3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать если холст провис. Причины повреждения произведений станковой живописи

Причины повреждения произведений станковой живописи

Провисание холста

Провисание холста — довольно частое явление. Его могут вызвать колебания температурно-влажностного режима, дефекты подрамника и неравномерное натяжение холста, а также длительное наклонное, а тем более горизонтальное положение картины. Причиной стойкого провисания может стать глухое соединение углов подрамника, когда нет возможности регулировать силу натяжения холста.

Провисание холста и складки не только изменяют внешний вид картины, но влияют и на живописную поверхность: появляются разрывы и трещины в красочном слое и грунте; вследствие неравномерности натяжения холста ослабляется связь грунта с холстом и возникает опасность осыпания красочного слоя и грунта.

Механические повреждения холста

Наиболее подвержены механическим повреждениям картины на холсте. От толчков, грубых прикосновений, ударов по холсту или красочному слою на картине остаются вмятины, продавленности, иногда могут образоваться разрывы холста.

В большинстве случаев это различные формы вытянутости отдельных участков холста в виде выдавленности лицевой или оборотной стороны или в виде сгофрённости у краёв. Встречаются также пробоины, проколы, прорывы различной формы, порезы и утраты холста. Прорывы могут быть без расхождения краёв, но в большинстве случаев края расходятся из-за натяжения холста. Нити на краях прорыва по большей части разлохмачиваются и осыпаются. Иногда встречаются картины, края которых срезаны или загнуты с целью подгонки к несоответствующей раме. К механическим повреждениям холста также относятся смятости и сломы. Смятости встречаются, как правило, на углах и кромках. Сломы могут быть в любом месте. И те, и другие возникают при сгибании или заминках полотна, не натянутого на подрамник. Отпечаток внутренних рёбер планок подрамника на холсте наблюдается, когда у подрамника отсутствуют скосы, от придавленности картины к подрамнику при нарушении условий хранения.

Деформация швов

На сшивных холстах шов со временем даёт усадку.

Повреждение красочного слоя картины

Одним из обычных повреждений красочного слоя является сферический и паутинообразный кракелюр, образующийся на месте удара. По краям прорыва холста и на месте удара появляются осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Распространенным повреждением живописи являются царапины на красочном слое.

Copyright © Галеон
г. Москва, Проспект Мира 102, стр. 34
Багетная мастерская рядом с метро
«Алексеевская», «Рижская», «ВДНХ»

Читать еще:  Современное состояние антропологической реконструкции. Герасимов михаил михайлович

Причины повреждения произведений станковой живописи

Сохранность картин определяется свойствами материалов, из которых они состоят, и окружающей их средой. Поэтому проблема «музейного климата», среды, в которой находятся предметы, является главной в деле хранения.

Понятие «музейный климат» включает температуру в помещении, относительную влажность воздуха, чистоту атмосферы, освещение. Правильное сочетание этих компонентов создает тот оптимальный режим, который необходим для нормальной жизни художественных произведений в условиях музейной экспозиции и в запасниках. На сохранность музейных экспонатов, в том числе на произведения станковой масляной и темперной живописи, оказывают пагубное влияние не только чрезмерно высокая или низкая температура и относительная влажность воздуха, но и их суточные и сезонные колебания, излишне сильная освещенность или, наоборот, отсутствие света, загрязненный воздух, различные микроорганизмы, насекомые.

Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются температура и влажность воздуха.

Влажность воздуха характеризуется различными величинами. В музейной практике важны две из них: абсолютная и относительная.

Абсолютная влажность воздуха — это вес водяного пара в граммах на 1 кубический метр воздуха. Однако, в зависимости от температуры, при одной и той же абсолютной влажности воздух может быть сух или влажен. Разрушающая сила влажности измеряется не по абсолютному количеству воды, содержащейся в определенном объеме воздуха, а по относительной влажности воздуха.

Материалы, из которых состоят картины — основа, грунт, красочный и лаковый слой—различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего они по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой масляной живописи и пленка олифы на темперной живописи представляют собой слабоводопроницаемый барьер, на колебание относительной влажности прежде всего реагирует оборотная сторона картины, то есть основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопическими материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом»

Первоисточник: ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976

СХЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ КАРТИН

Общее состояние картины.

Угроза со стороны.

Характер красочного слоя.

а) преобладание корпусности или лессировок.

б) обработка светов, теней и полутеней.

г) фактурные особенности (где).

Читать еще:  Дорожный знак «Уступи дорогу» по ПДД. Дорожный знак «Уступи дорогу

Зерно в 1 кв. сантиметре.

СЛЕДЫ БЫВШЕЙ РЕСТАВРАЦИИ

Смытость (лака, живописи).

Заделка прорывов (место, размер, характер).

Заделка трещин осыпей, выпадений краски (место, размер,

Записи (место, размер, характер).

Дублировка или перевод (качество и сохранность).

ПОРОКИ И БОЛЕЗНИ КАРТИН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

а) Кракелюр (характер, размеры и выраженность, причины: время, механическое воздействие, повторные прописки, болезни красок, влияние холста, лака и пр.).

б) Связь красочного слоя с грунтом.

в) Выпадения, царапины (размер, место, характер).

г) Особые замечания.

ХОЛСТ (пороки ткани, разрывы – размер, место, причины).

Год, месяц и число.

Урок 3 «Практические занятия с реставрируемым предметом»

Источники: Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002

«Реставратор не должен упускать возможность рассказать публике о целях и возможностях своей профессии, чтобы люди лучше представляли, чем занимается реставратор.»

Этический Кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов АГИТПРОСВЕТ

«Прежде всего, следует помнить, что, не имея точных данных о природе материала, из которого построен объект, не зная его свойств и техники его обработки, вообще нельзя браться за реставрацию…»

Природа материала и способы ее изучения

«. единственно разумным действием остается лишь одно: оставить их (произведения искусства) в покое или, когда необходимо, освободить их от реставрации — старой или недавней, плохой или не столь плохой».

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА

«Человек живет не только в окружении природной среды, но и в окружении памятников культуры. Поэтому сохранение природы и сохранение культурной среды стоят рядом: это проблема Экологии с большой буквы».

Экологическое законодательство как форма сохранения культурного наследия

«Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником».

Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»

Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом»

Как исправить дефекты холста для живописи вмятину или выпуклость

Если вы увлекаетесь рисованием и живописью, если пишете картины на холсте, вполне возможно, что вам будет полезна эта короткая заметка, поскольку здесь я собираюсь рассказать о том:

Читать еще:  Иоганн Вольфганг Гёте. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся

Как исправить дефекты на холсте для живописи, такие как вмятины, продавленные места, выпуклости и прочие неровности полотна натянутого на подрамник?

Недавно я столкнулась с такой мелкой неприятностью, как несколько выпуклых и продавленных мест на холсте. Итак, подробности далее…

У вас холст с вмятиной, что делать?

Благо, что это оказалось действительно, мелкой неприятностью, поскольку увидела я эти дефекты уже на готовой картине, очень красивой, и как раз в тот момент, когда для этой работы нашелся покупатель.

Решение оказалось достаточно простым и очень эффективным.

Осмотрев внимательно холст, я решила немого намочить водой выпуклые участки на холсте, с обратной стороны, там где нет краски.

К моему удивлению эти вмятины исчезли у меня на глазах. Картина приобрела свой прежний вид, холст стал безупречно ровным.

Для уточнения скажу, что этот холст был хлопковый мелкозернистый, а картина написана маслом.

Как может образоваться вмятина холсте?

Холст был достаточно большой, и стоял в моей мастерской, а меня угораздило опереть на него другие картины меньшего формата.

Подрамники других картин и привели к дефекту на этого холста, так как опирались подрамником на холст (не делайте так!).

Этот метод (увлажнения, опрыскивания) хорошо применять к холстам на подрамниках, которые изначально имели правильный ровный вид, но под механическим воздействием изменили свою форму.

С другими случаями, я к счастью, не сталкивалась, так как обычно покупаю готовые качественные холсты.

Если вам интересно, как выбрать и купить качественный холст, пожалуйста посмотрите короткое видео.

Холст плохо натянут на подрамник, что делать?

Еще одно маленькое уточнение, бывает, что холст начинает провисать на подрамнике, при том, что изначально был прекрасно натянут. Это нормально, такие видоизменения полотна случаются в следствии смены влажности или температуры. В таких случаях, более плотно холст можно натянуть колышками, которые вставляются в специальные пазы в подрамнике.

Спасибо за внимание! И до новых встреч!

Смотрите видеоуроки живописи и пишите картины на холсте собственными руками, ведь в каждом из нас живет художник!

Источники:

https://www.baget1.ru/conservation-restoration/povrezhdenija-proizvedenij-stankovoj-zhivopisi.php
https://megalektsii.ru/s66352t1.html
https://artrecept.com/zhivopis/kak-ispravit-xolst

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]