Что такое ЕГЭ по литературе? К чему должен готовиться абитуриент.
Что такое ЕГЭ по литературе? К чему должен готовиться абитуриент?
ЕГЭ по литературе рассчитан на выпускников профильных гуманитарных школ и классов. Для того чтобы сдать этот экзамен, недостаточно просто «любить читать». Необходима специальная подготовка.
Заданий с выбором ответа здесь не будет. Очень мало вопросов, рассчитанных на базовый уровень. Основное внимание уделяется творческим заданиям повышенной сложности. Это часть С.
Часть С на ЕГЭ по литературе включает в себя:
• Четыре ответа (в объёме 5–10 предложений) на вопросы, связанные с анализом двух конкретных художественных текстов;
• Полноценное сочинение на одну из трёх предложенных проблемных тем.
Ответы на задания С1 — С4 оцениваются по критерию содержательности (точность ответа и полнота аргументации). За каждое из них можно получить до 3 баллов.
Задание С5 может быть максимально оценено 15 баллами. Здесь критериев пять:
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы;
2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями;
3. Обоснованность привлечения текста произведения;
4. Последовательность и логичность изложения;
5. Следование нормам речи.
Но и здесь главное – содержание. Если при проверке работы эксперт оценивает уровень понимания проблемы нулём, задание дальше не проверяется и считается невыполненным.
Орфографические и пунктуационные ошибки на оценку не влияют. Речевые ошибки в сочинении учитываются.
Основная сложность экзамена – необходимо уметь оперировать очень большими объёмами информации. В Кодификаторе ЕГЭ по литературе указаны:
• 11 романов,
• 4 повести,
• 6 пьес,
• 9 поэм (одна из них — поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»),
• около 20 рассказов,
• порядка 150 стихотворений.
Древнерусская литература представлена «Словом о полку Игореве», литература XVIII века — произведениями Г. Р. Державина и Д. И. Фонвизина. Основной корпус текстов относится к XIX — первой половине XX веков. Все эти тексты ученик должен знать и разносторонне использовать. А ведь на экзамене перед выпускником будут только задание, листы для черновиков, чистовые бланки и ручка.
ЕГЭ по литературе предполагает отличное знание произведений и авторов. Хотелось бы, чтобы вы не называли повесть романом, а Чингиз Айтматов у вас не оказался Ахматовым.
Литературу надо изучать в совокупности с исторической действительностью. Досадно, когда абитуриент считает Сергея Есенина «певцом русской революции», а Пастернака – пролетарским поэтом.
Нам придётся привлекать сведения из истории литературы – без этого можно многое упустить в понимании произведения. Например, сложно правильно оценить безапелляционные резкие высказывания Чацкого, если не знать, что декабристы рассматривали такое “витийство” как особую доблесть и старались демонстрировать это в своем поведении.
Успешная сдача ЕГЭ по литературе базируется не только на том, что вы много читаете. Читать много – еще не значит качественно. Читать качественно – это запоминать и анализировать прочитанное, выносить свое суждение, проводить параллели между сюжетной линией и духовным состоянием автора. Но и этого недостаточно, чтобы отлично сдать ЕГЭ по литературе.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
ЕГЭ по литературе: как лучше распределить время и на что стоит обращать внимание на экзамене
В 2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.
Пару месяцев назад я осознанно приняла решение пересдавать экзамен, поэтому снова возобновила процесс подготовки и хочу поделиться тем, что поняла для себя в прошлом и в этом году относительно ЕГЭ по литературе, чтобы, возможно, кто-то из вас, прочитав это, не повторял тех же ошибок, что и я.
В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.
Мой провал
Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров , один из которых – мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.
Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!
Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.
Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия – литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.
Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются – получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в этом ответе”. Одно радует – сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.
Время и ошибки из-за спешки
Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.
Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!
Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще – просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему – и следуя по ним написать работу.
А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.
Сколько и на что
Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.
На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.
С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.
На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.
Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.
Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать – так лучше видно ошибки.
Что может удивить на экзамене?
Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.
Лирика
Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.
Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.
Развернутые ответы
Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.
Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”
Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.
Тестовая часть
Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.
Структура развернутых ответов
Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.
Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.
Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.
Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).
Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.
Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.
Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.
Свое мнение
Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.
На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.
Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии – нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо – цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.
Экзамен по литературе – все в ваших руках. Как подготовиться к экзамену на отлично
Готовимся к вступительному экзамену по литературе: схема анализа произведения, приемы быстрого запоминания информации, типичные ошибки абитуриентов.
Можно ли самостоятельно подготовиться к вступительному экзамену по литературе? На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие вузовские преподаватели уверены, что необходимую базу знаний могут дать только подготовительные курсы или занятия с репетитором. Но есть и противоположная точка зрения: все зависит от самого абитуриента.
Такого мнения придерживается и Наталья Шутая, кандидат филологических наук, докторант МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель “Уникум-центра” при РУДН.
– Наталья, к чему нужно быть готовым абитуриентам на экзамене по литературе?
– Форма вступительного испытания может измениться. Например, устный экзамен по литературе неожиданно заменят на единый государственный экзамен по литературе. Абитуриенты обычно узнают об этом в середине или в конце учебного года. К подобным “экспериментам” в сфере образования нужно быть готовым.
– Что проще сдавать – ЕГЭ или устный экзамен по литературе?
– На мой взгляд, единый государственный экзамен. Задания ЕГЭ составлены по школьной программе, поэтому от вас требуется знать в основном тот материал, который входит в обязательный минимум по предмету. Большинство вопросов предполагает выбор единственно правильного варианта. Вопросы на устном экзамене по литературе сложнее, требуют дополнительных знаний.
– На что следует обратить особое внимание при подготовке к устному экзамену по литературе?
– Во-первых, старайтесь больше читать тексты художественных произведений. В них вы найдете ответы на все вопросы. Во-вторых, “золотой ключик”, который позволит “открыть” идейно-художественное своеобразие любого произведения, – теория литературы. Вот здесь нужна помощь преподавателя. Заучивание определений не поможет сформировать навыки анализа и интерпретации прозаических и поэтических творений. А вот педагог научит пользоваться “ключом”. В-третьих, развернутый ответ потребует риторических навыков – умения отобрать, расположить и преподнести материал. И этому тоже надо учиться.
– Как лучше распределить время подготовки к экзамену по литературе?
– Есть два пути. Можно за основу взять жанрово-родовой принцип – повторять материал блоками: эпические произведения, драматические, лирические. В этом случае удастся проследить традиции, преемственность и новаторство в литературе. Кстати, на ЕГЭ проверяется умение анализировать текст с точки зрения жанрово-родовой специфики.
Второй путь – традиционный, историко-хронологический. Сочетание этих двух подходов позволит эффективно подготовиться к экзамену по литературе.
– Какие способы и приемы помогут лучше запомнить даты и имена?
– Приемы мнемотехники, в основе которых лежит ассоциативный принцип, давно и хорошо известны. С их помощью легко запомнить, например, годы жизни Лермонтова – 1814-1841 (перевернутые даты).
Кстати, мнемотехника позволяет бороться с фактическими ошибками. Так, распространенной ошибкой на экзамене является написание имени Раскольникова через “а” – многие пишут “Радион”. Этого можно избежать, если вспомнить толкование имени героя: Родион Романович Раскольников – родина Романовых, то есть Россия расколота.
– Сколько нужно знать цитат по каждому автору?
– Нет такого критерия в оценке ответа – количество цитат. Ценятся не сами по себе приведенные отрывки (их знание свидетельствует лишь о хорошей памяти абитуриента), а так называемое органическое цитирование – небольшие фразы или словосочетания, которые подкрепляют вашу мысль, делают ее более яркой и выразительной.
Цитаты необходимо знать точно, со всеми знаками препинания. Помню как в программе “Что? Где? Когда?” знатоки проиграли, неправильно процитировав известную фразу А.С. Пушкина: “Чем меньше женщину мы любим, тем . нравимся мы ей!”.
Попробуйте сами продолжить цитату, без которой не обходится ни одно сочинение по роману “Евгений Онегин”: “Но я другому отдана. ” Даже Достоевский в известной “Пушкинской речи” допустил в этом месте ошибку. Поэтому в печатном варианте речи всегда делается сноска: “Не совсем точная цитата”.
– Допустим, времени на подготовку осталось мало. Можно отдельные произведения перечитать в кратком содержании?
– Дефицит времени – это серьезная проблема, но все же медленное и вдумчивое повторное чтение, когда уже не надо следить за сюжетом, а можно непосредственно наблюдать за текстом, окупится стократ. Если такой возможности нет, стоит перечитать хотя бы основные эпизоды. К кратким пересказам стоит обращаться лишь для того, чтобы что-то проверить или вспомнить.
Есть ряд научно-популярных книг, которые помогут вам “поднять” программные произведения: например, одолеть Л.Н. Толстого позволит удивительная книга Н. Долининой “По страницам “Войны и мира”.
– Какие типичные ошибки бывают при самостоятельной подготовке к экзамену по литературе?
– Много сил уходит впустую – на поиск готовых рецептов, по которым можно без труда подготовиться к экзамену, неумение выделить главное, недостаточная вера в свои силы или, наоборот, завышенная оценка своих знаний (ведь в этом возрасте очень трудно адекватно оценить себя), отказ от якобы устаревших, но испытанных методов – конспектирования, заучивания, повтора материала.
Экзамен по литературе. Проза.
Во время занятий постарайтесь придерживаться схемы анализа произведения:
- место писателя в литературном процессе
- место произведения в творчестве писателя
- тематика, проблематика произведения
- основная идея, в чем она выражается:
- жанр
- система образов
- конфликт
- композиция
- язык (особенности стиля)
- значение произведения для дальнейшего развития литературы.
Если вы сможете дать характеристику по этой схеме каждому прозаическому произведению, значит, база знаний по литературе у вас есть.
и поэзия.
Каждый третий вопрос в экзаменационных билетах связан с анализом стихотворений, поэтому важно научиться разбирать текст. Общий план анализа таков:
- дата написания и публикации
- принадлежность к тому или иному литературному направлению
- жанровая форма
- тип поэтической речи (описание, размышления, диалог, обращение)
- тема
- смысл названия
- эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении
- основные изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, метонимия, эпитеты, аллегория, символ, гипербола, литота). Можно указать особенности поэтического синтаксиса (повторы, параллелизм, инверсия, градация, анафора, эпифора, риторический вопрос); особенности рифмовки
- основная идея, которая стала понятна в ходе анализа.
Источники:
https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/literatura/chto-takoe-ege-po-literature/
https://www.abitura.pro/news/entries/ege-po-literature-kak-luchshe-raspredelit-vremya-i-na-chto-stoit-obraschat-vnimanie-na-ekzamene
https://www.7ya.ru/article/Jekzamen-po-literature-vse-v-vashih-rukah/