Холоп яков верный. Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н
Идейный смысл рассказов о грешниках (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Не покорность тупая — Дружная сила нужна. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены темой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запрещения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «. принес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».
В этой главе показаны два образа — господина Поливанова и его верного слуги Якова. Помещик «жадный, скупой. с крестьянами был. жесток. ». Несмотря на это, у Якова «только и было. радости: Барина холить, беречь, ублажать», причем не видя от хозяина никакой благодарности («В зубы холопа примерного, Якова верного, Походя дул каблуком»). Все прощал Яков своему барину:
Люди холопского звания
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показывает, что конфликт, существующий между помещиком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство Яков решается на месть. Месть жестокую, страшную:
Яков на сосну высокую прянул,
Вожжи в вершине ее укрепил,
Перекрестился, на солнышко глянул,
Голову в петлю — и ноги спустил.
Яков не стал «убийством руки марать», а покончил жизнь самоубийством на глазах у обезножевшего барина. Такой протест заставил помещика осознать свой грех:
Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!»
В главе «О двух великих грешниках» речь идет о двух грешниках: разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. Кудеяр был предводителем двенадцати разбойников, вместе они «много. пролили Крови честных христиан». Но «вдруг у разбойника лютого Совесть господь пробудил».
Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан усмехнулся:
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить нужно, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рожден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, которые вынуждены терпеть издевательства своего хозяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с крестьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скати лося
С инока бремя грехов.
Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ.
Такой концовкой автор утверждает моральное право народа на расправу с тираном, так как история раскаяния Кудеяра не оказывает влияния на Глуховско-го, его совесть остается глуха к призывам старца.
Герой рассказа «Крестьянские грехи» те же: барин («аммирал-вдовец») и крестьянин (слуга его, Глеб). Но здесь уже барин совершил добрый поступок перед смертью, подписав вольную всем своим крестьянам:
«Из цепей-крепей на свободушку
Восемь тысяч душ отпускается!»
Но Глеб, соблазнившись на посулы наследника, «загубил» восемь тысяч душ крестьян: позволил сжечь завещание.
В этой главе рассматривается уже тема крестьянского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей,
С родом, с племенем; что народу-то!
Что народу-то! С камнем в воду-то!
И этот грех — грех предательства интересов народа в самой крестьянской среде — оказывается самым тяжким. Автор показывает, что не видать «свободушки», «вечно маяться» народу, пока среди них будут предатели и пока крестьяне терпят их:
Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная церковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах заключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться .
Тема урока по литературе “Идейный смысл рассказов о грешниках”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Тема урока. Идейный смысл рассказов о грешниках
Цели урока: показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания.
Не покорность тупая
Дружная сила нужна.
I. Проверка домашнего задания
1. Рассказать как решается в поэме основной вопрос: кому живется весело. на Руси?
2. Рассказать, какие типы крестьян показаны в поэме, почему?
3. Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян правдоискателей?
4. Проверка знания стихотворения «Русь» наизусть.
II. Работа по последней части «Пир на весь мир»
Итак, мы можем сказать, что реформа оставила «освобожденного крестьянина» в состоянии нищеты и бесправия. Вместе с тем она способствовала пробуждению народного самосознания. Некрасов убеждает читателя в том, что оно неуклонно растет. Образы «счастливых» и спор о счастье, встречи с помещиками приводят к мысли о необходимости коренных преобразований жизни, чтобы народное счастье стало воз можно.
Кратко пересказать главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» и сделать вывод о том, что объединяет эти главы.
(Эти легенды объединяет тема греха. Барин Поливанов так жесток в обращении со всеми, что довел до смерти даже «по-собачьи». У преданного ему холопа Якова. Разбойник Кудеяр был «зверь-человек», проливший много крови честных христиан Староста Глеб «загубил» восемь тысяч душ крестьян. Каждый из главных героев этих рассказов совершил тяжкий грех).
Н. А. Некрасов энергично возразил против запрещения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного» начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «. принес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».
— Почему Некрасов придавал такое большое значение этому рассказу, ни за что не хотел «выкинуть» его из текста поэмы.
(Все три рассказа связаны единой темой греха. Даже холоп от тяжелой жизни, унижений способен на протест.)
