4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое социальная культура общества. Что такое социально – культурная деятельность

Понятие социально-культурной деятельности. Принципы и функции социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.

Культурно-досуговая деятельность— составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).

Культурная деятельность— это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.

К культурным ценностям относятся:

-нравственные и эстетические идеалы;

-нормы и образцы поведения;

-языки, диалекты, говоры;

-национальные традиции, обычаи, обряды;

-художественные ремёсла и промыслы;

-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие

Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека или как ее называют досуговую. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями.

Функции и принципы социально-культурной деятельности.

Для эффективного функционирования сферы культуры и досуга необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее время. Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов.

Функции социокультурной деятельности.

1. Адаптационная – освоением человеком основ культуры необходимых ему для адаптации к социуму (культура поведения, нравственные качества, культура речи, быта).

Функции социально-культурной деятельности сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие «социокультурная деятельность».

2. Развивающий характер социокультурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное и рабочее время.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество элементов – это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т.д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, тепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки). Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывает культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

3. Коммуникативная функция – предполагает создание условий для реализаций потребностей личности в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки), формирование деловых и межличностных отношений, позитивного восприятия людьми друг друга.

Различны уровни и масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, учрежденческий, массовый. На групповом уровне эту функцию осуществляют малые группы (коллективы, студии), то на учрежденческом – это множество людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах, концертных залах, музеях, кино, учебных заведениях, библиотеках, парках). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей.

4. Образовательная – это функция отмечается постоянством, поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Эта функция предполагает постоянное приобретение новых знаний, умений, навыков, повышения уровня образованности человека, дополнение и углубление знаний.

5. Культуроориентирующая – последовательное приобщение личности к миру культуры (инкультурация); культура быта, труда, отдыха, внедрение эстетических начал во все сферы жизнедеятельности человека.

6. Культуросозидающая – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные виды художественного, технического, прикладного творчества, в различные виды общественной деятельности человека по осуществлению социальных проектов.

7. Культуроохранительная – овладение методами сохранения природной и культурной среды, ценностей мировой и отечественной культуры, образцов национальной традиционной культуры.

8. Рекреационно-оздоровительная – формирование празднич-но-обрядовой культуры, организация зрелищно-развлекательного и оздоровительного досуга. С целью восстановления сил, затраченных на профессиональную деятельность психологической разрядки человека.

Эта функция способствует физическому и духовному восстановлению человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения), а во многих случаях она направлена на социально- культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями. Эта функция предполагает создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии соревнования.

Принципы социально-культурной деятельности:

— принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

— принцип развития инициативы и самодеятельности;

— принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

— принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

Читать еще:  Личная совместимость. Совместимость мужчины и женщины по году и дате рождения

— принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей;

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.

Определение понятия СКД В.В. Туева.

СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.

СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.

СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.

СКД— особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.

СКД как новая профессия 21 века, новая гуманитарная наука, новый образовательный предмет, который включается в программы всех вузов (университетов, пединтитутов, институтов культуры, искусств). Термин научный и образовательный, в котором так или иначе отражается определенный вид профессиональной деятельности людей. Эта деятельность называется социально — культурная, совершается в социально-культурной сфере, в соц. — культ. среде, социально-культурными учреждениями, социально-культурными средствами, специфическими формами для всех категорий населения на разных объектах и в разное врем, но прежде всего в свободное время людей, часы их досуга.

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов,

создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

Отличительные черты СКД:

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.

Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.

Социальная сфера— непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.

Социальная — культурная сфера шире, чем СКД. В неё входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. СКД является только частью СКС. Деятельность СКС и есть СКД.

Сеть социально-культурной сферы— это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.

Виды сети социально-культурной сферы:

1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).

2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)

3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.

4. городские (муниципальные)

5. районные государственные.

6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,

Социально-культурные комплексы и Центры досуга —это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

— создание условий для активного отдыха населения;

— предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива

— оказание услуг населению (в т.ч. платных);

— методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

— игровая и концертная деятельность;

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,

индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,

создание условий для занятия спортом.

3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.

Клуб (англ. клаб — собираться, собрание), древнейший уникальный социально-комун. институт культуры.Клуб –общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.

Клубное объединение — активная форма организации досуга, общения людей по интересам. Клуб — способ привлечь население в УК для самоорганизации самодеятельности людей, форма народной демократии. Направления: официальная культура, любительское творчество, самодеятельность. Клубное объединение как самодеятельная форма активного досуга. Принципы этоосновные положения, которые надо иметь в виду, организуя деятельность, чтобы была стабильной, эффективной.Клубное объединение- это романтическое объединение, посвящено много книг, учебных пособий. Смирнова «Клубное объединение»,

Читать еще:  Айседора дункан в детстве. Айседора Дункан — восхитительная Терпсихора

Туев В.В. «Технология и организация инициативных клубов» и «Как организовать свой клуб?», Калинин Иван Егорович «Записки клубника» и «Клубная встреча».

Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.

Что такое социальная культура общества. Что такое социально – культурная деятельность

1. Основные термины СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­ циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность — это деятельность, направлен­ ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа — деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­ териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео­ рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­ пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­ альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо­ жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­ дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­ шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­ говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­ но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­ шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­ тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­ сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­ дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ ленных общественных движений и инициатив, средством ис­ пользования свободного времени различными группами населе­ ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Читать еще:  Шева дом 2 до пластики и после. Александра Шева последние новости, слухи, сплетни

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода — социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гу­манитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, — это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Сфера досуга, как известно, — сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/10/15308.html
http://poisk-ru.ru/s24518t7.html
http://www.sites.google.com/site/zadaniaskd/skd/1-osnovnye-zadaci-i-napravlenia-socialno-kulturnoj-deatelnosti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector