностью, прошедшей через все жизненные трудности. В её сердце горел неисчерпаемый факел вдохновения, озаряющий внутренний духовный мир художницы своим солнечным сиянием. Зинаида Серебрякова – первая леди в мировом искусстве. Её художественные работы очень известны и популярны. Общество высоко оценило многолетний труд чудесной художницы! Её памяти организованы выставки и выпущены почтовые марки с изображением картин.

Серебрякова родилась и выросла в знаменитой творческой семье Бенуа. Её отец был известным скульптором. С детства Зинаида восторгалась его работами. Девочка была очень похожа на него. Её мать работала художником-графиком. Дедушка прославился в архитектуре. Двоюродная сестра Надежда выбрала профессию художника-иллюстратора.

Детство Зинаиды прошло в родном селе, окружённого русскими лесами и полями. Любовь к природе зародилась в её душе рано. Девочка искренне восхищалась цветущими садами, соловьиными трелями и просторами своей Отчизны. Она росла замкнутым, слабым ребёнком, была серьёзна не по годам, любила уединение и тишину. Родители часто устраивали домашние праздники, спектакли, чтение любимых книг и музыкальные вечера, в которых Зина с удовольствием принимала участие. Семья жила зимой в Петербурге, в квартире деда, а летом перебирались в деревню.

Зинаида постоянно дома рисовала. Она изображала на бумаге деревья, небо, солнце, сады, дома, ветряные мельницы. Ей нравилась жизнь и быт крестьян. В них она видела близость и любовь к родине, людям, природе, животным.

В 1900 году девушка поступила в женскую гимназию, которую успешно окончила. Впереди была учёба в художественной школе, которую основала княгиня, дворянка, педагог и общественный деятель М. К. Тенишева. В дальнейшие годы она училась у живописца, гравёра и литографа Осипа Бразо. Поездка в Италию подарила ей новые впечатления и освежила творческие планы. Обучение в парижской Академии Де Ла Гранд Шомьер принесло ей заслуженный успех.

З. Е. Серебрякова была замужем за своим родственником Борисом Серебряковым, который был старше её на четыре года. Любовь молодых людей была удивительной! Они долго скрывали свои чувства. Её кузен работал инженером-строителем, ездил на практику в Маньчжурию. Церковь не давала им согласия на брак, нужно было специальное разрешение на благословение. Но они всё же обручились. От брака родились четверо детей: Евгений, Александр, Екатерина и Татьяна. Все они обрели в жизни творческие профессии. Её супруг рано окончил жизненный путь. Он скончался от тифа. Зинаида воспитывала детей одна, и до конца жизни хранила верность его памяти. Она больше не вышла замуж.

1914-1917 годы – расцвет художественного творчества Зинаиды Серебряковой. В это время она писала много картин на темы крестьянского быта и русской деревни. Вскоре художница стала членом общества «Мир искусства», в котором познакомилась с интересными людьми.

В 1916 году девушка увлеклась Востоком. Она талантливо изображала на холсте восточных красавиц в образах южных государств.

Революция 1917 года принесла семье Бенуа волнения, страдания и жизненные невзгоды. Свирепствовали разруха, варварство, разбои и грабежи. Семья собрала вещи и переехала в Змиев, позднее в Харьков. Их имение было разграблено и уничтожено. Молодая художница рисовала углём и карандашом, масляных красок не было. Она была сотрудником археологического музея в Харькове и делала наброски разных музейных экспонатов.

В 1920 году Зинаида уехала жить в Петроград. Здесь она общалась с творческой богемой города, много рисовала на театральные темы, была вдохновлена поэзией Пушкина, Блока, литературными творениями Достоевского. Её окружали музы. Она рисовала автопортреты, природу, портреты близких людей. Блистательный автопортрет «За туалетом» принёс ей славу и известность. Художница относилась к работе с огромным трудолюбием. Её авторские работы наполнены земной гармонией, силой материнства, пластикой и великим чувством прекрасного.

В 1924 году Зинаида Серебрякова уехала на заработки во Францию. Но в Париже она нищенствовала, так как спроса на картины почти не было. Редкий заработок она отправляла детям в Россию. Престарелой матери требовалась помощь. Её дети, Александр и Екатерина получили французское гражданство. Дочь Катя поддерживала Зинаиду до конца её жизни. Благодаря дочери картины матери вернулись в Россию и обрели там известность. Последняя работа Серебряковой — «Автопортрет».

С 1928-1929 по 1932 годы художница жила в Марокко, где рисовала арабские сюжеты. Там же она написала цикл картин о рыбаках Бретани. 19 сентября 1967 года её творческий путь оборвался. Она скончалась от инсульта. Похоронена во Франции.

Источники:

http://www.culture.ru/persons/9294/zinaida-serebryakova
http://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida.html
http://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2835-zinaida-evgenevna-serebrjakova-kartiny-i-biografija.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector