4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое любовь к жизни вывод. Урок по русской словесности «Джек Лондон

Урок литературы в 6-м классе «Что такое любовь к жизни?» (по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»)

Разделы: Литература

Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»

Задачи:
Обучающие: учить читать текст, находить и выделять главное посредством анализа текста, пересказывать текст, находить общее в рассказе и стихотворении .
Развивающие: выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения.
Воспитательные: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту.

Эпиграф:
Насколько человек побеждает страх.
Настолько он человек.
(Томас Корлейль, англ. писатель и историк)

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:
Ребята! Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек? Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

2. Рассказ биографии (учащимся) : (сопровождается презентацией)
Джек Лондон (1876–1916), американский писатель (Приложение 1[Слайд 2 ]).
Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. (Приложение 1[Слайд 3 ]).
Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.
Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. (Приложение 1[Слайд 4 ]).
Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу «Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год.
Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году. (Приложение 1[Слайд 5 ]).

Учитель : Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком. Эпиграфом к уроку я взяла слова: (Приложение 1[Слайд 6 ]).

Эпиграф: Насколько человек побеждает страх.
Настолько он человек.
(Томас Корлейль, англ. писатель и историк)

3.Анализ рассказа:
Учитель: Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа Дж. Лондона. Посмотрите на начало рассказа. Какими автор показывает нам героев?
(Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали.
«устали и выбились из сил, лица выражали “терпеливую покорность”, “плечи оттягивали тяжелые тюки”, “шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз”, говорят “равнодушно”, голос “звучит вяло”).
Учитель: Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища? (Приложение 1[Слайд 7 ]).

(Один из них попадает в беду, а другой — Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь).

Учитель: Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

Учитель: Билл ушёл, но главное — для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. (Найдите и зачитайте) («… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, — оставалось только лечь на землю и умереть”).

Вывод: И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е. есть смысл жить.

Учитель: Герой оказывается в сложной экстремальной ситуации.
Что же такое экстремальная ситуация?
(Приложение 1[Слайд 8 ]).
— (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация — ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Учитель: Герой попадает в сложную ситуацию.
В чем сложность его положения?
-Неизвестность;
-Боль (вывих ноги);
— Голод
-Одиночество .
Учитель: Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?
Одиночество — неприятное чувство.
Учитель: Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один:
(“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)
Учитель: Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)
(«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха»)
Учитель: Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. «Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни тр авы — ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха».
Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный? (Для усиления горестного состояния человека).
Но герой не сдается, стремится к своей цели, преодолевая трудности.
Учитель: Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? (находят и зачитывают эпизоды)
Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом).
Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).
Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание — есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).
Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)
Учитель: На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

(Пересказ фрагмента «Победа волка над человеком » «Победа волка над человеком » )
Учитель: Какими показаны волк и человек?
— клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу;
-человек ждёт и сжимает челюсть волка;
— другая рука хватает волка;
-волк подмят под человека;
-человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.

Учитель: Человек пытается выжить! Только ли человек?
– Зверь тоже.
Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк?
(Это символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти. )

Учитель: Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа).
Учитель: А что такое сила духа?
(Сила духавнутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).
Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?
Вывод: благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.
Учитель: Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? ( докажите.)

Учащиеся: Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, — голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик.
Встреча с лисицей, с медведем . “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен…” . Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

Читать еще:  Характеристика главных героев кармен. Образ кармен в мировом искусстве

Учитель: Найдите слова автора, прямо называющие человека животным?
“Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть!
Эпизод с костями: “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.

Учитель: И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
(Эпизод с Биллом). (Приложение 1[Слайд 9 ]).

Учитель: просмотрите в тексте фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?
(Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).

Учитель: Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Подтвердите свои слова фрагментами из текста.
(расчетливость (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, с золотом, путь к кораблю: “ Он сел и задумался о самых неотложных делах… ” ;
терпение (в борьбе с волком, с голодом);
рассудок (“ желудок словно уснул ”, но наш герой все равно продолжает искать себе пищу, что им движет? — разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть);
“По временам рассудок мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат”, “ Шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед”.
— Бесстрашие;
-сила воли.

Учитель: Что (кто) придало силы духу человеку? (Цель, близость цели: сначала это был Билл, потом корабль).
Учитель: Мы видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той “терпеливой покорности”, какую мы видели в начале рассказа, не осталось и следа: пусть двадцать шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед.

Заканчивая работать над рассказом «Любовь к жизни», я бы хотела, чтобы вы прослушали стихотворение Р.Рождественского и определили: какая связь стихотворения и рассказа? (Приложение 1[Слайд 10 ]).

4 . Чтение стихотворения: Если б только люди жили вечно,
это было бы
бесчеловечно…
Как узнать,
чего ты в жизни стоишь?
Как почуять,
что такое риск?
В море броситься?
Так не утонешь.
На костер взойти?
Так не сгоришь.
Поле распахать?
Потом успею…
Порох выдумать?
А для чего.
Наслаждались бы ленивой спесью
Пленники бессмертья своего.
Ничего они бы не свершили!
Никогда б не вылезли из тьмы…
Может, самый главный
стимул жизни
В горькой истине, что смертны мы. Учитель: Какая смысловая связь стихотворения и рассказа Д. Лондона “Любовь к жизни”?
(В стихотворении и рассказе авторы решают вопрос жизни и смерти, стимул жизни — смерть, человек борется со смертью, ради того, чтобы жить, преодолевая порой невозможное).

Обобщающие вопросы:
Как вы думаете, почему рассказ назван “Любовь к жизни”?
— Любовь к жизни помогает герою выжить.
( Любовь к жизни)
(Приложение 1[Слайд 11 ]).
Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть — уснуть. Смерть — это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”
Учитель: Как Вы понимаете эти слова?
( «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».
Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

Учитель: Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему?
Какие уроки можно извлечь из этого произведения?

Вывод. (Приложение 1[Слайд 12 ]).
«Любовь к жизни» — это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное — преодолел себя, свой страх, свою боль.

Домашнее задание:

1.Напишите небольшое сочинение на тему «Встречали ли вы в своей жизни настоящих людей? Какие они?
2. Нарисуйте понравившиеся эпизоды произведения.

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)

Сивуха Н.Н. МБОУ СОШ № 1, город Тулун, Иркутская область, май, 2013 года

Урок литературы. 6 класс.

Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)

Тип урока: изучение новых знаний

Основная педагогическая технология: ТРКМЧП (применение приёмов ТРКМЧП: кластер, синквейн, написание эссе, работа в творческих группах: «теоретики», «художники», «литературоведы», «исследователи текста», «рассказчики», «фантазёры»)

Организационная форма обучения: коллективная

Дидактическая задача урока: создание условий для формирования УУД, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности и эффективных способов коммуникации.

Предметные результаты: научится анализировать текст рассказа, выделяя главное; научится видеть структуру рассказа (завязка, кульминация, развязка); понимать роль структурных элементов рассказа (роль пейзажа, детали); научится работе с эпизодом (анализ эпизода, пересказ); научится находить и объяснять целесообразность использования изобразительно-выразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, антитеза).

Личностые результаты: формирование чувства сострадания, готовности помочь в трудной ситуации; дружбу и взаимопомощь; чувства самосохранения в экстремальных ситуациях; любовь к жизни;

Метапредметные результаты: личностные УУД: нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями рассказа, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; познавательные УУД: решение учебных задач (чтение и анализ рассказа, пересказ отрывка); коммуникативные УУД: умение работать в группе, сотрудничать; регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, рефлексировать.
Подготовка к уроку:

учителя: даёт задания по группам, составляет конспект урока, готовит «элементы» кластеров;

обучающихся: читают рассказ и готовят задания по группам («теоретики» — биография писателя; «художники» — рисунки (абстрактные «любовь к жизни» и по рассказу); «литературоведы» — находят и отмечают в тексте элементы структуры рассказа, дают понятие «экстремальная ситуация» и соотносят понятие с текстом; «исследователи текста» — отмечают слова и обороты речи, характеризующие действия героев; «рассказчики» — пересказ эпизода; «фантазёры» — придумывают интересные задания: кроссворд, викторина и т.п.).

Приветствие учителя, чтение эпиграфов к уроку: «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек» (Томас Корлейль, английский историк и писатель); «Жизнь дороже богатства» (Омар Хайам, поэт).

— Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла в качестве эприграфов к нашему уроку изучения рассказа «Любовь к жизни» Джека Лондона?

— Какие бы ещё слова вы взяли в качестве эпиграфа? (Русские пословицы: «Друг познаётся в беде», «Не в деньгах счастье»).

— Я думаю, тему нашего разговора о героях Джека Лондона вы сформулируете сами в виде проблемного вопроса, на который нам предстоит ответить в конце урока, опираясь на опорную запись: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть…, победить…?»

— Я предлагаю тему урока соотнести с тем эпиграфом, который ближе для вас в понимании смысла рассказа.

— Какую цель урока нужно реализовать?

Обучающиеся сформулируют тему урока, возможно, так: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть страх и одиночество, победить смерть и выжить в экстремальной ситуации?»

Цель урока – анализ рассказа, размышление о героях рассказа, их поступках, ответ на проблемный вопрос.

Обучающиеся записывают в тетрадях тему урока и один из эпиграфов.

-Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, которые позже описал в своих рассказах. Согласны ли вы с моим утверждением?

-Спасибо «теоретикам», а вы, ребята, я думаю, отметили в своих тетрадях, что рассказ «Любовь к жизни» был написан в 1900 году по впечатлениям писателя от его путешествия на Аляску во время «золотой лихорадки». Юноша не обрёл богатства, но приобрёл богатый жизненный опыт и — начал писать.

4.Восприятие и усвоение нового материала

1) анализ рассказа, составление кластера 1; анализ роли детали в рассказе

2) анализ роли пейзажа в рассказе

3) анализ рассказа, составление кластера 2;

4)Пересказ отрывка «Человек побеждает волка»; анализ данного эпизода;

5) анализ рассказа; проблематика

— Откуда и куда движутся герои рассказа? Почему автор начинает повествование с момента, когда герои уже несколько дней находятся в пути?

Учитель обращает внимание детей на то, что рассказ ведётся от 3 лица, но затем — как будто от 1лица. Читатели сразу погружаются в события рассказа и становятся очевидцами событий.

— Важную роль при описании героев здесь играют детали. Приведите примеры.

— В такой ситуации нужно поддерживать друг друга, но происходит обратное: Билл оставляет своего товарища в беде.

— Какой момент можно считать завязкой рассказа?

— Как вы оцениваете поступок Билла?

— Предательство, желание спастись, страх…Но для героя Билл станет целью, движением вперёд, смыслом жизни. Герой до последнего будет надеяться на то, что друг не мог так поступить, что он его ждёт, ведь « Друг познаётся в беде».

Подкрепите примерами из текста.

— В какой ситуации оказался герой? В экстремальной, сложной, опасной.

Читать еще:  К чему снится дельфин женщине. Как расшифровать сон с участием дельфинов

— Я предлагаю вам, используя кластер, показать сложность данной ситуации (Дети – в тетрадях рисуют кластер 1: «предательство, страх, боль, отчаяние, голод, одиночество, неизвестность, трудности пути…), на доске прикрепляют карточки, называя и подкрепляя их примерами из текста :

— А что самое страшное для человека?

Учитель обратит внимание детей, что экстремальные ситуации могут возникнуть и в их жизни, нужно уметь их преодолевать.

— Как описание природы помогает понять состояние одиночества?

— Почему описание природы становится всё более страшным? Приведите примеры.

— Оставшись один, герой понимает, что он одинок не только в этой снежной пустыне, но и во всей Вселенной. Описание природы подчёркивает беспомощность героя, безнадёжность его положения. Природа равнодушна к нему, как будто он уже вычеркнут из жизни. Учитель обратит внимание ребят на использование писателем изобразительно-выразительных средств (эпитеты, метафоры и др.), подробно остановится на приёме антитезы.

— Но герой не сдаётся, продолжает идти вперёд. Здесь автор использует приём антитезы (приведите примеры).

— Любовь к жизни или страх?

— Что помогает ему всё преодолеть?

— Какие качества присущи герою рассказа?

— Составьте кластер 2 и подтвердите его примерами из текста: (расчётливость, сила воли, терпение, рассудок, бесстрашие…)

Качества настоящего человека

Учитель обращает внимание детей на рисунки «художников». Почти на всех изображён эпизод борьбы человека и волка, и этот выбор нельзя считать случайным.

— Можно ли этот эпизод считать кульминацией рассказа? Какие моменты ещё вы отметили бы?

— Я предлагаю послушать пересказ отрывка, где человеку помогает сила воли, духа. Волк и человек обессилены, но человек всё же одерживает победу, так как его отличают человеческие качества: сила воли, духа.

— Какие эпизоды – развязка рассказа?

