92 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древнерусская литература краткое содержание. Древнерусская литература

Содержание

Древнерусская литература

Древнерусская литература представляет собой исторически закономерный начальный этап развития всей русской литературы в целом, и включает литературные произведения древних славян, написанные с 11 по 17 век. Главными предпосылками её появления можно считать разнообразные формы устного творчества, предания и былины язычников и т.д. Причины её возникновения связывают с образованием древнерусского государства Киевская Русь, а также с крещением Руси, именно они дали толчок для возникновения славянской письменности, которая стала способствовать более ускоренному культурному развитию восточнославянского этноса.

Созданная византийскими просветителями и миссионерами Кириллом и Мефодием письменность «кириллица», дала возможность открыть для славян византийские, греческие и болгарские книги, в основном церковные, через которые передавалось христианское учение. Но вследствие того, что в те времена книг было не так уж и много, для их распространения возникала нужда их переписки, этим в основном занимались служители церкви: монахи, священники или дьяконы. Поэтому вся древнерусская литература была рукописной, и в то время бывало так что, тексты не просто копировались, а переписывались и перерабатывались по абсолютно разным причинам: менялись литературные вкусы читателей, возникали различные социально-политические перестановки и т.д. Вследствие этого на данный момент сохранились различные варианты и редакции одного и тоже литературного памятника, и бывает, так что установить первоначальное авторство довольно сложно и требуется проведение тщательного текстологического анализа.

Большая часть памятников древнерусской литературы дошли до нас без имен своих создателей, по своей сути они в основном анонимны и в этом плане этот факт их очень роднит с произведениями устного древнерусского фольклора. Отличается древнерусская литература торжественностью и величавостью стиля написания, а также традиционностью, церемониальностью и повторяемостью сюжетных линий и ситуаций, различных литературных приемов (эпитетов, фразеологизмов, сравнений и т.д.).

К произведениям древнерусской литературы относят не только обычную литературу того времени, а и исторические записи наших предков, так называемые летописи и летописные повествования, заметки путешественников, по старинному хождения, а также различные жития святых и поучения (жизнеописание людей, причисленных церковью к рангу святых), сочинения и послания ораторского характера, деловая переписка. Все памятники литературного творчества древних славян характеризуются наличием элементов художественного творчества и эмоциональным отражением событий тех лет.

Известные древнерусские произведения

Слово о полку Игореве

В конце 12 века неизвестным сказителем был создан гениальный литературный памятник древних славян «Слово о полку Игореве», в нем описывается поход на половцев князя Игоря Святославича из Новгород-Северского княжества, закончившийся неудачей и имевший печальные последствия для всей русской земли. Автора тревожит будущее всех славянских народов и их многострадальной Родины, вспоминаются прошлые и нынешние исторические события.

Данное произведение отличается наличием только ему присущих характерных черт, здесь наблюдается оригинальная переработка «этикетных», традиционных приемов, удивляет и поражает богатство и красота русского языка, завораживает тонкость ритмического построения и особая лирическая приподнятость, восхищают и вдохновляют народность сути и высокий гражданский пафос.

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Былины представляют собой патриотические песни-сказания, в них рассказывается о жизни и подвигах богатырей, описываются события в жизни славян в 9-13 веках, выражаются их высокие моральные качества и духовные ценности. Знаменитая былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» написанная неизвестным сказителем рассказывает о героических подвигах известного защитника простого русского люда могучего богатыря Ильи Муромца, смысл жизни которого заключался в служении отчизне и защите её от врагов русской земли.

Главный отрицательный персонаж былины — мифический Соловей-разбойник, наполовину человек, наполовину птица, наделенный разрушающим «покриком звериным», является олицетворением разбойничества на Древней Руси, приносившего много бед и зла простым людям. Илья Муромец выступает как обобщенный образ идеального героя, воющего на стороне добра и побеждающего зло во всех его проявлениях. Конечно, в былине много преувеличений и сказочного вымысла, что касается фантастической силы богатыря и его физических возможностей, а также разрушительного действия свиста Соловья-Розбойника, но главное в этом произведении это высшая цель и смысл жизни главного героя богатыря Ильи Муромца — мирно жить и трудиться на родной земле, в трудную минуту всегда быть готовым прийти на помощь Отечеству.

