Дайте определение культурной картине мира. Цель культуры и её значение
Определение культурной картины мира
Культура – это продукт совместной жизнедеятельности людей, это система согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм, правил. Данная система формируется в результате совместного длительного проживания людей на определенной территории, их хозяйственной деятельности, обороны от внешних врагов. Все это формирует у людей общее миропонимание, единый образ жизни, манеру общения, специфику одежды, особенности кулинарии и т.д.
Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет «набор правил», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле[1].
Уже древние мыслители (Геродот, Фукидид), занимавшиеся историческими описаниями, замечали, что каждая культура имеет специфические черты, отличающие ее от культур других народов. Вырастая в специфических условиях жизни (географических, исторических, технологических, бытовых и т.д.), культура разворачивает свою историю, вырабатывает свой язык, формирует свое мировидение. Все богатство бытия культуры, вся целостность существования народа определяет способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира.
Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов, система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем.
Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры, включает в себя представления о личности, о ее отношении к обществу, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Культурная картина мира передается из поколения в поколение, трансформируется в ходе развития общества, она неисчерпаема по содержанию и служит основанием человеческого поведения.
Особенности культуры того или иного народа могут проявляться в различных аспектах человеческой жизни: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д.
Культурная картина формируется в зависимости от значения мира для человека, живущего в нем. И даже самые примитивные жизненные потребности и побуждения человек удовлетворяет строго определенным образом.
Серьезные культурные отличия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, форм проявления внимания к гостю и т.д. Утоляя голод или жажду, человек следует устоявшимся традициям, характерным для его культуры: он использует определенную утварь, определенные процедуры приготовления и ритуалы приема пищи. Трапеза, таким образом, обретает для человека особое обрядовое и символическое значение.
Так, русские, по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу, что удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято.
Все жизненные проявления человека как субъекта определенной культуры фиксируются теми или иными обрядами, ритуалами, нормами, правилами, являющимися значимыми компонентами культуры, регулирующими временные и пространственные процессы человеческой жизнедеятельности.
Часто народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые двухэтажные, а третьи – деревянные дома.
Человеческая жизнь неисчерпаемо богата, разнопланова и многослойна. Некоторые из ее моментов, особенно те, что связаны с первичными ощущениями, первыми попытками рождающегося человечества реализоваться в этом мире, не подлежат рациональному контролю и возникают неосознанно. Поэтому и понятие «культурная картина мира» употребляется в широком и узком смысле слова.
В узком смысле в культурную картину мира обычно включают первичные интуиции, национальные архетипы, образный строй, способы восприятия времени и пространства, «самоочевидные», но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле, наряду с перечисленными элементами, в культурную картину мира включают и научные знания[2].
Культурная картина мира специфична и отличается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, социальным устройством, верованиями, традициями, образом жизни и т.п. Кроме того, каждая историческая эпоха имеет свою картину мира, причем все они не похожи одна на другую.
В то же время можно выделить универсальную картину мира, свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у одних групп белое будет соответствовать положительному началу – жизни, а черное – отрицательному началу – смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными[3].
Картина мира у каждой личности тоже будет своя, и зависеть она будет прежде всего от характера: у сангвиника она одна, у флегматика – совершенно другая.
Следует также иметь в виду, что картина мира зависит от языка, на котором говорят его носители, и, наоборот, основные моменты картины мира всегда закрепляются в языке. Конечно, культурная картина мира полнее, глубже и богаче языковой картины мира. К тому же, культурная картина мира первична по отношению к языковой, но, именно в языке вербализуется, реализуется культурная картина мира, хранится и передается из поколения в поколение. Язык способен описать все, что есть в культурной картине мира: особенности географии, климата, истории, условий жизни и т.д.
Вот типичный пример из области взаимодействия языков. Как в разных языках обозначаются цвета? Известно, что сетчатка человеческого глаза, за исключением индивидуальных патологических отклонений, фиксирует цвет совершено одинаково, независимо от того, чей глаз воспринимает цвет – араба, еврея, чукчи, русского, китайца или немца. Но каждый язык установил свою цветовую систему, и эти системы нередко разнятся между собой. Так, например, в языке эскимосов для обозначения разных оттенков и видов снега существует 14-20 (по разным данным) синонимов слова белый. Говорящий по-английски человек не различает цветов голубой и синий, в отличие от говорящего по-русски, и видит только blue.
Но такие различия касаются, естественно, не только цветовой гаммы, но и других предметов и явлений окружающей действительности. В арабском языке существует несколько обозначений для слова верблюд: есть отдельные наименования для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т.п.
Язык навязывает человеку определенное видение мира. Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета: foot и leg там, где русскоязычный видит только один – ногу.
В русском языке, по вполне очевидным причинам, есть и пурга, и метель, и буран, и снежная буря, и вьюга, и поземка, и все это связано со снегом и зимой, а в английском это разнообразие выражается словом snowstorm, которого вполне достаточно для описания всех снежных проявлений в англоязычном мире.
Практически в каждой культуре есть подобные примеры. Так, в языке хинди существуют многочисленные наименования определенного вида орехов. Объясняется это той ролью, которую в общей культуре и субкультурах Индостанского полуострова играют плоды арековой пальмы (areca catechu), твердые орешки «супари».
Индия ежегодно потребляет более 200 тысяч тонн таких орешков: арековые пальмы произрастают в жарком влажном климате, прежде всего вдоль Аравийского моря, в Конкане. Плоды собирают недозрелыми, зрелыми и перезревшими; их высушивают на солнце, в тени или на ветру; отваривают в молоке, воде или поджаривают на масле, выжатом из других орехов, – изменение технологии влечет немедленное изменение вкусовых качеств, а каждый новый вариант обладает своим названием и имеет свое предназначение. Среди индусских ритуалов – регулярных, календарных и экстраординарных – не существует такого, где можно было бы обойтись без плодов арековой пальмы»[4].
Наличие теснейшей связи и взаимозависимости между языком и его носителями не вызывает сомнений. Язык неразрывно связан с жизнью и развитием того речевого коллектива, который им пользуется как средством общения.
Общественная природа языка проявляется как во внешних условиях его функционирования в данном обществе, так и в самой структуре языка, в его синтаксисе, грамматике. Между языком и реальным миром стоит человек. Именно человек воспринимает и постигает мир с помощью органов чувств и на этой основе создает систему представлений о мире. Пропустив их через свое сознание, осмыслив результаты этого восприятия, он передает их другим членам своего речевого коллектива с помощью языка.
Язык как способ выразить мысль и передать ее от человека к человеку теснейшим образом связан с мышлением. Путь от реального мира к понятию и далее к словесному выражению неодинаков у разных народов,что обусловлено отличиями истории, географии, особенностями жизни этих народов и, соответственно, различиями развития их общественного сознания. Поскольку наше сознание обусловлено как коллективно (образом жизни, обычаями, традициями и т.п.), так и индивидуально (специфическим восприятием мира, свойственным данному конкретному индивидууму), то язык отражает действительность не прямо, а через два зигзага: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. Культурная и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к реальной картине мира, а вернее, просто к реальному миру, окружающему человека[5].
Но язык – это не единственная составляющая культурной картины мира, она формируется также из тематически понятных, осознанных и несомненных содержаний артефактов и бессознательных смыслов и личностных значений, а также опытов, переживаний, оценок. Вследствие этого с содержательно-тематической точки зрения обычно выделяются научная, эстетическая, религиозная, этическая, правовая и другие аналогичные картины мира, с этой позиции картина мира сводится к набору сведений и данных. Появлению этих картин предшествует появление другой картины мира – картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.
Развитие связей между культурами приводит к исчезновению уникальных особенностей каждых из них. Так, в XX в. народы и страны начинают унифицироваться в быту и в мышлении. Об этом особенно наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. И тем не менее в ядре каждой культуры сохраняется то, что «выкристаллизовано» под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность в процессах универсализации культуры[6].
Культурная картина мира
Своеобразие любой локальной или этнической картины мира получает свое завершение в культурной картине мира, которая выражается в том, что в каждой культуре люди воспринимают мир по-своему и поэтому создают неповторимые образы этого мира.
Культурная картина мира – это целостная система представлений об устройстве мира и месте человека в нем.
Мировоззренческие, мифологические, религиозные, философские, художественные, научные установки оказывают влияние на формирование уникальной культурной картины мира. Культурная картина мира формируется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиций, унаследованных от предыдущих поколений. Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство, время, причина, движение, судьба, а ее ядром – менталитет. Культурная картина мира проявляется в различных отношениях человека к ценностям, явлениям культуры, личности, семье, проявлениям добра и зла.
Одним из основных факторов, формирующих культурную картину мира, выступают культурные ценности. Ценностные категории образуются в сознании человека в процессе когнитивной деятельности. Так, по мнению выдающегося культуролога П. С. Гуревича, “постигая действительность, человек определяет для себя существенное и несущественное, формируя ценностное отношение к миру. Таким образом, ценностные ориентиры возникают не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека, они представляют собой личностно окрашенное отношение к миру” [1] .
К числу культурных ценностей относят такие принципы сосуществования и взаимопонимания людей, как обычаи, нравы, стереотипы, нормы поведения, оценки и идеалы. На основе этих принципов создаются определенные правила поведения, регламентирующие жизнь человека в обществе. Как считает отечественный исследователь И. А. Стернпн, “в значительной мере ценности определяются идеологией, общественными институтами, верованиями и потребностями, причем совершение поступков, противоречащих ценностям, осуждается общественным мнением” [2] .
Культурная картина мира специфична и различается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: география, климат, природные условия, история, социальное устройство, верования, традиции, образ жизни и др.
В практическом преломлении культурная картина мира проявляется в языке, жестах, изобразительном искусстве, музыке, ритуалах, этикете, вещах, мимике, в поведении людей. Она формирует тип отношения человека к миру – природе, другим людям, задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к жизни [3] .
Картины мира чрезвычайно многообразны, так как это всегда своеобразное видение мира, его смысловое конструирование в соответствии с определенной логикой миропонимания и миропредставления. Существует столько картин мира, сколько имеется способов мировосприятия, так как каждый человек воспринимает мир и строит его образ с учетом своего индивидуального опыта, общественного опыта, социальных условий жизни.
- [1]Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 120.
- [2]Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Проект, 2000. С. 109.
- [3]Апресян Ю. Д. Интегральное описание языка и системная лексикография // Языки русской культуры. Избранные труды. М.: Школа, 1995. Т. 2. С. 112.
Культурная картина мира: понятие, формирование и основные виды
В ходе своего развития человечество породило множество различных национальных культур. В каждой отразилось своеобразное мировидение. Определенная нация или этническая группа по-своему видит человека и его место в мире.
культурной картиной мира называется совокупность специфических взглядов, понятий, воззрений, знаний о мироустройстве, ментальности народа, его отношения к явлениям реальности.
Понятие культурной картины мира и ее строение
Из чего складывается картина мира?
Фундамент каждой культуры составляют пласты, которые связаны, прежде всего, с первоначальными ощущениями нации – архетипами, мифологией, образной системой, способом восприятия хронотопа и т.д.
- При узком понимании в культурную картину мира входят эти самые «ненаучные» знания, которые нельзя полноценно рассмотреть с точки зрения рациональности.
- При широком понимании в культурную картину мира включаются также и научные знания.
Где и как формируется культурная картина мира?
Культурная картина мира формируется в двух слоях жизнедеятельности:
- практический (трудовой и т.д.) — слой, на котором непосредственно осуществляется жизненный процесс
- рефлектирующий (интеллектуальный, эмоциональный и т.д.) — слой, на котором человек проводит самоанализ, утверждаясь в мире.
При этом в состав культурной картины мира входят те жизненные смыслы (моральные понятия, ценности, символы и т.д.), которые являются фундаментом культуры человека.
Строение культурной картины мира
Человек всегда строит картину мира исходя из того, что для него значит мир. При этом значения не всегда осознаются и поддаются волевому изменению. Культура – это не только трудовые отношения между людьми, это нечто иное, стоящее как бы «над миром» и объединяющее людей именно по этому «надмирному» признаку.
Создавая предмет, человек непроизвольно закладывает в него не только «пользу», но и свой опыт, способности, особенности бытия.
Кроме того, он придает объектам предметного мира конкретное место в мироустройстве. Именно таким образом все предметы и обретают значение. Они имеют ценность (значит, и место в культурной картине мира) не просто как абстрактные объекты, но как объекты, выполняющие определенную функцию в миропорядке, способствующие структуризации мира и целостности практики.
Исторические картины мира
Все, что делают люди на протяжении своей жизни, постепенно приобретает для них символическое значение. Обычные, часто повторяющиеся действия – трапеза, обмен приветствиями, инициация, заключение брака, смерть – приобретают форму ритуалов, обрядов, обрастают сотнями норм и предписаний, регламентирующих порядок всех темпоральных и пространственных сторон человеческой деятельности. Все это ложится впоследствии в основу культурной картины мира, закрепляясь в языке.
А язык, как известно, прямым образом воздействует на психику, формируя мировосприятие и подкрепляя картину мира образной системой, усложняя и развивая ее.
Культурная картина мира наследуется каждым поколением, служа одновременно и основой для человеческого поведения, и хранителем ментальности народа. Вместе с ее развитием, включающим в себя со временем большее количество культурных слоев, понятий, образов, ценностей, символов и т.д., развиваются и представления о ней.
- Античная картина мира
Исторические картины мира
Она представляла собой универсальную смысловую систему мироустройства, в которой ведущую роль выполняли многочисленные боги и герои.
- Картина мира в средние века
Она включила в себя парадигму христианского мировоззрения: мир создан Богом, Земля — центр мира, ангелы и черти, Рай и Ад реальны и пр.
В картину мира этого исторического отрезка включились научные представления, что связано с усилием позиций естественных наук и т.д.
Временная и пространственная культурная картина мира
«Узловыми» представлениями в культурной картине мира вполне резонно считать «время» и «пространство», ведь именно они являются первыми абстрактно осознаваемыми категориями.
Для немца пространство связано с понятием «пусто», а для француза пространство — растягивание. Декарт, вслед за Платоном считал пространство заполненным полностью – это идеальная культурная картина мира. Для Ньютоновской физики пространство – «полое», абсолютное, геометризированное. Это отвечает культурной картине мира Нового времени как «бездушной», механической.
Восприятие времени также наложило свой отпечаток на языки мира.
Термин tempus («время») произошел от латинского tendo – «натягивать».
Т.е. в латинском языке время тянется, оно вечно. Для немцев же время – определенный отрезок, а вечность – это то, что тянется, то, что бесконечно.
Все эти ощущения хронотопа в различных языковых культурах, развиваясь в языке, наложили свой отпечаток и на научную картину мира.
Виды картины мира
Человек воспринимает окружающий мир с точки зрения структурированности, т.е. соотносит предметы и их функции со своим жизненным опытом и находит им место в определенной системе взаимоотношений предметов. Таким образом он формирует предметный мир, который впоследствии, складываясь с предметным миром других людей, расширяется и включает в свою сферу незнакомые ранее предметы и понятия и трансформируется в особую культурную картину мира, которую Э. Гуссерль именовал «жизненным миром». Предметы в него включаются не сами по себе, а в единстве с их значением, поэтому в рамках жизненного мира они разумны и логичны.
Инструменталистский подход к понятию культурной картины мира подразумевает включение в жизненный мир сугубо рационализированных очевидностей, то есть того, существование чего не подвергается сомнению по причине возможности непосредственно это ощутить (потрогать, понюхать и т.д.). Но такой подход, во-первых, очень узок, во-вторых, лишает предметы и их значение индивидуальности, стирая различия между картинами мира отдельных людей.
Французский философ П. Рикёр считал, что человеческое бытие – полифонично. Человек стремится не только познавать предметный мир, но и «понимать совокупность, устремляться» к пониманию всего мироустройства. В мир рационализированных очевидностей Рикёр включает также способы познания бытия: уровни прогресса, многосмысленности, надежды.
В ХХ веке появились более фундаментальные исследования в области культурологии, которые и определили современное понимание культурной картины мира с содержательно-тематической точки зрения как единства очевидных тематических (артефактов) и нетематических содержаний и личностного восприятия мира (личного опыта, оценок, переживаний и т.д.).
В связи с этим можно выделить картины мира, которые сводятся к единообразной матрице:
Виды картин мира
- эстетическую,
- научную,
- религиозную,
- этическую,
- правовую
- философскую и множество других.
Однако перед построением этих картин человеку необходимо сформировать другую картину, наполненную интуитивными смыслами и значениями, которые различными способами передают универсальность мира.
Культурная картина мира как инструмент описания и понимания истории
Российский академик, член РАН России, А.Я.Флиер призывал относиться к понятию «культурной картины мира» как очень условному термину, почти как к метафоре. Поскольку данное понятие претендует на целостную объединенную характеристику всей системы и миропредставлений, и религиозных верований, и рациональных и мифологических взглядов и т.д., постольку ее научно доказуемая репрезентативность становится «сомнительной» . Мы не можем реконструировать прошлое нашей и чужих культур полностью, мы делаем это на основании данных археологии, фольклора и т.д.
Важно помнить, что в большинстве случаев под культурной картиной мира понимают описание элитарной субкультуры того или иного общества
Однако мы можем аналитически моделировать историю культуры , в частности в ее структурно-смысловой и образной конфигурации. Это является задачей исторической культурологии, а картина мира здесь здесь как раз и является «инструментальной моделью».
Предлагаем презентацию темы:
Глобализация и индивидуальность как противоположности в картине мира
Каждая культура – индивидуальна. Она формировалась в определенных условиях – климатических, этнических, языковых, исторических. Некоторые культуры развивались обособлено, но большинство вступали в контакт между собой.
В ХХ веке под влиянием тенденций, единых для всего человечества, с развитием современных средств связи и возможностью оперативного обмена информацией процесс сближения культур достиг своего пика. В культурологии он получил название глобализации.
Развитие межкультурных связей приводит не только к взаимопроникновению и взаимообогащению культур, но и к их некоторой унификации. Это отражается и в быту, и в когнитивной сфере. Яркий тому пример – компьютеризация, приводящая к тому, что люди, работающие с компьютером, обретают схожую логику мышления и единые поведенческие нормы, хотя и принадлежат к разным культурам.
Источники:
https://studopedia.ru/10_266816_opredelenie-kulturnoy-kartini-mira.html
https://studme.org/90294/kulturologiya/kulturnaya_kartina_mira
https://velikayakultura.ru/teoriya-kultury/kulturnaya-kartina-mira-ponyatie-formirovanie-i-osnovnyie-vidyi