Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы.
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
Инструкция: «Необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений приписывать ответам следующие числа: если вы ответили «не знаю» – 0, «нет,
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
Другие дипломы по предмету
Министерство образования Республики Беларусь
Барановичский государственный высший педагогический колледж
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
Студентка гр.Ш-965 Якович И.К.
Научный руководитель Доктор педагогических наук К.В.Гавриловец
II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования
навыков понимания другого человека младшими школьниками5
1.1 Проблема понимания человека человеком
в психолого-педагогической литературе5
1.2 Теоретические основы организации преднамеренного
восприятия другого в младшем школьном возрасте12
1.3 Художественная перцепция как процесс познания
III. ГЛАВА 2. Операциональные средства формирования навыков
понимания другого человека младшими школьниками27
2.1 Учебники по литературному чтению как средство
развития у младших школьников навыков понимания
2.2 Организация целенаправленного наблюдения младших
школьников за людскими характерами в учебном процессе36
2.3 Развитие младших школьников как субъектов
познания других людей во внеклассной работе43
Одна из задач «Концепции воспитания молодежи в Республике Беларусь» предусматривает нравственное развитие личности воспитание моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.
Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим в школе о наблюдательности над явлениями природы, социальными явлениями; наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значение». Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств детей. Вместе с тем, развитию направленности на другого, умения наблюдать за состоянием других, понимать причины их поведения в начальной школе не уделяется должного внимания. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Таким образом, понимание других это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека. Социальная значимость этого личностного образования и не разработанность организационно-педагогических основ его формирования обусловили выбор темы дипломной работы «Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы».
Объект исследования особенности понимания другого человека младшими школьниками.
Предметом исследования является формирование навыков понимания другого в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Цель исследования разработать организационно-педагогические основы формирования у младших школьников навыков понимания другого человека.
Операционализация понятий умение, навык, впечатление.
Умение способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом (С.И.Ожегов).
Навык уменье, созданное упражнениями, привычкой (С.И.Ожегов).
Впечатление 1) след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым; 2) влияние, воздействие; 3) мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем – чем-нибудь (С.И.Ожегов).
В основу исследования положена гипотеза: младшие школьники приобретут навыки понимания других, если в учебно-воспитательном процессе будет организовано преднамеренное восприятие других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков; если практикуются творческие задания, требующие объяснения причин поведения других, используются тренинги по восприятию позитивных качеств одноклассников и других окружающих людей; если ребенок включен в систему гуманных взаимоотношений в школьном коллективе.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:
- изучить состояние проблемы понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе;
- провести анализ учебников по литературному чтению для 3-4 классов как средства развития у младших школьников навыков понимания других людей;
- выявить методы организации наблюдения младших школьников за обликом другого человека;
- определить содержание внеклассной работы по развитию школьников как субъектов понимания других людей.
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ школьных учебников, социометрия, тест, метод решения психолого-педагогических задач.
II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования
навыков понимания другого человека младшими школьниками
1.1 Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе
Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности.
Известный ученый Э.Межелайтис [10, с.5-37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и тогда человек станет понятнее нам. Если же мы никогда не сделаем попытки проникнуть в эту область, она навсегда останется для нас темной, зловещей и полной опасностей.
Понимание человека человеком как психолого-педагогическая проблема стала активно разрабатываться в отечественной науке в 70-е г. XX ст. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.Н.Панферов, Л.Н.Рожина, Я.Л.Коломинский, П.М.Якобсон, М.М.Бахтин, С.П.Рубинштейн и др. Понятийный аппарат проблемы разработан А.А.Бодалевым. В своих трудах «Возрастные и индивидуальные особенности восприятия людьми друг друга», «О познании людьми друг друга», «Личность и общение» и др. он раскрывает и придает всеобщему обозрению вопросы об основных сферах осуществления познания людьми друг друга, о различных уровнях в полноте понимания человека человеком, об особенностях, факторах адекватного и функциях правильного восприятия друг друга общающимися субъектами.
Опираясь на исследования А.А.Бодалева [4, с.89-90], можно выделить следующие сферы осуществления познания людьми друг друга:
- Общение вид взаимодействия людей, в котором последний выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами.
Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.
- Деятельность вид взаимодействия, характерной особенностью которого является переход поступка одного человека в обстоятельства жизни других людей.
- Труд способствует выработке у человека общего подхода к другим людям, определения ценности личности каждого из них.
Характер и результаты каждого из вышеперечисленных видов взаимодействия во многом зависят от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга. Причем, как отмечает А.А.Бодалев, отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Мысли, чувства, и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Следовательно, отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях, которые в свою очередь зависят от:
Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.
- возраста и уровня воспитанности
На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а, следовательно, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.
В исследовании определяются и те проявления физического и духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем. Среди них:
- лицо
- жесты
- походка
- голос
- внешний облик
- действия, поступки
В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. В ряде деятельностей правильная оценка особенностей физического облика людей одно из условий успешного выполнения ими задач. Исходя из этого, по мнению автора дипломного проекта, необходимо охарактеризовать каждое из проявлений показать их роль для получения целостного представления о человеке.
Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Это определяется тем, чт
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы.
БЫСТРАЯ ПОМОЩЬ В УЧЁБЕ! ЖМИ ПО ССЫЛКЕ -> https://сдатьна5.рус/ro.html
Дипломная работа: Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы . ДИПЛОМНАЯ РАБОТА . Студентка гр .Ш-965 – Якович И .К .
Операциональные средства формирования навыков понимания другого . . понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы (стр . . . Аналогично вышеприведенному анализу автором дипломной работы был . .
. . навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы . . Исследования, проведенные автором дипломной работы, позволяют . .
. . понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы . . Л .Н .Рожиной, автором дипломной работы освещены основные аспекты . .
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы . . Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля работы руководителя на морально-психологический климат в коллективе .
Готовые дипломные работы, рефераты, контрольные или курсовые работы по . . УУД на уроках риторики в начальной школе с помощью метода проектов . . . Методика формирования навыков лаковой миниатюрной живописи у . . . Модель психического как основа становления понимания эмоций другого 6
Тут можно посмотреть и скачать материал: Дипломная (ВКР) по теме . . младшего школьника в учебно-воспитательном процессе школы . . . Все дипломные работы по педагогике . . Формирование у учащихся нравственного опыта . 34 . . . навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной . .
Сортировка по алфавиту . Работы, название которых начинается на букву «Ф» . . обучении грамоте . курсовая работа (318,5 K) . 7707 . Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы .
18 окт . 2019 г . – Вопросы . . Дипломная работа по теме: Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы .
7 апр . 2019 г . – знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, . . мендовал привлекать родителей учащихся начальной школы к обучению гра- . . . ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК . . . Смысловое чтение отличается от другого чтения (например, «ознакоми- .
Дисциплина «История» относится к базовой части цикла гуманитарных, . . навыками работы с компьютером как средством получения, хранения и обработки . . мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского . . . педагогической практики в детском саду и начальной школе . 3 .
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы . . Московский Государственный Открытый Педагогический Университет Факультет психологии Курсовая работа По курсу «Общая . .
3 окт . г . – В связи с этим одной из задач школы является формирование у . . . Курсовая работа по теме “Формы и методы рефлексий на уроке .” . . содержания основных предметных знаний, умений и навыков, развитую рефлексию . . . Она включает такие процессы, как понимание и оценка другого .
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века . . . Формирование у преподавателей высшей школы умений и навыков . . Главная ее цель обучения и воспитания – дать человеку те знания, умения и навыки, . . . в школе, более основательно изучаться предметы гуманитарного цикла . .
5 сент . 2019 г . – Целью данной дипломной работы является осуществление . . единого подхода к формированию навыков и умений в обучении . . Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между . . . и гуманитарного циклов в раскрытии идейного содержания основ наук .
формирование человека и гражданина, интегрированного в . . МАОУ СОШ №5 должна сформировать у выпускника начальной ш
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
Министерство образования Республики Беларусь
Барановичский государственный высший педагогический колледж
Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студентка гр. Ш-965 — Якович И.К.
Научный руководитель — Доктор педагогических наук — К.В.Гавриловец
г. Барановичи 2002
ПЛАН
II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования
навыков понимания другого человека младшими школьниками 5
1.1 Проблема понимания человека человеком
в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Теоретические основы организации преднамеренного
восприятия другого в младшем школьном возрасте 12
1.3 Художественная перцепция как процесс познания
человека школьником 22
III. ГЛАВА 2. Операциональные средства формирования навыков
понимания другого человека младшими школьниками 27
2.1 Учебники по литературному чтению как средство
развития у младших школьников навыков понимания
других людей 27
2.2 Организация целенаправленного наблюдения младших
школьников за людскими характерами в учебном процессе 36
2.3 Развитие младших школьников как субъектов
познания других людей во внеклассной работе 43
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
V. ЛИТЕРАТУРА 52
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Одна из задач «Концепции воспитания молодежи в Республике Беларусь» предусматривает нравственное развитие личности — воспитание моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.
Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим в школе о наблюдательности над явлениями природы, социальными явлениями; наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значение». Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств детей. Вместе с тем, развитию направленности на другого, умения наблюдать за состоянием других, понимать причины их поведения в начальной школе не уделяется должного внимания. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Таким образом, понимание других — это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека. Социальная значимость этого личностного образования и не разработанность организационно-педагогических основ его формирования обусловили выбор темы дипломной работы — «Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
. результатов исследования…………………………………………26 2.3 Методические рекомендации по формированию санитарно-гигиенических навыков младших школьников с умственной отсталостью………………….32 Выводы к главе 2 . приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1 .
Объект исследования — особенности понимания другого человека младшими школьниками.
Предметом исследования является — формирование навыков понимания другого в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Цель исследования — разработать организационно-педагогические основы формирования у младших школьников навыков понимания другого человека.
Операционализация понятий — умение, навык, впечатление.
Умение — способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом (С.И.Ожегов).
Навык — уменье, созданное упражнениями, привычкой (С.И.Ожегов).
Впечатление — 1) след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым; 2) влияние, воздействие; 3) мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем — чем-нибудь (С.И.Ожегов).
В основу исследования положена гипотеза: младшие школьники приобретут навыки понимания других, если в учебно-воспитательном процессе будет организовано преднамеренное восприятие других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков; если практикуются творческие задания, требующие объяснения причин поведения других, используются тренинги по восприятию позитивных качеств одноклассников и других окружающих людей; если ребенок включен в систему гуманных взаимоотношений в школьном коллективе.
Методология психологического исследования
. . (методы представления и обработки данных). 12.Объект и предмет исследования. Под объектом исследования понимается конкретное психическое явление: психический процесс, психическое состояние, психическое . гипотезы в знание или научную теорию. 11. Цели и задачи исследования. Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах .
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:
1. изучить состояние проблемы понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе;
2. провести анализ учебников по литературному чтению для 3−4 классов как средства развития у младших школьников навыков понимания других людей;
3. выявить методы организации наблюдения младших школьников за обликом другого человека;
4. определить содержание внеклассной работы по развитию школьников как субъектов понимания других людей.
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ школьных учебников, социометрия, тест, метод решения психолого-педагогических задач.
II. ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования
навыков понимания другого человека младшими школьниками
1.1 Проблема понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе
Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности.
Известный ученый Э. Межелайтис [10, с.5−37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и тогда человек станет понятнее нам. Если же мы никогда не сделаем попытки проникнуть в эту область, она навсегда останется для нас темной, зловещей и полной опасностей.
Понимание человека человеком как психолого-педагогическая проблема стала активно разрабатываться в отечественной науке в 70-е г. XX ст. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.Н.Панферов, Л.Н.Рожина, Я.Л.Коломинский, П.М.Якобсон, М.М.Бахтин, С.П.Рубинштейн и др. Понятийный аппарат проблемы разработан А.А.Бодалевым. В своих трудах «Возрастные и индивидуальные особенности восприятия людьми друг друга», «О познании людьми друг друга», «Личность и общение» и др. он раскрывает и придает всеобщему обозрению вопросы об основных сферах осуществления познания людьми друг друга, о различных уровнях в полноте понимания человека человеком, об особенностях, факторах адекватного и функциях правильного восприятия друг друга общающимися субъектами.
1. Человек коммуникативный
. способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в . профессиональной специализации в рекламе. Финансовый директор – человек, под руководством которого работает несколько сотрудников, занимающихся . занимается воплощением задуманного проекта в жизнь. Визуализатор – человек, который представляет идеи копирайтера в визуальном виде. .
Опираясь на исследования А.А.Бодалева [4, с.89−90], можно выделить следующие сферы осуществления познания людьми друг друга:
1. Общение — вид взаимодействия людей, в котором последний выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами.
Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.
2. Деятельность — вид взаимодействия, характерной особенностью которого является переход поступка одного человека в обстоятельства жизни других людей.
3. Труд — способствует выработке у человека общего подхода к другим людям, определения ценности личности каждого из них.
Характер и результаты каждого из вышеперечисленных видов взаимодействия во многом зависят от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга. Причем, как отмечает А.А.Бодалев, отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Мысли, чувства, и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Следовательно, отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях, которые в свою очередь зависят от:
1. человек как личность
. неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны . ; темперамент; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий мысли .
Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.
б) возраста и уровня воспитанности
На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а, следовательно, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.
В исследовании определяются и те проявления физического и духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем. Среди них:
д) внешний облик
е) действия, поступки
В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. В ряде деятельностей — правильная оценка особенностей физического облика людей — одно из условий успешного выполнения ими задач. Исходя из этого, по мнению автора дипломного проекта, необходимо охарактеризовать каждое из проявлений показать их роль для получения целостного представления о человеке.
Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Это определяется тем, что, во-первых, от лица исходит голос, слышимый другим человеком; во-вторых, сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сообщают о состоянии человека. Изучением особенностей восприятия человеком лиц других людей занимались ряд ученых. Таких, как П.М.Якобсон [27, с.13], Ф. Ленард, Э. Банлаки, С. Ванденберг, М. Маттисон [4, с.100−101] и др., которые стремились:
— проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего;
— выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья;
Реферат на тему Личность как субъект познания
Личность как субъект познания Личность человека выступает объектом изучения многих наук – социологии, политологии, философии и др. . благоприятных демократических условий реализации свободы и прав личности для ее развития; – осознание и приятие всеми субъектами научно-педагогического процесса в вузе иерархизированной .
— определить основания, которыми руководствуются люди, определяя выражения лиц.
Источники:
https://www.studsell.com/view/194667/
https://vk.com/topic-905126_39719753
https://forpsy.ru/works/diplomnaya/formirovanie-navyikov-ponimaniya-drugogo-cheloveka-v-gumanitarnom-tsikle-nachalnoy-shkolyi/