III Анализ рассказов
— Почему Некрасов называет Якова холопом «примерным и верным»?
— Почему возник и как разрешился конфликт между помещиком и крестьянином?
(В рассказе крупным планом показаны два образа — господина Поливанова и его верного холопа Якова. Помещик «жаден», «скуп», «жесток».
В зубы холопа примерного
Походя дул каблуком.
О Якове «верном», холопе помещика Поливанова, сказано так:
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Яков таким объявился из младости,
Только и было у Якова радости:
Барина холить, беречь, ублажать.
Перед нами добровольный холоп, крестьянин, рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство. Но даже и это существо не может вынести обиды, причиненной ему Поливановым, – так жесток произвол помещика. Рисуя барина Поливанова и холопа Якова в его непосредственном столкновении, автор показывает, что существующий между помещиком и крестьянином конфликт невозможно решить «мирным» путем, по совести:
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
Читатель узнает, что крестьяне мстят барину, когда «задурил», «мертвую запил» холоп Яков:
… Неловко без Якова,
кто ни послужит — дурак, негодяй!
Злость — то давно накипела у всякого,
Благо есть случай: груби, вымещай!
Яков придумал страшную месть, жестокую: он кончил жизнь самоубийством на глазах у помещика. Протест Якова заставил помещика осознать свой грех:
Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!)
«О двух великих грешниках»
— Почему старец решил рассказать пану свою тайну?
(В легенде идет речь о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, он раскаялся, и Бог к спасению путь ему указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,
Рек: «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его той же рукой!»
Он рассказал свою тайну в поучении грешнику.)
— О чем свидетельствует ответ пана?
(Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь знатный пан обращается с таким поучением:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Слова эти вызывают бешеный гнев старца, и он убивает пана Глуховского.)
— Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок?
(Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского.)
В этой легенде, как и в рассказе о Якове, вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами. Но решение, выход предлагается иной. Если Яков не хочет «руки марать убийством», то старец убивает пана Глуховского. И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов:
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло.
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!
— В чем идейный смысл легенды?
(Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи.)
— Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов?
(Перед нами вновь те же герои — барин и крестьянин. Но, в отличие от первых двух рассказов, здесь барин совершил добрый поступок:
Из цепей-крепей на свободушку
Восемь тысяч душ отпускается!
А человек из народа — крестьянский староста Глеб — предал своих земляков, загубил восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала дальний родственник его:
. Все повыведал, насудил ему
Горы золота, выдал вольную.
Глеб — он жаден был — соблазняется:
Вновь звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя, но ставит она уже проблему крестьянского греха. Староста Глеб из-за жадности, ради собственной выгоды обрек своих земляков на муки рабство, стал виновником народного горя.)
Грех предательства народных интересов в самой крестьянской среде оказывается самым великим грехом. Не добиться «свободушки», а «вечно маяться» народу, пока будут в его среде предатели и терпеливое к ним отношение:
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
IV. Итог урока. Выводы
Все три рассказа объединяет одна общая проблема: как сбросить цепи рабства и угнетения?
Некрасов обращается к христианской религии. Так как для крестьян — «Божий суд» — это проявление высшей нравственной справедливости. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр, и расправа с ним дает искупление всех грехов. Так утверждается в поэме святость борьбы с угнетателями. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «Смиренный богомол» Ионушка. Вот почему мы встречаем в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, божий промысел, инок, угодник, упоминание Соловецкого монастыря, отца Питирима. Некрасов приписывает христианской этике совсем другие черты, нежели официальная церковь. Он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенным.
Итак, уяснив внутреннее единство трех рассказов, мы видим в центре поэмы проблему эпохи — вопрос о путях выхода крестьянской жизни к свободе и счастью.
1. Перечитать песню «доля народа», «Средь мира дольного».
2. Подготовиться к проверочной работе (по усмотрению учителя).
3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Кто такой Гриша Добросклонов?»
В чем смысл рассказа о грешниках “Кому на Руси жить хорошо”
В чем смысл рассказа о грешниках. В поэме Н. А. Некрасова три главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» —объединены темой греха. Сам автор считал эти части произведения очень важными и энергично возражал против запрещения цензором
рассказа «Про холопа примерного — Якова верного». Вот что писал Некрасов начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «…принес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла».
В этой главе показаны два образа — господина Поливанова и его верного слуги Якова. Помещик «жадный, скупой… с крестьянами был… жесток…». Несмотря на это, у Якова «только и было… радости: Барина холить, беречь, ублажать», причем не видя от хозяина никакой благодарности («В зубы холопа примерного, Якова верного, Походя дул каблуком»). Все прощал Яков своему барину:
Люди холопского звания
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Не стерпел лишь, когда барин отдал в рекруты его племянника, увидев в нем соперника. Автор показывает, что конфликт, существующий между помещиком и крестьянином, нельзя решить мирным путем:
Как ни просил за племянника дядя,
Барин соперника в рекруты сбыл.
Настолько жесток помещичий произвол, что даже рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство Яков решается на месть. Месть жестокую, страшную:
Яков на сосну высокую прянул,
Вожжи в вершине ее укрепил,
Перекрестился, на солнышко глянул,
Голову в петлю — и ноги спустил.
Яков не стал «убийством руки марать», а покончил жизнь самоубийством на глазах у обезножевшего барина. Такой протест заставил помещика осознать свой грех:
Барин вернулся домой, причитая:
«Грешен я, грешен! Казните меня!»
В главе «О двух великих грешниках» речь идет о двух грешниках: разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. Кудеяр был предводителем двенадцати разбойников, вместе они «много…пролили Крови честных христиан». Но «вдруг у разбойника лютого Совесть господь пробудил».
Услышав мольбы о прощении, бог указал путь к спасению: тем ножом, которым убивал, срезать дуб вековой. Спустя годы у этого дуба Кудеяра встречает пан Глуховский. Услышав историю старца, «пан усмехнулся:
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.
Жить нужно, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Отшельник, охваченный гневом, убивает пана. Что же заставило раскаявшегося в прежних убийствах разбойника снова взяться за нож? Его гнев был рожден сочувствием к крестьянам пана Глуховского, которые вынуждены терпеть издевательства своего хозяина. Вновь звучит тема жестокого обращения с крестьянами. Но решение этой проблемы уже иное. Убив пана, Кудеяр получает прощение:
Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скати лося
С инока бремя грехов.
Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ.
Такой концовкой автор утверждает моральное право народа на расправу с тираном, так как история раскаяния Кудеяра не оказывает влияния на Глуховско-го, его совесть остается глуха к призывам старца.
Герой рассказа «Крестьянские грехи» те же: барин («аммирал-вдовец») и крестьянин (слуга его, Глеб). Но здесь уже барин совершил добрый поступок перед смертью, подписав вольную всем своим крестьянам:
«Из цепей-крепей на свободушку
Восемь тысяч душ отпускается!»
Но Глеб, соблазнившись на посулы наследника, «загубил» восемь тысяч душ крестьян: позволил сжечь завещание.
В этой главе рассматривается уже тема крестьянского греха. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство:
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей,
С родом, с племенем; что народу-то!
Что народу-то! С камнем в воду-то!
И этот грех — грех предательства интересов народа в самой крестьянской среде — оказывается самым тяжким. Автор показывает, что не видать «свободушки», «вечно маяться» народу, пока среди них будут предатели и пока крестьяне терпят их:
Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Н. А. Некрасов, пытаясь ответить на вопрос, как сбросить цепи рабства и угнетения, — обращается к православной религии, приписывая христианской этике совсем другие черты, нежели официальная церковь. Автор не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенным. Рассмотрев внутреннее единство всех трех глав, можно увидеть центральную проблему поэмы: пути выхода крестьян к свободе и счастью. В этих главах заключена главная мысль, которую автор хотел донести до читателя: за свободу и права необходимо бороться.
Источники:
https://5litra.ru/soch/136-ideynyy-smysl-rasskazov-o-greshnikah-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
https://infourok.ru/tema-uroka-po-literature-ideyniy-smisl-rasskazov-o-greshnikah-1214525.html
https://prepodka.net/v-chem-smysl-rasskaza-o-greshnikax-komu-na-rusi-zhit-xorosho/