43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грибоедов горе от ума система персонажей. Система образов комедии «Горе от ума» А.С

Система образов и принципы их изображения в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”. Этим и обусловлено новаторство Грибоедова – в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический.
Боевое революционное содержание, острота идей, злободневность образов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокая идейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю поднять в своем произведении самые острые политические вопросы времени.
В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабристского движения.
“Горе от ума” является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт – столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”.
Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний – в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других “московских”. При этом все персонажи пьесы – типичные характеры. Отличительные черты представителей московского общества воплотились в образах комедии столь ярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий – это типичный передовой дворянин, который оторвался от своей сословной среды и, как “друг человечества”, гневно обличает пороки общества: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многое другое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молча-лин, типичный маленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения в обществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фамусов. Молчалин крепко усвоил заповеди отца – “угождать всем людям без изъятья”, а также “не должно сметь свое суждение иметь”.
Образы “Горя от ума” лишены схематичности, что было присуще героям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий – страстная и эмоциональная натура – из-за своей пылкой непосредственности иногда попадает в смешное, а то и глупое положение. Например, на середине очередного монолога он замечает, что все кружатся в вальсе “с величайшим усердием”. Образ же Молчалина не исчерпывается показом только его негативных черт: подхалимства и умения “принимать виды”. Он пытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путем подкупа “интересами”, в отдельных случаях он способен и невзначай уколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: “Вам не дались чины? По службе неудача?”
Итак, в комедии “Горе от ума” Грибоедов широко использует реалистический принцип при создании характеров.
Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: пять — восемь персонажей. В комедии же Грибоедова “25 глупцов на одного здравомыслящего человека”, что увеличивало масштабы сценического действия.
Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое количество внесценических персонажей, число которых превышало сценические. Они представляют все то же московское общество и отражают борьбу в нем двух эпох. Именно поэтому среди внесценических персонажей есть и единомышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”), и представители фамусовского общества (московское “тузы”Максим Петрович и Кузьма Петрович, крепостники, меняющие своих преданных слуг на собак или распродающие своих “Амуров” и “Зефиров” поодиночке, московские барыни – “судьи всему, везде, над ними нет судей” и другие).
Таким образом, внесценические персонажи способствуют расширению показа действительности в комедии, а главное – выводят ее за рамки фамусовского дома.
И Чацкому, и его главному оппоненту Фамусову достается “каждому свой “мильон терзаний”; последнему уже наверняка не стать “тузом”, а Чацкий вынужден отправиться “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. На сцене безусловную победу не одерживает никто. Грибоедов, как реалист, не мог показать победу “века нынешнего” над “веком минувшим”, хотя все его симпатии и симпатии зрителей на стороне первого.
Создатель “Горя от ума” явился новатором и в области языка. Прежде всего, речь персонажей комедии индивидуализирована, она является одним из средств раскрытия характеров. Особенно это заметно на примере речи Чацкого. Логичность и стройность его монологов, их обличительный пафос выдают в нем человека с целой системой взглядов и убеждений, со своим собственным взглядом на мир. Правильный литературный язык Чацкого свидетельствует о его образованности и начитанности, а обилие восклицательных предложений и страстность его речей доказывают, что перед нами внутренне богатая, эмоциональная и страстная натура. Речи Чацкого проникнуты высоким гражданским пафосом, это говорит о его свободомыслии, о том, что ему свойственны “души прекрасные порывы”:

Читать еще:  Размерная сетка женской одежды европейская и российская. Женские размеры

Так страстность речей Чацкого сближает его с декабристами-романтиками.
Как и предсказывал А. С. Пушкин, много строк комедии “вошло в пословицы и поговорки”: “Свежо предание, а верится с трудом”, “Дома новы, а предрассудки стары”, “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно” и другие.
Грибоедов заменил почтенный александрийский стих вольным ямбом, который позволял передать естественные интонации человеческой речи. Можно утверждать, что этим “Горе от ума” подготовило переход русской драматургии от стихов к прозе (“Ревизор” Гоголя).
“Горе от ума” является первой реалистической общественно-бытовой комедией в русской литературе, в которой автору удалось запечатлеть типичные характеры в типичных обстоятельствах и воссоздать русскую жизнь первой четверти XIX века широко и многогранно.

Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Образная система комедии и новаторское решение Грибоедова

В «Горе от ума» в системе образов присутствуют классицистические каноны:

1. Система амплуа

(героиня, удачливый и неудачливый любовники, обманутый отец, резонер)

2. Любовный треугольник

(Чацкий – Софья — Молчалин)

3. Говорящие фамилии

(Скалозуб, Молчалин, Репетилов и др.)

Уровни организации системы персонажей

1. Главные герои «Горе от ума» — это участники:

любовного конфликта – Чацкий – Софья- Молчалин,

общественного конфликта – Чацкий- Фамусов

2. Второстепенные персонажи

участвуют как в любовном конфликте, так и в общественно-политическом – Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов

3. Эпизодические персонажи – гости на балу у Фамусова (Тугоуховские, Хлестова, Хрюмины, Г.Н., Г.Д.) – дают более широкую картину московского общества, поддерживают и распространяют сплетню о Чацком. Приемы сарказма, гиперболы, иронии позволяют автору делать картину более яркой

4. Внесценические персонажи:

  • (буфетчик Петруша,
  • княгиня Марья Алексеевна,
  • Максим Петрович,
  • брат Скалозуба и др.)
Читать еще:  Правила обращения к незнакомому человеку. Чего в разговоре лучше избегать

– они расширяют систему образов, позволяют судить о картине московского барства, а также о новых людях более рельефно.

Антитеза как принцип организации образной системы комедии

1. Идейные противники- антиподы

(Чацкий, брат Скалозуба, князь Федор, профессора педагогического университета)

(сам Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Хлестова и др.)

3. Антагонизм воззрений двух веков в комедии «Горе от ума» строится на различном отношении к:

  • богатству и чинам
  • службе
  • образованию
  • иностранному и иностранцам
  • крепостному праву
  • свободе суждений и мнений
  • протекционизму
  • моральным нормам и нравам

Новаторские решения в комедии

Новаторство Грибоедова в создании системы образов — это:

1. Большое количество действующих лиц (более 20)

2. Нет четкого деления на положительных и отрицательных героев

(Фамусов не только ретроград, но и любящий отец, не любит книги и чтение вообще, но позволяет Софье читать французские романы, Софья – умная, образованная, ироничная, но именно она пускает сплетню о сумасшествии Чацкого)

3. Живая картина московского дворянского общества (реалистический принцип создания персонажей).

«Горе от ума» главные герои

В отечественной классике Грибоедов известен, как автор первой комедии, сочетающей в себе примеры классицизма и реализма, хотя у него были и другие комедии, созданные раньше. Ранее созданные пьесы включали в себя зачатки сочетания различных стилей для основания нового, но истинным результатом новаторского жанра, стало произведение Грибоедова «Горе от ума». Идея пьесы возникла у автора в 1820 году, значимую помощь в описании образов, писателю оказали рассказы его давней подруги, Греховой Е. Б. Комедия Грибоедова считается верхом поэтической драматургии, реплики из пьесы моментально превратились в цитаты, до сих пор используемые в нашей жизни.

  1. Характеристика героев «Горе от ума»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
Читать еще:  Льюис кэрролл с каких слов начинаются произведения. От Алисы к Алисе

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев «Горе от ума»

Главные герои

Чацкий

Положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблен в Софью, узнав о ее любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе, покидает Москву.

Фамусов

Богатый помещик, вдовец, воспитывает дочь Софью. Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера – раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о взглядах на жизнь. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.

Софья

Наивная и доверчивая дочь Павла Афанасьевича. Она воспитана и образована в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские повести. Софья – это образ смелой и решительной девушки, у нее сильный характер.

Молчалин

Характеристика героя содержит лишь отрицательные эпитеты. Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Холодный лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчетливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Влюблен в служанку Лизу. Боготворит Татьяну Юрьевну.

Скалозуб

Не слишком умный человек, состоятельный холостяк, еще не старый. Служит полковником, обычный «солдафон», мечтает о карьере генерала, вся его жизнь – в армии. Известен в московских кругах.

Источники:

https://studopedia.ru/16_88996_sistema-obrazov-i-printsipi-ih-izobrazheniya-v-komedii-asgriboedova-gore-ot-uma.html
https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sistema-obrazov-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/glavnye-geroi-harakteristika.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]