6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главные герои рассказа герои нашего времени. «Герои нашего времени»

Содержание

Сочинение: Главные герои романа «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

(504 слова) Произведение М. Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» создано в середине 19 века, но до сих пор оно не потеряло своей актуальности. Наряду с интересным сюжетом, читателя захватывают сами герои романа. Кто эти люди? Почему они интересны спустя столетие?

Григорий Печорин – главный герой произведения, молодой богатый дворянин, офицер. Его детство прошло в элитных кругах Петербурга. Блестящее образование, хорошее окружение, отличный внешний вид и успех среди женщин не дают ему полного счастья в жизни. Внутри он всегда одинок и печален. У него нет увлечений, ему не к чему стремиться, все для него потеряло смысл. Печорин разочаровался в дружбе и любовных отношениях. Несмотря на свои преимущества, силу воли и храбрость, по мере прочтения произведения читатель понимает, что Печорин — циничный индивидуалист, не чувствующий сердцем, а лишь действующий из личных эгоистических побуждений.

Далее по сюжету рассказа мы знакомимся с Максим Максимычем – военным человеком. Ему около пятидесяти лет. Он отбывает службу вместе с Печориным на Кавказе в крепости N. Этот герой является простодушным, добрым и открытым человеком. Очень хорошо относится к Печорину, и думает, что это взаимно.

Одна из глав романа посвящена Бэле – молодой красавице-черкешенке, дочери одного из самых уважаемых людей в городе, князя-горца. Автор описывает Бэлу как «дикую», необразованную, скромную девушку. Печорин влюбляется в ее уникальность и удерживает ее у себя дома. Он долго пытается заслужить любовь девушки, и как только он ее получает, моментально остывает к ней. Бедная Бэла страдает от его равнодушия и вскоре погибает от рук Казбича. Казбич – храбрый джигит, ловкий, злой и мстительный человек.

Юнкер Грушницкий – давний знакомый Печорина. Молодой человек глуповат, наивен, романтичен, тщеславен. Позерство и игра на публику становятся его основными занятиями в окружении водяного общества, где недостаточно быть тем, кто ты есть. Из-за своей подлости и трусости он погибает на дуэли с Печориным.

Княжна Мери – богатая и высокомерная девушка. Она хороша собой, образована, горда и весела, ей не чужды добродетели. Так, она искренне сочувствует людям и способна испытывать глубокие чувства. Мери знакомится с главным героем на курорте на Кавказе и влюбляется в Печорина из-за его недоступности и загадочности. Но герой только пытается вызвать ревность Грушницкого и не настроен на серьезные отношения.

Доктор Вернер, друг Печорина, не имеет очень красивого и статного тела, но при этом получает достаточно внимания со стороны женского пола. Ему около сорока лет. Он находит общий язык с Печориным, ведь очень похож с ним: их объединяют высокий интеллект, индивидуалистичный склад ума и цинизм. Однако после дуэли с юнкером Вернер отдаляется от приятеля: он не в силах простить ему убийство.

Вера – героиня романа, которая приходит к Печорину из прошлого, и, возможно, единственный человек, который любим главным героем по-настоящему. Она готова обманывать мужа, любить Печорина таким, какой он есть. Это мудрая, красивая и самоотверженная женщина, которая готова сделать все ради блага своего любимого мужчины и единственного сына.

Еще одна интересная героиня — Ундина. Авантюристка покорила Печорина своей таинственностью. Этой женщине присущи мужские черты — сила, храбрость и жестокость. Она без колебаний решает убить офицера, который угрожает ее контрабандистской деятельности.

Все персонажи романа выбраны таким образом, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, Печорина. Каждый из них в отдельности отражает частичку пестрой мозаики российского общества 19 века.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени»

В русской классической литературе «золотого» и «серебряного» веков выделяются персонажи, которые заслуживают почетного звания – «герои нашего времени». Образ Печорина, мастерски изображенный М. Ю. Лермонтовым, достойно входит в их число.

Герои времени, кто они?

Национальной культурной традицией стало создание в рамках определенной исторической эпохи персонажа, выражающего самые передовые мысли, чаяния, витающие в обществе. Только изобразить такого мыслящего человека, нацеленного в будущее, было по силам лишь наиболее проницательным талантам, уловившим посреди повседневности ростки нового. Первым создателем такого образа стал А. С. Пушкин. Его Евгений Онегин – аристократ, уставший от светской жизни, постепенно превращается из «человека общества» в настоящую личность. В отличие от него лермонтовский герой, прапорщик Григорий Александрович Печорин, предстает уже в начале романа как личность сложившаяся. А все содержание книги сводится к мучительному (на протяжении всего повествования) поиску своего жизненного пути.

Уникальность образа Печорина

Персонажи Пушкина и Лермонтова по своей внутренней сути являются выражением самосознания наиболее передовой части русского общества – образованной аристократии. Они, несомненно, являются героями своего времени – начала XIX века. Образ Печорина гораздо шире того, что вкладывал в него сам Лермонтов. Он стал первым в русской литературе главным героем психологического романа. Причем творческий метод, впервые апробированный Лермонтовым, нашел свое продолжение у следующих поколений писателей. Ф. М. Достоевский называл именно автора «Героя нашего времени» своим учителем.

Читать еще:  Что такое гуманизм в литературе. Идеи гуманизма в английской и русской литературе

Образ Печорина многие литературные критики соотносят с образом самого Лермонтова. Именно в этом аспекте он рассматривается в данной статье.

Автобиографические черты, вложенные Лермонтовым в главного героя романа

Действительно, между автором и персонажем налицо общие биографические черты: военная служба, участие в боевых действиях. Кстати, сослуживцы отзывались о Михаиле Юрьевиче как о человеке решительном и храбром в бою. В сражении на реке Валерик, которая находится в 30 км от современного города Грозный, он с первыми рядами храбрецов штурмовал боевой порядок наиба Ахбердила Мухаммеда. Как и его литературный герой, Лермонтов участвовал в Кавказской войне не по своей воле, а из-за опалы. Подобно печоринской, смерть великого русского поэта оказалась нелепой, случайной и безвременной.

Почему Михаил Юрьевич утверждал, что именно образ Печорина — герой нашего времени? Ответ очевиден. Настоящим мыслящим личностям было неуютно в эпоху правления Императора Николая I, известного подавлением восстания декабристов, урезанием всяких свобод и добившегося всевластия жандармского аппарата. Что же еще происходило в те времена?

Логический порядок глав романа

Это была трагедия целого поколения молодых людей, желающих «Отчизне посвятить души прекрасные порывы». Россия в период правления Императора Николая I утратила свои идеалы. Мучительно и напряженно на страницах романа ищет свою востребованность и не находит ее молодой человек, жаждущий свободы. Именно таким предстает пред читателем образ Печорина. «Герой нашего времени» – роман, последовательно раскрывающий эволюцию души главного персонажа.

Произведение состоит из пяти частей, соединенных между собой отнюдь не в хронологическом порядке. Каждая глава — это отдельное повествование. Лермонтов не опускается до банальной констатации, его задача сложней на порядок: он повествует о переменах во внутреннем мире героя.

Хронологически последовательность событий, в которые вовлечен созданный классиком образ Печорина, кратко следует излагать, начиная с его военной службы на Кавказе в боевом отряде.

Затем герой, будучи раненным, проходит лечение в Кисловодске и Пятигорске. Здесь происходит его дуэль с Грушницким, закончившаяся гибелью последнего.

В наказание опального офицера направляют служить в крепость, где он встречает знакомого по службе в боевом отряде штабс-капитана Максима Максимовича. Из крепости Печорин по делам службы оказывается сначала в казаческой станице. Затем он на короткое время едет в Петербург, после чего следует в Персию через Кавказ.

Возвращаясь в Россию из заморского путешествия, главный герой произведения погибает.

Композиция романа такова, что читатель вначале знакомится с Печориным из рассказа благоговеющего к нему Максима Максимовича, а затем – из дневника самого Григория Александровича.

Лермонтов с предельной силой наполнил проблематикой своего времени образ Печорина. Кратко его «бешенная гонка за жизнью», его попытки изменить свою судьбу могут быть выражены шекспировским «быть или не быть». Ведь Печорин предельно искренен в своих поисках и для достижения цели готов пожертвовать всем.

Повесть «Бэла». Эгоцентризм Печорина

Логика эволюции души Печорина определила хронологический порядок следования входящих в произведение частей. Роман начинается с повести «Бэла». По-юношески горячим, настоящим максималистом предстает в нем образ Печорина. «Герой нашего времени» являет читателю офицера, презирающего светские условности и желающего обрести настоящее счастье в любви с вольной горянкой Бэлой.

Однако, к сожалению, произошедшее – лишь порыв страсти. Вскоре Бэла надоедает молодому человеку. Он не умеет отвечать за других людей. Он желает реализоваться как личность лишь сам, к встречающимся же на жизненном пути людям относится потребительски, считая абсолютной доминантой лишь собственный интерес.

Поэтому, бросив наскучившую горянку, он даже не подумал о смертельной опасности, грозившей девушке по законам тех мест со стороны жестокого Казбича. Также герой Лермонтова не отягощал себя размышлениями о судьбе брата красавицы – Азамате, ранее помогавшего ему украсть Бэлу, а затем вынужденного покинуть семью и стать изгоем.

Пренебрежение дружбой. Повесть «Максим Максимович»

Не отличается и далее душевным теплом образ Печорина. «Герой нашего времени» повествует в следующей части романа – «Максим Максимович», о том, как легкомысленный и зацикленный на своих проблемах Печорин обижает невниманием дружески к нему расположенного бывшего сослуживца.

Их встреча, несмотря на предварительную договоренность, к глубочайшему разочарованию последнего, не состоялась. Необязательностью и легкомыслием по отношению к другим людям отличается образ Печорина в этой части повествования.

«Тамань». Романтика расследования

В третьей части произведения под названием «Тамань» автор представляет читателю уже другого, повзрослевшего главного героя.

Его активность целенаправленна и очевидна. Печорин в системе мужских образов лермонтовского произведения, несомненно, выделяется среди офицеров. Несмотря на средний рост, он крепок, ловок, энергичен. В нем ощущаются харизма и жажда деятельности. Он быстро ориентируется и принимает верные решения. Герой Лермонтова волею судьбы поселяется в доме у сообщников контрабандистов и вскоре раскрывает схему их нехитрого промысла. Однако внутреннего удовлетворения проведенное расследование ему не приносит.

Более того, он сочувствует контрабандистам, занимающимся этим незаконным промыслом, чтобы просто иметь источник к существованию. Харизматичен моряк Данко, идущий за товаром в море на утлой лодочке, а его любящая молодая подруга – отчаянна. И все же эта пара проявляет великодушие, обеспечивая всем нужным для жизни слепого мальчика и беспомощную старуху. Напуганные перспективой уголовной ответственности преступники уплывают. Читателю не понятно, как будут жить дальше мальчик и старуха.

Григорий впоследствии даже называет их честными контрабандистами и жалеет, что по своей воле ввязался в этот частный сыск.

«Княжна Мери». Предельная откровенность Лермонтова

Приобретенным житейским опытом и харизматичностью отличается Печорин в системе мужских образов повести «Княжна Мери». Он наконец налаживает дружеские отношения с доктором Вернером. Их сблизили общие личностные черты: проницательность и скептицизм, подобные сложившиеся взгляды на эгоизм окружающих, занятых, прежде всего, своими личными интересами.
В дружбе же, по мнению Григория, оба товарища должны быть равными, избегать доминирования.

Читать еще:  Как научиться рисовать в мультяшном стиле. "рисуем полу-реалистичные портреты"

Поначалу сблизился герой и с юнкером Грушницким, впоследствии получившим офицерское звание. Их общение, впрочем, не переросло в дружбу. Наоборот, оно закончилось трагедией. Почему так получилось? Попробуем ответить.

Психологический автопортрет Лермонтова

Печорин в системе образов, созданных Лермонтовым, занимает особое место. Более того, автор исповедуется перед всем миром устами этого героя. Если отбросить придуманную автором легенду (историю жизни), то получим тонкий психологический автопортрет Михаила Юрьевича. Поэт, по воспоминаниям современников, был по-настоящему душевен лишь в узком кругу близких по духу людей. Поэтому и его герой, как и сам классик, искренне разочарован фальшью и лживостью большинства окружающих. Читателю сперва кажется, что юнкер Грушницкий также не удовлетворен порядками, царящими в обществе. Собственно говоря, на почве рассуждений об этом досадном обстоятельстве молодой человек и познакомился с Печориным. Однако вскоре проницательный герой осознает, что жизненная позиция этого молодого человека – сплошная поза, что этот офицер душевно пуст и фальшив. Григорию становится обидно, он не приемлет ханжества и лжи.

Он принимает решение щелкнуть по носу Грушницкого. Затея его, правда, не совсем безобидна. Герой, пользуясь предрасположенностью юнкера к княжне Лиговской, сам знакомится с ней и отбивает девушку у бывшего товарища. Правда, при этом и сам Печорин идет на моральные издержки по отношению к княжне Мэри, ведь он влюбляет ее в себя, не желая дальнейшего развития отношений.

Мог ли предчувствовать Печорин, что Грушницкий, покорный раб кукольных понятий о чести, царящих в высшем свете, вызовет его на дуэль? Григорий такого исхода событий не желал. Более того, он передал своему визави право первого выстрела, тем самым предложив ему альтернативу прекратить это сумасшествие. Однако Грушницкий выстрелил. У Печорина не осталось вариантов, кроме как стреляться всерьез. В результате юнкер был убит.

Лермонтов — заложник сюжета своей книги?

Как связан с судьбой автора произведения придуманный им образ героя? Печорина смело можно сравнивать с Лермонтовым, ведь он в этом эпизоде как бы предвосхитил трагическую гибель самого своего создателя. Роковая дуэль в Пятигорске началась с подначивания поэтом Мартынова. Подобно созданному ранее своему самому любимому литературному персонажу, Михаил Юрьевич не мог перенести фальши. Сам проявлявший мужество в бою, он не переносил Николая Соломоновича Мартынова, фальшиво изображавшего из себя в обществе дам героя на отдыхе. Лермонтов стал подначивать отставного майора. Как известно, их дуэль закончилась гибелью поэта.

Вернемся, однако, к повести «Княжна Мери». Выстраивая ее композицию, Лермонтов образ Печорина щедро наделял чертами своей собственной личности. Федор Михайлович Достоевский писал, что именно в этом произведении впервые в русской литературе прозвучал щемящий, берущий за душу психологизм.

Возможно, именно поэтому повесть написана автором в виде дневниковых записей героя, пребывающего на лечении «на водах».

Почему завершает роман повесть «Фаталист»?

Опальный после летальной дуэли, главный герой следует в Персию. По дороге он оказывается в казачьей станице, где проводит досуг в офицерском обществе за картами и вином. Военные общаются между собой, вспоминая боевые эпизоды. Прапорщика Печорина, глубоко разочарованного в русском обществе, но верящего в судьбу, тяжело чем-либо удивить. Однако, такой случай, все-таки происходит.

В одном обществе с ним оказывается поручик Вулич, вообще ни во что не верящий. Печорин, имея опыт боев, каким-то внутренним чутьем определяет, что этому офицеру вскоре грозит смерть. Вулич не верит в это и, пытаясь доказать, сам с собой играет один тур в «гусарскую рулетку». Поднесенный к виску заряженный пистолет дает осечку. Однако, когда все офицеры расходятся по местам расквартирования, возвращающегося Вулича совершенно бессмысленно убивает шашкой пьяный казак.

Случайно ли образ Печорина в романе представляется вещателем? Современники автора книги отмечали глубинный мистицизм последнего. Они упоминают тяжелый взгляд классика: если Лермонтов смотрел на спину человека, тот непременно оборачивался. Он забавлялся этим своим свойством. За это его ненавидели светские дамы. Известен факт: Михаил Юрьевич во время единственной встречи с Белинским так повлиял на критика, что тот, дотоле иронически относящийся к нему, стал повсеместно и безоговорочно его поддерживать. Экстрасенсы назвали бы это трансом.