Садко

Много интересного об укладе жизни, быте, верованиях и традициях древних славян можно узнать из былины «Садко», в образе главного героя (купца-гусляра Садко) воплощены все самые лучшие черты и особенности загадочной «русской души», это и благородство, и щедрость, и смелость, и находчивость, а также безграничная любовь к Родине, недюжий ум, музыкальный и певческий талант. В этом эпосе удивительно переплетены как сказочно-фантастические, так и реалистические элементы.

Царевна-Лягушка

Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы являются русские сказки, в них описываются фантастические выдуманные сюжеты, в отличие от былин, и в которых обязательно присутствует мораль, некое обязательное поучение и наставление для подрастающего поколения. Например, всеми хорошо известная с детства сказка «Царевна-Лягушка» поучает маленьких слушателей не торопиться там, где не нужно, учит добру и взаимовыручке и тому, что добрый и целеустремленный человек на пути к своей мечте преодолеет все преграды и трудности и обязательно достигнет желаемого.

Древнерусская литература, состоящая из собрания величайших исторических рукописных памятников, представляет собой национальное достояние сразу нескольких народов: русского, украинского и белорусского, является «началом все начал», истоком всей русской классической литературы и художественной культуры в целом. Поэтому знать её произведения, гордиться великим литературным талантом своих предков обязан каждый современный человек, считающий себя патриотом своего государства и уважающий его историю и величайшие достижения своего народа.

Читать еще:  Аварцы характеристика. Дагестанские мужчины: внешность, характер и особенности

Древняя литература: история, произведения, жанры

Богата и многогранна литература, создававшаяся на Руси в период её становления как самостоятельного государства и в последующие века, отмеченные многими важными событиями. Едва ли можно назвать иную область, где бы творческая мысль автора имела столь широкие возможности для передачи исторических реалий своего времени. Именно поэтому интерес к литературным памятникам прошедших веков никогда не ослабевает.

Роль Крещения Руси в зарождении отечественной литературы

Мощный толчок для формирования литературы Древней Руси был дан в конце X века, когда, порвав с язычеством, наши предки влились в семью христианских народов. Несмотря на то что письменность была им известна и прежде, только с принятием новой веры она получила широкое распространение, что, в свою очередь, послужило основой для появления и дальнейшего развития отечественной литературы.

Благодаря трудам двух византийских монахов-просветителей Кирилла и Мефодия, создавших во второй половине IX века первый славянский алфавит (глаголицу), жителям Древней Руси стали доступны переводы византийских и греческих церковных книг. Именно они стали впоследствии отправной точкой для формирования их собственной литературы, наполненной культурными традициями восточного христианства.

Классификация древнерусских литературных жанров

Говоря о древней литературе Российского государства, обычно имеют в виду исторический отрезок времени с XI по XVII век. За этот период, включивший в себя шесть столетий, в литературном творчестве россиян отчётливо обозначилось 5 самостоятельных жанров, которые исследователи называют «первичными» и столько же «объединяющих». Разумеется, такая классификация литературы весьма условна, но, тем не менее, она позволяет представить её общую структуру. Остановимся вкратце на первой группе.

Житийная литература и искусство красноречия

Один из наиболее распространённых первичных жанров древней литературы носит название «Житие». Он включает в себя жизнеописание православных святых, окончивших свой земной путь и стяжавших подвигами веры вечное блаженство у Престола Всевышнего. Подобного рода литературные произведения появились на Руси в XI веке, и были посвящены первым отечественным святым ─ благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, а также преподобному Феодосию Печерскому, ставшему основателем Киево-Печерской лавры. Произведения житийного жанра не являются историческими хрониками, а носят сугубо назидательный и воспитательный характер.

Далее следует упомянуть «Древнерусское красноречие», также являющееся одним из жанров древней литературы. Зародился он в Византии, и на Руси служил одной из форм ораторского искусства, владение которым было крайне необходимо как при миссионерской и проповеднической деятельности, так и для выступлений на народных сходах ─ тех самых вече, которыми славились Новгород, Псков и ряд других городов Древней Руси.

Произведения публицистической направленности

Историю древней литературы невозможно представить и без такого её раздела, как «Слово», являвшегося одной из многочисленных разновидностей «Древнерусского красноречия». Произведения этого жанра носят ярко выраженный публицистический характер. В них, как правило, поднимают наиболее актуальные вопросы той эпохи, связанные с княжеской властью и её ролью в жизни государства. В большинстве произведений этого жанра красной нитью проходит мысль о том, что для защиты от внешних врагов и преодоления внутренних сложностей государству необходим, прежде всего, сильный и мудрый правитель.

Необычайно ярко эта тема звучит в двух дошедших до нас литературных памятниках XII века «Слово» и «Моление Даниила Заточника». Их автор, подлинное имя которого неизвестно, являясь сторонником сильной централизованной власти, с горестью и сарказмом повествует об окружавшей его печальной действительности.

«Жемчужина русской словесности»

Подобными же мотивами наполнено и другое произведение древней литературы ─ «Слово о полку Игореве», написанное также неизвестным автором в конце XII века, и по праву считающееся «жемчужиной русской словесности». Несмотря на то что на первый взгляд оно является всего лишь хроникой неудавшегося военного похода, предпринятого в 1185 году новгород-северским князем Игорем Святославовичем против половцев, это произведение наполнено самыми глубокими размышлениями о судьбе земли Русской. Само же описание событий служит автору лишь сюжетной канвой, дающей ему возможность высказать свои сокровенные мысли.

Характерно, что причины бедствий, обрушивающихся на Русь, и её поражений в борьбе с кочевниками автор видит не в мистическом предопределении грядущих событий, а исключительно в эгоистической политике князей ради личной власти и славы, ввергнувших родину в пучину междоусобных войн.

Многие исследователи истории древней литературы отмечают, что безымянный автор этого произведения, судя по всему, был одним из числа княжеских дружинников. На это указывает не только доскональное знание описываемых событий, но и часто используемые в тексте понятия «честь» и «слава», наполняемые большим патриотическим смыслом. В «Слове о полку Игореве», как ни в одном другом литературном памятнике, прослеживается связь с живой исторической действительностью.

Поучения и Повести

Ещё одним первичным жанром древней литературы являются «Поучения». В них писатели прошедших веков пытались представить должную картину поведения представителей всех слоёв общества, от князя до простолюдина. Принято считать, что наивысшего расцвета подобная тематика достигла в конце XII века, накануне начала татарского нашествия.

Наконец, перечень разделов древней литературы, относящихся к этой группе, завершает жанр, носящий название «Повесть». В него входят произведения, представляющие собой описание различных исторических событий. Часто их сюжетами становятся ратные подвиги, а порой и преступления князей и воевод. Наиболее известным таким историческим памятником является «Повесть временных лет», написанная в период 1110 ─ 1118 гг. монахом Киево-Печерской лавры (тогда ещё просто монастыря) Нестором, причисленным впоследствии к лику святых.

В ней представлена история Русской земли, которую автор прослеживает от времён Ноя до событий, современником которых он являлся. Именно этот документ лёг в основу концепции о роли варягов и самого князя Рюрика в становлении российского государства. Летописец рассказывает, в частности, о тех исторических реалиях, на фоне которых был основан Новгород, а Киев превратился в центр варяжского государства, управляемого князьями Аскольдом и Диром. Повествует он и о походах последующих веков, совершавшихся прямыми потомками Рюрика, ставшего основателем правящей династии.

Своеобразным толчком для развития этого жанра стало татаро-монгольское нашествие, обрушившееся на Русь в первой половине XIII века. Темы древней литературы этого периода проникнуты глубоким гражданским пафосом и патриотизмом. Одним из наиболее ярких произведений, явившихся откликом на трагические события той эпохи, стала «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней неизвестный автор не только рассказывает об ужасах вражеского нашествия, но и раскрывает причины случившегося, находя их в отсутствии централизованной княжеской власти.

Читать еще:  Что трагического и комического в ревизоре. Приемы комического и их роль в комедии Н.В

Летопись и хронограф

К объединяющим жанрам произведений древней литературы принято относить, прежде всего, летопись. Это не что иное, как компиляция отдельных произведений, относящихся к первичным жанрам, но объединённых общей историческо-повествовательной направленностью. Летописи повествуют как о ходе исторического процесса в целом, так и о роли отдельных его представителей. Этот литературный жанр принято считать самым древним. Близок к нему по своей тематике и хронограф ─ ещё один объединяющий жанр. Однако, в отличие от Летописи, в его произведениях описываются события, охватывающие лишь период XV ─ XVI века.

Четьи-Минеи и патерики

Из литературы древних времен пришли к нам и Четьи-Минеи, также выделяемые исследователями в объединяющий жанр. Они представляют собой сборники житий святых, о которых уже шла речь выше, но составленные таким образом, что их последовательность соответствует дням каждого месяца. Название этого жанра переводится как «чтение по месяцам». В наше время Четьи-Минеи регулярно переиздаются и пополняются за счёт того, что периодически к сонму святых причисляются всё новые угодники Божьи.

Ещё одним объединяющим жанром, зародившимся в древние времена, и не утратившим доныне своей актуальности является патерик, что переводится с греческого, как «книга отцов». Есть у него и другое название ─ отечник. Он представляет собой сборники изречений святых отцов церкви. За весь период истории христианства было составлено немало книг этой направленности, каждая из которых имела свои отличительные черты.

Самый ранний патерик, составленный византийскими авторами в IV ─ V веке, назывался «Азбучным», поскольку в нём святые отцы были представлены в алфавитном порядке, начиная от святого Антония и заканчивая святым Ором. Поскольку количество христианских святых с каждым веком всё увеличивалось, соответственно, расширялся и объём литературы, посвящённый их изречениям.

Апокрифы

И, наконец, завершая разговор о древней литературе, вспомним такой весьма распространённый в былые века жанр, как апокриф. Зародился он в Палестине ещё в I веке. С греческого языка слово «апокриф» переводится как «тайный, сокровенный». К апокрифам относятся религиозные произведения, рассказывающие о событиях священной истории, но не включённые Церковью в число канонических текстов.

Вместе с появлением на Руси переводных экземпляров Священного Писания и последующего развития её древней литературы стали создаваться в большом количестве собственные «доморощенные» варианты канонических книг. В них зачастую библейским персонажам приписывались действия, явившиеся плодом фантазии самих авторов. Такие произведения принято рассматривать не как религиозную литературу, а как образцы народного творчества.

Древнерусская литература — что такое? Произведения древнерусской литературы

Древнерусская литература — что такое? Произведения 11-17 веков включают в себя не только литературные труды, но и исторические тексты (летописные повести и летописи), описания путешествий (которые назывались хождениями), жития (повествования о жизни святых), поучения, послания, образцы ораторского жанра, а также некоторые тексты делового содержания. Темы древнерусской литературы, как вы видите, очень богаты. Во всех произведениях имеются элементы эмоционального освещения жизни, художественного творчества.

Авторство

В школе ученики изучают, что собой представляет древнерусская литература, конспектируют основные понятия. Они наверняка знают, что большинство произведений, относящихся к данному периоду, не сохранило авторских имен. Литература Древней Руси в основном анонимна и потому сходна с устным народным творчеством. Тексты были написаны от руки и распространялись с помощью переписки — копирования, в результате чего часто перерабатывались, чтобы соответствовать новым литературным вкусам, политической ситуации, а также в связи с литературными способностями и личными пристрастиями переписчиков. Поэтому произведения дошли до нас в разных редакциях и вариантах. Сравнительный анализ их помогает исследователям восстановить историю того или иного памятника и сделать вывод о том, какой из вариантов наиболее близок к первоисточнику, авторскому тексту, а также проследить историю его изменения.

Иногда, в очень редких случаях, мы располагаем авторским вариантом, а зачастую в более поздних списках можно найти самые близкие к оригиналу памятники древнерусской литературы. Поэтому их следует изучать на основании всех имеющихся вариантов произведений. Они имеются в крупных городских библиотеках, музеях, архивах. Многие тексты сохранились в большом количестве списков, некоторые — в ограниченном. Единственным вариантом представлены, например, «Повесть о Горе-Злочастии», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

«Этикетность» и повторяемость

Необходимо отметить такую особенность древнерусской литературы, как повторяемость в разных текстах, относящихся к различным эпохам, определенных характеристик, ситуаций, эпитетов, метафор, сравнений. Произведениям присуща так называемая этикетность: герой ведет себя или поступает так или иначе, поскольку он следует понятиям своего времени о том, как следует себя вести в различных обстоятельствах. А события (например, битвы) описываются с употреблением постоянных форм и образов.

