7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главные шедевры эрмитажа. В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей

Государственный Эрмитаж: адрес, история, коллекции музея

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) входит в тройку самых знаменитых и крупнейших музеев мира. Его история и коллекция достойны особого внимания. Почти каждый турист, приезжающий в Северную столицу России, стремится попасть в Эрмитаж. Расскажем о том, чем примечательно собрание произведений искусств этого музея. А также о самых интересных проектах и фактах из жизни Эрмитажа.

История создания

Начало будущей коллекции музея было положено императрицей Екатериной Второй. Она покупала для себя произведения искусства, самым значительным ее приобретением было собрание купца Гоцковского. Сначала коллекция размещалась во дворцах, но она быстро росла, и вскоре императрица поняла, что необходимо строить специальное здание.

Настоящая история Государственного Эрмитажа начинается в 1764 году, когда был заложен Малый Эрмитаж. Но очень быстро и это сооружение было заполнено произведениями искусств, и в 1775 году появляется здание Большого Эрмитажа. К концу 18 века в Эрмитаже хранилась одна из лучших и крупных коллекций произведений искусства в Европе. На музей работала целая команда закупщиков, которые по всей Европе искали выдающиеся экспонаты. В середине 19 века комплекс музея пополнился еще одним зданием и приобрел сегодняшний вид. До 1917 года музей не был широко доступным, билет можно было получить только в дворцовой кассе и всем их не раздавали. После революции музей стал народным достоянием, часть коллекции была распределена между разными музеями государства, но собрание также пополнялось за счет привоза ценностей из частных коллекций. Часть произведений советская власть продала за границу, стремясь пополнить золотовалютные резервы молодого государства. Во время Второй мировой войны ценности Эрмитажа были эвакуированы на Урал, но уже с 1945 года музей вновь открылся для посетителей.

Эрмитаж сегодня

Современный Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) – это крупнейший культурный, исследовательский и музейный комплекс страны. Эрмитаж сегодня активно растет, уже открыты представительства музея в 4 городах, готовится новое открытие в Екатеринбурге. Сотрудниками Эрмитажа ведется огромная просветительская и научная работа, осуществляется сотрудничество со всеми крупнейшими музеями мира, проходят выставки в разных странах. Продолжается большая деятельность по пополнению собрания, специалисты ищут достойные экспонаты, ведут переговоры с коллекционерами. Музей сегодня – это крупный комплекс, здесь ведутся реставрационные работы, проводятся экспертизы, осуществляется огромная программа по привлечению посетителей. Сюда ежегодно приходит не менее 5 млн человек.

Здания Эрмитажа

Огромный комплекс под названием Государственный Эрмитаж сегодня включает 5 основных сооружений, не считая отдельных помещений в других зданиях, например, в Главном штабе. Самое старое помещение музея – Малый Эрмитаж. Оно было построено в 1764-1766 году архитектором Ю. Фельтеном. В комплекс Малого Эрмитажа входят также знаменитые Висячие сады и Северный и Южный павильоны. Комплекс выполнен в строгом стиле классицизма. В 1777 году тот же Ю. Фельтен возводит Большой Эрмитаж, он гармонично сочетается с ранее построенными сооружениями комплекса. Позже Д. Кварнеги пристроил к этому дому корпус, в котором находятся лоджии Рафаэля.

В конце 19 века Лео фон Кленце проектирует специальное здание для публичного посещения музея, получившее название Новый Эрмитаж. Эффектное сооружение в стиле историзм гармонично вписалось в ранее созданный комплекс. Самым знаменитым элементом этого здания является входной портик с атлантами. Еще одно помещение, входящее в комплекс, – это Эрмитажный театр. Построен он был еще при Екатерине Второй. Сегодня здесь даются спектакли и концерты, демонстрируются выставки. Государственный Эрмитаж, залы которого поражают великолепием и размахом, является настоящим символом Петербурга. А комплекс зданий музея – одной из главных архитектурных доминант города.

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня – это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории – коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

Главные шедевры

Государственный Эрмитаж, произведения и здания которого являются уникальными, – музей огромный. Чтобы осмотреть всю экспозицию, нужно потратить немало дней. Но, как и в любом музее мира, здесь есть шедевры, которые нельзя пропустить и которые составляют предмет особой гордости. К ним относятся:

Читать еще:  Живопись рубенса кратко. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса

– «Даная» и «Блудный сын» Рембрандта;

– «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;

– уникальные часы «Павлин»;

– «Дама в голубом» Гейнсборо;

– «Танец» А. Матисса;

– фрески из буддийских храмов;

– предметы Пазырыкской культуры;

– скульптура «Вечная весна» Родена;

– парадная лестница Зимнего дворца;

– коллекция предметов русского интерьера 19 – начала 20 веков.

Это, конечно, только самое-самое, в музее так много ценных произведений на разный вкус, что выбрать главные шедевры очень непросто.

Руководство музея

Государственный Эрмитаж на стадии своего создания лично курировался императрицей Екатериной Второй. За свою долгую историю музей сменил 17 руководителей. Сегодня директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. В 1992 году он пришел на место, которое когда-то занимал его отец – выдающийся археолог, востоковед. Он возглавлял главный музей страны почти 30 лет. Михаил Борисович сегодня стремится продолжать устоявшиеся традиции Эрмитажа, многое делает для его развития. Так как музей – это огромный, разноплановый комплекс, директору приходится больше заниматься административными вопросами, чем изучением произведений искусства. Однако директор музея является признанным ученым с мировым авторитетом.

Службы и специалисты

Государственный Эрмитаж – сложная многоступенчатая структура. Здесь есть отделы, связанные с работой по определенным периодам истории искусств, например, отдел Античного мира. Есть немало экспертных подразделений, например, отдел научно-технической экспертизы памятников. Сотрудники музея – это лучшие специалисты в своих областях, здесь работает немало докторов наук, несколько академиков. Функционирование такого комплекса, как Эрмитаж, невозможно без различных технических и сопровождающих служб. Всего в музее работает несколько сотен человек.

Проекты Эрмитажа

Государственный Эрмитаж, произведения которого ежедневно хотят увидеть около 300 тыс. человек, кроме выставочной и экспозиционной работы, ведет немало других проектов. Одним из масштабнейших проектов музея является работа по созданию реставрационно-хранительского центра «Старая деревня». Это комплекс из пяти зданий, в которые будет перемещено часть фондов музея для реставрации и качественного хранения. Еще одна интересная инициатива Эрмитажа – это создание музея геральдики в здании Биржи в Санкт-Петербурге. Также музей ведет работу по открытию своих представительств в других городах и странах. В ближайших планах открытие Эрмитажей в Екатеринбурге. Еще одна амбициозная задача музея – это формирование коллекционного фонда произведений искусства 20-21 веков, которое слабо представлено в Эрмитаже.

Интересные факты

За свою долгую историю Государственный Эрмитаж оброс большим количеством легенд и мифов. Общая площадь музея сегодня составляет 233 тыс. кв. м, в нем более 1000 комнат, 117 лестниц. В Эрмитаже, кроме сотен сотрудников, официально работают 50 котов, их задача – ловить мышей, которые могут повредить произведения искусств. Среди уникальных шедевров музея есть Колыванская ваза из яшмы, вес которой составляет 19 тонн. Для того чтобы внести ее в зал, пришлось разбирать стену музея. Если на осмотр каждого экспоната музея потратить всего 1 минут, то для охвата всех коллекций придется потратить около 11 лет. О музее ходит немало легенд, говорят, что периодически по ночам в окнах музея видны женские силуэты, а в недрах дворцов есть несколько кладов. Во время Второй мировой войны в подвалах Эрмитажа были открыты 12 бомбоубежищ, которые спасли немало жизней ленинградцев.

Практическая информация

Государственный Эрмитаж, адрес которого: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2, известен любому туристу и является самым посещаемым музеем России. Билет для взрослого россиянина стоит всего 400 рублей. Каждый первый четверг месяца можно посетить музей бесплатно, есть множество льгот для различных категорий граждан. Эрмитаж работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.30 до 18 часов, в среду и пятницу – до 21 часа.

12 самых известных картин Эрмитажа

Невозможно обойти все залы Эрмитажа за один день. Туристы обычно учитывают временные затраты на экскурсии. Но бывает так, что осталось 2-3 часа, и надо успеть посмотреть хотя бы самое важное. Тогда лучше сосредоточиться на картинах величайших художников всех времен.

«Мадонна Бенуа»

Также носит название «Мадонна с цветком». Ученые сходятся на том, что Леонардо да Винчи написал эту картину в молодом возрасте. Год ее создания точно не установлен и варьируется между 1460-1470 гг.

Instagram — автор — syapamoscow

Несмотря на то что это одна из первых работ великого мастера, в ней уже узнается его рука. «Мадонна Бенуа» – одна из ключевых картин в творчестве художника и того времени в целом. Техника работы с маслом, примененная да Винчи для ее написания, явилась примером подражания другим живописцам.

До попадания в Эрмитаж холст уже находился в частной коллекции в России. В музей эту картину продала Мария Бенуа в начале XX в.

Читать еще:  Тату максим певицы. Татуировки российских звезд, которые мало кто видел

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

Такое название картина получила по фамилии рода Литта. Миланская семья владела картиной первую половину XIX в. В 1865 г. они продали ее Эрмитажу.

В пользу авторства Леонардо свидетельствует эскиз женской головы, который находится в Лувре.

Instagram — автор — imagine.city

Однако младенец написан в другой манере. Поэтому принято считать, что художнику ассистировал его ученик, который и “создал ребенка”.

«Мадонна Конестабиле» Рафаэля Санти

Еще один образ Богоматери принадлежит кисти Рафаэля, жившего и творившего в эпоху Возрождения. Создание картины датируется 1504 г.

Музей приобретал картину со скандалом. На родине в Италии порицали решение графа Конестабиле продать ее за границу. Народ бунтовал и собирал деньги для выкупа полотна, которое все равно отправилось в Россию.

Это случилось в 1871 г. Приобретением занимался Александр II лично, который подарил шедевр своей жене Марии Александровне. Творение сохранилось в оригинальной раме, которую создавали по эскизам самого Санти.

«Даная» Рембрандта

В основу картины положен сюжет древнегреческого мифа. Как гласит сказание, Данае было суждено родить сына Персея, который убьет царя Аргоса. Узнав об этом, монарх посадил девушку под охрану. Но Зевс пробрался к ней в виде золотого света, и Персей был зачат.

После смерти жены художника, которая позировала ему для картины, эту задачу выполняла любовница. Их имена Саския ван Эйленбюрх и Гертье Диркс.

В 1772 г. «Данаю» купила Екатерина II. С тех пор она располагается в Эрмитаже. В конце XX в. литовец Бронюс Майгис, исходя из политических убеждений, облил полотно кислотой и дважды порезал ножом. После восстановления картину поместили под бронированное стекло.

«Возвращение блудного сына»

Библейской тематикой отмечена другая работа Рембрандта. Новозаветный сюжет воплощался живописцем 3 десятка лет с перерывами. Но труды были вознаграждены – картина считается одним из мировых шедевров.

«Дама в голубом»

Эпоха барокко нашла свое отражение в образе «дамы в голубом» на полотне Томаса Гейнсборо. Эта картина написана в мягких полутонах, подчеркнуты грация и тонкое изящество деталей.

Принято считать, что это портрет Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна.

В Эрмитаже картина с 1912 г. и является единственной из произведений художника в России.

«Танец» Анри Матисса

Дата создания картины – 1910 г. В России эта работа модернизма появилось с руки «собирателя всякого хлама» Сергея Щукина. Новое направление вызывало неприятие со стороны публики, и та высмеивала коллекционера. Не щадили и самого Анри Матисса. Позже «Танец» становится визитной карточкой эпохи модерна.