Михаил был последним в роду Лермонтовых. Все его ближайшие предки умирали безвременно, и смерть классика окончательно пресекла фамильное древо. Современники поэта вспоминали и необычную бурю, разразившуюся при спокойном небе после рокового выстрела Мартынова в Пятигорске. А спустя 166 лет (в нумерологии это – число мироздания), весной 2007 года, молния другой бури расщепила и сожгла сосну, растущую на месте дуэли.

Психологи отмечают амбивалентность личности Лермонтова (парадоксальную связь ангельских и демонических начал). Его идеал – отбросивший смирение и побеждающий барса бывший монах Мцыри. Его Пушкин погибает с жаждой мести и пребывая в гордыне («поникнув гордой головой»), тогда как реальный отходит со смирением, приняв христианские обеты.

Григорий Печорин, как и сам Лермонтов, одержим гордыней. Хотя он не прошел испытаний ни любовью, ни дружбой, но достиг того, что превалирует над человеческими чувствами. Он не смог изменить мир, но он изменил себя. Ему открылся фатум. Дальнейший жизненный поиск бессмысленен, соответственно, и развитие сюжета романа предсказуемо: главный герой внезапно и нелогично погибает. Стремился ли к такой судьбе сам Лермонтов? Кто знает. Пишут, что перед роковой дуэлью он был удивительно спокоен.

Заключение

Михаил Юрьевич в романе «Герой нашего времени» создал противоречивый и яркий психологический образ Григория Александровича Печорина. Классик наделил любимого героя своим же творческим душевным складом, неуспокоенностью, нигилизмом, неприятием лжи и ханжества. Благодаря этому замыслу автора, в русской литературе появился новый жанр – психологический роман.

Особенность всех классиков в том, что их сочинения зачастую получаются более глубокими, чем первоначальные замыслы. Возможно, именно поэтому все новые и новые герои нашего времени образ Печорина пытаются осознать и постигнуть.

Читать еще:  Убийца акаме фамилия. Обзор аниме Akame ga Kill! («Убийца Акамэ»)

«Герои нашего времени». Описание героев в контексте социально-психологической значимости произведения

Культовый роман «Герой нашего времени», описание героев и его сюжетная линия вошли в историю отечественной литературы как неумирающая классика. Каждый персонаж прописан так, что у читателя невольно возникает ощущение присутствия в разворачивающихся действиях романа.

История создания произведения

Михаил Лермонтов, очевидно, и не предполагал, что действующие лица его повести о небезызвестном прапорщике Печорине навсегда войдут в историю и станут восприниматься современниками как герои нашего времени. Описание героев не оставляет сомнений, что автор приложил немало усилий, чтобы превратить отдельно существующие рассказы в цельный роман. Лермонтов писал его три года, издавая по отдельности каждую главу в журнале «Отечественные записки».

Развитие событий в романе обусловлено пребыванием писателя в ссылке на Кавказе. Литературоведы не до конца установили хронологическую последовательность написания отдельных глав произведения, но нашли немало фактов, указывающих на сходство персонажей с некоторыми личностями, с которыми в ссылке контактировал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Литературные приемы автора для передачи образа персонажей

Описание «Герой нашего времени» не может быть достоверным, если не указать, что это один из первых в истории российской литературы роман, написанный в стиле социально-психологического реализма. Нельзя не отметить, что на написание произведения повлияли царившие в те времена глобальные перемены на литературном поприще, когда романисты перешли на принципиально новый уровень описания своих персонажей.

Михаилу Лермонтову первому удалось представить вниманию читателей образ главного действующего лица с позиции нескольких сторон. Основными действующими лицами выступают прапорщик Печорин, княжна Мэри, княжеская дочь Бэла, Казбич, штабс-капитан, сын князя Азамат, юнкер Грушницкий. Историю переплетения их судеб в романе раскрывают три рассказчика. Автор специально использовал этот прием, чтобы перед читателями максимально точно предстали «герои нашего времени». Описание героев благодаря этому вышло завершенным и символичным. Дело в том, что Михаил Юрьевич не только хорошо придумал с описанием событий с позиции трех разных личностей, но и прибегнул к психологическому трюку, где в роли повествующих выступили три типа людей: центральный персонаж событий, сторонний наблюдатель и, наконец, человек, непричастный к событиям.

Особый прием, с которым автор мастерски справился с поставленной перед ним задачей – осветить все тонкости души Печорина – нарушение хронологической последовательности в главах. Лермонтов, решивший соединить отдельные повести в роман, задумал накалить атмосферу и заставить читателя трепетать в ожидании развязки.

«Герои нашего времени» (описание героев) – это квинтэссенция видения автора заблудших душ, оскверненных противоречивостью, мечущихся в мрачной среде бытия того времени. Основная роль отведена Печорину, который и стал связующим звеном между всеми самостоятельными фрагментами романа. Остальные персонажи нужны для того, чтобы через призму их взаимодействия выявить дополнительные грани личности прапорщика.

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени». Описание героев Бэлы, Казбича и Азамата

Чрезвычайно емкий образ молодого прапорщика стал отображением типичного молодого юноши 30-х годов 19 века. Будучи наделенным красивой внешностью, богатством и возможностями этот герой не ощущал удовлетворения от жизни, не мог насладиться всеми окружающими его благами. Однако, вопреки укоренившемуся стереотипу, что персонаж с таким душевным содержанием должен был течь по течению, Лермонтов приписывает Печорину страстное желание обрести смысл жизни путем постоянного «спора» с судьбой.

Роман «Герои нашего времени», описание героев и событий с абсолютной точностью отображают всю душевную порочность поколения Лермонтова. Автор с абсолютной точностью описывает не только характеры персонажей, но и их внешние облики, чтобы читатель мог лучше понять, как «никогда не смеющиеся глаза Печорина» могут выглядеть в определенной ситуации.

Немаловажную роль в произведении играют противоречивые и емкие характеры Бэлы, Казбича и Азамата. Лермонтов наделяет каждого из этих персонажей уникальной ограниченностью души при кажущейся органичности. Автор намекает в романе на то, что сила традиций и обычаев оказывает сильное влияние на человеческое поведение, но это вовсе не указывает на развитость личности.

Основной акцент в образе Казбича Лермонтов делает на описании цельности его натуры. Возможно, с этой целью писатель старается ограничиться простыми словами, повествуя о внешних чертах героя. Казбич предстает перед читателем волевым и решительным мужчиной, который больше всего ценит свободу и подвиги — истинный горец. Лермонтов не старается сделать из него этакого романтического воина, а указывает на сильную связь с устоявшимися традициями горного народа, для которого превыше всего ценится долг и честь.

Азамат выглядит не менее традиционно, с точки зрения описания горцев. Он словно юный прототип Казбича, который пока еще не утратил озорство и удаль, но через годы превратится в своего брата.

Бэла благодаря усилиям Лермонтова предстает перед читателем страстной натурой, способной на любовь из самого сердца. В ней см самого начала читается личность, желающая достойного к ней обращения. Она не лишена чувства собственного достоинства, ее дух не сломить дорогими подарками или сладострастными ухаживаниями. Ей достались скупые реплики в романе. По всей видимости, автор хотел, чтобы читатель сам догадывался о бушующих страстях в сердце девушки, анализируя ее поступки.

Социальный смысл романа

Описание романа «Герой нашего времени» демонстрирует, что Лермонтов первый, кому среди своих современников удалось в центр развития сюжетной линии поставить не сами события, а внутренний мир центрального персонажа. Он смог описать душевные поиски Печорина как непрекращающийся процесс, а не статическое состояние. Добиться этого эффекта писателю удалось благодаря литературному трюку с нарушением хронологических событий в повести, из-за чего читателю невозможно сконцентрироваться на событиях, он вынужден направить свое внимание на единственный знакомый ему объект, объединяющий все главы, — Печорина.

Лермонтову удалось настолько органично описать души персонажей, что они навсегда укоренились в сознании читателей как герои нашего времени.

Источники:

http://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/glavnye-geroi-romana-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontov/
http://www.syl.ru/article/188644/new_obraz-pechorina-v-romane-geroy-nashego-vremeni
http://fb.ru/article/182546/geroi-nashego-vremeni-opisanie-geroev-v-kontekste-sotsialno-psihologicheskoy-znachimosti-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector