76 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приемы комического в комедии ревизор. Приемы комического и их роль в комедии Н.В

Сущность комического и художественные приемы в пьесе

Как известно, в основе комического лежит противоречие между формой и содержанием, между внешним и внутренним, между тем, каким хочет выглядеть персонаж, и тем, кто он есть на самом деле. В «Театральном разъезде после представления новой комедии», своеобразном драматизированном комментарии к «Ревизору», принадлежащем самому Гоголю, отмечено, что в комедии «сильней и глубже всего поражено смехом лицемерие – благопристойная маска, под которою являются низость и подлость; плут, корчащий рожу благонамеренного человека».

Для создания комического эффекта, для выявления сущности характеров персонажей драматург прибегает к различным художественным средствам и приемам.

Как уже отмечалось, важнейшие «пружины» сценического действия в «Ревизоре», о которых говорилось выше, – это ситуация ревизора и связанная с ней ситуация страха. Ситуация ревизора сопрягает все события комедии в единое целое. Страх перед ревизором заставляет чиновников действовать; они вынуждены разоблачать себя и других. Уже из характеристики, данной городничему в адресованном ему письме Чмыхова, ясно, что градоначальник не любит «пропускать того, что плывет в руки». Городничий вспоминает «грешки» чиновников: он обращает внимание на безобразия, которые творятся в богоугодных заведениях, в суде, в городском училище. Судья, в свою очередь, обличает городничего во взятках, сам при этом не скрывает, что берет взятки борзыми щенками. В разговоре с Хлестаковым во втором действии городничий признается, что «если ж и были какие взятки, то самая малость». Купцы жалуются Хлестакову на произвол городничего; городничий, в свою очередь, в сцене разноса купцов напоминает им об их мошенничестве. Таким образом, саморазоблачения и взаимные разоблачениягероевстановятся основным средством раскрытия сущности их характеров.

Важную роль в произведении играют монологи героев. Это, например, речь городничего в первом действии, прерываемая репликами чиновников: градоначальник осмысляет новость, полученную от Чмыхова, и рассуждает о «грешках» – своих собственных и чужих. Важен также монолог городничего в конце первого действия, обращенный к частному приставу. Из него мы узнаем не только о новых «грешках» самого городничего, но и об общей атмосфере полицейского произвола, царящей в городе. Из монолога Осипа в начале второго действия мы получаем первые сведения о Хлестакове. Там же дается характеристика Петербурга устами простого человека. Сцена вранья Хлестакова состоит из нескольких монологов героя, перемежающихся репликами других персонажей. Силой художественной выразительности выделяется заключительный монолог городничего в конце пятого действия.

В произведении важна также роль диалогов. Из них по преимуществу соткана словесная ткань комедии. В качестве примера приведем диалог городничего и Хлестакова в гостинице, где особенно ярко проявляется ситуация страха. Городничий признается Хлестакову во взятках «по неопытности», «из-за недостаточности состояния». ДиалогиАнны Андреевны и Марьи Антоновнывскрывают пустоту интересов, кокетство, жеманство, пустословие жены и дочери городничего, занятых «столичной штучкой» Хлестаковым. Особенно комичны диалогитаких парных персонажей, какДобчинский и Бобчинский.

Композиционным «обрамлением» сценического действия становятся письма – Чмыхова в первом действии и Хлестакова в последнем. Чтение и обсуждение этих писем предваряет соответственно завязку и развязку комедии.

Герои наделены индивидуальными речевыми характеристиками. Городничий говорит важно и солидно; как замечает автор, каждое слово его значительно. Ляпкин-Тяпкин, по выражению Гоголя, «говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». Речь Хлестакова отрывиста; герой, часто утрачивающий связь с реальностью, произносит короткие фразы, нередко никак не связанные между собой. Быстро и сбивчиво произносят свои реплики «сороки короткохвостые» – Добчинский и Бобчинский. Реплики Анны Андреевны и Марьи Антоновны исполнены жеманства. Груб и прост в своих высказываниях Осип.

