Денис иванович фонвизин значение. Произведения Фонвизина: список работ
Значение творчества Д. И. Фонвизина
Вклад Фонвизина в отечественную литературу и искусство в целом заключается в интенсификации идей классицизма. В частности его комедия «Недоросль», теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре), зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим название классицизма.
Важно и идейное влияние фонвизинских произведений на литературный процесс той эпохи. Фонвизин был близок Радищеву и своим стремлением реалистически изобразить жизнь народа. Вслед за Фонвизиным и Крылов осудил крепостнический режим, низкопоклонство дворян перед западной культурой, взяточничество чиновников. Некоторые мотивы из произведений Фонвизина в творчестве Крылова зазвучали еще резче. Из «Бригадира» мы узнаем, что советница, стремясь быть красиво и богато одетой, уменьшала «достаточек» своего мужа. В комической опере Крылова «Бешеная семья» женщины также тратят большие средства на «шемизы», на «корнеты», на «подкапки», на «лорнеты», на «роброны», на «шиньоны», на «французские эспри». Крылов еще глубже ставит вопрос о дворянских щеголях. Он показывает прямую зависимость разорения крестьян от мотовства помещиков. По одному из писем «Почты духов» известно, что Промот, ухаживающий за Неотказой, разорился, чтобы быть красиво одетым; показывая свою правую руку, усеянную перстнями, он говорит ей: «. познай, что на этих пальцах сидит мое село Остатково; на ногах ношу я две деревни, Безжитову и Грабленную; в этих дорогих часах ты видишь любимое село Частодавано; карета моя и четверка лошадей напоминают мне прекрасную мою мызу Пустышку» [4].
Фонвизин нарисовал образ немца учителя, бывшего кучера, а Крылов в комедии «Модная лавка» в роли воспитательницы детей в семьях русских дворян показал мадам Каре, которая до приезда в Россию сидела в парижской тюрьме. Автор «Всеобщей придворной грамматики» сатирически воспроизвел нравы, господствующие при екатерининском дворе, а Крылов, талантливо пародируя жанр классической трагедии, написал «Подщипу» — злейшую сатиру на Павла I и павловский режим, затронув в ней очень большой круг социально-политических вопросов того времени.
В пушкинских произведениях отчетливо выступают некоторые образы и приемы сатиры Фонвизина. Юный поэт в сатирической поэме «Тень Фонвизина» заставляет «творца, списавшего Простакову», покинуть рай и вновь появиться среди русских поэтов, еще не переселившихся в мир иной. То, что представилось на земле глазам прославленного драматурга, повергло его в уныние. Жизнь не изменилась. Словами «как прежде», «все те же», «всетак же», «тож», да «то же» Пушкин подчеркнул, что свет остался таким же, каким изобразил его автор «Послания к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» [1].
Фонвизинский тон ясно ощущается не только в юношеской поэме, но он будет сохранен поэтом и в его других уже зрелых произведениях. Пушкин в «Евгении Онегине» рисует семью Скотининых с ее многочисленным потомством и сразу же позволяет читателю установить, какие «наследственные» черты сближают ее со своими «предками», Скотиниными — Приплодиными из комедии Фонвизина «Недоросль». На творческую преемственность Пушкиным традиций Фонвизина указывает и проф. Д. Д. Благой, отмечая, что в первоначальном варианте второй главы «Евгения Онегина» сопоставляются образы Лариной и Простаковой: «Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом как Простакова управлять».
Фонвизин показал растлевающее влияние крепостного права на крестьян и на помещиков, которое продолжало существовать до 60-х гг. XIX в. и еще с большей силой, чем во времена Фонвизина, разлагало личность человека. Творчество Гоголя, Салтыкова-Щедрина и отразило в типических образах жизнь русских помещиков эпохи полной деградации крепостнического уклада.
Комедия «Бригадир» была одной из новаторских для своей эпохи. Пьеса подчинена основным правилам высокой комедии классицизма. Здесь четко просматриваются такие черты классицизма, как статичность действия и схематичность персонажей, однако заметны и явные отступления от традиционных канонов. К примеру, сын Бригадира Иванушка, не способный по существу своего характера к серьезным чувствам, в конце произведения вдруг проявляет при расставании нечто искреннее. Так Фонвизин пытается приблизить сцену к реальной жизни и показать действительность более правдоподобно и широко, нежели это позволяет классицизм. При этом автор старался не только высмеять пошлые, омерзительные и нелепые стороны жизни дворянства своего времени, но и вскрыть их причины, обнародовать их социальную предопределенность.
В раскрытии образов Бригадирши, Бригадира и Советника автор далеко выходит за рамки традиционного классицизма, поскольку осуществляет тщательный анализ существующих нравов и создает национальный типический характер. По мнению современников Фонвизина, харктер и нрав — это два разных понятия. Если характер предполагает какие-то врожденные побуждения к определенному действию, то нрав — это навыки, привитые воспитанием. Известный критик П. Н. Берков считал, что в «Бригадире» нравы существенно доминируют над характерами [3]. Новаторство Фонвизина в пьесе «Бригадир» проявилось и в мастерском использовании натурального и остроумного языка. Каждый персонаж обладает ярко узнаваемой лексиой, что прекрасно характеризует героя с той или иной стороны. Так, к примеру, Советник нарочито использует в своей речи церковнославянские обороты, что только подчеркивает лицемерие этого человека. Бригадир и Бригадирша в силу своего невежества отличаются просторечием. Иванушка и Советница используют макаронический жаргон, близкий к разговорной речи щеголей со страниц сатирических журналов. Удивительно еще и то, что даже «про себя» эти люди говорят свойственным им языком. В пьесе Фонвизина зарождался новый метод литературы — реалистическая типизация.
Пьеса Фонвизина сыграла огромную роль в дальнейшем развитии русской комедии, поскольку именно в ней были впервые заложены основные положения нового направления в драматургии и литературе. В дальнейшем другие авторы успешно использовали открытия писателя при создании своих произведений. К примеру, Сумароков в своей комедии «Рогоносец по воображению» также выносит провинициальный помещичий быт на сцену. Пьеса имела такой успех у зрителей, что Н. И. Панин, руководитель внешней политики Русского государства, искусный дипломат и высоко образованный человек, пригласил автора на должность секретаря в Иностранную коллегию.
Заключение
Сила воздействия творчества Фонвизина сказалась уже на его современниках, некоторые из них создали произведения, представляющие своеобразные вариации комедии «Недоросль». Укажем, например, пьесу Кропотова «Фомушка, бабушкин внучек», пьесу Плавильщикова «Сговор Кутейкина».
Однако не этим определялось влияние автора «Недоросля» на русскую литературу. Фонвизин как писатель был подготовлен развитием русской литературы, но как большой художник он не только воспользовался итогами развития национального искусства, но своей творческой работой определил новый этап его роста.
Высокие гражданские идеи, стремление к глубокому и правдивому воспроизведению жизни, новаторство в области формы, политическая острота сатиры, разнообразие его приемов, обращение к разговорному языку, внимание к устному народному творчеству — именно эти черты творчества Фонвизина как дар крупного художника вошли в сокровищницу нашей литературы.
Литература
1. Денис Иванович Фонвизин. 1745-1792. – М.-Л., 1950.
2. Русская комедия и комическая опера 18 века. – М., 1970.
Произведения Фонвизина: список работ
Какие произведения Фонвизина известны современным читателям? Безусловно, «Недоросль». Ведь комедия входит в школьную программу. Известно, что перу русского писателя принадлежат критические статьи-переводы зарубежных авторов. Однако литературоведческими трудами и сатирическим сочинением о невежественном семействе Простаковых произведения Фонвизина не ограничиваются.
Что еще написал создатель бытовой комедии? И почему на склоне лет автору «Недоросли» сложно было опубликовать свои творения?
Русский автор иностранного происхождения
Писатель жил и творил в екатерининскую эпоху. Произведения Фонвизина не были бы созданы, если бы один из предков комедиографа не попал однажды в русский плен. Создатель таких персонажей, как Простаков, Стародум и Митрофанушка, имел происхождение иностранное, однако был самым русским из всех русских писателей восемнадцатого столетия. По крайне мере, так о нем сказал Пушкин.
Переводческая деятельность
Писатель учился в гимназии, затем стал студентом философского факультета. Произведения Фонвизина представляют собой вершину театрального искусства восемнадцатого века. Однако прежде чем получить признание, литератор много лет корпел над переводами именитых зарубежных и даже античных драматургов. И только набравшись опыта, он приступил к написанию оригинальных сочинений.
Художественным переводом герой этой статьи начал заниматься случайно. Однажды один из петербургских книготорговцев прослышал о его превосходных знаниях иностранных языков. Предприниматель предложил молодому человеку перевести на русский сочинения Людвига Хольберга. Денис Фонвизин справился с задачей. После чего посыпалось множество предложений от издателей.
Литературное творчество
Когда же начали появляться оригинальные произведения Фонвизина? Список его произведений небольшой. Ниже приведен перечень драматургических сочинений и публикаций на политическую тему. Но прежде стоит несколько слов сказать о мировоззрении этого автора.
Во второй половине восемнадцатого века во всей Европе в моде была просветительская мысль, одним из основоположников которой являлся Вольтер. Русский писатель с удовольствием переводил сочинения французского сатирика. Юмор, которым отличаются произведения Фонвизина в стиле классицизма, вероятно, стал особенностью, сформировавшейся под влиянием творчества Вольтера. В годы, когда литератор особенно активно посещал кружки вольнодумцев, была создана первая комедия.
«Бригадир»
Литературные занятия помогли Фонвизину подняться по служебной лестнице в молодости, но оказали губительное влияние на творчество писателя в преклонные годы. На перевод трагедии Вольера обратила внимание сама императрица. Особым успехом пользовалась комедия «Бригадир».
Публицистика
В 1769 году писатель перешел на службу к графу Панину, который побудил его написать политический трактат. Название этого сочинения полностью соответствует времени, в которое жил автор: «Рассуждения о совсем истребившейся всякой форме правления государственного и о зыблемом состоянии империи и государей».
В екатерининскую эпоху образованные люди изъяснялись весьма витиевато, даже сама императрица, которой, к слову сказать, сочинение не понравилось. Дело в том, что в этом произведении автор критиковал и Екатерину, и ее фаворитов, требовал конституционного преобразования. При этом осмелился даже угрожать государственным переворотом.
В Париже
Более двух лет провел Фонвизин во Франции. Оттуда он вел регулярную переписку с Паниным и другими единомышленниками. Общественно-социальные проблемы стали главной темой как писем, так и сочинений. Публицистические произведения Фонвизина, список которых малоизвестен современникам, несмотря на отсутствие жесткой цензуры в те годы, были пропитаны жаждой перемен, реформаторским духом.
Политические взгляды
После посещения Франции Денис Фонвизин написал новые «Рассуждения». На этот раз они посвящались государственным законам. В этом сочинении автор поднял вопрос о крепостном праве. Будучи уверенным в необходимости его уничтожения, он находился все еще под впечатлением «пугачевщины», а потому предлагал избавляться от крепостничества умеренно, не спеша.
Фонвизин занимался литературным творчеством до конца своих дней. Но в силу неодобрения императрицы не смог издать собрание своих сочинений. Наконец, стоит назвать произведения Фонвизина.
Список книг
- «Бригадир».
- «Недоросль».
- «Рассуждения о непременных государственных законах».
- «Выбор гувернера».
- «Разговор у княгини Халдиной».
- «Чистосердечное признание».
- «Корион».
«Чистосердечное признание» писатель создал, будучи в преклонных годах. Это произведение носит автобиографический характер. В последние годы писатель Фонвизин главным образом писал статьи в журналы. В историю русской литературы Фонвизин вошел как автор комедий в жанре классицизма. Что это за направление? В чем его характерные черты?
Произведения Фонвизина
Классицизм является направлением, основанным на принципах рационализма. В произведениях присутствуют гармония и вера, строго соблюдены поэтические нормативности. Герои комедии «Недоросль» разделены на положительных и отрицательных. Противоречивых образов здесь нет. И это также является характерной чертой классицизма.
Зародилось это направление во Франции. В России классицизм отличался сатирической направленностью. В произведениях французских драматургов на первом месте была античная тематика. Для русского классицизма характерны национально-исторические мотивы.
Главная особенность драматургических произведений восемнадцатого столетия – единство времени и места. События «Недоросли» происходят в доме семейства Простаковых. Все, что описано в комедии, свершается в течение двадцати четырех часов. Фонвизин наделил своих персонажей говорящими именами. Скотинин мечтает о деревеньках, где пасется много свиней. Вральман делает вид, что просвещает Митрофанушку, в то время как вводит недоросля в еще более жуткое невежество.
В комедии затрагивается тема воспитания. Просветительная мысль оказала существенное влияние на все творчество Фонвизина. Писатель мечтал об изменении государственного строя. Но полагал, что без просвещения любые изменения приведут к бунту, «пугачевщине» или другим негативным социально-политическим последствиям.
Денис Иванович Фонвизин
Годы жизни: с 03.04.1745 по 01.12.1792
Русский литератор екатерининской эпохи, драматург, публицист, переводчик. Является создателем русской бытовой комедии. Комедия Фонвизина «Недоросль» входит в классику русской литературы.
Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода ливонских рыцарей. Предки Фонвизина оказались в России еще при Иоанне IV, и совершенно обрусели. Первоначальное образование получил под руководством отца, который стал прототипом одного из героев «Недоросля» – Стародума. С 1755 Денис Фонвизин обучался в гимназии при Московском университете, а с 1760 числился студентом этого учебного заведения. В литературе дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные и ряд других сочинений, в том числе и трагедию Вольтера.
В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год вместе с двором переехал в С.-Петербург и до 1769 служил под началом статс-советника дворцовой канцелярии И.П.Елагина. В это время Фонвизин вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого были заняты разработкой русской самобытной комедии. С этой целью переделывались, «склонялись» «на наши нравы» иностранные пьесы (т.е. менялись имена действующих лиц, бытовые реалии и т.п.). В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию Корион (1764), взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе Сидней.
Первым вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия Бригадир (1768–1769). Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров». Постановка комедии в 1772 году вызвала бурную реакции публики, Фонвизина даже сравнивали с Мольером. Во время своей службы в дворцовой канцелярии Фонвизин продолжает свою деятельность и как переводчик, им переведен ряд политических и художественных сочинений. В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится во Франции.
В 1769 Фонвизин стал одним из секретарей канцлера графа Н.И.Панина, выступавшего за ограничение самодержавия в пользу Верховного Совета из дворян. Сделавшись вскоре доверенным лицом Панина, Фонвизин окунулся в атмосферу политических проектов и интриг. Смелые замыслы Н.И. Панина не осуществились, он попал в опалу и в 1782 г. был отправлен в отставку, вместе и ним вышел в отставку и Фонвизин. В 1782–1783 «по мыслям Панина» он сочинил Рассуждение о непременных государственных законах (т.н. Завещание Панина). Позднее это Завещание Панина, изобилующее выпадами против самодержавия, использовали в пропагандистских целях декабристы.
Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779–1781), поставленная в сентябре 1782. О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». В 1783 княгиня Е.Р.Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В этом издании появился ряд его публицистических сочинений, содержащих критику режима Екатерины. Этими публикациями Фонвизин навлек на себя гнев императрицы и в дальнейшем испытывал значительные сложности с публикацией своих произведений. Некоторые из них выходили анонимно, а Полное собрание сочинений в 5-ти томах, подготовленное писателем в 1788 году, было запрещено к печати и в настоящее время рукопись его утрачена. В том же 1788 Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум».
В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось: в 1784–1785 он выезжал с женой для лечения в Италию, а через два года в Вену. Вместе с тем ухудшается и материальное положение писателя. Литературную деятельность Фонвизин практически прекращает, если не считать автобиографического сочинения Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях, оставшегося незаконченным. Скончался Фонвизин в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Г.Р.Державина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Интересные факты из жизни
Вплоть до середины XIX века фамилию Дениса Ивановича писали как Фон Визен (von Wiesen) – через пробел или дефис. Привычное нам написание установлено Тихонравовым, как придающее более русский характер фамилии писателя.
Друг Фонвизина и первый исполнитель роли Стародума актёр Иван Дмитревский, рассказывая о премьере «Недоросля» писал: «Говорят, что при первом представлении сей Комедии на Придворном Театре покойный Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, выходя из театра, подозвал к себе Сочинителя и с обыкновенным своим просторечием сказал ему шутя: „Умри теперь, Денис, или больше ничего уже не пиши; имя твое бессмертно будет по этой одной пиесе“». Фраза эта в многочисленных своих вариациях была повторена в сочинениях о Фонвизине и Потемкине и в конце концов стала крылатой. Хотя многие исследователи сомневаются в достоверности истории, рассказанной Дмитриевским. Во-первых, по некоторым данным Потемкин не мог быть на премьере Недоросля, так как находился в это время на Юге России. Во-вторых, к Фонвизину Потемкин относился не слишком благосклонно и столь восторженная реакция с его стороны маловероятна.
Библиография
Экранизации произведений, театральные постановки
Господа Скотинины (1927, СССР) реж. Григорий Рошаль, по мотивам комедии Недоросль
Недоросль (1987, СССР) реж. Виталий Иванов, Владимир Семаков
Источники:
https://megapredmet.ru/1-61153.html
https://fb.ru/article/273739/proizvedeniya-fonvizina-spisok-rabot
https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=294