3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит сказ. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
От аллегории до ямба.

Составитель: Н.Ю. Русова, 2004г.

Целое — Целое (термины, обозначающие)

Часть — Часть (термины, обозначающие)

Эст. — Эстетическая категория

Асс. — Прочие ассоциативные связи

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

3. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

5. Введение в литературоведение / Под редакцией Г.Н. Поспелова. М., 1976.

6. Введение в литературоведение: Хрестоматия. М., 1979.

7. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

8. Виноградов В. . О языке художественной литературы. М., 1959.

9. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. М., 1979.

10. Громов Н.И., Спицына Н.А., Коровин В.И., Семенова Н.К. Русская литература: Учебник для 8 класса средней школы. М., 1988.

11. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

12. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература: Учебник для 10 класса средней школы. М., 1990.

13. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.

14. Краткий психологический словарь. М., 1985.

15. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1985.

16. Краткий словарь по эстетике / Под редакцией М.Ф. Овсянникова. М., 1983.

17. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Полухина В.П., Збарский И.С., Романичева Е.С. Программа по литературе для средней общеобразовательной школы // Литература в школе. 1991. № 4. С. 25-64.

18. Литература. Справочные материалы: Книга для учащихся. М., 1989.

19. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

20. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

21. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

22. Маранцман В.Г. Художественная литература: Книга для учащихся 9 класса. М., 1991.

23. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М., 1981.

24. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

25. Поспелов Г.Н. Лирика. М., 1976.

26. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

27. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

28. Программы педагогических институтов. Сб. 1. История русской литературной критики. Теория литературы. М., 1987.

29. Программы средней общеобразовательной школы. Литература. 4-10 классы. М., 1988.

30. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

31. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

32. Русская литература ХХ века. Очерки, портреты, эссе. Книга для учащихся 11 класса средней школы. В 2 ч. М., 1991.

33. Русская советская литература: Учебник для 11 класса средней школы / Под редакцией В.А. Ковалева. М., 1989.

34. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.

35. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1974.

36. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

37. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.: АН СССР, 1962. Т. 3.

38. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 20 т. М., 1964. Т. 15.

39. Философский словарь. М., 1968.

40. Чуковский К.И. От двух до пяти // Собр. соч. М., 1968. Т. 1.

41. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

42. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.

Что значит сказ. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

1623 дн. с момента
до начала нового учебного года

Читать еще:  Музыкальный инструмент: Скрипка. Как нарисовать виолончель карандашом поэтапно

Словарь литературоведческих терминов

ШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллегория — Условное изображение отвлечённого понятия или явления посредством конкретного образа или понятия (и наоборот).

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Амфибрахий — Трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Анапест — Трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге.

Анафора — Изобразительное средство, единоначатие, повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения.

Античность (от лат. antiquus — древний) — В широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Др. Греции).

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Афоризм — Краткое, устойчивое выражение, пришедшее из литературного источника.

Баллада — Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие.

Басня — Краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Былина — Произведение устной народной поэзии о богатырях и народных героях.

Гротеск — Предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль — Трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Драма — Род литературы, объединяющий произведения, созданные для представления в театре.

Жанр – Группа произведений, имеющих сходное строение (поэтику).

Житие — жизнеописание знаменитых деятелей церкви и светских лиц, возведенных в ранг святых.

Завязка – Композиционная часть повествования, событие, определяющее начало развития действия.

Загадка — Краткое, требующее отгадки, иносказательное предложение.

Идея — Это мысль, намерение (то, что автор хотел отразить в своем произведении).

Ирония — Притворство, срытая насмешка, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение противоположное буквальному смыслу, отрицающее его или ставящее его под сомнение.

Классификация — Эти деление на группы, разряды, классы.

Композиция — Деление произведения на определенные части, связанные друг с другом сюжетом, особой организацией пространства и времени.

Конфликт — Столкновение двух или более сторон.

Красноречие — Один из жанров древнерусской литературы, прообраз публицистики, в котором авторы давали своим современникам или потомкам назидания, поучения или высказывались по вопросам общественно-политического характера.

Кульминация — Композиционная часть повествования, в которой происходит обозначение путей решения основных проблем и разрешения конфликта, наивысшая точка развития действия.

Легенда — Устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастика, воспринимаемая как достоверность.

Лирика — Род литературы, произведения которого ритмически организованы, имеют стихотворную форму, представляют читателю внутренний мир субъекта, сферу его переживаний и чувств.

Литература — Искусство, предметом которого является слово.

Литота — Преуменьшение (троп, обратный гиперболе).

Метафора – Употребление слова в переносном значении.

Метонимия — Частный случай метафоры, перенос значения на основе смежности явлений, называние целого по его части.

Миф — Жанр устного народного творчества, в котором при помощи художественных образов объясняются явления природы, культуры, религии.

Новелла — Малая форма повествовательной литературы, рассказ, имеющий необычный поворот сюжета.

Оксюморон — Изобразительное средство, сочетание несочетаемых по лексическому значению слов.

Олицетворение – Придание неживым предметам свойств и качеств живого.

Описание – Тип речи, текст, представляющий собой ответ на вопрос «какой?»

Очерк — Публицистический жанр, в котором главную роль играет констатация фактов, а не ассоциации.

Пейзажная лирика — Вид лирики, изображающий чувства лирического героя, возникшие у него при общении с природой.

Пейзажно-символическая лирика — Стихотворения, герои которых – люди – скрыты под образами природы.

Песнь — произведение устного народного творчества эпического или героического характера, написанное в стихах.

Перифраз — Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.

Письмо — Послание адресату, имеющее особые признаки формы: приветствие, адресность, обращение к адресату, формулы прощания.

Повесть — Особая форма эпической литературы, произведение, описывающее отрезок из жизни главного героя.

Читать еще:  Романтический герой. Характер романтического героя в немецкой литературе

Поговорка — Часть изречения, эмоционально окрашенная, определяющая какое-либо явление.

Пословица — Это краткое, устойчивое в речи, ритмически организованное, многозначное изречение.

Поэма — Крупное многочастное стихотворное сюжетное произведение.

Притча — Один из жанров религиозной литературы, аллегорический рассказ.

Публицистика – Один из книжных стилей, включающий произведения на общественно-значимые темы, предназначенные для публикации в средствах массовой информации с целью формирования общественного мнения.

Развязка – Композиционная часть рассказа, событие, которым разрешаются конфликт и проблемы произведения.

Размер — Число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.

Рама — Фрагмент, обрамляющий основное повествование.

Рассказ — Малая форма эпической литературы, которая может существовать как в устной так и в письменной форме, повествующая об одном событии из жизни героя.

Ремарка — Авторский комментарий к реплике героя драматургического произведения.

Ритм – Повторение однородных явлений через равные промежутки времени.

Рифма — Повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк (стихов).

Род литературы — Группы литературных произведений сходных по смыслу и по направленности: на объект — эпос, на субъект — лирика, на акт высказывания — драма.

Роман — Большая эпическая форма, содержанием которой является судьба отдельной личности в процессе её становления и развития, развёрнутая в художественном времени и пространстве.

Сага — Вид героического эпоса (создавалась германскими народами). В основе — изображение вождя (князя, героя) и его героических деяний.

Сатира — Обличение пороков человека или общественных пороков.

Сарказм – Высшая степень проявления иронии.

Символ – Образ, замещающий наименование жизненного явления, понятия, предмета, условным его обозначением напоминающим это явление и придающим ему новый глубинный смысл.

Синекдоха — Частный случай метафоры, называние части по целому.

Сказание — Повествовательное произведение исторического или легендарного содержания.

Сказка — Рассказ, фантазия с особыми правилами построения и стиля.

Сонет — Стихотворение из 14 строк: 2 катрена на 2 рифмы, 2 терцета на 2 или 3 рифмы.

Сравнение – сопоставление с союзами «как», «словно», «будто», «точно».

Стопа — Основная единица ритма, повторяющаяся группа, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов.

Строфа — Группа стихов, объединённых способом рифмовки, смысловыми и синтаксическими ритмическими единствами.

Сюжет — Цепь событий в произведении.

Триолет — Восьмистишие с рифмовкой по схеме АВаАаbab: где заглавные буквы — тождественные строки(повторяющиеся): 1, 4, 7 — повтор и 2, 8 — повтор. После 2, 4 стиха пауза или точка.

Троп – Изобразительное средство.

Философская лирика — Вид лирики, изображающий мысли лирического героя, обдумывающего проблемы бытия.

