Духовная жизнь российского общества. Развитие культуры в первой половине XX века
Развитие культуры в первой половине XX века
Культура отражала жизнь людей той бурной эпохи перемен, чьими свидетелями они являлись. В некоторых произведениях появляются чувство безысходности и трагического конца. Катастрофа первой мировой войны (вторая мировая была с этой точки зрения чем-то ожидаемым, логичным, хотя принесла намного больше бедствий, чем первая) обнажила недостаточность европейской веры в прогресс, рациональность истории. Война показала хрупкость, неустойчивость, конечность человека. Экзистенциальная философия стала мощным откликом на эту катастрофу в европейском сознании. Экзистенциализм характеризуется как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию, пережившую первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма. Эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо, прежде всего, разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. На передний план была выдвинута проблема человека. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя, человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека наиболее близким.
К примеру, русский философ Николай Бердяев пишет труд с названием «Конец Европы», а немец Освальд Шпенглер — книгу «Закат Европы» (в дословном переводе — «Закат западного мира»). Они критикуют развитие истории, больше не верят в исторический прогресс, считая прогресс путем к гибели человечества.
Шпенглер считал, что мировая война – это начало агонии европейской цивилизации. Цель Шпенглера – построить таблицу, где будут показаны одни и те же этапы в развитии разных цивилизаций в рамках Всемирной истории человеческого общества. Каждая цивилизация переживает периоды детства, юности, возмужалости и старости. Смысл истории состоит в том, что эти цивилизации сменяют друг друга, вырастают друг возле друга, соприкасаются, оттесняют и подавляют друг друга.
Существуют два этапа развития цивилизации:
Каждая цивилизация имеет свою душу, на первом этапе эта душа порождает язык, вероучения, искусство, науку и государство, на втором этапе душа внезапно коченеет, что приводит к упадку и гибели цивилизации. Молодые цивилизации расцветают как цветы в поле, старые цивилизации напоминают гигантские высохшие деревья, которые топорщат свои гнилые сучья в девственном лесу. Шпенглер выделял восемь великих культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, арабская, европейская. Девятой великой культурой он считал пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию .
Черты упадка цивилизации:
- «Омассовление» и огромные города вместо деревень. Современный горожанин – это новый кочевник и безбожник, для него главное – это деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм.
- Войны за мировое господство.
- Во главе государства встаёт тиран.
- Перенасыщенность техникой
Прагматизм– одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Функция интеллекта состоит не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, а скорее в том, чтобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем наиболее эффективные и выгодные отношения с этими объектами. Сущность прагматизма может быть выражена очень кратко: человеку приходится действовать в непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к научным теориям, социальным идеям, моральным принципам и т. д. следует подходить «инструментально», т. е. с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей; то, что полезно, что приносит успех, — то и истинно.
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
«Дух позитивизма» означал, прежде всего, радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире.
Масштабные перемены, происходившие в жизни общества первой половины XX в. затронули и сферу духовной жизни, главный итог – появление массовой культуры.
Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка (включая поп-музыку), массовая литература, изобразительное искусство и т. д. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Массовая культура захватила и поглотила людей и стала доступна широким слоям населения. Массовая культура использовалась для отвлечения населения от серьезных социальных, политических и нравственных проблем, для пропаганды ценностей и стандартов «общества массового потребления». В это время самым массовым видом искусства становится кинематограф. Это было время становления кино, каждый год приносил новые художественные и технические открытия. Чарли Чаплин стал одним из величайших актеров и режиссер.
Поисками нового и значительными достижениями были отмечены первые шаги советского кинематографа, обратившегося к темам большого социального звучания. Международную известность получили работы кинорежиссёра С. М. Эйзенштейна (1898—1948 гг.) его известные фильмы «Броненосец Потемкин», «Александр Невский»
В конце 1920-х годов появляется звуковое кино. Особый размах приобрело кинопроизводство в США. 1920—1930-е годы вошли в историю как «золотой век» Голливуда (этот киногород возник в предместье Лос-Анджелеса незадолго до Первой мировой войны). Он стал международным киноцентром с большими финансовыми и техническими возможностями.
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме
Презентация к уроку в 11 и 9-х классах по курсу всеобщей истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века
Осмысление истории О. Шпенглер (1880–1936 гг.), Германия «XX век – эпоха заката Европы»
Осмысление истории Н. Бердяев (1874–1948 гг.), Россия «XX век – новое Средневековье»
Осмысление истории Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955 гг.), Испания «XX век – эпоха восстания масс»
Осмысление истории А.Дж. Тойнби (1889–1975 гг.), Великобритания «История – смена жизненных циклов локальных цивилизаций и их самих»
Развитие философии: иррационализм З. Фрейд (1856–1939 гг.), Австрия «Поведение человека определяется сексуальным инстинктом, вытесненным в подсознание»
Развитие философии: иррационализм «Поведение человека определяется архетипами (коллективным бессознательным)» К. Юнг (1875–1961 гг.), Швейцария
Развитие философии: иррационализм Клод Леви-Стросс (1908 – 2009 гг.), Франция «Человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума»
Развитие философии: рационализм Джон Дьюи (1859–1952 гг.), США «Культура полезна настолько, насколько помогает человеку решить насущные проблем»
Живопись: импрессионизм Клод Моне (1840–1926 гг., Франция) «Тополя в солнечном свете» (1887 г.)
