12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа

«Анализ эпизода драматического произведения. Немая сцена в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»»

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: Анализ эпизода драматического произведения

Немая сцена в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»

Цели: 1). Проанализировать финал пьесы Н. Гоголя «Ревизор», раскрыть его

идейно-художественный философский смысл.

2). Выявить роль немой сцены в раскрытии авторского замысла произведения.

3). Через элементы индивидуального целеполагания и рефлексии продолжить работу над формированием навыка самостоятельного понимания художественного произведения

I . Вступительное слово учителя.

Мы заканчиваем изучение пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Слайд № 1.

Мы говорили о ее жанре, теме, идее, своеобразии драматического конфликта, системе персонажей. Сегодня в центре внимания явление последнее пьесы. Сообщение целей урока. Слайд № 2.

II . Работа с текстом.

1. Авторская ремарка, ее роль (несет информацию)

Реплика жандарма. Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

2). Проверка домашнего задания.

Написать ответ на вопрос «Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?»

Требование: форма сочинения-рассуждения. Тезис (собственное мнение), далее 2-3 аргумента, заключение-вывод.

Учащиеся комментируют ответ товарища: выдержана ли форма рассуждения, убедительны ли аргументы. Примерный вариант ответа:

По моему мнению, после приезда настоящего ревизора в уездном городе ничего не изменится.

Если судья окажется принцитиапъным, городничий и чиновники будут привлечены к ответственности за свои беззаконные действия. Они предстанут перед судом и отправятся отбывать наказание. Но кто же придет на их место? Кто будет править городом? Держиморда? Свистунов? Бобчинский с Добчинским? Они изображены в комедии как люди грубые, невежественные, готовые схитрить и обмануть. Очень быстро начнут брать и давать взятки, мошенничать, и в скором времени все будет так же, как и при Сквознике-Дмухановском. Но, скорее всего, судья возьмет взятки, напишет рапорт, что в городе^дела идут хорошо, и уедет обратно в Петербург, а в уездном городе как творились беззакония, так и будут продолжаться дальше. Это типичная российская история. Об этом с горечью и болью пишет Гоголь. Подвести итог: сколько человек в классе считают, что произойдут перемены, сколько – все останется по-прежнему?

Мнение Гоголя: все останется по-прежнему.

III . Анализ немой сцены.

1). Кто же такой жандарм? Слайд № 3. Толковый словарь – жандармерия – особые

полицейские войска, решающие вопросы «нравственной охраны и сыска».

А в тексте комедии? Персонаж? Действующее лицо? Смотрим афишу.

Люлюков – 1 реплика – есть, Гостья -1 реплика – есть. Безмолвные просители, пришедшие к ревизору, – есть. Жандарма – нет.

Что хочет этим сказать Гоголь?

Вывод: это не действующее лицо, это некий образ, символ, это знак.

2). Авторская ремарка. Как гром, все в окаменении, окаменевшая группа, т. е.

неподвижны, замерли, лишились живых движений.

3). Продолжительность – около полутора минут стоят неподвижно.

Гоголь присутствовал на репетициях и требовал, чтобы немая сцена продолжалась 3 или даже 4 минуты. Только в окончательном варианте он написал «почти полторы минуты». Для писателя значение этой сцены было велико. Он делал зарисовки, чтобы донести до актеров свой замысел.

Текст пьесы. Немая сцена

Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается.

Читать еще:  Братья гримм где они сейчас. Костя Грим: биография и личная жизнь

4). Инсценировка немой сцены. Пр осмотрим слайды, увидим, как актеры разных театров, разных эпох представляли немую сцену.

Что запомнилось? Актеры какого театра ближе к тексту пьесы?

Ученики занимают места у доски по тексту пьесы. Действующих лиц очень много, их можно разделить на 3 уровня: центральный план, средний и задний. Главное –

центральный план. Символические фигуры в виде столба, в виде знака вопроса.

Задача – разгадать символы.

Учащиеся стоят ровно 1, 5 минуты. Время отмечается по секундной стрелке.

IV . Метод эвристической дидактики.

1). Участники инсценировки пишут от лица актеров

2). Ученики класса пишут от лица зрителей в зале

В чем загадка символа? Как понять автора? Что Гоголь хотел сказать немой

Городничий в виде столба с раскинутыми руками – это крест, на котором был распят Иисус Христос за людские грехи. Знак вопроса – это страшный суд, который спросит за грехи с каждого. Можно в жизни делать все, что угодно: обманывать, хвастать, воровать, давать и брать взятки, но нужно всегда знать, что придет час расплаты за содеянное, момент высшего суда, на котором будет всем воздано по их деяниям.

