Что такое социальная культура общества. Что такое социально – культурная деятельность
Понятие социально-культурной деятельности. Принципы и функции социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие “социально-культурная деятельность” складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.
Социально-культурная деятельность-это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.
Культурно-досуговая деятельность– составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).
Культурная деятельность– это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.
К культурным ценностям относятся:
-нравственные и эстетические идеалы;
-нормы и образцы поведения;
-языки, диалекты, говоры;
-национальные традиции, обычаи, обряды;
-художественные ремёсла и промыслы;
-произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие
Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека или как ее называют досуговую. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями.
Функции и принципы социально-культурной деятельности.
Для эффективного функционирования сферы культуры и досуга необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее время. Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов.
Функции социокультурной деятельности.
1. Адаптационная – освоением человеком основ культуры необходимых ему для адаптации к социуму (культура поведения, нравственные качества, культура речи, быта).
Функции социально-культурной деятельности сложились на основе многолетнего опыта. Именно они в своей совокупности образуют само понятие «социокультурная деятельность».
2. Развивающий характер социокультурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное и рабочее время.
Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество элементов – это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т.д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, тепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки). Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывает культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.
3. Коммуникативная функция – предполагает создание условий для реализаций потребностей личности в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки), формирование деловых и межличностных отношений, позитивного восприятия людьми друг друга.
Различны уровни и масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, учрежденческий, массовый. На групповом уровне эту функцию осуществляют малые группы (коллективы, студии), то на учрежденческом – это множество людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах, концертных залах, музеях, кино, учебных заведениях, библиотеках, парках). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей.
4. Образовательная – это функция отмечается постоянством, поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Эта функция предполагает постоянное приобретение новых знаний, умений, навыков, повышения уровня образованности человека, дополнение и углубление знаний.
5. Культуроориентирующая – последовательное приобщение личности к миру культуры (инкультурация); культура быта, труда, отдыха, внедрение эстетических начал во все сферы жизнедеятельности человека.
6. Культуросозидающая – вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные виды художественного, технического, прикладного творчества, в различные виды общественной деятельности человека по осуществлению социальных проектов.
7. Культуроохранительная – овладение методами сохранения природной и культурной среды, ценностей мировой и отечественной культуры, образцов национальной традиционной культуры.
8. Рекреационно-оздоровительная – формирование празднич-но-обрядовой культуры, организация зрелищно-развлекательного и оздоровительного досуга. С целью восстановления сил, затраченных на профессиональную деятельность психологической разрядки человека.
Эта функция способствует физическому и духовному восстановлению человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения), а во многих случаях она направлена на социально- культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями. Эта функция предполагает создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии соревнования.
Принципы социально-культурной деятельности:
– принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
– принцип развития инициативы и самодеятельности;
– принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
– принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
– принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей;
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.
Определение понятия СКД В.В. Туева.
СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.
СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.
СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.
СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.
СКД– особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.
СКД как новая профессия 21 века, новая гуманитарная наука, новый образовательный предмет, который включается в программы всех вузов (университетов, пединтитутов, институтов культуры, искусств). Термин научный и образовательный, в котором так или иначе отражается определенный вид профессиональной деятельности людей. Эта деятельность называется социально – культурная, совершается в социально-культурной сфере, в соц. – культ. среде, социально-культурными учреждениями, социально-культурными средствами, специфическими формами для всех категорий населения на разных объектах и в разное врем, но прежде всего в свободное время людей, часы их досуга.
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов,
создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб
Отличительные черты СКД:
Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.
Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.
Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.
Социальная сфера– непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.
Социальная – культурная сфера шире, чем СКД. В неё входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. СКД является только частью СКС. Деятельность СКС и есть СКД.
Сеть социально-культурной сферы– это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.
Виды сети социально-культурной сферы:
1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).
2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)
3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.
4. городские (муниципальные)
5. районные государственные.
6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,
Социально-культурные комплексы и Центры досуга –это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:
– создание условий для активного отдыха населения;
– предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива
– оказание услуг населению (в т.ч. платных);
– методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;
– игровая и концертная деятельность;
СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:
1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,
индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)
2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,
создание условий для занятия спортом.
3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.
4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.
А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.
Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.
Клуб (англ. клаб – собираться, собрание), древнейший уникальный социально-комун. институт культуры.Клуб –общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.
Клубное объединение – активная форма организации досуга, общения людей по интересам. Клуб – способ привлечь население в УК для самоорганизации самодеятельности людей, форма народной демократии. Направления: официальная культура, любительское творчество, самодеятельность. Клубное объединение как самодеятельная форма активного досуга. Принципы – этоосновные положения, которые надо иметь в виду, организуя деятельность, чтобы была стабильной, эффективной.Клубное объединение- это романтическое объединение, посвящено много книг, учебных пособий. Смирнова «Клубное объединение”,
Туев В.В. “Технология и организация инициативных клубов” и “Как организовать свой клуб?”, Калинин Иван Егорович “Записки клубника” и “Клубная встреча”.
Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.
Что такое социальная культура общества. Что такое социально – культурная деятельность
1. Основные термины СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. О сновные направления и содержание социально-культурной деятельности
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Культурная деятельность – это деятельность, направлен ная на создание, сохранение, распространение культурных цен ностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.
Социальная педагогика сегодня интерпретируется как тео рия социального воспитания человека на протяжении всех эта пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци альной работы.
Социально-культурная деятельность соответственно мо жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви дуализации человека, то есть в социальном воспитании и разви тии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:
• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы шение» духовных потребностей;
• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер шенствования;
• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и пози тивного самоутверждения.
Сегодня социально-культурная деятельность может рас сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу дарственных структур, сферой приложения усилий многочис ленных общественных движений и инициатив, средством ис пользования свободного времени различными группами населе ния.
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?
Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.
Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.
В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.
Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.
Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориентированным в большей мере на престижные ценности быта и качественную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, неблагополучные контингенты, маргинальные группы.
В данном же случае речь идет о категории людей относительно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуждаются в защите особого рода – социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения культурного пространства своей жизнедеятельности.
Сложившаяся ситуация находится в несомненном противоречии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Российской Федерации о культуре, в которых среди прочих провозглашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность’, право на приобщение к культурным ценностям’, право на гуманитарное и художественное образование; а также право создавать общественные объединения в области культуры .
Немало уже существующих любительских формирований, клубов по интересам, творческих студий прекратили свою деятельность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным ценностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовлетворение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав является для многих людей одним из условий сохранения их человеческого достоинства и ощущения полноты жизни.
Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъекта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетворить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профессии, социальных услуг, – это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятельность закономерно рассматривается как одно из важных направлений социальной работы.
Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение художественного образования, что, по сути, является для него условием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразованного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями мировой художественной культуры является свидетельством духовного богатства человека как личности.
Сфера досуга, как известно, – сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педагога-воспитателя, специалиста по организации досуговой деятельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым внушить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.
В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет является обязательным.
Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, которые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.
Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют
основные направления и содержание социально-культурной деятельности:
• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;
• обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность;
• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;
• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;
• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;
• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката.
Источники:
https://megaobuchalka.ru/10/15308.html
https://poisk-ru.ru/s24518t7.html
https://www.sites.google.com/site/zadaniaskd/skd/1-osnovnye-zadaci-i-napravlenia-socialno-kulturnoj-deatelnosti