Живопись: постимпрессионизм Поль Гоген (1848–1903 гг., Франция-Полинезия) «Великолепные дни»
Живопись: модерн Густав Климт (1862–1918 гг., Австрия) «Жизнь и смерть»
Живопись: модернизм (примитивизм) А. Руссо (1844-1910, Франция). Война
Живопись: модернизм (кубизм) Брак Жорж (1882–1963 гг., Франция) «Скрипка и кувшин»
Живопись: модернизм (футуризм) Карло Карра (1881–1966 гг., Италия) «Портрет Маринетти »
Живопись: модернизм (абстракционизм) В. Кандинский «Первая мировая война»
Живопись: модернизм (абстракционизм) Пит Мондриан
Живопись: модернизм (абстракционизм) К. Малевич «Черный квадрат»
Живопись: модернизм (дадаизм) Пикабия , «Женщина со спичками»
Живопись: модернизм (дадаизм) Марсель Дюшан «Фонтан»
Живопись: модернизм (экспрессионизм) Эдвард Мунк (1863–1944 гг., Норвегия) «Крик»
Живопись: модернизм (сюрреализм) С. Дали . Сон
Архитектура: модерн А. Гауди
Архитектура: конструктивизм Ле Корбюзье . Вилла
Искусство плаката Пьер Боннар
Карикатура Жан Эффель «Сотворение мира» Херлуф Бидструп «Да здравствует свобода слова!»
Литература: романтизм Редьярд Киплинг Бремя белого человека Пер. Вячеслав Радионов Несите бремя Белых Среди племен чужих – Сынов своих отправьте Служить во благо их; Без устали работать Для страждущих людей – Наполовину бесов, Настолько же детей…
Литература: критический реализм (психологический реализм) Эрнест Хемингуэй Главная победа героя – победа над собой
Литература: критический реализм (интеллектуальный реализм) Эрих Мария Ремарк «Странное чувство испытываешь все-таки в день рождения, даже если никакого значения не придаешь ему. Тридцать лет. Было время, когда мне казалось, что я никак не доживу до двадцати, так хотелось поскорее стать взрослым. А потом. Я вытащил из ящика листок почтовой бумаги и стал вспоминать. Детство, школа. Все это так далеко ушло, словно никогда и не было. Настоящая жизнь началась только в 1916 году. Как раз тогда я стал новобранцем».
Литература: модернизм (авангардизм) Джеймс Джойс «Улисс»
Литература: модернизм (экзистенциализм) Жан Поль Сартр «Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят – вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: вот уже три года я путешествую, три года как я в Бувиле . И конца тоже нет – женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже – будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда – редко – вникаешь вдруг в свое положение: замечаешь, что тебя заарканила баба, что ты влип в грязную историю. Но это короткий миг. А потом все опять идет по-прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить». «Тошнота».
Литература: социальная антиутопия Евгений Замятин «Мы» «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной».
Литература: социалистический реализм Фредерико Гарсиа Лорка Максим Горький
Музыка и театр Экспрессионизм: И Стравинский, Б. Барток (музыка), В. Мейерхольд, М. Рейнгардт (театр) Музыкальное конструирование: «Шестерка» (Франция, Л. Дюрей , Д. Мийо и др.) Джаз Формирование национальных музыкальных школ (Бостонский и Филадельфийский симфонические оркестры)
Киноискусство 1895 г. – появление кино Немое кино (Макс Линдер , Чарли Чаплин) 1933 г. – первый цветной фильм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории Казахстана в 7 классе. Содержит информацию по материальной и духовной культуре Казахстана в 14-15 веках. Содержится материал по музыкальному искусству и религиозным верованиям ка.
Урок по истории Казахстана в 7 классе. Содержит информацию по материальной и духовной культуре Казахстана в 14-15 веках. Содержится материал по музыкальному искусству и религиозным верованиям ка.
Тест предназначен для учащихся 8-х классов. Тесты можно использовать при проверке знаний учащихся по теме “Культура России первой половины XIX века”. Тест состоит из двух вариантов, в каждом из которы.
Презентация по Истории России для 8 класса.
Развитие культуры в первой половине 19 веке (литература, архитектра живопись).
Презентация содержит тезисы к лекции по теме “Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека”.
Презентация по Всеобщей истории 11 класс “Духовная жизнь и культура начала ХХ века”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века 11 класс Всеобщая история
Особенности развития Появление новых течений во всех областях культуры; Усиление настроений пессимизма в среде творческой элиты; Переосмысление прошлого философского и историко-культурного наследия; Разрушение упрощенного представления о мире под влиянием науки; Обострение социальных и политических проблем международного масштаба; Появление глобальных черт развития мира; Рост интереса к культуре народов Востока (Тибет, Китай, Япония, Индия).
Осмысление истории через «Теорию локальных цивилизаций» Арнолд Джозеф Тойнби – британский философ, историк. «Мировое развитие – процесс смены локальных цивилизаций, каждая из которых проходит цикл от рождения до надлома, упадка и вымирания» Николай Александрович Бердяев – русский философ. «В Европе наступает эра «нового Средневековья» и закат европейской культуры»
Новое в науке о человеке и развитие философии 1. Возникновение новых наук: Культурология; Психология; Социология; 2. Выделение двух основных направлений философии: Иррационалистическое (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Клод Леви-Стросс); Рационалистически-прогматическое (Джон Дьюи,);
Изобразительное искусство. Импрессионизм и постимпрессионизм Импрессионизм – (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции стремившееся при помощи игры красок отразить красоту мира в простых, окружающих человека явлениях и предметах. Импрессионисты: Клод Моне Огюст Ренуар Эдгар Дега Постимпрессионисты: Поль Сезан Винсент Ван Гог Поль Гоген
Клод Моне (1840 – 1926 гг.) – французский живописец “Парусная лодка в Аржантёе”
Водяные лилии 1903г
Огюст Ренуар (1841 -1919 )– французский живописец Портрет Жанны Сомари
Винсент Ван Гог (1853 – 1890 гг.) Звездная ночь
Эдгар Дега (1834 – 1917 гг) Голубые танцовщицы На сцене
Поль Сезан (1839 – 1906 гг) Дом со стеной с трещинами Берега Марны
Поль Гоген (1848 – 1903 гг.) Женщина держащая плод Кафе в Арле
Изобразительное искусство. Модерн. Символизм. Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века. Характерны индивидуалистичность, орнаментальность. Символисты: Густав Климт
Густав Климт (1862 – 1918 гг.)- австрийский художник Три возраста женщины Поцелуй
Изобразительное искусство. Модернизм. Примитивизм Примитивизм – попытка художника увидеть мир как бы детскими глазами, выделив самые общие всем понятные черты. Представители: Анри Руссо Анри Матис
Анри Руссо (1844 – 1910 гг) Фламинго Спящая цыганка
Анри Матисс (1869-1954) Натюрморт с апельсинами Танец
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных фигур. Представители: Пабло Пикассо Жорж Брак Фернан Леже Изобразительное искусство. Модернизм. Кубизм
Пабло Пикассо (1881 – 1973 гг.) Девочка на шаре Портрет Сильвии Давид в зеленом кресле
Жорж Брак (1882 – 1963 гг) Голова Женщины Блюдо с фруктами
Фернан Леже (1881 – 1955 г.г.) Женщина в голубом Композиция
Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар») Изобразительное искусство. Модернизм. Футуризм
Карло Карр (1881 – 1966 гг.) Портрет Маринетти Женщина на балконе
Изобразительное искусство. Модернизм. Абстракционизм Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1910 году. Представители: Василий Кандинский Казимир Малевич Наталья Гончарова Михаил Ларионов Пит Мондриан
Василий Кандинский (1866 – 1944 гг.) Первая абстрактная акварель Маленький сон в красном
Изобразительное искусство. Модернизм. Экспрессионизм Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Представители: Оскар Кокошка Эдвард Мунк
Эдвард Мунк (1863 – 1944 гг.) Крик Меланхолия
Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Представители: Сальвадор Дали Пабло Пикассо Изобразительное искусство. Модернизм. Сюрреализм
Сальвадор Дали (1904 – 1989 гг.) Постоянство памяти Открытие Америки Христофором Колумбом
Литература конца XIX начала ХХ в. Романтизм. Редьярд Киплинг
Литература конца XIX начала ХХ в. Психологический реализм.
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Былин Дмитрий Петрович
- Написать
- 4447
- 06.05.2018
Номер материала: ДБ-1555190
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 06.05.2018
- 458
- 10.04.2018
- 137
- 10.04.2018
- 155
- 04.04.2018
- 535
- 29.03.2018
- 715
- 26.03.2018
- 423
- 26.03.2018
- 201
- 26.03.2018
- 681
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
https://studopedia.ru/10_192585_razvitie-kulturi-v-pervoy-polovine-XX-veka.html
https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/12/28/dukhovnaya-zhizn-i-razvitie-mirovoy-kultury-v-pervoy-polovine-xx
https://infourok.ru/prezentaciya-po-vseobschey-istorii-klass-duhovnaya-zhizn-i-kultura-nachala-hh-veka-2975868.html