3). Знакомство с мнением литературных критиков. Н. Скатов

«Где награда и наказание, там и суд, Суд у Гоголя и уездный суд, где разгуливают гуси с гусенками, и нечто олицетворяющее закон Российской империи, и то, над чем не властна любая власть. Жандарм, который появляется в конце пьесы, чиновник, о прибытии которого он извещает, еще не суд. Суд не в Петербурге, он выше. Он судьба, что в старое время означало «суд божий». Ф. Достоевский:

«О, и Гоголь думал, что добродетельный городничий вместо Сквозника ничего не изменит. Дело тут вовсе не в Сквознике и даже не в ревизоре. Развязка пьесы – всеобъемлющий символ. Страшен тот ревизор, который ждет нас у двери гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор. Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть. А суд – это высший суд Бога».

V . Рефлексия. Сравнение собственного вывода и мнения исследователей
творчества Гоголя.

Сколько учеников смогли правильно ответить?

VI . Авторский замысел.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где

больше всего от человека требуется справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это произвело потрясающее действие. Сквозь смех читатель услышал грусть».

«Немая сцена» имеет широкий символический смысл.

Гоголь обличает пороки российской действительности, отрицательные стороны человеческих характеров, заставляет задуматься о Высшем суде, о том, что за все содеянное нужно будет отвечать. Комедия имеет философскую трактовку. Важная идея «Ревизора» – идея неизбежного духовного возмездия. В пьесе нет положительных героев. И Хлестаков, и городничий, и чиновники, и жители уездного города изображены сатирически. Они наделены только отрицательными чертами характера. Гоголь хочет предупредить их всех о том, что за все содеянное придется отвечать в судный день. «Немая сцена» играет важную композиционную роль. Развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, если настоящий ревизор – это провидение, высшая сила. Финал комедии становится символом последнего – судного – дня жизни человека

Читать еще:  Мы рождены чтоб сказку сделать. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью

М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» напишет: «Но есть и божий суд. Есть грозный судия: он ждет».

Устный рассказ «Суть идейного замысла комедии «Ревизор» Н. Гоголя?»

(с использованием материалов урока)

Подготовка к теоретическому диктанту (комедия, ремарка тема, идея, композиция и т. д.)

Роль эпизода в “Ревизоре”

Эпизод – это короткая часть большой сцены. Роль эпизода в «Ревизоре» важна, потому что в комедии все строится на коротких, но значимых частях, представляющих целый мир чиновников. Нет распределения эпизодов на значимых и не очень. Все нацелено на показ и раскрытие рассматриваемой проблемы.

  1. Значение эпизода
  2. Хлестаков
  3. Сцены любви

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Значение эпизода

А. С. Грибоедов писал, что в «Ревизоре» все сцены превосходны, нет лучших или худших. Эпизоды объединяются в замкнутый мир уездного города, ставшего прообразом любого российского населенного пункта. Произведение теряет смысл, если исключить любой незначительный эпизод. С другой стороны, отдельные части можно рассматривать как самостоятельные. «Пьеса в пьесе».

Хлестаков

Гоголь дает яркую характеристику главному персонажу комедию. Хлестаков «тоненький, худенький». Зачем два близких по смыслу эпитета. В эпизодах, где встречается герой, такое описание помогает представить вертлявость движений и пустоту внутреннего мира. Тоненький – это внешняя характеристика. Худенький – и внешняя, и внутренняя. Он «хамелеон», меняющийся в облике. С одними лжив и труслив, с другими развязен и нагл. Упусти сцены общения с Осипом, станет непонятна суть Хлестакова.

Осмелев, «лживый ревизор» становится груб в разговоре с городничим и трактирщиком. Хлестаков – пошлый человек. Сцены, где он оказывается в доме городничего, короткие, но так же значимые. Поведение мужчины меняется на глазах. Из испуганного гостя он превращается в хозяина дома, грозит городничему: «под суд отдать» хочет. Автор расставляет акценты на каждом движении. Хлестаков живет по принципу: «куда случай выведет». Мечты передают истинную суть чиновника. Он хочет быть на виду, «с Пушкиным на дружеской ноге». Зритель поражен такой наглостью. Недоросль, плут и лжец пытается встать на одну ступень с самым творческим и образованным человеком. Поэт и тот, кто не умеет писать, не понимает, зачем писать: «Я и так их знаю». Тупость и ум в одной фразе Хлестакова раскрывают порок лени, захватившей «золотую» столичную молодежь. Комедия и трагедия в одном эпизоде.

Сцены любви

Эпизод признания в любви забавен. Если бы Гоголь показал только одну женщину, не понял бы зритель, насколько развратен и низок герой. Хлестаков волочится за женщинами без чувств. Нет в его мыслях и желания жениться. Хлестаков и муж – два несоизмеримых понятия. Иван Александрович не задумывается, в одну минуту он перескакивает от дочери к матери, затем от матери к дочери. Речь персонажа скачет как муха по столу. Ветер разметает его мысли и поступки: стул двигается по сцене, сорокой скачут слова. Упусти автор самый незначительный эпизод, и Хлестаков стал бы иным, менее пошлым. От поцелуя в плечо мужчина переходит к падению на колени. Он может «от любви свихнуть с ума».

Каждое слово писателя несет свое значение. Небольшие сцены заставляют задуматься, к ним возвращаются и разбираются в их смысле.

Читать еще:  Райан Гослинг: "Я понимаю женщин лучше, чем другие мужчины". Смех над собой

Роль эпизода в драматическом произведении “Ревизор” – сочинение по комедии Гоголя

Эпизод – это короткая часть большой сцены. Роль эпизода в «Ревизоре» важна, потому что в комедии все строится на коротких, но значимых частях, представляющих целый мир чиновников. Нет распределения эпизодов на значимых и не очень. Все нацелено на показ и раскрытие рассматриваемой проблемы.

Значение эпизода

А. С. Грибоедов писал, что в «Ревизоре» все сцены превосходны, нет лучших или худших. Эпизоды объединяются в замкнутый мир уездного города, ставшего прообразом любого российского населенного пункта. Произведение теряет смысл, если исключить любой незначительный эпизод. С другой стороны, отдельные части можно рассматривать как самостоятельные. «Пьеса в пьесе». Нельзя убрать из текста ни одного слова, все они важны для восприятия и понимания героев.

Хлестаков

Гоголь дает яркую характеристику главному персонажу комедию. Хлестаков «тоненький, худенький». Зачем два близких по смыслу эпитета. В эпизодах, где встречается герой, такое описание помогает представить вертлявость движений и пустоту внутреннего мира. Тоненький – это внешняя характеристика. Худенький – и внешняя, и внутренняя. Он «хамелеон», меняющийся в облике. С одними лжив и труслив, с другими развязен и нагл. Упусти сцены общения с Осипом, станет непонятна суть Хлестакова.

Осмелев, «лживый ревизор» становится груб в разговоре с городничим и трактирщиком. Хлестаков – пошлый человек. Сцены, где он оказывается в доме городничего, короткие, но так же значимые. Поведение мужчины меняется на глазах. Из испуганного гостя он превращается в хозяина дома, грозит городничему: «под суд отдать» хочет. Автор расставляет акценты на каждом движении. Хлестаков живет по принципу: «куда случай выведет». Мечты передают истинную суть чиновника. Он хочет быть на виду, «с Пушкиным на дружеской ноге». Зритель поражен такой наглостью. Недоросль, плут и лжец пытается встать на одну ступень с самым творческим и образованным человеком. Поэт и тот, кто не умеет писать, не понимает, зачем писать: «Я и так их знаю». Тупость и ум в одной фразе Хлестакова раскрывают порок лени, захватившей «золотую» столичную молодежь. Комедия и трагедия в одном эпизоде.

Сцены любви

Эпизод признания в любви забавен. Если бы Гоголь показал только одну женщину, не понял бы зритель, насколько развратен и низок герой. Хлестаков волочится за женщинами без чувств. Нет в его мыслях и желания жениться. Хлестаков и муж – два несоизмеримых понятия. Иван Александрович не задумывается, в одну минуту он перескакивает от дочери к матери, затем от матери к дочери. Речь персонажа скачет как муха по столу. Ветер разметает его мысли и поступки: стул двигается по сцене, сорокой скачут слова. Упусти автор самый незначительный эпизод, и Хлестаков стал бы иным, менее пошлым. От поцелуя в плечо мужчина переходит к падению на колени. Он может «от любви свихнуть с ума».

Глагол у Гоголя – свихнуть, а не свихнуться. Хлестаков сам не способен на любовь, а вот вертлявую кокетку, жеманную женщину легко ввел в заблуждение. Сватовство прошло буквально за несколько минут. Причем герой признался в любви замужней женщине, легко перескочил к другой, появись в комнате третья, возможно, его бы понесло дальше.

Каждое слово писателя несет свое значение. Небольшие сцены заставляют задуматься, к ним возвращаются и разбираются в их смысле.

Написать сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении «Ревизор», значит понять гениальность текста комедии. Предлагаемое рассуждение поможет раскрыть сложную тему творческой работы.

Источники:

https://infourok.ru/analiz-epizoda-dramaticheskogo-proizvedeniya-nemaya-scena-v-pese-n-gogolya-revizor-3826183.html
https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/rol-epizoda-v-dramaticheskom-proizvedenii.html
https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/19968-rol-epizoda-v-dramaticheskom-proizvedenii-revizor-sochinenie-po-komedii-gogolia.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]