Да винчи святая анна. Святая анна с мадонной и младенцем христом и барашком
Святая Анна с Марией и младенцем Христом — 1475-1478 Леонардо да Винчи
Святая Анна с Марией и младенцем Христом
1508-1510; 168х130 см; дерево, масло
Лувр, Париж
Вазари так описывает появление этой картины: (Леонардо) находился в монастыре в течение довольно продолжительного периода времени — ежедневно он подходил к начатой картине и, сделав два-три мазка, тут же оставлял работу. Однако когда, наконец, он закончил это произведение, его святая Анна, Богоматерь и Младенец поразили флорентийцев: мужчины и женщины, молодые и старые — на протяжении нескольких дней непрерывный людской поток направлялся в монастырь. Народ шел, как на праздник, и цель у всех была одна: увидеть эту прекрасную работу Леонардо .
«Святая Анна…» свидетельствует о зрелом мастерстве и реализме стиля Леонарда да Винчи. Причем этот реализм не лишен чувственности и нежности — вот почему он не только привлекает внимание коллег художника, но и делает искусство Леонардо близким и понятным даже ничего не сведущим в живописи людям.
Безграничная любовь во взгляде Богоматери и ее ласковый, но решительный жест, которым она пытается отвлечь сына от ягненка — символа Священного Агнца, живого воплощения Жертвы Христовой — делают ее образ эталоном материнства — универсальным для всех времен и народов.
Святая Анна улыбается почти так же, как другой известный персонаж Леонардо, однако ее улыбка наполнена не холодной иронией, а добротой и искренним сочувствием: Анна знает о великом святом предназначении Иисуса и понимает, что как бы мать ни стремилась повлиять на его судьбу, – предначертанное свыше непременно сбудется.
Фигуры гармонично вписываются в горный пейзаж на дальнем плане картины — пейзаж нереальный, придуманный художником, но выполненный им весьма тщательно, с учетом мельчайших деталей.
Помни, что не следует придавать лицу того, кто плачет, черты лица смеющегося, несмотря не то, что по сути своей они часто бывают похожими. Существует разница между смеющимся и плачущим лицом, и ее необходимо учитывать
Леонардо да Винчи
Святая Анна с Марией, младенцем Христом
и Иоанном Крестителем
1499; 141,5х104,5 см
коричневая бумага, уголь
Национальная галерея, Лондон
Эскиз, называемый «лондонским» из-за того, что он находится сегодня в Лондонской Национальной галерее, был исполнен несколькими годами ранее, чем картина «Святая Анна с Марией и младенцем Христом».
На нем представлено Святое Семейство с Иоанном Крестителем в облике ребенка. Интересна, хотя и не бесспорна, интерпретация этой работы, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). В книге под названием «Воспоминания из детства Леонардо да Винчи» известный венский психоаналитик так объясняет слияние тел Богоматери и святой Анны:
Детство Леонардо было так же нетипично, как и этот рисунок. Ведь у него было две матери: родная — Катерина, от которой его забрали в возрасте пяти лет, и молодая мачеха, Донна Альбиция, которая относилась к пасынку так же нежно, как и Катерина. Основываясь на воспоминаниях детства (…), Леонардо создал некую двухмерную целостность из двух любящих Младенца женщин — Богоматери и святой Анны .
Да винчи святая анна. Святая анна с мадонной и младенцем христом и барашком
Леонардо да Винчи. Гравюра Дж. Пофсельуайта, изданная в энциклопедии «The Gallery of Portraits with Memoirs». 1883 год.
Леонардо да Винчи — ярчайший представитель науки и искусства эпохи Ренессанса. Изящный, аристократичный, с правильными чертами лица и ниспадающей до середины груди бородой, великолепно сложенный, в ярко-красном, вопреки моде того времени, плаще — таким в зрелом возрасте современники запомнили титана эпохи Возрождения — воплощение всесторонне развитой личности, о дарованиях и талантах которой великие умы XV–XVI веков могли только мечтать. Художник, скульптор, музыкант, поэт, филолог, анатом, физик, инженер — может ли один человек быть столь многогранным, каким был Леонардо да Винчи? Эпоха Возрождения, или Ренессанс, пришедшая на смену Средневековью, поставила во главу угла человека как личность и созидателя, сделав науку, искусство и гуманизм одним целым, и явилась благодатной почвой для развития гения Леонардо.
Он хотел все познать и во все вникнуть. Часто можно было видеть, как Леонардо наблюдает за полетом птиц или стоит с блокнотом в руках возле повешенного и делает тщательные зарисовки. В свой дом он нередко приводил настоящих уродцев и увечных, на которых смотрел как на чудо природы. Чтобы достоверно изобразить человеческое тело, Леонардо досконально изучил его внутреннее и внешнее строение, незаконно препарируя трупы.
Древние конюшни, построенные в Виджевано по проекту Леонардо да Винчи.
То, что сегодня кто-то назвал бы смелостью и упорством, в эпоху Ренессанса считали по меньшей мере странностью. Люди из низшего сословия боялись Леонардо да Винчи и называли его колдуном, а просвещенные не принимали многочисленных открытий гения. Подумать только, как изменилась бы средневековая Европа, если хотя бы некоторая часть прогрессивных изобретений этого титана науки была воплощена в жизнь в те времена. Современники Леонардо да Винчи признали лишь колесцовый замок спускового механизма пистолета, а остальные идеи нашли применение только спустя несколько веков. Летательный аппарат, акваланг, водные лыжи, автомобиль, парашют, подводная лодка — это всего лишь малая толика изобретений Леонардо да Винчи, которые сравнительно недавно стали неотъемлемой частью жизни современного мира.
Памятник Леонардо да Винчи в Милане.
Он оставил после себя богатое наследие из семи тысяч страниц дневников и манускриптов, центральное место в которых неизменно отводилось человеку. В Леонардо все было необычно, даже почерк: да Винчи писал левой рукой в зеркальном отражении (справа налево). Он оставил тысячи записей и комментариев к своим чертежам и рисункам. Вероятно, так ученый хотел зашифровать собственные изобретения, а может быть, это была естественная удобная для него манера письма. Дополнительную сложность при дешифровке комментариев создают использованные им символы и знаки.
Статуя Леонардо да Винчи, украшающая галерею Уффици (Флоренция, Италия).
Говоря о гении Леонардо, невозможно не остановиться на одной из самых ярких граней этой личности — таланте живописца. Художником да Винчи стал в мастерской Андреа дель Верроккьо, где юные мастера учились правильно и реалистично рисовать. Несомненно, Леонардо обладал талантом живописца с самого детства, однако сумел вобрать и все лучшие традиции этого искусства эпохи Ренессанса. Да Винчи постоянно занимался и вскоре превзошел по технике своего учителя. Фреска «Тайная вечеря» (1494–1498), полотна «Мадонна в гроте» (1483–1486), «Мадонна Литта» (1490–1491), «Джоконда» (1503–1519), «Иоанн Креститель» (около 1513–1516) — это настоящие звезды на небосклоне бессмертного творчества великого художника, которые еще при жизни мастера вызывали восхищение современников.
Многочисленные эксперименты с красками приводили порой к плачевным результатам (разрушению фресок «Тайная вечеря» (1494–1498) и «Битва при Анджиари» (1503–1506)), но именно желание Леонардо вникнуть в суть вещей, позволило ему достичь небывалых успехов. Так, он открыл эффект сфумато, с помощью которого живописец может передать воздушную оболочку вокруг изображаемого на полотне. Суть этого изобретения заключается в размывании границ предметов и человеческих фигур, благодаря чему создается эффект окутывания воздухом.
Персонажи его картин неизменно живые, одухотворенные, наделенные индивидуальностью.
Церковь Санта-Мария делле Грацие, где находится знаменитая работа Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (Милан, Италия).
Могила Леонардо да Винчи. Часовня Святого Губерта (Амбуаз, Франция).
Как художника и исследователя Леонардо интересовало не только строение тела человека, но и его движения, поведение, темперамент, характер, эмоции и их выражение. Современники говорили о нем:
«Леонардо да Винчи рисовал так хорошо, поскольку слишком много знал о том, что рисовал, и слишком много знал о вещах и явлениях потому, что хорошо рисовал».
У Леонардо как художника постоянно были клиенты, но разносторонние интересы не позволяли ему сосредоточиться на одном занятии — сроки выполнения заказов часто затягивались. Бывали случаи, когда да Винчи, не доведя работу до конца, уезжал от ее покупателя, не объяснив причину. Джорджо Вазари (1511–1574), известный итальянский художник эпохи Ренессанса и автор знаменитых «Жизнеописаний» — собрания биографий итальянских художников эпохи Возрождения, заметил:
«Леонардо достиг бы хороших результатов в науках и письменности, если бы не был таким многосторонним и непостоянным».
Вечным спутником в жизни Леонардо, как ни странно, было одиночество, о котором он так часто упоминал в дневниках. Да Винчи не был женат, не влюблялся, не имел близких друзей и не поддерживал отношения с родственниками. Есть версии о его пылких чувствах к Джоконде и одному из собственных учеников, но это не более чем предположения. По воспоминаниям современников, несмотря на свою отстраненность от людей, Леонардо был приятным и учтивым собеседником.
Леонардо да Винчи очень любил роскошь и, хотя не имел постоянного заработка, жил все же не по средствам: окружал себя дорогими вещами, носил эпатажные одежды, нанимал слуг и держал лошадей. Он постоянно искал покровителей и, предлагая услуги военного инженера и художника, служил герцогам, переезжая из Флоренции в Милан, из Милана во Флоренцию, из Флоренции в Рим, а из Рима снова в Милан. Чувство глубокого патриотизма не было знакомо Леонардо: он в равной степени и с легкостью предлагал проекты военных устройств как флорентийским, так и миланским властям, которые конфликтовали между собой.
Находясь при дворах разных правителей, да Винчи не ограничивался основными занятиями: он с удовольствием пел, играл на лире, декламировал стихи, организовывал праздники и торжества и даже демонстрировал прекрасные кулинарные способности. Собственным домом Леонардо обзавелся лишь в конце жизни. По приглашению французского короля Франциска I художник и исследователь перебрался в небольшой замок Кло-Люсе недалеко от города Амбуаз. Это время было самым спокойным в жизни Леонардо. Он привел в порядок рукописи, составил новые трактаты, которые в конце жизни по завещанию перешли к его ученику Франческо Мельци.
«Святая Анна, Мария и младенец Иисус». Поиски да Винчи и интерпретация Зигмунда Фрейда.
Перед нами картина Леонардо да Винчи, где на переднем плане изображена скалистая равнина, уходящая в бездну. На заднем плане видны пики гор, ледники и ущелья. Справа на склоне холма растет черное дерево.
В центре картины находятся Святая Анна, ее волосы заплетены в косы, уложены вокруг головы и прикрыты ниспадающей вуалью. На лице мягкая улыбка, глаза опущены.
У нее на коленях сидит Мария, ее дочь, на ней пышное розовое платье с серыми полупрозрачными рукавами из муслина, права рука и ноги укрыты голубым плащом. Мария наклоняется к трехлетнему Иисусу.
Анна обнимает Марию, а та младенца Иисуса. Ребенок вырывается из рук матери, словно символизируя момент рождения. Он спускается на землю, вступая в мир людей. Древние иудеи приносили ягнят в жертву богу. Иисуса умершего на кресте за грехи человеческие называют агнцем божьим. Художник изображает его подчеркнуто беззащитным. Пытаясь сеть на ягненка, Иисус мучает его. В этой сцене изображены его будущие муки и смерть. Мария, которая, возможно, знает судьбу сына, останавливает его.
Картина разделена на две цветовые зоны по температуре. Теплая зона: тела персонажей, их одежда и почва с растениями. Холодная зона: небо, горы, вода, плащ Марии. Яркие зоны на картине подчеркиваются близостью темных. Леонардо передает объем, затеняя цвета, ведь равномерное затемнение передает мягкость лиц, а не равномерное выдает объем.
Он стремился сделать изображение максимально объемным. Это его главная цель, для реализации которой он перепробовал массу пигментов и связующих, разнообразие грунтов и вариантов композиций. И он нашел решение, однако, посчитал его недостойным.
Фигура вписана треугольную композицию, но благодаря объему она становится пирамидой. Голова Анны и ее нога – две точки, образующие вертикаль, головы Мари и Иисуса смещены вправо и создают диагональ, кроме этого взгляды Анны и Иисуса направлены друг на друга.
Что думал о картине Фрейд?
Интересную интерпретацию картины дает Зигмунд Фрейд. Известно о сне Леонардо да Винчи, где он будучи маленьким мальчиком лежит в колыбели, в нему прилетает коршун, чтобы разомкнуть ему губы хвостом, и несколько раз ударяет его по устам.
Фрейд пишет работу, посвященную сну о коршуне «Детские воспоминания Леонардо да Винчи», но из-за ошибки в переводе оригинального текста снов на немецкий, он начинает трактовать образ грифа, а не коршуна. Гриф у древних египтян отожествился с матерью. Да Винчи был внебрачным ребенком нотариуса, у него было две матери: родна и приемная. Отсюда, как утверждает Фрейд, две женские фигуры в едином теле. Загадочная улыбка персонажей картины – это божественная улыбка матери.
Почему Фрейд был не прав?
Но любые толкования картин художника могут быть опровергнуты его собственными рукописями, где он утверждает, что не нужно искать в его картинах тайных смыслов. Его дело – это исследования и научный эксперимент. Количество надуманных толкований навеяно интеллектуальной деятельностью Леонардо.
Большая часть картин Леонардо не дописана до конца и это не потому что ему не хватило времени, сил или таланта. Идея была в том, что в процессе бесконечного созидания ни одна форма не является законченной. Это новое виденье вселенной возникает в эпоху Возрождения. Вместо закрытого мира появляется бесконечный, вместо закрытых форм открытые. Вот почему художник намеренно оставляет большинство своих картин не законченными.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, так вы поддержите его автора и он с удовольствием продолжит писать новые статьи.
Источники:
https://www.filoli.ru/artists/037-leonardo-da-vinci/svyataya-anna.php
https://www.litmir.me/br/?b=566951&p=13
https://zen.yandex.ru/media/id/5b5487008ad8e000a868ed11/5b7920492c8e9b00adbe4d9a