Функции культуры как социального института. Культура в социальном пространстве
Функции института культуры
Институты культуры
К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, искусство, образование, церковь – способствуют накоплению социально значимого знания, ценностей, норм, опыта, осуществляют передачу богатств духовной культуры от поколения к поколению, от одной группы к другой. Существенной частью культурных институтов считают коммуникационные институты, которые производят и распространяют информацию, выраженную в символах. Все названные институты организуют специализированную деятельность людей, учреждений на основе установленных норм и правил. Каждый из них закрепляет определенную статусно-ролевую структуру, выполняет специфические функции.
Рис. 1. Система институтов культуры
Наука возникает как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в объективном знании. Она снабжает общественную практику определенными знаниями, будучи сама специализированным видом деятельности. Социальный институт науки существует в виде форм ее организации, обеспечивающих эффективность научной деятельности и использования ее результатов. Функционирование науки как института регулируется совокупностью обязательных норм и ценностей.
По мнению Роберта Мертона, в их число входят:
универсализм (убеждение в объективности и независимости от субъекта положений науки);
всеобщность (знание должно становиться общим достоянием);
бескорыстность (запрет на использование науки в личных интересах;
организованный скептицизм (ответственность ученого за оценку работы коллег).
Научное открытие – это достижение, требующее вознаграждения, которое институционально обеспечивается тем, что вклад ученого обменивается на признание. Данный фактор, определяет престиж ученого, его статус и карьеру. В научном сообществе существуют разнообразные формы признания (например, избрание почетным членом). Они дополняются вознаграждениями со стороны общества и государства.
Наука как профессиональный вид деятельности складывалась в период первых научных революций XVI–XVII веков, когда исследованиями природы занимались уже специальные группы людей, профессионально изучающие и познающие ее закономерности. В период с XVIII по первую половину XX столетия научная деятельность развивается в трехмерной системе отношений: отношение к природе; отношения между учеными как членами профессиональной группы; заинтересованное отношение общества к науке, главным образом к ее результатам и достижениям. Наука оформляется в специфический вид деятельности, социальный институт со своими особыми внутренними отношениями, системой статусов и ролей, организациями (научными обществами), своей символикой, традициями, утилитарными чертами (лабораториями).
В XX веке наука превращается в производительную силу общества, обширную и сложную систему отношений (экономических, технологических, нравственных, правовых) и требует их организации, упорядочения (управления). Таким образом, наука становится институтом, организующим и регулирующим производство (накопление) знания и его применение в практической деятельности.
Институт образования тесно связан с институтом науки. Можно сказать, что в образовании потребляется продукт науки. Если революция в развитии знания начинается в науке, то завершается она именно в образовании, которое закрепляет то, что достигнуто в ней. Однако и образование оказывает обратное влияние на науку, формируя будущих ученых, стимулируя получение новых знаний. Следовательно, эти два института сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии.
Назначение института образования в обществе многообразно: образованию принадлежит важнейшая роль транслятора социально-культурного опыта от поколения к поколению. Общественно-значимая потребность в передаче знаний, смыслов, ценностей, норм воплотилась в институциональные формы школ лицеев, гимназий, специализированных учебных заведений. Функционирование института образования обеспечивается системой особых норм, специализированной группой людей (учителей, преподавателей и др.) и учреждений.
В систему институтов культуры входят также формы организации художественной деятельностилюдей. Часто именно они воспринимаются обыденным сознанием как культура вообще, т.е. происходит отождествление культуры и ее части – искусства.
Искусство является институтом, регулирующим деятельность и отношения людей но производству, распространению и потреблению художественных ценностей. Это, например, отношения между профессиональными творцами прекрасного (художниками) и обществом в лице публики; художником и посредником, который обеспечивает отбор и распространение произведений искусства. Посредником может быть учреждение (министерство культуры) и отдельный продюсер, меценат. Система отношений, регулируемых институтом искусства, включает и взаимодействие художника с критиком. Институт искусства обеспечивает удовлетворение потребностей в воспитании личности, передаче культурного наследия, творчестве, самореализации; потребности решения духовных проблем, поиска смысла жизни. Две последние потребности призвана удовлетворять и религия.
Религия как социальный институт подобно другим институтам включает в себя устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей. Она организует систему статусов и ролей в зависимости от отношения к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку и достойным его поклонения.
Структурными элементами религии как социального института выступают:
1. система определенных верований;
2. конкретные религиозные организации;
3. свод морально-нравственных предписаний (представления о праведном образе жизни).
Религия выполняет такие социальные функции, как мировоззренческую, компенсаторную, интегрирующую, регулятивную.
Функции института культуры
Культурный институт в прямом смысле чаще всего соотносится с различными организациями и учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений. К таковым, например, относятся библиотеки, музеи, театры, филармонии, творческие союзы, общества по охране культурного наследия и пр.
Наряду с понятием культурного института в различных публикациях часто используется традиционное понятие учреждение культуры, а в теоретических культурологических исследованиях – культурная форма: клуб как учреждение культуры, библиотека, музей как культурные формы.
Образовательные учреждения, такие как школы, университеты, мы также можем соотнести с понятием культурного института. В их числе и образовательные учреждения, непосредственно имеющие отношение к сфере культуры: музыкальные и художественные школы, театральные вузы, консерватории, институты культуры и искусств.
Социальный институт культуры в широком смысле – это исторически сложившийся и функционирующий порядок, норма (институция) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, порождаемой стихийно и не регулируемой специально при помощи какого-то учреждения, организации. К ним мы можем отнести различные ритуалы, культурные нормы, философские школы и художественные стили, салоны, кружки и многое другое.
Понятие института культуры охватывает не только коллектив людей, занятых тем или иным видом культуротворческой деятельности, но и сам процесс создания культурных ценностей и процедуры исполнения культурных норм (институт авторства в искусстве, институт богослужения, институт инициации, институт похорон и т.п.).
Очевидно, что вне зависимости от выбора аспекта трактовки – непосредственного или расширительного – культурный институт является важнейшим инструментом коллективной деятельности по созданию, сохранению и трансляции культурных продуктов, культурных ценностей и норм.
Найти подходы к раскрытию сути феномена культурного института можно, базируясь на системно-функциональном и деятельностном подходе к культуре, предложенном М.С. Каганом.
Культурные институты являются устойчивыми (и одновременно исторически изменчивыми) образованиями, нормами, возникшими в результате человеческой деятельности. В качестве компонентов морфологической структуры человеческой деятельности М.С. Каган выделил следующие: преобразование, общение, познание и ценностное сознание.
Исходя из этой модели, мы можем выделить основные направления деятельности культурных институтов:
· культуропорождающие, стимулирующие процесс производства культурных ценностей;
· культуросохраняющие, организующие процесс сохранения и накопления культурных ценностей, социально-культурных норм;
· культуротранслирующие, регулирующие процессы познания и просвещения, передачи культурного опыта;
· культуроорганизующие, регулирующие и оформляющие процессы распространения и потребления культурных ценностей.
Создание типологии и классификации культурных институтов – сложная задача. Это обусловлено, во-первых, огромным разнообразием и количеством самих культурных институтов и, во-вторых, многообразием их функций.
Один и тот же социальный институт культуры может выполнять несколько функций. Так, например, музей выполняет функцию сохранения и трансляции культурного наследия и является также научным и образовательным учреждением. Вместе с тем в расширительном плане понимания институализации музей в современной культуре представляет собой один из наиболее значимых, сложных по своей сути и многофункциональных культурных институтов.
Ряд функций в рамках деятельности культурного института носит опосредованный, прикладной характер, выходящий за пределы основной миссии. Так, многие музеи и музеи-заповедники осуществляют релаксационные и гедонистические функции в рамках туристических программ.
Различные культурные институты могут комплексно решать общую задачу, например, просветительскую функцию осуществляет подавляющее большинство из них: музеи, библиотеки, филармонии, университеты и многие другие.
Некоторые функции обеспечиваются одновременно разными институтами: сохранением культурного наследия занимаются музеи, библиотеки, общества охраны памятников, международные организации (ЮНЕСКО).
Основные (ведущие) функции культурных институтов определяют в конечном счете их специфику в общей системе. Среди этих функций можно выделить следующие:
· охрана, реставрация, накопление и сохранение, защита культурных ценностей;
Обеспечение доступа для изучения специалистами и для просвещения широких масс к памятникам мирового и отечественного культурного наследия: артефактам, обладающим исторической и художественной ценностью, книгам, архивным документам, этнографическим и археологическим материалам, а также заповедным территориям.
Культура в социальном пространстве
Общественные отношения – условие человеческой деятельности. Искусство – выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Культурные особенности социальной сферы жизнедеятельности общества.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на https://www.allbest.ru
Размещено на https://www.allbest.ru
1. Общество и культура. Духовная культура общества
В повседневном словоупотреблении понятия культура и общество используют как тождественные. Но в теоретическом плане правильнее говорить, что культура и общество находятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного тождества, предполагающего не только совпадение, но и различие. Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, (по М. Когану), культура – продукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. Или (по Э. Маркаряну) исходным можно считать представление о культуре как функции общества. На основании подобных взглядов выясняется, что понятие “культура”, характеризуя способ деятельности того или иного субъекта общественной целостности, выступая, как технология этой субъективной деятельности.
В разных социально-философских концепциях общество трактуется неоднозначно. Однако во всех концепциях просматривается общая идея: общество – непростое множество людей, а некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый живой организм. Именно общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие человеческой деятельности
Таким образом, культура – способ деятельности людей, а общественные отношения – основа, поле для этой деятельности. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают.
Духовной культурой называют совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, индивидуальном и коллективном. В общественной практике реализуется в ряде специализированных форм, таких как: миф, искусство, религия, философия, наука.
Духовная культура не изолирована от иных сфер культуры и общества, она проникает во все сферы человеческой деятельности, в том числе материально-практические, задавая им ценностные ориентиры и стимулируя их.
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей “специализированной” смысловой и символической системой. Мы кратко охарактеризуем лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия.
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется. Природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов и богов.
Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Религиозную культуру выделяют как часть духовной культуры человечества, которая порождена религиозными запросами людей и призвана удовлетворять их запросы. Выделяют компоненты религиозной культуры: компоненты художественного творчества (религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература, публицистика, музыка и пр.). Компоненты просветительской деятельности (религиозные учебные заведения, библиотеки, издательства и т.д.). Философская и политическая мысль (религиозная философия, религиозные политические системы и партии), мораль (религиозно-нравственные правила и поучения). Среди социальных функций религии выделяют следующие: иллюзорно-компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, коммуникативную и интегративную.
Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души. К определению понятия искусства как общественного феномена выделяют следующие подходы: искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности; это форма чувственного познания сознания; это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности; рассматривается как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства); в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).
Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как “любовь к мудрости”). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении.
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.
Наука представляет собой сложное общественное явление, которое имеет многосторонние связи с окружающим миром. Науку рассматривают с теоретической точки зрения, где наука представлена как система знаний, форма общественного знания; как социальный институт; с точки зрения общественного разделения труда, где наука – форма деятельности, а также с точки зрения практического применения выводов науки.
2. Культура социальной сферы жизнедеятельности общества
культурный образный общественный
Когда характеризуется культура в различных формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической.
Художественная культура представлена как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс создания, распространения, усвоения обществом и каждым отдельным человеком. К функциям художественной культуры относят: эстетическую (она связана со способностью искусства доставлять человеку эстетическое удовольствие); познавательную (выражает специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов). Идеологическую (означает, что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения); воспитательную (заключается в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека); коммуникативную (означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, является средством духовного общения людей).
Нравственность возникает после того, как уходит в пришлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива.
Мораль представлена как сторона, как аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире. Выделяют следующие уровни моральной культуры: низший – здесь наблюдается ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков; средний – происходит реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением; высший – это уровень саморегуляции с опорой на основной нравственный императив – совесть.
Право, правовая культура может быть представлена как совокупность правовых знаний, убеждений, установок, реализуемых в процессах общения, поведения, деятельности, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Среди функций правовой культуры выделяют следующие: определение правовых процессов и их нормативное закрепление; регулирование отношений между людьми в процессе социального взаимодействия; создание оптимальных условий для формирования и развития процессов социально значимых взаимодействий.
Политика представляется совокупностью установок и целей, определяемых коренными интересами социальных групп, партий и государств, а также их практическая внутренняя и международная деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Политическая культура рассматривается как разновидность и составная часть общей человеческой культуры; как цели, средства, результаты деятельности общества, класса, социальной группы, индивида, характеризующие уровень социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений.
Экологическая культура предполагает признание единой системы “человек – природа” или “общество – природа”, причем не только в плане воздействия на развитие общества географической среды и народонаселения, но и признание обратного воздействия природы на общество.
Бытовая культура – это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения. Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.
Физическая культура основана на витальных ценностях культуры, на ценностях здорового образа жизни. Для поддержания физической культуры в обществе должны функционировать соответствующие учреждения. Специализированные кадры и популяризация здорового образа жизни необходимые составляющие для поддержания и существования физической культуры в обществе.
Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции
Дата публикации: 27.04.2019 2019-04-27
Статья просмотрена: 2720 раз
Библиографическое описание:
Бердникова А. Ю. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции // Молодой ученый. 2019. №17. С. 191-193. URL https://moluch.ru/archive/255/58460/ (дата обращения: 12.02.2020).
В данной статье рассматривается понятие «социальный институт культуры», а также анализируются этапы становления, признаки, структурные компоненты, позитивные и негативные функции культурных институтов.
Культура является важной частью жизни каждого человека. Ее значимость достаточно высока как для отдельных социальных процессов, так и для общества в целом. Культура оказывает непосредственное влияние на формирование личности, ее социализацию, а также воздействует на социум путем создания ценностей и их внедрения в общественное сознание через образцы поведения.
В социологической науке категориальным понятием «культура» обозначают «специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения» [1, c. 45].
При рассмотрении такой категории, как «культура», невозможно обойти стороной и явление, которое выступает главным распространителем культуры в обществе. Речь идет о социальных институтах культуры или культурных институтах — комплексе социальных культурных структур и учреждений, регулирующих совместную жизнь людей в обществе.
В человеческом обществе постоянно возникают и развиваются социальные связи, взаимодействия, отношения, которые необходимо закреплять и делать обязательными для всех людей. Эта функция отведена социальным институтам культуры. Без их вмешательства эти процессы приобрели бы противоречивый и нестабильный характер.
«Социальный институт культуры — это совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура, предназначенные для упорядочения совместной жизни людей в обществе» [2, c. 78]. В узком смысле под культурными институтами понимают инструмент организации и регулирования духовной среды деятельности человека, а именно системы образования, научной работы, художественного творчества, религиозной жизни и информационных потоков. В широком смысле социальные институты культуры выступают основными средствами обеспечения эффективности творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества.
Социальные институты культуры осуществляют укрепление и распространение культуры в социуме, способствуют социализации личности и овладению ею культурных ценностей, позволяют человеку стать творческой и образованной личностью, создают возможности для культурной деятельности, обеспечивают взаимодействие членов социальной группы и их коммуникацию, хранят и передают накопленный опыт. К культурным институтам относят религию, образовательные учреждения, средства массовой информации, музеи, библиотеки, семью и др.
Формирование социального института культуры представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, в котором можно выделить следующие основные этапы:
1) зарождение потребности человека в культурной деятельности;
2) появление неорганизованных специальных норм и правил, регулирующих культурную деятельность человека и оказывающих скорее негативное влияние на общество, чем позитивное;
3) формирование закрепленного свода норм, правил, регламентов и санкций в форме социального института культуры, организующего способы культурной деятельности;
4) образование совокупности статусов и ролей, охватывающей все стороны культурной деятельности;
5) становление четкой системы статусов и ролей, соответствующей закрепленному своду правил и норм и одобряемой большинством.
Социальный институт культуры имеет ряд признаков, которые не характеризуются особой нормативностью и не всегда четко проявляются в тех или иных культурных структурах и учреждениях. Но, тем не менее, они выступают удобным средством для описания и анализа процессов образования культурных институтов различного порядка. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки:
1) наличие в обществе культурных объектов, осознание их необходимости для человека;
2) наличие культурных субъектов — людей, которые вступают в отношения по поводу конкретного культурного объекта;
3) консолидация культурных объектов и субъектов в организацию, располагающую сводом закрепленных норм и правил;
4) существование специальных норм, правил, регламентов и санкций, которые регулируют деятельность культурных объектов в обществе и поведение культурных субъектов в пределах определенного культурного института.
Каждый социальный институт культуры представляет собой четко слаженную систему. Это означает, что все элементы в нем взаимосвязаны и активно взаимодействуют друг с другом. В структуру культурного института входят три основных компонента. В первую очередь кадры, которые набираются согласно целям, задачам и принципам конкретного социального института культуры. Во-вторых, материальные средства, которые обеспечивают деятельность культурного института (финансы, необходимое оборудование, помещение и др.). И, в-третьих, система функций, предусмотренная уставом культурной структуры или культурного учреждения.
Главная цель любого социального института — это удовлетворение той или иной общественной потребности. Социальный институт культуры в данном случае не является исключением. Но помимо этого культурные институты выполняют и другие, не менее важные функции. К ним относятся:
1) регулирование деятельности культурных субъектов путем использования системы норм и правил, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие в обществе;
2) создание возможностей и необходимых условий для культурной деятельности различного характера;
3) социализация индивидов, интеллектуальный и творческий рост личности, приобщение человека к культурным ценностям;
4) обеспечение культурной интеграции и устойчивости культурного института, то есть взаимодействия, взаимозависимости и взаимной ответственности между членами социальной группы;
5) обеспечение коммуникации, передача информации в рамках общества;
6) сохранение культурно-значимых форм и феноменов культурной деятельности, преемственность в развитии культурных традиций, хранение и передача накопленного опыта.
Данные функции социального института культуры оказывают положительное воздействие и на отдельного индивида, и на общество в целом. Однако культурные институты могут и отрицательно влиять на человеческое общество. Данный процесс можно рассмотреть на примере средств массовой информации. Во-первых, такой институт культуры содержит в себе уже готовые ответы на вопросы, которые интересуют людей и, соответственно, не способствует духовной эволюции человека. А во-вторых, СМИ основываются не на образах, ориентированных на реальность, а на совокупность имиджей, которые воздействуют на бессознательную сферу психики человека.
Таким образом, социальные институты культуры представляют собой совокупность структур и учреждений, которые регулируют культурную деятельность людей в обществе. Они имеют определенное строение и ряд характерных признаков, процесс их становления проходит в несколько этапов. Социальные институты культуры могут влиять на людей как положительно, так и отрицательно. Но, тем не менее, они твердо укрепились в жизни каждого человека, и их исчезновение приведет к культурному упадку и деградации общества.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Центр, 1999. — 160 с.
- Тетерина Е. А., Питерова А. Ю. Культурология. Теория культуры. — Пенза.: ИИЦ ПГУ, 2012. — 130 с.
Источники:
https://lektsii.org/14-71568.html
https://revolution.allbest.ru/culture/00475016_0.html
https://moluch.ru/archive/255/58460/