— На что променял жизнь Билл? (на золото)

— Но «жизнь дороже богатства», вы согласны с этим?

«Исследователи» текста обратят внимание ребят на слова и обороты речи, показывающие, что герои уже «очень устали, выбились из сил»: «прихрамывая, спускались», «шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно»; детали: «лица их выражали терпеливую покорность», «плечи оттягивали тяжёлые рюкзаки» и др.

«Литературоведы» отметят, что завязка рассказа – человек попадает в беду («Слушай, Билл, я вывихнул ногу!») и просит о помощи своего товарища, но тот, видимо, испугавшись, что человек окажется для него обузой, думая, что в одиночку легче спасти жизнь, бросает его («Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду, но Билл не повернул головы…»). Билл от усталости и лишений потерял человеческий облик, для него важно лишь чувство самосохранения, но герой надеется, что «Билл его не бросил», хотя в глазах появляется тоска, «словно у раненого зверя».

«Литературоведы» дадут определение: «Экстремальная ситуация – крайняя, необычная по трудности, сложности», а обучающиеся приведут примеры из текста: голод «Он ничего не ел уже 2 дня…», «так сильно терзал его голод», «им владело только одно желание — есть!» и др.; отчаяние «в отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал»; боль «нога у него одеревенела», «лодыжка сильно распухла» и др.

Сделают вывод о том, что самое страшное для человека – одиночество.

«Исследователи» текста отметят, что через описание природы автор передаёт чувства героя, его одиночество, страх: «тускло светило солнце», «картина была невесёлая», «низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией…», «бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием», «солнца не было. Серые краски земли и неба стали ещё темней и глубже. Дул резкий ветер…повалил мокрый снег…».

Приём антитезы: голод – сны о еде; пустыня – могучие деревья.

Героем движут мысли о еде и о том, что его ждёт Билл.Но главное — им движет любовь к жизни.

Обучающиеся отметят, что герою, в первую очередь, помогла сила духа и другие качества настоящего человека.

Обучающиеся приведут примеры расчётливости (считает спички, и т.п.), терпения (борьба с голодом), рассудочности (ищет пищу, чтобы не умереть) и др. Здесь могут предложить свои задания «фантазёры».

Обучающиеся отметят, что это самый напряжённый эпизод рассказа.

«Рассказчики» пересказывают отрывок

(стр.300-302), а обучающиеся делают вывод, что волк – это символ смерти. Человек победил волка, потому что хотел жить. Любовь к жизни была сильнее страха смерти.

«Литературоведы» отметят «встречу с Биллом»: тот был наказан (его загрызли волки). Герой рассказа не стал «грызть его кости», «А Билл стал бы, будь он на его месте», не взял золота (а свой мешочек с золотом он ещё раньше выбросил). Это характеризует его как настоящего человека, сильного духом, который никогда бы не опустился до подлости и предательства (сравнение героев).

— Что осуждает Джек Лондон?

— К чему призывает своим рассказом?

— Почему он не даёт имя своему герою?

— О чём вы задумались, прочитав этот рассказ?

— Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос урока: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть страх и одиночество, победить смерть и выжить в экстремальной ситуации?»

Учитель обращает внимание детей на кластеры: благодаря настоящим качествам можно преодолеть любые экстремальные ситуации. Надо любить жизнь, ценить её.

Обучающиеся сделают выводы, что писатель осуждает предательство, трусость, выступает за дружбу, взаимопомощь. А герой олицетворяет собой жизнь, любовь к ней. Таким должен быть каждый человек, поэтому у героя нет имени.

— Ребята, я предлагаю ваши впечатления от урока записать в виде синквейна, а художники изобразили это в виде абстрактных рисунков «Любовь к жизни». Учитель читает свой синквейн:

Зовёт, помогает, спасает.

Человек должен жить – это суть.

— Напишите эссе на тему «Настоящий человек», «Дружба»;

— Подберите произведения, близкие по тематике.

Приём составления кластера (технология ТРКМЧП) позволяет мне повысить эффективность урока, поддерживать высокий уровень познавательного интереса обучающихся, развивать их мышление и умственную активность. Составление кластера – это не только способ активного взаимоотношения «учитель – ученик», «ученик – ученик», но и способ открыто излагать свои мысли по какому-либо вопросу, свободно думать. Это активизирует работу обучающихся на уроке, помогает обобщать, структурировать знания, легче ориентироваться в учебном материале, применять творчество. На данном уроке был использован способ сопоставления двух кластеров для понимания смысла рассказа, его проблематики.

Урок по русской словесности «Джек Лондон. Любовь к жизни» (7 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Урок Вн. чт. Джек Лондон. «Любовь к жизни»

Цель: изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Д.Лондона «Любовь к жизни»

Обучающие: сформировать знания о жизни и творчестве Д.Лондона ; на примере рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» показать, что человек всегда должен оставаться человеком, продолжать бороться за жизнь до последнего; анализировать прочитанное; выражать впечатления от текста, ориентироваться

Развивающие: развивать навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом.

Воспитательные: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудную минуту.

Эпиграф:
Насколько человек побеждает страх.
Настолько он человек.
(Томас Корлейль, англ. писатель и историк)

I . Организационный момент

II . Знакомство с творчеством Д.Лондона

1. Вступительное слово учителя:
Ребята! Нам сегодня предстоит поразмышлять о героях Дж. Лондона. Необходимо будет выяснить: Какие они? Что движет ими? Что дороже всего на свете? Что такое настоящий человек? Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, описанных в его произведениях.

2. Рассказ биографии (сопровождается презентацией)
Джек Лондон (1876–1916), американский писатель[Слайд 2 ].
Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу.
Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах.
В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. [Слайд 3 ].
Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время «золотой лихорадки». Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать.
Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. [Слайд 4 ].
Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ «Любовь к жизни». Их действия разворачиваются на Аляске.
В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу «Сын волка». В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год.
Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году. [Слайд 5 ].

— Мы видим, что Лондона ничто не сломило, потому что он был, на мой взгляд, настоящим человеком. Эпиграфом к уроку я взяла слова: [Слайд 6 ].

III . Работа по рассказу «Любовь к жизни»

1. Чтение рассказа учителем

2. Анализ рассказа:
— Мы с вами должны сегодня проследить за судьбой одного из героев рассказа Дж. Лондона. Посмотрите на начало рассказа. Какими автор показывает нам героев?
(Герои рассказа уже несколько дней в пути. Они очень устали.
«устали и выбились из сил,
лица выражали “терпеливую покорность”, “плечи оттягивали тяжелые тюки”, “шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз”, говорят “равнодушно”, голос “звучит вяло” ) .

-Вроде бы в такой момент они должны поддержать друг друга, но что мы видим? Почему Билл бросил товарища? [Слайд 7 ].

Читать еще:  Сообщение жизни и творчестве сервантеса. Все книги мигеля сервантеса

(Один из них попадает в беду, а другой — Билл – оставляет своего товарища, испугавших, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь).

— Как вы оцениваете поведение Билла? Найдите слова, характеризующие его поведение.

— Билл ушёл, но главное — для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу с Биллом. (читаем)

(«… Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, — оставалось только лечь на землю и умереть”).

Вывод: И человек начинает бороться за жизнь, продвигаясь к тайнику, потому что там есть «патроны, крючки, и лески для удочек … А ещё там есть мука и …кусок грудинки бобы», т.е . есть смысл жить.

-Герой оказывается в сложной экстремальной ситуации.
— Что же такое экстремальная ситуация? [Слайд 8 ].
— (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация — ситуация крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Герой попадает в сложную ситуацию.
— В чем сложность его положения? (Неизвестность; боль (вывих ноги); голод; одиночество) .
-Эти сложности рождают чувство страха, отчаяние. Что, по вашему мнению, самое страшное для человека?
Одиночество — неприятное чувство.
Проследим по тексту , как ведет себя наш герой, оставшись один:
(“ в глазах появилась тоска, как у раненого оленя ”, в его последнем крике “ отчаянная мольба человека, попавшего в беду ”, наконец, ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной.)
— Описание природы ещё в большей степени помогает понять это чувство: (найдите)
(«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха»)
— Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. «Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни тр авы — ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, — и в его глазах появилось выражение страха».
— Как вы считаете, с какой целью, употребляются однокоренные слова страх и страшный? (Для усиления горестного состояния человека).
Но герой не сдается , стремится к своей цели, преодолевая трудности.
— Вспомните эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать герою? (находят и зачитывают эпизоды)
Эпизод со спичками. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек…Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь”. (Борьба со страхом).
Боль. “Лодыжка сильно болела…, распухла, стала почти такой же толстой, как и колено”, “суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли”, “Нога у него одеревенела, он стал хромать еще сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Боль все грызла и грызла его…”. (Борьба с болью).
Эпизод с куропаткой, ловля рыбы, встреча с оленем и др. “В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню…, и долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий”. “Им овладело только одно желание — есть! Он помешался от голода”. Ему снятся пиры и званые обеды. (Борьба с голодом).
Но постепенно чувство голода ослабевает, но человек, « боясь умереть», продолжает двигаться вперёд. («Жизнь в нём не хотела гибнуть и гнала его вперёд»)
— На смену одним испытаниям приходят другие. Он хочет выяснить: кто сильнее.

Пересказ фрагмента «Победа волка над человеком »
— Какими показаны волк и человек?
— клыки сдавили руку, волк хочет вонзить зубы в добычу;
— человек ждёт и сжимает челюсть волка;
— другая рука хватает волка;
-волк подмят под человека;
-человек прижался к волчьей шее, во рту шерсть.

— Человек пытается выжить! Только ли человек?
– Зверь тоже.
Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк?
(Это символ смерти , которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти. )

— Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? (Сила духа).
— А что такое сила духа?
(Сила духа внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков).
— Мы видим, что человек оказался сильнее. Но почему?
Вывод: благодаря расчету, силе духа , терпению, выносливости и любви к жизни человек побеждает страх.
— Но в тексте есть моменты, где человек напоминает нам животное? ( докажите.)

Охота на куропаток. “Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, ползком, как кошка подкрадывается к воробьям, стал подкрадываться к ним. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал боли, — голод заглушал ее”. Не поймав ни одной птицы, он стал громко передразнивать их крик.
Встреча с лисицей, с медведем . “Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткою в зубах. Он закричал. Крик его был страшен …” . Как видим, трагизм ситуации нарастает, человек меняется на глазах, уподобляется зверю.

— Найдите слова автора, прямо называющие человека животным?
“Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное”. Им овладело только одно желание: есть!
Эпизод с костями : “Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни…Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть” . Последние частицы жизни уходят не только из обглоданных костей, но и из человека. Как будто рвется та ниточка, которая связывала нашего героя с людьми.

— И все же, что отличает человека от животного? Какой эпизод, очень важный, помогает нам понять это?
(Эпизод с Биллом). [Слайд 9 ].

Фрагмент встречи с останками Билла. Ваши мнения, суждения?
(Билл оказался слабым, не смог преодолеть страх, он боялся за свою жизнь и бросил товарища в беде. Билл променял жизнь на золото).

— Можно ли считать героя настоящим человеком? Какие качества присущи таким людям? Подтвердите свои слова фрагментами из текста.
(расчетливость (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, с золотом, путь к кораблю: “ Он сел и задумался о самых неотложных делах… ” ;
терпение (в борьбе с волком, с голодом);
рассудок (“ желудок словно уснул ”, но наш герой все равно продолжает искать себе пищу, что им движет? — разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть);
“По временам рассудок мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат”, “ Шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед”.
— Бесстрашие;
-сила воли.

— Что (кто) придало силы духу человеку? ( Цель, близость цели : сначала это был Билл, потом корабль).
Мы видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той “терпеливой покорности”, какую мы видели в начале рассказа, не осталось и следа: пусть двадцать шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед.

1. Обобщающие вопросы :
— Как вы думаете, почему рассказ назван “Любовь к жизни”?
— Любовь к жизни помогает герою выжить.( Любовь к жизни ) [Слайд 11 ].
Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть — уснуть. Смерть — это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?”
Как Вы понимаете эти слова?
( «Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».
Ему хотелось жить, поэтому “человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком)

Очень часто люди, в трудные минуты обращались к произведению Дж. Лондона. Почему?
Какие уроки можно извлечь из этого произведения?

2. Вывод. [Слайд 12 ].
«Любовь к жизни» — это рассказ о мужественном человеке, который выстоял в таких страшных испытаниях, как одиночество, предательство друга и борьба с суровой северной природой. Самое главное — преодолел себя, свой страх, свою боль.

V . Домашнее задание: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (читать, пересказывать)

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/525549/
http://literature-edu.ru/literatura/18694/index.html
http://infourok.ru/urok-po-russkoy-slovesnosti-dzhek-london-lyubov-k-zhizni-klass-262536.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector