Какие бывают ударные. Персидские, кавказские и среднеазиатские барабаны
Барабаны различных стран
Барабан — музыкальный инструмент из семейства ударных. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей.
Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика или даже глины.
Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.
Барабаны известны во всех странах и во все времена. Народные барабаны просты в изготовлении и не требуют особых навыков для игры, поэтому существуют сотни их разновидностей. Фольклорная музыка в высшей степени мелодична и ритмична, барабаны — неотъемлемая её часть.
В странах Африки игра на барабанах — важная часть большинства религиозных и светских церемоний. Игра на барабанах имеет давние культурные традиции. Кроме того, барабаны широко используются для передачи сообщений — например, язык йоруба является тональным, для передачи простого послания может быть достаточно трёх различных тонов барабана и переходов между ними. Среди барабанов Африки — ашико, кпанлого, джембе, бата и множество других.
В Латинскую Америку барабаны были привезены из Африки чернокожими рабами, и появились атабаке, куика, конга и прочие. К барабанам, произошедшим от европейских, можно отнести пандейру. В Южной и Центральной Америке также известны барабаны из цельного куска дерева, как тепонацтль. На Кубе были изобретены тимбалес.
На острове Бали и Индонезии народная музыка представлена оркестром гамелан. В нём используется барабан генданг, также используются пате в Самоа, лали в Фиджи.
Барабаны Японии носят общее название тайко, они делятся на 2 большие группы: бë-дайко (byou-daiko), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и симе-дайко (shime-daiko), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов. Эти барабаны используются в традиционной музыке гагаку с VII века, а также буддистских и синтоистских церемониях.
В Китае барабаны, вероятно, произошли от туркестанских и тибетских инструментов. Среди них — баньгу, пайгу и другие.
К барабанам, используемым в музыке Индии, относятся табла и мриданга.
В Кавказском регионе ударные инструменты тоже широко распространены. Под несколькими названиями известен вид бубна из кожи осётра с колечками — даф (деф, гавал). В народной музыке Армении и Азербайджана используют барабаны дхол и различные разновидности нагары. В Турции появился и далее распространился под различными названиями (думбек, тарабука, дарбук) барабан в форме кубка дарбука.
Разновидности барабанов: виды, классификация, звучание, сходство и отличия, названия и фото
В данной статье пойдет речь про разновидности барабанов. Эти музыкальные инструменты являются одними из самых древних на нашей планете. Именно поэтому существует так много их видов. В этом материале будут перечислены основные из них. Каждой разновидности барабанов (названия и фото буду представлены ниже) посвящен особый раздел, включающий описание конструкции, а также историю происхождения музыкального инструмента.
Функции ударных
Прежде всего, стоит сказать о разделении музыкальных барабанов на виды, согласно их применению в повседневной жизни. Испокон веков игра на ударных была неотъемлемой частью религиозных ритуалов. С помощью ритмов разного характера шаманы вводили людей в транс. О существовании подобных практик говорят наскальные рисунки племени шумеров, которые датируются третьим тысячелетием до Рождества Христова. До наших дней тоже дошли подобные традиции. Их можно наблюдать в религиозных обрядах в буддизме, индуизме и других, прежде всего восточных, религиях.
Барабан как знак отличия
У африканского племени туарегов сегодня барабаны имеют такое же значение, как и много веков назад.
Без них не обходится ни один культовый ритуал. Кроме того, особый вид африканского барабана, применяемого в этом племени, служит в качестве знака отличия старейшин отдельных родов. Свой ударный музыкальный инструмент есть и у вождя всего племени. Когда происходят вооруженные конфликты между родами туарегов или же все племя воюет с общим врагом, наибольшим оскорблением, которое можно нанести вождю, считается уничтожение его барабана. Нужно сказать, что у этого народа до недавнего времени были запрещены все виды современной музыки, а за игру на гитарах человека могли легко посадить в тюрьму. Музицирование на данном инструменте приравнивалось к революционной деятельности. Сейчас эти суровые правила заметно смягчились. Поэтому теперь в племени туарегов существует даже несколько рок-групп, сочетающих в своем творчестве современную западную музыку с элементами национальной культуры (звуками местной разновидности барабанов, которые называются тобол).
Главный музыкант в оркестре
Другой функцией барабанов с древнейших времен считалось музыкальное сопровождение военных парадов. Впервые в этом качестве они стали использоваться в древнем Египте. Европейские военные оркестры начали включать в свой состав ударные в XVI-XVII веках в Австрии и Германии. Именно там появилась особая разновидность барабана. Инструмент вошел в современную установку под названием большого. Внешне он напоминает бочку крупного размера. На сленге профессиональных музыкантов его так и называют. На большом барабане, в отличие от других разновидностей этого инструмента, играют не палочками и не кистями рук, а колотушкой, которая имеет уплотнение из мягкого материала на рабочем конце. Важно отметить, что на этом виде барабана (фото внизу) играют руками в военных оркестрах.
При этом музыкант крепко сжимает колотушку одной рукой, ударяя ею по бочке, а другой кистью он отбивает ритм на тарелках, которые прикреплены сверху. Когда большой барабан вошел в состав современной ударной установки, прием извлечения звуков из него несколько изменился. В начале ХХ века музыканты оркестров играли на этом инструменте, ударяя по нему ногой. Позже появилось устройство, позволяющее закреплять возле большого барабана колотушку, приводившуюся в движение с помощью педали. Когда появились музыкальные жанры джаз и рок и возникла необходимость исполнения более сложных ритмов, некоторые ударники стали добавлять в свою установку вторую бочку, а соответственно, и еще одну колотушка с педалью. В семидесятые годы двадцатого века игру на большом барабане усовершенствовали за счет еще одного нововведения. Колотушка стала крепиться на карданном валу. Теперь ударники получили возможность играть на одной бочке двумя ногами. Этот процесс напоминает езду на велосипеде.
Разновидности барабанов по происхождению
В данной статье уже была рассмотрена классификация ударных инструментов согласно роли, которую они играют в общественной жизни. Теперь настало время поговорить о классификации барабанов (названия и фото также будут присутствовать в этом материале) по другому критерию. Почти все музыковеды с уверенностью говорят о том, что каждый инструмент ударной установки имеет народные корни. Например, уже упоминавшийся в статье большой барабан был изобретен в древнем Китае. Имя умельца, который первым сделал этот самый низкий по тембру барабан, к сожалению, неизвестно. Так какие же инструменты еще входят в состав ударной установки? Поскольку данная статья посвящена разновидностям и названиям барабанов, то, отвечая на этот вопрос, следует остановиться только на них.
Главным инструментом в этом комплекте считается малый барабан. Он имеет и другое название – рабочий. Основной ритмический рисунок, как правило, исполняется на нем. Эта разновидность барабанов (фото смотрите ниже) представляет собой плоский ударный инструмент, своим внешним видом напоминающий большую таблетку, состоящий, как и подавляющее большинство его сородичей, из круглой основы, покрытой с двух сторон мембранами, выполненными из кожи или пластика.
В настоящее время чаще используется второй из названных материалов. Это объясняется его сравнительно невысокой стоимостью и удобством в применении. Натяжение пластика гораздо легче регулировать с помощью специальных механизмов, которыми часто снабжаются обручи, прижимающие мембрану к стенкам корпуса.
На нижней стороне рабочего барабана обычно крепятся пружины. Они добавляют к звучанию данного инструмента стальной оттенок. В некоторых моделях насыщенность призвука может регулироваться.
Эта разновидность барабанов тоже была позаимствована эстрадными музыкантами у ударников военных оркестров.
Еще одним непременным элементом комплекта являются том-томы.
В базовом варианте установки их обычно три: высокий, средний и низкий. Конструкция их напоминает рабочий барабан, но более высокий, цилиндрической формы. Низкий или напольный том обычно стоит на металлических ножках. А его более мелкие сородичи закрепляются на стойке, которая либо опирается основанием на пол, либо прикручивается к большому барабану. Есть также разновидность этих инструментов, в которой нет обечайки вокруг мембран. Такие том-томы носят название рототомов. Их главной отличительной чертой является не только отсутствие обечайки, но и звук определенной высоты. То есть каждый из них, в отличие от большого и рабочего барабана, настроен на определенную ноту. Благодаря этой особенности они привлекли к себе внимание ряда современных композиторов, которые доверили им солирующие партии в своих произведениях.
Эти барабаны могут использоваться и ударниками военных или же гражданских духовых оркестров при проведении дефиле, то есть при игре во время движения. В этом случае применяются том-томы, предназначенные для крепления к поясу музыканта.
Перкуссия
Многим любителям музыки наверняка знакомо это слово. Оно имеет латинский корень, который обозначает «стук». Но так называют отнюдь не все ударные музыкальные инструменты. Как уже было сказано ранее, из-за того, что эти принадлежности известны человечеству уже не первую тысячу лет, их видов тоже насчитывается великое множество. Почти каждый народ создал свои оригинальные ударные инструменты. Даже если какой-то вид барабанов был заимствован одним племенем у другого, то в процессе использования он видоизменялся. Инструменты, не вошедшие в состав классической ударной установки, получили названия перкуссии. Поэтому можно говорить еще об одном принципе разделения ударных. Согласно ему, первую группу этих инструментов составляют те, что входят в традиционный комплект барабанщика, а ко второй могут быть причислены все остальные.
Латиноамериканские и африканские барабаны
Виды и названия некоторых из них приведены в этой главе. Но, прежде всего, хочется сказать несколько слов о том, каким образом эти экзотические музыкальные инструменты стали известны и заслужили любовь европейских меломанов. В начале двадцатого века на танцевальных площадках всего мира зазвучала знойная музыка, привезенная моряками из Аргентины. Модный танец назывался танго.
Именно тогда в репертуаре европейских и американских джазовых оркестров появились латиноамериканские композиции, а в их состав были включены ударные установки, в которые входили и некоторые экзотические барабаны.
Новый виток популярности эта солнечная музыка получила с появлением на эстраде американской группы Santana в конце шестидесятых годов. Ее бессменный руководитель Карлос Сантана удачно совмещал в своем творчестве блюзовую мелодику с горячими испанскими и карибскими ритмами. В составе этого ансамбля, кроме традиционной ударной установки, присутствовала также перкуссия.
Самые популярные перкуссии
Какие же экзотические инструменты чаще всего используются современными ударниками?
Прежде всего, нужно сказать про африканскую разновидность барабанов с названием конга. Эти инструменты обычно имеют довольно внушительные размеры. Их высота достигает 1,2 метра.
Они отличаются вытянутой формой и сделаны, как правило, из пальмовой древесины. Мембраны для таких ударных изготовляются из натуральной кожи. Играют на них стоя, обычно установив рядом три, а иногда и четыре конга. Музыкант извлекает звуки при помощи шлепков ладонями или ребром кисти. Также нередко применяются более изысканные технические приемы в виде щелчков и ударов пальцами.
Бонги
Другим популярным инструментом перкуссии являются бонги. Они были завезены в Америку, а затем и в Европу из Кубы.
Эта разновидность ударных представляет собой сдвоенный барабан. Интересно, что большая часть инструмента называется женщиной, а меньшая – мужчиной. Техника игры на этом инструменте почти ничем не отличается от приемов для конга.
Классификация по форме
Также барабаны можно различать по внешним контурам инструмента. Существуют ударные с цилиндрическим, бочкообразным, конусообразным корпусом и даже выполненные в виде песочных часов.
Король азиатских ритмов
Восточные ударные инструменты, как правило, отличаются причудливыми формами. В одной из песен Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» есть следующие слова:
Да пощадит Господь разум всех, играющих на тарабуке!
Упоминаемый здесь инструмент является одним из самых распространенных ударных в восточных странах. Его корпус имеет форму кубка. Мембраной для него обычно служит козья кожа. В бюджетных вариантах может использоваться шкура теленка, обязательно женского пола.
Такие инструменты распространены во многих восточных странах, например, в Египте, Турции, Марокко. Поэтому название этих барабанов может варьироваться в зависимости от родины каждого конкретного образца.
Музыкант имеет возможность регулировать натяжение кожи, служащей мембраной. Настройка может производиться непосредственно во время исполнения произведения. С помощью такого приема перкуссионисты добиваются интересных звуковых эффектов.
Изображения данных инструментов найдены в наскальной живописи третьего тысячелетия до нашей эры.
Казачий инструмент
Принято считать, что славянские народы не отличаются особой любовью к ритмичным музыкальным композициям. Для их песен скорее характерны размеренность и мелодичность, чем ритмичность.
Однако свои ударные инструменты есть и у этих народов. Например, запорожские казаки еще несколько веков назад стали использовать большие полковые котлы для приготовления пищи в качестве огромных ударных. Процесс изготовления этого вида старинного барабана прост: стоит лишь обтянуть сосуд свежей кожей животных.
Количество барабанов
В минимальный комплект ударной установки входят такие барабаны: рабочий, большой, три том-тома. Такой набор используется, например, во многих направлениях классического джаза. Другие же ударники, в особенности это касается таких жанров, как арт-рок, джаз-рок и так далее, играют на установках с большим количеством том-томов и рабочих барабанов, а иногда и бочек.
К ним иногда добавляются и различные перкуссии. Часто на экзотических ударных играет отдельный музыкант.
Заключение
В данной статье были приведены несколько классификаций ударных. Информация об инструментах включает фото барабанов с названиями вида.
Кавказский барабан
Барабан, но не совсем
Ударные музыкальные инструменты были особенно популярны на Кавказе. Барабан, которым его принято называть в России, горцы называют по-разному, для чеченцев – «Вотт», для осетин и грузин – «Доули», а, к примеру, армяне его называют «Дхол». По технике исполнения, используемым материалам и характеру звучания, ударные отличались в зависимости от традиций конкретного селения. Эти музыкальные инструменты на Кавказе считались традиционными на протяжении многих веков. Первоначально барабан использовался в военных походах для поднятия духа солдат, а позднее стал постоянным атрибутом на празднествах и во время танцев.
Из грецкого ореха
Армянский дхол традиционно изготавливался из дерева грецкого ореха, так как считалось, что именно эта порода обладает большей музыкальностью и лучшим тембром. История дхола уходит корнями в глубокую древность. Историки связывают появление этого музыкального инструмента с культом поклонения древней богине Анаит, которая считалась покровительницей дома, плодородия и любви. В её честь армяне устраивали пышные поклонения с плясками, песнопениями, соревнованиями и пирами, которые, разумеется, никогда не обходились без игры на дхоле. По приблизительным подсчётам учёных этот музыкальный инструмент появился примерно в 3000-2000 гг. до н. э.
Помимо дерева грецкого ореха, для изготовления корпуса дхола, армяне использовали и другие материалы – медь, керамику. Для изготовления мембран, которые покрывались с обеих сторон деревянного цилиндра, использовалась тонко выделанная козья или телячья кожа. Сегодняшние мастера большей частью используют для изготовления мембран пластик, так как он более устойчив к любым повреждениям. Однако ценители уверяют, что лучший и самый совершенный звук может быть получен только из кожаной мембраны. Впрочем, кожа гораздо менее долговечна, может легко испортиться из-за влаги, высоких температур или попросту чересчур резвой игры музыканта, что пагубно скажется на качестве звука. Кстати, древние перед игрой на барабане тщательно высушивали его, чтобы лучше звучал. Кроме того, дхол, обтянутый кожей, требует частого ремонта и перетяжки, и на цилиндре за всю его жизнь могла побывать не одна пара кож. Сегодняшние мастера отводят мембранам особое место. Её толщина имеет огромное значение для качества звучания инструмента.
Особенность дхола кроме того, в переплетении бечёвок, которые стягивают обе мембраны друг к другу. Потому как мембрана должна сидеть очень туго, верёвки использовались очень крепкие. Сегодняшние мастера стараются не использовать синтетические волокна, так как они со временем легко растягиваются, натяжение мембраны ослабевает, и звук сильно ухудшается. Поэтому лучшими считаются натуральные материалы, более устойчивые ко времени. Древние использовали большей частью конопляное волокно.
Традиционно дхолы выполнялись из цельного куска дерева, которое тщательным образом выпиливалось и шлифовалось. Важно, чтобы дерево становилось лёгким, поэтому его обязательно высушивали, а впоследствии на заготовку наносили орнамент, вырезали различные узоры, украшали обжигом. Некоторые умельцы и вовсе могли украшать барабаны золотыми бляшками и даже драгоценными камнями, без потери, при этом, в качестве звучания. Также, нередко на боках вырезали резонаторные отверстия, для того, чтобы звук лучше извлекался и был более чистым и звонким. Сегодня дхолы не изготавливаются из цельных кусков дерева, как это делали ранее, разве что в исключительных случаях, так как это чрезмерно затратное предприятие, и к тому же дерево значительно менее податливо и непредсказуемо, чем другие материалы, и может легко треснуть, как во время изготовления барабана, так и во время самой игры. Для них сейчас повсеместно на Кавказе используется особая лёгкая фанера, которую применяют в авиастроении, потому как она обладает необходимыми и важными свойствами – лёгкостью и гибкостью.
О палочках
Стоит также заметить, что в старину, игра на барабанных инструментах осуществлялась посредством особых палочек, что впрочем, практикуется музыкантами и сегодня. Эти палочки имели свои названия, причём в разных регионах Кавказа, их нарекали по-разному: в Нагорном Карабахе – комбал, в Балу – чомах. Армяне, к примеру, называли их копал и тчипот. Первая была толстой, а вторая тонкой, для лучшего звучания дхола. Палочки они делали от 30 до 40 см в длину (в некоторых регионах даже до 90 см), изготавливали их из различных пород деревьев, чаще всего использовали кизиловое дерево или чёрную калину. Некоторые народы также подвязывали на палочки кожаные ремни для удобства играющего. Важно добавить, что бой палочками использовался чаще всего для военных походов, для комфорта самих барабанщиков. Наиболее музыкальной и искусной же считалась игра ладонями и пальцами рук, которая сегодня почти повсеместно распространена на Кавказе. Мастерство игры уходит корнями в глубокую древность. Каждый народ имеет собственные традиционные для них мотивы. Кстати, бой на барабане требовал немалого труда, потому считался мужским занятием. Усилий, затрачиваемых музыкантом, требовалось не меньше, чем от танцора.
Для всех танце аккомпанимент
Барабан считается национальным музыкальным инструментом для всех кавказских народов. Ни один танец не проходил без игры на нём. В которой из местностей он появился раньше, историки не могут точно определить. Одно достоверно точно – для горцев он ничуть не менее значим чем бурка или кинжал. Различаются традиционные барабаны лишь некоторыми деталями. Так, к примеру, дагестанский барабан выполнялся традиционно из липы или тутового дерева. Однако сейчас для его изготовления также используются гибкие фанерные листы.
Звук барабана для жителей Кавказа сродни магическому звучанию, он может заставить плясать и плакать. Считается, что каждый умелец, извлекает из барабана свой собственный, исходящий из души звук, а от самого инструмента исходит не бой, а голос.
В нашем магазине представлен широкий ассортимент традиционных кавказских инструментов – шичепшин, дала-фандыр, пхачич, дечиг пондар и другие.
Источники:
https://ldsound.ru/barabany-razlichnyx-stran/
https://fb.ru/article/395256/raznovidnosti-barabanov-vidyi-klassifikatsiya-zvuchanie-shodstvo-i-otlichiya-nazvaniya-i-foto
https://etno-shop.ru/blog/kavkazskij-baraban/