Фольклор — 1) Обычаи, обряды и быт народа. 2) Устное народное творчество.

Хорей — Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Цикл рассказов — Объединение ряда рассказов на основе тематического сходства, общности жанра, места или времени действия, образов персонажей, формы повествования стиля.

Экспозиция – Композиционная часть повествования, описание, предшествующее началу событий, где дана картина окружающей местности, иногда описание героя.

Эллипсис — П ропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Эпитет — Определение какого — либо понятия, предмета, имеющее оценочное значение.

Эпос – 1) Род литературы, прозаическое сюжетное повествование. 2) Вид устного народного творчества в зарубежных странах, героическое повествование о прошлом, содержащее картину народной жизни и представляющее мир героев-богатырей.

Эссе — Публицистический жанр, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Юмор — Доброжелательное изображение недостатков человека или общественные явления, которые не носят характера пороков.

Ямб — Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.

Что значит сказ. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

1. Повествование, ведущееся от лица рассказчика (нар.-поэт., лит.). Проблема сказа у Лескова.

Читать еще:  Общие черты элитарной и массовой культуры. Реферат: Массовая и элитарная культура

2. Термин некоторых грамматик, обозначающий или сложное синтаксическое целое или ритмико-синтаксическую единицу речи (грам. неол., введен профc. Пешковским).

Вот тебе и весь (или последний мой) сказ (разг.) — выражение, употр. в знач.: кончено, больше ничего не скажу, больше ничего не жди от меня. «Глупый ты — вот тебе и сказ весь!» Салтыков-Щедрин .

Фразеологический словарь русского языка

Вот тебе и весь сказ прост. — вот и все, больше не о чем говорить

Словарь лингвистических терминов

Форма авторской речи, при которой на протяжении всего произведения изложение осуществляется в духе языка и характера того лица, от имени которого ведется повествование. С. – доведенное до предела цитирование: формально это речь повествователя, автора, но по существу автор скрывается за сплошной цитатой.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

1) — жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

* «Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли, не только уже открытых, но и главным образом о тех, какие еще не найдены и хранятся в недрах гор. В живописных деталях сказов запечатлелись характерные черты быта. Народ запечатлел в слове и юморе, в легендах и сказах свое поэтическое восприятие явлений жизни, морально-этические воззрения, свою мудрость» (Л. Скорино). *

2) — форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Асс: Образ рассказчика, словесная маска, стилизация

Пример: Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. Лесков. «Левша», П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», М. Зощенко. Рассказы

* «Сказ — это не только один из важнейших видов развития новеллы, рассказа и повести, но и мощный источник обогащения языка художественной литературы. Сказ как форма литературно-художественного повествования, широко применяемая в русской реалистической литературе XIX века, прикреплен к рассказчику — «посреднику» между автором и миром литературной действительности» (В.В. Виноградов). *

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Термин, введенный А. М. Пешковским, употребляющим в том же смысле и термин «фраза» (см. Предложение), соответствующий термину Овсянико-Куликовского «синтаксическое целое» и обозначающий, по его определению, «кусок речи, заканчивающийся одной из трех интонаций: законченно-повествовательной (на письме знак точки), вопросительной или восклицательной с соответствующим трояким ритмом». По грамматическому составу С. «может быть и сочетанием предложений («Не даром говорится, что дело мастера боится») , и отдельным предложением полного состава («Я ехал на перекладных из Тифлиса»), и неполным предложением («Какой скандал!»)», и одним словом («Пожар!»),

Термины и понятия лингвистики. Синтаксис: Словарь-справочник

Форма авторской речи, при которой на протяжении всего произведения изложение осуществляется в духе языка и характера того лица, от имени которого ведется повествование. С. – доведенное до предела цитирование: формально это речь повествователя, автора, но по существу автор скрывается за сплошной цитатой.

Энциклопедический словарь

  1. фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором.
  2. Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко).

Словарь Ожегова

СКАЗ, а, м.

1. Народное эпическое повествование. С. о народных героях.

2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказы Лескова.

Вот (тебе) и весь сказ (разг.) сказано окончательно, нечего больше разговаривать.

| прил. сказовый, ая, ое.

Источники:

http://niv.ru/doc/dictionary/literary-terminology/index.htm
http://www.sites.google.com/site/legkoucitsavmeste/literatura/slovar-literaturovedceskih-terminov
http://znachenie-slova.ru/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×