«Композиция VI» Василия Кандинского

Полотна Кандинского выставляются в лучших музеях мира и Эрмитаж не исключение. На родине, особенно подчеркивают важность работы художника для всего модернизма. Его творчеству посвящен целый зал главного государственного музея.

«Композиция VI» – эталон русского авангарда. Картина отмечена яркими красками и сумбурностью образов. Искусствоведы считают, что сочные размашистые мазки отражают кипучесть жизни начала XX в., которая была наполнена знаковыми событиями и революционными переменами в промышленности.

«Апостолы Петр и Павел»

Испанский художник Эль Греко жил в XVI в., когда в изобразительном искусстве были популярны библейские сюжеты. В творчестве мастера есть несколько работ с таким названием, одна из них находится в Эрмитаже.

Написана картина в 1587-1592 гг. Эль Греко новаторски подошел к изображению апостолов. Он сделал их противоположностями. Павел, решительный и беспощадный, указывает пальцем на текст Священного Писания, явно соглашаясь с ним и что-то доказывая Петру.

Петр же, стоящий по правую руку от Павла, показан сомневающимся. Искусствоведы до сих пор работают над разгадкой символизма этого шедевра.

«Женщина, держащая плод»

Дата создания 1893 г. Вдохновленный визитом на Таити, Поль Гоген нарисовал картину, которую сначала назвал «Куда ты идешь». Из частной коллекции И.А. Морозова, полотно перешло во владение Эрмитажа.

На картине показана полуобнаженная женщина, которая держит в руках большой экзотический плод. Она куда-то направляется, так как изображена в движении. Взгляд напряжен, в нем отражается подозрительность.

Нет единого мнения, рисовал ли Гоген ее с реального образа, или придумал. Некоторые исследователи полагают, что женщина существовала на самом деле. Погода, как и положено южному острову, очень жаркая, поэтому героиня оголена. На заднем плане видно нескольких женщин, которые рассматривают автора.

«Бульвар Монмартр в Париже» Камиля Писсарро

Импрессионист Писсарро написал эту картину в 1897 г. Художник использовал масло, изображая бульвар чувственным и живым. Для него было важно показать свое впечатление от увиденного. Художник восхищался кипучей жизнью Парижа, его быстрым темпом.

Читать еще:  Фамилия скульптура девушка с веслом. А что вы знаете про девушку с веслом

Кареты и люди на полотне не замерли – все находиться в движении. Автор использует более яркие цвета, чем обычно. Это обусловлено задачей передать бурную пульсацию города, которая не может прекратиться или утихнуть.

«Две сестры» (Свидание) Пабло Пикассо

Пикассо написал картину в лазурных и темно-синих тонах в период своего творчества, который называют «голубым». Традиционно холодные цвета служат для изображения чувств смирения и искупления, которые не чужды христианским мотивам.

Одна из сестер передает своего ребенка второй, которая заберет его в монастырь. Идея для картины родилась у Пикассо в больнице для женщин «легкого поведения». Получился по-настоящему библейский сюжет: раскаивающаяся грешница и мудрая принимающая монахиня.

Главные шедевры эрмитажа. В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей

Индустриализация, начавшаяся в СССР в 1929 году, была невозможна без закупок импортного оборудования. Чтобы получить валюту, большевики предприняли грандиозную распродажу антиквариата — в том числе картин из собрания государственного Эрмитажа. Какие же шедевры были проданы и сколько денег за них выручил Советский Союз?

Шедевры — с молотка

Русские цари собрали в Зимнем дворце огромную коллекцию бесценных произведений мировой живописи. Их активная распродажа, которую называют «катастрофой Эрмитажа», продолжалась на протяжении 3 лет — вплоть до 1932 года. Попытки работников музея отстоять картины потерпели фиаско — практически любая из них могла быть изъята для реализации. Продажами занималась контора «Антиквариат», а разрешение на вывоз давало министерство просвещения. Предварительной оценкой «антикварно-художественных вещей» занималась специальная комиссия под председательством художника-большевика Эрнеста Зиварта, после чего картины поступали на аукционы в Германию («Рудольф Лепке») и в другие страны.

Всего в Эрмитаже отобрали для продажи 2880 картин, в том числе 59 полотен из числа общепризнанных шедевров мирового значения. Среди них были картины Веласкеса, Рубенса, Тициана, Рафаэля и других старых мастеров.

Известные сделки

Шедевры выставлялись на продажу весьма дешево — работники музея считали, что «Антиквариат» занижает рыночную цену в 2 раза. Отчасти это объяснялось тем, что в эпоху Великой депрессии покупателей, способных платить миллионы за живопись, на рынке было довольно мало.

«Вооруженные только одной наивностью, мы выходим на большую дорогу с Рембрандтами, Ван Эйками, Ватто и Гудонами», — признавал председатель правления «Антиквариата» Николай Ильин в книге «Распродажа российских сокровищ». Крупнейшим приобретателем произведений искусства стал банкир и министр финансов США Эндрю Меллон. За 21 картину миллиардер заплатил $6 млн 654 тыс. Например, за картину Рафаэля Санти «Святой Георгий, побеждающий дракона» Меллон отдал $745 тыс. (1,25 млн рублей). Дороже обошлось приобретение в 1931 году сразу двух картин — «Мадонны Альбы» Рафаэля и «Венеры с зеркалом» Тициана — они стоили $1 млн 710 тыс. За $502 тыс. министр купил «Благовещение» Ван Эйка, за $838 тыс. — «Поклонение волхвов» Боттичелли и за $223 тыс. — «Портрет Изабеллы Брандт» кисти Рубенса. Эти шедевры сейчас находятся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

«Первый армянский миллиардер» Галуст Гюльбенкян, сделавший состояние на ближневосточной нефти, приобрел «Портрет Елены Фурман» работы Рубенса, картины Рембрандта «Афина Паллада» и «Портрет старика», «Меццетена» Антона Ватто и другие картины всего за 278 тыс. фунтов стерлингов. В итоге эти работы оказались в музее в Лиссабоне.

В общей сложности за пять лет из западноевропейского сектора Эрмитажа было продано экспонатов на 20 млн золотых рублей. Пик продаж пришелся на 1930 год. Примечательно, что рядовые посетители музея часто думали, что картины пропадают по вине сотрудников Эрмитажа, в связи с чем строчили на них доносы в ОГПУ. Публично говорить о сложившейся ситуации экскурсоводам было запрещено.

Прекращение торговли

Своего рода «охранной грамотой» для Эрмитажа стало полученное в 1932 году письмо Иосифа Сталина, который распорядился, чтобы Наркомвнешторг не трогал отдел Востока Эрмитажа. Воспользовавшись этим, сотрудники музея под любыми предлогами объявляли шедевры западной живописи связанными с Востоком (например, изображением восточных изделий). Таким образом в коллекцию музея вернулись 11 выдающихся работ.

Наряду с картинами большевики торговали древними рукописями, ювелирными изделиями, старинной мебелью и другими ценными предметами. Однако общий экономический эффект от работы конторы «Антиквариат», по оценкам историков, составлял не более 1% валового дохода страны. Тем не менее, даже столь малая лепта внесла вклад в индустриализацию и несколько облегчила участь советских крестьян. Львиную долю экспорта СССР в начале тридцатых составляло зерно, изымаемое у сельских тружеников, что в итоге привело к массовому голоду 1932—1933 годов.

Источники:

https://www.syl.ru/article/282902/new_gosudarstvennyiy-ermitaj-adres-istoriya-kollektsii-muzeya
https://spbinteres.ru/izvestnye-kartiny-v-ermitazhe.html
https://russian7.ru/post/kakie-shedevry-yermitazha-prodal-stalin/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]