Литература 10 века

Продолжаем говорить о том, что такое древнерусская литература. Конспектируйте основные положения, если боитесь что-нибудь забыть. Литература Древней Руси величава, торжественна, традиционна. Ее возникновение относится к 10 веку, точнее к его концу, когда после принятия христианства в качестве государственной религии на Руси стали появляться исторические и служебные тексты, написанные на церковнославянском языке. Через посредничество Болгарии (которая являлась источником этих произведений) Древняя Русь приобщилась к развитой литературе Византии и южных славян. Феодальному государству во главе с Киевом для реализации своих интересов было необходимо создать свои собственные тексты, ввести новые жанры. С помощью литературы планировалось воспитание патриотизма, утверждение политического и исторического единства народа и древнерусских князей, обличение их распрей.

Литература 11 — начала 13 вв.

Темы и задачи литературы этого периода (борьба с половцами и печенегами — внешними врагами, вопросы связи русской истории с всемирной, борьба за киевский престол князей, история возникновения государства) определили характер стиля данного времени, который Д. С. Лихачев назвал монументальным историзмом. Возникновение летописания в нашей стране связано с началом отечественной литературы.

Читать еще:  Как избавиться от старой. Нужно не жалеть, а правильно выкинуть старые вещи

Отметим также произведение, которое можно найти в учебнике «Древнерусская литература» (6 класс). Это «Повесть временных лет», которая дошла до нас в составе более поздних летописей. Она была составлена публицистом и историком монахом Нестором примерно в 1113 году. В основе повествования лежат ранние летописные своды, которые не сохранились. Учебник «Древнерусская литература» (6 класс) также включает другое интересное произведение того времени — «Сказание о Кожемяке».

11 век

Этим столетием датируются первые жития: Феодосия Печерского, Бориса и Глеба. Они отличаются вниманием к проблемам современности, литературным совершенством, жизненностью.

Патриотизмом, зрелостью общественно-политической мысли, публицистичностью и высоким мастерством отмечены памятники ораторского искусства «Слово о законе и благодати», написанное Илларионом в первой половине 11 века, «Слова и поучения» Кирилла Туровского (1130-1182 гг.). «Поучение» великого князя Киевского Владимира Мономаха, жившего в период с 1053 по 1125 гг., проникнуто глубокой человечностью и заботой о судьбе государства.

«Слово о полку Игореве»

Без упоминания этого произведения нельзя обойтись, когда темой статьи является древнерусская литература. Что такое «Слово о полку Игореве?» Это величайшее произведение Древней Руси, созданное неизвестным автором в 80-е годы 12 века. Текст посвящен конкретной теме — неудачному походу в половецкую степь в 1185 году князя Игоря Святославовича. Автор интересуется не только судьбой русской земли, он также вспоминает события современности и далекого прошлого, поэтому подлинные герои «Слова» — не Игорь и не Святослав Всеволодович, которому тоже уделяется много внимания в произведении, а русская земля, народ — то, на чем базируется древнерусская литература. «Слово» многими чертами связано с повествовательными традициями своего времени. Но, как в любом гениальном творении, в нем присутствуют и оригинальные черты, проявляющиеся в ритмической утонченности, языковом богатстве, использовании приемов, характерных для устного народного творчества, и их переосмыслении, гражданском пафосе и лиричности.

Национально-патриотическая тема

Ее поднимает в период ордынского ига (с 1243 года до конца 15 века) древнерусская литература. Что такое патриотизм в произведениях этого времени? Попытаемся ответить на этот вопрос. Стиль монументального историзма приобретает некоторый экспрессивный оттенок: тексты отличаются лиричностью, имеют трагический пафос. Идея сильной централизованной княжеской власти приобретает в это время большое значение. В отдельных повестях и летописях (например, в «Повести о разорении Рязани Батыем») сообщается об ужасах нашествия врага и отважной борьбе с поработителями русского народа. В этом и проявляется патриотизм. Образ защитника земли, идеального князя отразился наиболее ярко в написанном в 70-е годы 13 века произведении «Повесть о житии Александра Невского».

Перед читателем «Слова о погибели Русской земли» открывается картина величия природы, могущества князей. Это произведение — лишь отрывок из дошедшего до нас не полностью текста. Посвящается оно событиям первой половины 13 века — тяжелому времени ордынского ига.

Новый стиль: экспрессивно-эмоциональный

В период 14-50-х гг. 15 века меняется древнерусская литература. Что такое экспрессивно-эмоциональный стиль, возникший в это время? Он отражает идеологию и события периода объединения вокруг Москвы северо-восточной Руси и формирования централизованного русского государства. Тогда в литературе стал проявляться интерес к личности, психологии человека, его внутреннему духовному миру (хотя еще лишь в рамках религиозного сознания). Это привело к росту в произведениях субъективного начала.

Так и появился новый стиль — экспрессивно-эмоциональный, в котором следует отметить словесную изощренность и «плетение словес» (то есть использование орнаментальной прозы). Эти новые приемы были призваны отразить стремление к изображению чувств отдельного человека.

Во второй половине 15 — начале 16 вв. возникают повести, которые восходят по своему сюжету к новеллистического характера устным рассказам («Повесть о купце Басарге», «Повесть о Дракуле» и другие). Заметно увеличивается число переводных сочинений беллетристического характера, большое распространение в то время имеет жанр легенды (например, «Сказание о князьях Владимирских»).

«Повесть о Петре и Февронии»

Как уже упоминалось выше, произведения древнерусской литературы заимствуют и некоторые черты легенд. В середине 16 века Ермолай-Еразм, древнерусский публицист и писатель, создает знаменитую «Повесть о Петре и Февронии», являющуюся одним из самых значительных текстов отечественной литературы. Она строится на легенде о том, как благодаря своему уму крестьянская девушка стала княгиней. Широко применяются в произведении сказочные приемы, звучат также социальные мотивы.

Характеристика литературы 16 века

В 16 веке официальный характер текстов усиливается, отличительной чертой литературы становится торжественность и пышность. Распространение получают такие произведения, цель которых — регламентация политической, духовной, повседневной и правовой жизни. Яркий пример — «Великие Минеи Четьи», представляющие собой свод текстов, состоящий из 12 томов, которые предназначались для домашнего чтения на каждый месяц. В то же время создается «Домострой», где изложены правила поведения в семье, даются советы по ведению хозяйства, а также по поводу отношений между людьми. В исторические произведения того периода все больше проникает вымысел с целью придания повествованию сюжетной занимательности.

17 век

Произведения древнерусской литературы 17 столетия заметно трансформируются. Начинает формироваться искусство так называемого нового времени. Идет процесс демократизации, расширяется тематика произведений. Меняется роль личности в истории благодаря событиям крестьянской войны (конец 16 — начало 17 вв.), а также смутного времени. Деяния Бориса Годунова, Ивана Грозного, Василия Шуйского и других исторических персонажей объясняются теперь не только божественной волей, но и особенностями личности каждого из них. Появляется особый жанр — демократическая сатира, где осмеиваются церковные и государственные порядки, судопроизводство (например, «Повесть о Шемякином суде»), канцелярская практика («Калязинская челобитная»).

«Житие» Аввакума, бытовые повести

В 17 веке написано автобиографическое произведение жившим в период с 1620 по 1682 гг. протопопом Аввакумом — «Житие». Оно изложено в учебнике «Древнерусская литература» (9 класс). Особенностью текста является сочный, живой язык, то разговорно-бытовой, то высокий книжный.

В этот период создаются и бытовые повести о Фроле Скобееве, Савве Грудцыне и других, отражающие самобытный характер древнерусской литературы. Возникают переводные сборники новелл и рыцарские романы. Развивается стихотворство (известные авторы — Сильвестр Медведев, Симеон Полоцкиц, Карион Истомин).

17 веком завершается история древнерусской литературы, и наступает следующий этап — литература нового времени.

Источники:

http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.html
http://www.syl.ru/article/348870/drevnyaya-literatura-istoriya-proizvedeniya-janryi
http://fb.ru/article/168494/drevnerusskaya-literatura—chto-takoe-proizvedeniya-drevnerusskoy-literaturyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector