Ф гендель биография. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Гендель в Англии
Ф гендель биография. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Гендель в Англии
Георг Фридрих Гендель
Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.
Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.
Краткую биографию Георга Фридриха Генделя и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Генделя
Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.
Жизненные принципы глубоко религиозного отца с одной стороны и происхождение матери – с другой, а также невысокое положение их семьи в обществе должны были безапелляционно закрыть для мальчика путь к музыке, однако «совсем случайно» этого не произошло.
В биографии Генделя есть тот факт, что однажды волею судьбы изумительную игру 7-летнего Фридриха услышал герцог Иоганн Адольф I. Вельможа порекомендовал дать мальчику музыкальное образование, и отец, не посмев перечить воле герцога, вынужден был забыть о юридическом образовании сына. Георг Гендель нанял в учителя органиста Галльской приходской церкви Ф.В. Цахова, ставшего первым …и последним, кто занимался с Генделем музыкой.
Принадлежа, как церковный органист, к старой школе, Цахов упивался исполнением фуг, канонов и контрапунктом. Вместе с тем, он был хорошо знаком с европейской музыкой, а также сам сочинял произведения, от которых веяло новым, концертно-драматическим, стилем. Многие из характерных черт «генделевского» стиля будут брать начало именно в музыке Цахова.
Клавесин , скрипка, орган , гобой – игру на этих инструментах Гендель осваивал и совершенствовал под чутким руководством своего наставника. А поскольку перекладывание своих церковных обязанностей на ученика постепенно стало входить у Цахова в привычку, 9-летний Фридрих Гендель в течение нескольких лет успешно сочинял и исполнял органную музыку для Богослужений.
Когда в 1697 умер отец Фридриха, мальчик почтил память отца, сочинив поэму. Он подписал ее своим именем и добавил: «Преданный свободным искусствам», как бы поставив точку в споре с отцом насчет своей музыкальной карьеры.
Достоверно не известно, посещал ли Гендель Италию после (или незадолго перед) смерти отца или нет, но сохранились данные, что в 1702 он поступил в Галльский университет и, конечно же, не на юридический факультет. Университетские занятия сделали юношу тем человеком, которого мы знаем.
Еще в начале университетского обучения Гендель, хоть и был лютеранином, получил назначение органиста в Галльский кальвинистский собор. Это дало ему неплохой заработок и кров над головой. В те годы он познакомился с Г.Ф. Телеманном, одним из ведущих немецких композиторов своего времени.
В обязанности Генделя как органиста Домкирхе, несомненно, входило сочинение Богослужебной музыки, однако ни одно произведение не сохранилось. Зато дошли до наших дней его первые камерные работы, сочиненные в то время: 6 сонат для двух гобоев и баса, а также изданный в 1724 году в Амстердаме первый опус.
Особая приверженность к светской музыке вскоре заставила Генделя в 1703 году переехать в Гамбург – «немецкую Венецию», – где был оперный театр. Здесь он написал свои первые оперы – «Альмира» и «Нерон» (1705), а спустя три года – еще две: «Дафна» и «Флориндо».
Когда в 1706 Фердинандо де Медичи пригласил композитора в Италию, тот не мог не поехать. Известный «Dixit Dominus» на слова 110 псалма, оратории «La resurrezione» и «Il trionfo del tempo», первая итальянская опера композитора «Родриго», – эти и другие произведения Гендель напишет именно там. Публика, пораженная, словно громом, величием и пышностью его стиля, аплодировала стоя, когда исполнялась ария «Il caro Sassone» из оперы «Агриппина» (1709).
В 1710 как капельмейстер принца Георга, будущего короля Великобритании и Ирландии, Гендель переезжает в Лондон, где впоследствии проведет остаток жизни. Он писал по несколько опер в год для Королевской музыкальной академии, Королевского театра, театра «Ковент-Гарден», но рамки последовательной структуры оперы seria были столь тесны для воображения великого композитора, а разногласия с вельможами столь постоянны, что он сменял одно место работы на другое и постепенно с жанра оперы переключился на оратории.
В апреле 1737 у Генделя случился удар, в результате чего были парализованы 4 пальца правой руки. Летом близкие стали замечать периодические помрачения рассудка Георга Фридриха, что давало повод думать о самом страшном. Однако уже через год он снова был в прежней форме, правда, опер больше не сочинял.
Роковое событие случилось гораздо позже – в 1759 году. Полностью слепой в результате несчастного случая, произошедшего в 1750, он 9 лет прожил во тьме. За неделю до смерти Гендель слушал концерт, где исполняли его ораторию «Мессия», а 14 апреля он скончался. Композитора, снискавшего славу во всей Европе, похоронили в Вестминстерском аббатстве с пышностью, присущей похоронам государственных мужей Англии.
Интересные факты о Генделе
- В биографии Генделя отмечается, что отец будущего композитора был весьма встревожен наклонностями к музыке, рано проявившимися в сыне, поэтому запретил держать в своем доме музыкальные инструменты, а также строго приказал мальчику не входить ни в один дом, где был хоть какой-то музыкальный инструмент. Результат, как известно, стал прямо противоположен ожиданиям.
- Существует легенда, что пока родители спали (!), маленький Гендель играл на клавикордах, тайно хранимых на чердаке. В эту романтическую историю можно было бы поверить, если бы речь шла не об источнике звука – музыкальном инструменте, а о книге, например.
- Переписывая для своего первого учителя Ф. Цахова сотни музыкальных произведений из его обширной библиотеки, Гендель записал многие из них и в свою личную тетрадку, с которой впоследствии не расставался до конца своих дней.
- До недавних пор жители Галле не догадывались, почему одна из улиц их города называется «Цаховштрассе». Лишь в 2009 году на фасаде одного из домов под табличкой с названием улицы появилась еще одна: «Фридрих Вильгельм Цахов (1663–1712), композитор и органист. Учитель Георга Фридриха Генделя».
- Книга первого биографа композитора Дж. Мейнворинга «Воспоминания о жизни покойного Георга Фридриха Генделя» (1760) была издана впервые через год после смерти Генделя. Это единственный источник большей части информации о жизни композитора до приезда в Лондон, и, надо сказать, источник, полный противоречий.
- Университетские лекции правоведа Кристиана Томасиуса научили Генделя уважению к человеческому достоинству, свободе совести и священному величию закона, принципам, которые побудили его провести в Англии полстолетия.
- Сиротский приют, организованный преподавателем Генделя теологом и профессором восточных языков Августом Германом Франке пробудил в сердце будущего композитора благородные чувства, заставившие позже его самого тоже заниматься благотворительностью.
- Кантата «Ацис и Галатея» (1708) при жизни Генделя была его самой «исполняемой» работой.
- Опера «Ринальдо» (1711), основанная на «La Gerusalemme Liberata» итальянского поэта Торквато Тассо, была написана поспешно, с множеством заимствований с собственных ранее написанных итальянских работ. И все же именно эта опера содержит самые любимые арии Генделя «Cara sposa, amante cara» и «Lascia ch’io pianga».
- В июле 1717 года «Музыка на воде» Генделя была исполнена более трех раз на Темзе для короля Генриха I и его гостей. Говорят, музыка так понравилась королю, что способствовала примирению между ним и композитором.
- В 1717 Гендель стал домашним композитором в Кэннонсе, Мидлсакс, где он заложил краеугольный камень для своих хоровых произведений в двенадцати Чэндосских антемах. Ромен Ролланд писал, что эти антемы были связаны с ораториями Генделя так же, как итальянские кантаты – с его операми: «великолепными эскизами более монументальных работ».
- Опера «Сципион» (1726) основана на жизнеописании римского генерала Сципио Африкануса. Медленный марш из этой оперы является полковым маршем Гренадерского караула и исполняется во время церемониального шествия лондонской городской полиции.
- Опера «Сципион» исполнялась в Королевской музыкальной академии как временная замена репертуара, пока в Лондон не прибыла знаменитая Фаустина Бордони, обладательница обворожительного меццо-сопрано.
- В 1727 Генделю было доверено сочинить 4 антема для церемонии коронации короля Георга II. Один из них, антем «Священник Садок», исполняли с тех пор во время каждой британской коронации. Фрагмент этого антема использован также в Гимне футбольной Лиги чемпионов УЕФА.
- Широко известный хор «Аллилуйя» из «Мессии» приказом Георга II стал обязателен для исполнения во всех храмах англиканской церкви и его, как молитву, надлежало слушать стоя.
- На смертном одре Гендель шептал: «Я знаю, мой спаситель жив» – слова из «Мессии». Именно эти слова и ноты к ним будут написаны на надгробье композитора.
Коллекция картин Георга Фридриха Генделя
Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.
Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.
Музей Генделя в Галле, Германия.
Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка «Гендель – европеец». В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.
В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.
Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.
Музей Георга Фридриха Генделя в Лондоне, Англия.
В 1723 году Гендель поселился в домике на Брукстрит, 25, обосновавшись здесь на всю жизнь. Дом, где он проводил репетиции, где Муза вдохновила его к созданию своих величайших произведений – «Мессии», сюиты «Музыка для королевского фейерверка», гимна «Священник Садок», – где композитор продавал билеты на свои концерты в Королевской музыкальной академии, – этот дом стал Домом-музеем Георга Генделя.
Музей был открыт в 2001 по инициативе музыковеда Стэнли Сэйди. Он состоит из бережно сохраненных комнат на втором и третьем этажах дома № 25 и здания соседнего дома № 23, где расположены выставки. В начале 1990-х Сэйди и его жена Джулия Анна основали Траст дома Генделя – благотворительную организацию, нацеленную на создание музея в доме композитора.
Дом отреставрировали, полностью воспроизведя лаконичный интерьер времен короля Георга, когда там жил знаменитый композитор. Это типичный Лондонский дом с террасой начала 18 века, где есть цоколь, три этажа и мансарда. Позже мансарду переделали в полноценный четвертый этаж. На первом этаже расположен магазин, никак не связанный с музеем, а четвертый этаж сдан в аренду Трасту дома Генделя и открыт для посетителей с конца 2001 года.
Для отделки комнат были использованы аутентичные материалы 18 века, собранные со всего мира, что ж касается оригинальной отделки дома Генделя, то сохранилось лишь несколько фрагментов. Трастом была собрана коллекция памятных вещей композитора, включая Бэрнскую коллекцию, насчитывающую несколько сотен предметов, связанных с жизнью Генделя: письма, рукописи, ранние издания его музыкальных сочинений и пр.
Музыка Георга Фридриха Генделя в фильмах
Многие произведения композитора очень популярны и часто звучат в современном кино, о чем можно судить по представленной ниже таблице.
Музыкальное произведение Г. Ф. Генделя
Что нужно знать о Генделе
1. Георг Фридрих Гендель – ровесник Баха . Они оба родились в 1685 году, но их судьба сложилась кардинально противоположным образом. Гендель стал мировой звездой и любимцем королей, а Бах умер школьным капельместером.
2. Гендель – и немецкий, и английский композитор одновременно , поскольку родился и провел свою юность в Германии, но в возрасте 41 года поменял немецкое гражданство на английское и большую часть жизни прожил в Лондоне.
3. Георг Фридрих Гендель – это что-то вроде нашего Зураба Церетели , если оценивать размах монументальности, но не уровень одарённости. Гендель украсил английскую музыку своими величественными творениями, как Церетели своими – Москву. Но в отличие от москвичей, лондонцы, да и весь мир, Генделю благодарны по сей день. Он признан главным английским композитором, в его честь устраиваются ежегодные грандиозные фестивали, а “Аллилуйю” англичане слушают только стоя.
4. Гендель – мастер массовых жанров, обращённых к широкой публике. Он обладал даром писать просто, ярко, понятно и духоподъёмно. Он первый придумал музыкальные шоу на открытом воздухе с трубами, салютами и фейерверками. Марш – его коронный жанр. Вот этой музыкой он покорил англичан, впервые приехав в Лондон в 26 лет:
Баталия из оперы “Ринальдо”
5. Отцу Генделя было 63 года на момент рождения сына. Он был категорически против музыкальных наклонностей сына и хотел видеть его юристом. Но Гендель был таким одарённым и сообразительным ребёнком, что с четырёх лет сам стал осваивать клавесин и с привлечением других людей добился того, что отец нанял ему лучшего учителя музыки.
6. По тем временам Гендель был довольно образованный человек: он закончил полный гимназический курс и, выполняя волю отца, один год отучился юриспруденции в университете. Параллельно он с невероятной стремительностью освоил искусство композиции, игру на клавесине, органе, скрипке и гобое. На это ему понадобилось три года занятий с местным органистом, и к 11 годам он был уже законченным композитором и виртуозом. О его игре на органе и клавесине ходили легенды.
7. Гендель был человеком сильной воли, яркого обояния и точного расчёта. Он много и успешно работал в разных странах, заводил полезные знакомства, делал ставки на высоких покровителей. В его натуре было что-то такое, что заставляло его работодателей-аристократов относиться к нему не как к слуге, а как к другу и гостю.
В итоге в 27 лет он оказался при Английском дворе, очаровал королеву Анну музыкой в её честь, и тут же получил солидную пожизненную пенсию в 200 фунтов. Он писал сочинения для всех похорон, коронаций и других торжеств, и занимался музыкой с наследником престола Георгом III и принцессой Анной.
8. Гендель написал 42 оперы, но они принесли ему только финансовые убытки и довели до тяжёлого инсульта. Только в 55 лет он, наконец, оставил оперный жанр и стал писать хоровые произведения – оратории, которые принесли ему общенародную любовь. Его триумф начался с “Мессии”. В благодарность Богу Гендель все доходы от исполнения этой оратории всегда отдавал нуждающимся.
9. Ни один композитор эпохи барокко не был так вознесён при жизни, как Гендель. Он был официально признан “великим”, очень высоко оплачивался, имел возможность прочитать свою опубликованную биографию и созерцать в городском парке Лондона памятник себе самому.
10. Гендель был очень полным, серьёзным, немногословным, грубоватым и замкнутым человеком. Он так и не освоил английский язык, и вставлял в свою речь немецкие и французские слова.
Помимо музыки у него было три страсти: живопись, экзотические цветы и еда. В его коллекции картин было несколько работ Рафаэля, и он держал оранжерею. Что касается еды, то он не был гурманом, как Россини, он просто очень много ел. Тройной обед, который он заказывал в ресторанах для себя одного, был для него нормой.
11. Про его личную жизнь известно совсем немного, потому что он избегал публичности. Гендель не был женат, но дважды делал в молодости предложения девушкам, на которые получил отказ.
12. При том, что Гендель был состоятельным человеком, он вёл скромный образ жизни , не имел недвижимости и прожил почти 40 лет в небольшом съёмном доме.
Он терпеть не мог всяческих почестей и тутулов, избегал наград и знаков отличия и отказался от титула “сэра”.
13. Последние годы жизни Гендель провёл в полной тьме – он ослеп после неудачной операции. Вот его надгробный памятник в Вестминстерском аббатстве. Он оплачен из личных средств композитора в соответствии с завещанием.
Творческий облик Георга Фридриха Генделя
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Гендель
Основные факты творческой биографии Генделя
1685 – родился в г. Галле. Обнаруженные в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т.ч. дар импровизатора, не вызывали особого восторга у отца – пожилого цирюльника-хирурга.
С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф.В. Цахау,
с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы.
В 1702 г. изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора.
С 1703 г. работал в оперном театре в Гамбурге (скрипачом, затем клавесинистом и композитором). Знакомство с Кайзером, музыкальным теоретиком Маттезоном. Сочинение первых опер – «Альмира», «Нерон». Страсти по Иоанну.
В 1706–1710 совершенствовался в Италии, где прославился как виртуозный мастер игры на клавесине и органе. Познакомился с Корелли, Вивальди, отцом и сыном Скарлатти. Широкую известность принесли Генделю постановки его опер «Родриго», «Агриппина». Оратории «Триумф времени и правды», «Воскресение».
В 1710–1717 придворный капельмейстер в Ганновере, хотя с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Особенно плодотворной была работа композитора в лондонской «Королевской академии музыки», когда он сочинял по нескольку опер в год (среди них – «Юлий Цезарь», «Розелинда», «Александр» и др.) Независимый характер Генделя осложнял его отношения с определенными кругами аристократии. Кроме того, жанр оперы–seria, постановками которого занималась «Королевская музыкальная академия», был чужд английской демократической публике.
В 1730-е годы Гендель ищет новые пути в музыкальном театре, пытается реформировать оперу- seria («Ариодант», «Альчина», «Ксеркс»), однако сам этот жанр был обречен. После перенесенной тяжелой болезни (паралич) и провала оперы «Дейдамия» отказался от сочинения и постановки опер.
После 1738 года центральным жанром творчества Генделя стала оратория: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иисус Навин».
Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у композитора резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати.
Бах и Гендель
Творчество Георга Фридриха Генделя, наряду с творчеством И.С. Баха, явилось кульминацией в развитии музыкальной культуры первой половины XVIII века. Многое объединяет этих двух художников, которые, к тому же, были ровесниками и соотечественниками:
- оба синтезировали творческий опыт различных национальных школ, их творчество – это своеобразное подведение итогов в развитии многовековых традиций;
- и Бах, и Гендель явились крупнейшими в истории музыки полифонистами;
- оба композитора тяготели к жанрам хоровой музыки.
Однако в сравнении с Бахом творческая судьба Генделя сложилась совершенно иначе, с самого рождения он воспитывался в других условиях, а впоследствии жил и работал в иной общественной обстановке:
- Бах был потомственным музыкантом. Гендель же родился в семье довольно богатого цирюльника-хирурга и его ранние музыкальные наклонности не вызвали никакого восторга у его отца, который мечтал видеть сына юристом;
- если биография Баха небогата внешними событиями, то Гендель прожил жизнь очень бурную, изведав и блестящие победы, и катастрофические срывы;
- уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей музыкальной Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам;
- Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был очень набожным человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Гендель же был исключительно светским композитором, сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады. Чисто церковные жанры у него занимают небольшое место и сосредоточены в раннем периоде творчества. Показательно, что духовенство при жизни Генделя препятствовало попыткам трактовать его оратории как культовую музыку.
- С юных лет Гендель не пожелал мириться с зависимым положением провинциального церковного музыканта и при первой возможности переехал в вольный город Гамбург – город немецкой оперы. В эпоху Генделя он был культурным центром Германии. Ни в одном из других немецких городов музыка не пользовалась таким уважением, как там. В Гамбурге композитор впервые обратился к оперному жанру, к которому тяготел всю жизнь (в этом – еще одно его отличие от Баха).
Оперное творчество Генделя
Как оперный композитор Гендель не мог не поехать в Италию, тем более что гамбургская опера в начале XVIII века шла к упадку (Бах же ни разу за всю свою жизнь не выезжал за пределы Германии). В Италии его поразила сугубо светская атмосфера художественной жизни, так не похожая на замкнутую жизнь немецких городов, где музыка звучала в основном в церкви и княжеских резиденциях. Создавая для различных театров все новые оперы («Ринальдо», «Родриго», «Тезей») Гендель, однако, очень отчетливо ощущал, что не всё удовлетворяет его в этом жанре. Он всегда стремился к воплощению героического содержания, ярких и сильных характеров, к созданию грандиозных массовых сцен, однако всего этого не знала современная ему опера-seria. В процессе своей многолетней работы над оперой (37 лет, за которые им было создано более 40 опер, в том числе «Орландо», «Юлий Цезарь», «Ксеркс») Гендель предпринимал попытки обновить жанр seria. Это часто вызывало противодействие аристократической публики, ценившей в опере лишь виртуозное пение. Однако тот тип оперы, который героически пытался отстаивать Гендель, обогащая его изнутри, в историческом смысле был нежизнеспособен. Вдобавок в Англии, где прошла вторая половина жизни композитора, демократическая часть публики относилась к опере–seria крайне отрицательно (о чем свидетельствовал, в частности, огромный успех «Оперы нищих» – веселой пародии на придворную оперу). Лишь во Франции к середине XVIII века была подготовлена почва для оперной реформы, которую осуществил К.В. Глюк вскоре после смерти Генделя.[1] И всё же многолетняя работа над оперой для композитора не прошла даром, явившись подготовкой его героических ораторий. Именно оратория стала подлинным призванием Генделя, тем жанром, с которым в истории музыки его имя ассоциируется прежде всего. С ним композитор не расставался до конца своих дней.
Ораториальное творчество Генделя
Кантаты, оратории, страсти, антемы Гендель писал на протяжении всего творческого пути. Но с конца 30-х годов оратория выдвинулась на первое место в его творчестве. В ораториях композитор реализовал те смелые замыслы, которые ему не удалось осуществить в рамках современной оперы. Здесь наиболее ярко проявились самые характерные черты его стиля.
Огромной заслугой Генделя явилось то, что в своих ораториях он впервые вывел народ в качестве главного действующего лица. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной Генделю опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу. В характеристике народа композитор, естественно, опирался не на сольное пение, а на мощное звучание хора. В грандиозных ораториальных хорах наиболее велик Гендель. Ему было свойственно мыслить крупным планом, картинно и объемно. Это художник-монументалист, музыку которого уместно сравнивать с монументальными скульптурными произведениями, с фресковой живописью (особенно часто проводят параллели с искусством Микеланджело).
Монументализм Генделя вырос из героической сущности его музыки. Героика – излюбленная сфера этого композитора. Основные темы – величие человека, его способность к подвигу, героическая борьба (Гендель первый затронул тему героической борьбы в музыке, предвосхитив в этом Бетховена). Бах в своих монументальных хоровых произведениях более психологичен, его больше волнуют этические проблемы.
Основной источник сюжетов зрелых ораторий Генделя – Библия, Ветхий Завет. Здесь много жестокой борьбы, крови, захватывающих страстей (ненависть, зависть, предательство). Здесь много ярких, неординарных, противоречивых характеров. Всё это чрезвычайно интересовало Генделя – знатока человеческих душ, и было близко его мощной и цельной натуре. Новозаветных, собственно христианских сюжетов у Генделя очень мало (ранние «Страсти по Иоанну», оратория «Воскресение», «Страсти по Брокесу»[2]; из поздних – только «Мессия»). Баха же в первую очередь привлекал Новый Завет. Главный его герой и нравственный идеал – Иисус.
Среди популярнейших сочинений Генделя – оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей», которые были созданы в последнее десятилетие активной творческой работы (конец 30-х – 40-е годы). В это время композитор жил в Лондоне. Библейские сюжеты воспринимались в Англии как «свои» – так же, как в Италии античные или римские. Библия иногда была единственной книгой, которую читал грамотный рядовой англичанин. Здесь были обычными библейские имена (Джереми – Иеремия, Джонатан – Ионафан). Кроме того, события, о которых рассказывалось в Библии (и, соответственно, в ораториях Генделя), были идеально созвучны военно-политической обстановке в Англии первой половины XVIII века. Самого же Генделя, по-видимому, в библейских героях привлекала их внутренняя сложность.
Чем же музыкальная драматургия в ораториях Генделя отличается от его оперной драматургии?
- В операх, как правило, нет хора (по коммерческим соображениям) и нет развернутых хоровых эпизодов. В ораториях хор играет ведущую роль, порой полностью затмевая солистов. Хоры Генделя чрезвычайно разнообразны. Никто из современников композитора (включая Баха) в этом отношении с ним не сравниться. Его мастерство предвосхищает скорее Мусоргского, который также создавал хоровые сцены, населенные не безликими массами, а живыми лицами с неповторимыми характерами и судьбами.
- Участие хора диктует и иное, по сравнению с оперой, содержание. Речь идет здесь о судьбах целых народов, всего человечества, а не только о переживаниях отдельных личностей.
- Герои ораторий не укладываются в традиционные для барочной оперы представления о том или ином типе персонажа. Они сложнее, противоречивее, порой непредсказуемы. Отсюда – и более свободные, разнообразные музыкальные формы (традиционная форма «da capo» встречается редко).
Оратория «Мессия»
Самая знаменитая и наиболее часто исполняемая оратория Генделя «Мессия». Она была написана по заказу, который поступил из Дублина, столицы Ирландии. Еще при жизни композитора оратория стала легендарным произведением, объектом восторженного поклонения.
«Мессия» – практически единственная лондонская оратория Генделя, посвященная собственно Христу. Понятие Мессии (Спасителя) – тот пункт, в котором Ветхий и Новый завет переходят один в другой. Предначертанное пророками появление божественного Спасителя осуществляется через пришествие Христа и ожидается верующими в грядущем.
В I части воплощено трепетное ожидание Мессии, чудо рождения Христа и ликование в его честь.
II часть рисует события Страстной недели и Пасхи: распятие и Воскресение Христа; ее завершает праздничный хор «Аллилуйя». По приказу Георга II он приобрел государственное значение и исполнялся во всех британских храмах, его надлежало слушать стоя, как молитву.
III часть – наиболее философская и статичная. Это размышления о жизни во Христе, о смерти и бессмертии. Биографы композитора пишут, что умирая он шептал текст арии сопрано из этой части: «Я знаю, мой спаситель жив». Эти слова с соответствующей мелодией помещены на памятнике Генделя в Вестминстерском аббатстве, где он похоронен (редкая честь, которой удостаивались лишь короли и самые достойные люди Англии).
[1] Ромен Роллан в своей книге о Генделе высказал предположение, что если бы композитор переехал не в Англию, а во Францию, то оперная реформа была бы осуществлена гораздо раньше.
Источники:
https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/gendel
https://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5aedcad34bf161076f7181a7
https://musike.ru/index.php?id=6