Архитектурный памятник творение м казакова. Казаков, Матвей Фёдорович
Архитектор Казаков Матвей Фёдорович: биография, известные работы. Здание Сената в Московском Кремле
Архитектура России 18-го века связана со становлением эпохи классицизма, для которой характерны лаконичность, простота, следование традициям и легкость. Предшествующий стиль барокко, основными проявлениями которого были эксклюзивность и пышность, требовал колоссальных затрат. Поэтому понадобилось изменение направления архитектуры на более бюджетное и демократичное.
Предыстория
В начале 18-го века культура Российской империи продолжила выход на европейский уровень. Появилась возможность приглашать в Россию иностранных мастеров и выезжать за пределы страны в Германию, Англию, Италию.
Создание нового направления в архитектуре было необходимо для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность страны и ее величие. Самые лучшие архитекторы занялись перестройкой городов. В Москве одним из зодчих был Матвей Федорович Казаков.
Биография архитектора
М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.
Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром – к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.
С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером – Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.
Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.
Любимой формой построек архитектора становится ротонда – цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.
Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.
Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.
В связи с событиями, происходящими в стране в начале 19-го в., родственники увезли его из Москвы. Весть о пожаре нанесла сильный удар архитектору. Мысль о том, что созданные им шедевры навсегда разрушены, очень разочаровала его. В октябре 1812 года великий архитектор России скончался в Рязани.
Проекты выдающегося мастера
Многие памятники пострадали во время пожара 1812 года и были реконструированы. Среди них:
- Пречистенский собор в Москве.
- Церковь митрополита Филлипа.
- Старый корпус МГУ.
- Благородное собрание.
- Храм Вознесения.
- Павловская и Голицынская больницы.
- Дома-усадьбы Губина, Демидова и Барышникова.
Сенатский дворец
Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.
Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.
В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.
Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената – Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.
Строительство Пречистенского дворца
Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.
За основу покоев Екатерины был взят дом Голицыных на углу Волхонки, к нему надумали присоединить дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно – нелегкая задача. К сожалению, хитроумный план не удался – государыня осталась недовольна постройкой. Холодные тесные помещения, круглосуточный запах из конюшен, длинные коридоры не привели никого в восторг. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.
В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.
Храм Филиппа, Митрополита Московского
В 1777 году Матвей Федорович занялся обширной реконструкцией каменного здания. Строительство растянулось на десять лет. В настоящее время храм находится по адресу ул. Гиляровского, дом 35.
После революции 1917 года церковь пришлось закрыть, богослужения возобновились только в начале 1990-х годов. К счастью, внешний вид церкви не пострадал и является в настоящее время уникальным образцом классицизма в архитектуре.
Университет на Моховой в Москве
Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.
Архитектура здания замечательно вписалась в картину центра Москвы 18-го века. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.
К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.
Благородное собрание
Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.
Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы – оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.
Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.
Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.
Храм Вознесения
Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем – все, что характерно для работ архитектора Казакова.
В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).
После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.
Голицынская больница
Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.
В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.
Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.
В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.
Усадьба Барышникова
Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.
Хозяин особняка – Иван Барышников – был большим ценителем архитектуры и искусства. В доме находилась большая коллекция картин известных художников. Купец уделял время самообразованию, по его инициативе строились учебные заведения в городах России. Дом чудом уцелел при пожаре, но был разграблен.
Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.
Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».
Архитектурный памятник творение м казакова. Казаков, Матвей Фёдорович
Годы жизни: 1738-1812
Основная информация:
Матвей Фёдорович Казаков – известный архитектор, один из тех зодчих, чьи работы в свое время определили архитектурный облик Москвы. Его считают основателем школы русского классицизма и русской псевдоготики. Был учеником школы Д. В. Ухтомского, работал у В. И. Баженова, впследствии организовал собственную архитектурную школу. Среди главных построек: Сенат в Кремле (1787), псевдоготический Петровский дворец (Военно-воздушная академия; 1782), Университет (1793), Голицынская больница (ныне 1-я Градская; 1801) и другие.
       Родился Матвей Федорович Казаков в 1738 году, в семье бывшего крепостного Федора Казакова. Когда-то барин отдал его в матросы, но крестьянин был обучен грамоте и остался при адмиралтействе переписчиком. К моменту рождения сына Федор Казаков уже был вольным и неплохо обеспеченным горожанином в чине подканцеляриста.
       Когда Матвею было 12 лет, отец скончался, а мать решила отдать сына в обучение в архитектурную школу Ухтомского. Матвей проучился там девять лет – с 1751 по 1760 гг.. Обучение в школе было построено особым образом: кроме теоретических знаний, учащиеся сразу же получали доступ к практике, контролируя процессы строительства и составляя рапорты об ошибках.
       После окончания обучения Матвей Казаков получил работу в команде, возглавляемой главным архитектором Москвы Никитиным. Именно им было поручено восстановление Твери после страшного пожара, случившегося в 1763 году. Казаков получил практический опыт разработки генплана города практически с нуля, а спроектированный лично им дом архиерея был признан лучшим тверским зданием. Именно этот дом стал первым громким успехом молодого Казакова, которому на тот момент было 25 лет.
       Успехи в работе привели Матвея Казакова в 1768 году к работе под началом В.И. Баженова, вместе с которым он реализовал немало проектов по обустройству центральной части Москвы. Проекты были самыми разными – от Большого Кремлевского дворца до павильонов, украсивших Ходынское поле. Через семь лет, в 1775 году, Казаков получил официальное звание архитектора. В Москве одной из самых известных его ранних работ был кремлевский Сенат. В данном случае было высоко оценено не только красивое исполнение, но и элегантность решения сопутствующих технических вопросов.
       После этого заказа популярность М. Ф. Казакова достигла пика – у него было множество заказов, в основном от частных лиц. Здесь одним из самых ощутимых нововведений стала переработка классического плана застройки каждого из участков. Ранее дома было принято ставить в глубине, за палисадником или садом. А в проектах Матвея Казакова они строились на красной линии, а на заднем плане уже разбивался сад. Это сделало архитектурный облик города более выразительным, включая в него каждую новую усадьбу. На этом этапе зодчим было создано несколько десятков частных домов и даже дворцов.
       Через некоторое время Казаков заменил Баженова и организовал при Кремлевской экспедиции архитектурную школу. В ней обучались все три его сына. Работы над генеральным планом Москвы он проводил тоже вместе с сыновьями, Матвеем и Павлом (Василий уволился со службы по состоянию здоровья). Кроме того, Матвей Федорович Казаков создал серию архитектурных альбомов, некоторые из которых дошли до наших дней. Всего сохранилось более сотни планов зданий, с фасадами и разрезами.
       Современники отзывались о Матвее Казакове как о великолепном архитекторе, широко известном в столице и за ее пределами. Казаков едва ли не единственный из крупных зодчих эпохи Просвещения в России создал то, что называется школой. С полным основанием можно говорить о русском классицизме казаковской школы. У него было множество учеников, продолжавших после окончания школы трудиться в Москве или уезжавших в другие крупные города.
       Начало XIX века для уже прославленного к тому времени архитектора было неоднозначным. К 1810 году Казаков потерял двоих сыновей, Василия и Павла. Казакову было уже 62 года, и он не отличался крепким здоровьем. Поэтому после двух лет уговоров близких, в 1812 году, он покинул столицу, переехав к семье в Рязань.
       Как упоминал третий его сын, Матвей Матвеевич, окончательно подкосила здоровье мастера весть о пожаре в Москве. Матвей Федорович Казаков вложил свое мастерство и душу во множество зданий по всему городу, проектировал и наблюдал за строительством целых районов и не мог представить, что всего этого больше нет. Сама мысль об обгорелых развалинах на месте великолепных дворцов была невыносима для него.
       7 ноября 1812 года Матвея Федоровича Казакова не стало. Он был похоронен на кладбище при Рязанском Троицком монастыре.
Архитектор Казаков Матвей Федорович: работы
В конце октября 1812 года весть о страшном пожаре, вспыхнувшем в Москве после вступления туда наполеоновской армии, дошла до Рязани.
Истинно русский зодчий
Он родился в 1738 году в семье выходца из крепостных, дослужившегося до существенного канцелярского чина. Благодаря заслугам отца будущего архитектора Матвея Казакова в 1751 году приняли в школу известного зодчего Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719-1774), построившего много зданий в эпоху царицы Елизаветы. Помимо великолепной художественной школы Казаков приобрел практические навыки в организации строительства, в выборе материалов и технологий. Это стало его отличительным качеством.
Легкие точные чертежи, уверенный рисунок лепных деталей – все это было присуще мастеру с юных лет. Своё графическое мастерство он отрабатывал на лучших образцах архитектурного наследия прошлого, изучая древнегреческие ордера. Архитектор Казаков стал убежденным сторонником продуманного до мелочей органичного классического стиля.
Первые опыты
Весной 1763 года страшный пожар уничтожил Тверь. Восстанавливать город поручили ученику Ухтомского Петру Романовичу Никитину. Матвей Казаков – архитектор, включенный Никитиным в свою команду, работал над одним из важнейших объектов – домом для церковного главы Твери. Сама Екатерина II высоко оценила восстановленный по новым планам город, назвав Тверь вторым по красоте (после Петербурга) в России.
Архиерейский дом, ставший дворцом, в котором остановилась Екатерина по приезде во вновь отстроенный город, сделал имя зодчего известным, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от богатейших и знатнейших людей России. Так, для П. Ф. Нащокина им была построена великолепная усадьба Рай-Семёновское на реке Наре, у Серпухова.
Казаков и Баженов
Василий Иванович Баженов (1738-1799) – великий русский зодчий, который был ровесником Казакова. К моменту их встречи Баженов уже прошел школу европейской архитектуры после окончания Академии художеств, проведя долгие годы во Франции и Италии. Он выполнил модели собора Св. Петра в Риме и галереи Лувра в Париже, впитывал знания и опыт ведущих мастеров французского классицизма: Клода-Никола Леду, Жака-Жермена Суффло и др.
В отличие от Баженова Казаков не покидал Россию, поэтому старался добавить к своему практическому опыту и баженовское понятие архитектуры как высокого искусства, открыть новую красоту в сочетаниях объемов, в планировочных решениях, в изысканности декора. Работы Матвея Федоровича понравились Баженову, и он привлек его к сотрудничеству над грандиозными заказами, полученными от самой императрицы.
«Кремлевская экспедиция»
Екатерина Великая испытывала к Москве сложные чувства. Слишком велика была разница между Санкт-Петербургом – великолепной европейской столицей – и Первопрестольной, где был неистребим византийский, азиатский дух, олицетворением которого ей казался Кремль. Именно отсюда она хотела начать европеизацию Москвы, поручив проект реконструкции центра города Баженову.
Грандиозный проект, предложенный «Экспедицией по строительству Кремлевского дворца», даже императрице показался слишком радикальным. Баженов предлагал снести древние постройки и возвести грандиозный многоэтажный дворец, обращенный величественными фасадами к реке, а в плане образующий смыкание основных направлений радиальных улиц центра Москвы.
В течение пяти лет был выполнен проект, сделана колоссальная модель Большого Кремлевского дворца. Даже состоялась торжественная закладка нового здания и разобрана часть стены, но дальше дело не пошло. Екатерина охладела к проекту, делавшему Москву угрозой величию Северной столицы и требовавшему колоссальных расходов. Впоследствии назначенный руководить реконструкцией Кремля, М.Ф. Казаков (архитектор, обладавший большим практическим опытом, чем Баженов) восстановил разрушенную часть стены и построил на подготовленной для начала строительства площади новое правительственное здание – Сенат. Но вначале он еще продолжал совместную работу с Баженовым.
Рождение «русской готики»
В 1775 году по велению Екатерины в Москве проводилось празднование по поводу присоединения Крыма и заключения Кучук-Кайнарджийского мира с турками. Для этого на Ходынском поле были возведены временные деревянные павильоны, изображавшие турецкие города. Выполнение этих работ было возложено на «кремлевскую экспедицию» во главе с Баженовым, ближайшим соратником которого опять стал архитектор Казаков.
В результате соединения причудливых восточных элементов и классических пропорций родился праздничный, нарочито театральный, декоративный стиль, который принято называть псевдоготическим, или «русской готикой». Он очень понравился императрице Екатерине, и она предложила повторить его в более долговечном материале, построив близ Ходынского поля Путевой дворец, нужный ей для отдыха после долгой дороги из Северной столицы. Руководить проектом был назначен Казаков. Петровский замок стал одной из вершин «русской готики», сделав Казакова ведущим русским зодчим.
Здание Сената в Кремле
Когда в Москве возникла необходимость в крупном государственном здании, естественно, что к его проектированию был привлечен М. Ф.Казаков – архитектор, находившейся в зените славы и в расцвете таланта. И построенное им треугольное в плане здание Сената стало новой вершиной его творчества.
Замысел Казакова не обладал масштабом Большого Дворца Баженова, но не уступал ему качеством проработки, совершенством общего решения и деталей. Купол над залом, где предполагалось проведение заседаний правительства, поражает размерами и техническим исполнением. Придавая всему Сенату торжественность и величавость, видимый с Красной площади, он помогает гармонически вписать классическое государственное здание в ансамбль главной площади и всего центра города.
Эпопея в Царицыно
Дворцово-парковый ансамбль, получивший название «Царицыно» был заложен на землях, выкупленных Екатериной в 1775 году. Он должен был стать первым подобным объектом, расположенным вне Петербурга. Проект был заказан Баженову и предполагал использование того фантазийного стиля, который назывался псевдо или «русской готикой», а Баженов называл «нежной» готикой.
За реализацию этого проекта зодчий взялся со всем жаром, целых десять лет велось строительство комплекса, но заканчивать его возведение пришлось опять Казакову. Среди причин монаршего гнева, который обрушился на Баженова после посещения Екатериной Царицына, называют принадлежность архитектора к «вольным каменщикам» – императрица усматривала в масонстве силу, способную возвести на престол её сына – Павла I. Есть и другие мнения, в чем истина – узнать невозможно, но достраивал дворцы и их окружение М. Казаков. Архитектор постарался бережно отнестись к работе друга и наставника, оставив нетронутыми некоторые постройки Баженова. Загородной подмосковной резиденцией русских царей Царицыно так и не стало, но возрожденное в современном виде оно является популярным местом отдыха и одной из достопримечательностей Москвы.
Шедевры «допожарной» Москвы
С конца семидесятых годов восемнадцатого века архитектор Казаков Матвей Федорович фактически становится тем, что в наше время называется Главным архитектором Москвы. Среди его построек множество культовых сооружений, присутственных зданий и частных усадеб. Многие его работы погибли в огне наполеоновского нашествия, некоторые были перестроены, но некоторыми выдающимися образцами его творчества можно полюбоваться и теперь.
«Русская готика» была прихотью богатых и царственных заказчиков, и Казаков в основном строил в излюбленном классическом стиле. Такова церковь Митрополита Филиппа в Мещанской слободе. Она интересна сочетанием поставленных друг на друга круглых в плане объёмов и высоким качеством лепного декора, где особенно виден талант Казакова-рисовальщика.
Удивительный шедевр – церковь Космы и Дамиана на Маросейке – отличает мастерское сочетание криволинейных объемов и почти современный подход к минимализму в декоре. Помимо большого числа дворцов, церквей, частных особняков, учебных корпусов он построил 3 больницы, каждая из которых стала украшением Москвы.
Особый объект для Москвы Казакова – здание Благородного собрания – Дом Союзов. Фасады за долгое время несколько раз перестраивались, но интерьеры (анфилады и главное – Колонный Зал) доносят замысел зодчего в почти первозданном виде. Огромный объем, где могут размещаться до 5 тысяч человек, впечатляющ, по-классически гармоничен.
Творец Москвы XVIII века
Кроме построек известно другое наследие зодчего – блистательный ряд мастеров, учителем которых был архитектор Казаков. Работы И. В. Еготова, А. Н. Бакарева, О. И. Бове, И. Г. Таманского были востребованы для последующего восстановления Москвы, тогда же пригодился другой труд Казакова: 13 альбомов с планами, фасадами и разрезами наиболее значительных московских зданий.
Он умер, не вынеся мысли о гибели любимого города, но фантастический талант и огромный труд Матвея Федоровича Казакова не могли пропасть без следа, и возрожденная Москва до сих пор хранит память о своем великом строителе.
Источники:
https://www.syl.ru/article/327761/arhitektor-kazakov-matvey-f-dorovich-biografiya-izvestnyie-rabotyi-zdanie-senata-v-moskovskom-kremle
https://www.architime.ru/architects/a_kazakov_m_f.htm
https://fb.ru/article/194109/arhitektor-kazakov-matvey-fedorovich-rabotyi