Герои Гоголя произносят слова, ставшие крылатыми. Приведем примеры. Городничий замечает об учителе истории: «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» «Не по чину берешь!» – укоряет градоначальник зарвавшегося полицейского. Больные в богоугодном заведении, по замечанию Земляники, «как мухи, выздоравливают». Хлестаков в сцене вранья признается, что у него «легкость необыкновенная в мыслях». Земляника хвалит ораторские способности Ляпкина-Тяпкина: «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел». Городничий уверяет Хлестакова, что унтер-офицерша «сама себя высекла».

В своей пьесе драматург прибегает к такому приему, как гипербола. Например, гиперболы в речи Хлестакова (см. выше) придают сцене вранья дополнительный комический эффект.

Гоголь использует в «Ревизоре» и другие художественные средства, ставшие традиционными. Это «говорящие»фамилии, парные персонажи, разнообразные комические ситуации.

«Говорящими» фамилиями наделен городничий Сквозник-Дму­хановский («сквозник», по словарю В.И.Даля, – пройдоха, опытный плут; «дмухать» – надувать), а также судья Ляпкин-Тяпкин, доктор Гибнер, частный пристав Уховертов, полицейские Свистунов, Пуговицын, Держиморда. Фамилия почтмейстера – Шпекин – образована от украинского слова «шпек» – шпион.

Гоголь изображает в своем произведении парных персонажей. Это Бобчинский и Добчинский, Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Отметим также некоторые комические ситуации. Это, к примеру, падение Бобчинского, попытка городничего надеть футляр вместо шляпы. Добчинский и Бобчинский сталкиваются лбами.

Важную роль играют также авторские замечания и ремарки,которые не произносятся на сцене, но воплощаются в игре актеров.

Среди авторских замечаний назовем в первую очередь «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров», помещенные Гоголем непосредственно перед текстом комедии. Драматург дает лаконичные характеристики главным действующим лицам. Здесь мы находим портретные характеристики персонажей, которые должны быть учтены при подборе актеров на соответствующие роли, а также при изготовлении костюмов и гримировании. Так, черты лица городничего «грубы и жестки»; волосы у него «стриженые, с проседью». Хлестаков «тоненький, худенький», «одет по моде». Внешность соответствует характерам героев. Городничий груб и с внешней стороны, и по натуре. Хлестаков – человек легковесный не только по своей комплекции, но также в мыслях и в словах. Кроме того, автор отмечает особенности речи героев, их манеры. Все это должно воплощаться в игре актеров при постановке пьесы на сцене.

В самом тексте комедии мы находим многочисленные ремарки. Так, страх городничего в момент встречи с Хлестаковым в гостинице подчеркнут следующими ремарками: «немного оправившись и протянув руки по швам», «робея», «вытянувшись и дрожа всем телом», «дрожа». Приведем также ремарки, характеризующие Хлестакова в сцене его вранья: «рисуясь», «посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней», «поскальзывается и чуть-чуть не шлепается на пол, но с почтением поддерживается чиновниками».

Особое место в пьесе отведено немой сцене, описанной Гоголем с помощью развернутой ремарки. Данной сцене драматург придавал исключительно важное значение. «Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену», – указывает Гоголь в «Замечаниях для господ актеров». С немой сценой непосредственно связана главная идея «Ревизора» – идея неизбежного возмездия, которого должен ожидать каждый человек, преступающий нравственный закон.

Читать еще:  Невероятное приключение джоджо несокрушимый алмаз смотреть онлайн.

Вопросы и задания

1. Назовите годы жизни Н.В.Гоголя. Где он родился, где получил образование? Как повлияла мать писателя Мария Ивановна на формирование его мировоззрения? Какое значение для Гоголя имела его служба мелким чиновником в Петербурге? Какие произведения принесли писателю успех? В какое время Гоголь создавал «Ревизор», «Мертвые души»? В какой стране Гоголь работал над первым томом своей поэмы? Что вы можете сказать об исканиях писателя в последние годы жизни? Какие произведения духовной прозы Гоголя вы можете назвать?

2. В каком году «Ревизор» был опубликован и поставлен на сцене? Назовите основные темы комедии. Почему образ города в «Ревизоре» можно назвать энциклопедией русской провинциальной жизни? Какие государственные и социальные учреждения там показаны? Жизнь каких сословий и общественных групп отражена в комедии? Что вы можете сказать о нравственной стороне образа города? Что писал об этом сам Гоголя в «Театральном разъезде» и в «Развязке “Ревизора”»?

Каково отношение Гоголя к Петербургу? Какова основная функция образа Петербурга в комедии?

3. Какой пафос преобладает в «Ревизоре»? Что писал об этом Гоголь в «Авторской исповеди»? Как идейная направленность пьесы отражена в эпиграфе? Сформулируйте главную идею «Ревизора». В какой сцене комедии эта идея выражена наиболее ярко?

4. Какие задачи ставил Гоголь перед русской драматургией? Какие черта комедии и трагедии, по мысли Гоголя, должны соединиться в «истинно общественной комедии»? Что можно сказать о роли любовной интриги как сюжетообразующего элемента применительно к «Ревизору»? Что вы можете сказать о положительном герое в «Ревизоре»? Кто, по образному определению писателя, является здесь «честным и благородным лицом»?

5. Проанализируйте образ городничего: кратко перескажите гоголевскую характеристику персонажа, данную в «Замечаниях для господ актеров»; назовите главные страсти героя и проиллюстрируйте их примерами из текста; выявите композиционную роль персонажа.

6. В чем своеобразие характера Ляпкина-Тяпкина? Чем его взгляд на мир отличается от мировоззрения городничего? Какие детали, характеризующие судью, производят наибольший комический эффект?

7. Расскажите о чертах характера Земляники и о его службе попечителем богоугодных заведений. Как с образом Земляники соотносится образ доктора Гибнера?

8. Кратко охарактеризуйте других персонажей комедии: смотрителя училищ Хлопова, почтмейстера Шпекина, отставных чиновников, помещиков Добчинского и Бобчинского, купцов, представителей полиции. Определите роль этих лиц в комедии.

9. Какой тип русской жизни являет собой Осип? Расскажите о характере этого героя, проанализируйте основные эпизоды с его участием.

10. Какие женские персонажи действуют в комедии? Подробно расскажите об Анне Андреевне и Марье Антоновне. Кратко охарактеризуйте слесаршу и унтер-офицершу.

11. Какой тип литературного героя представляет Хлестаков? В чем своеобразие осмысления темы «маленького человека» на примере этого персонажа? Какие черты характера Хлестакова отмечены Гоголем в «Замечаниях для господ актеров»? Какие стороны личности героя раскрываются в монологе Осипа в начале второго действия, в сцене вранья в третьем действии комедии, в сценах ухаживаний за женой и дочкой городничего в четвертом действии, в письме к Тряпичкину?

12. Кратко охарактеризуйте внесценических персонажей в пьесе. Какие функции они выполняют?

13. В чем своеобразие конфликта в «Ревизоре»? Почему конфликт между Хлестаковым и чиновниками города называют «мнимым» конфликтом? В чем состоит истинный конфликт в пьесе?

14. Каковы главные «пружины» сценического действия? Является ли таковой любовная интрига? Какие точки зрения существуют на экспозицию и завязку действия в комедии?

15. Охарактеризуйте монолог Осипа в начале второго действия. Какие черты характеров Хлестакова и самого Осипа здесь раскрываются? Каким в монологе Осипа предстает перед нами Петербург?

16. Какие черты Хлестакова и городничего раскрываются в их диалоге в гостинице?

17. Подробно рассмотрите сцену вранья Хлестакова в третьем действии. Какие стороны жизни Петербурга открываются зрителю в этой сцене? Как эта сцена раскрывает характер самого Хлестакова?

18. Проанализируйте сцены дачи чиновниками денег «взаймы» Хлестакову и жалоб на Хлестакова со стороны купцов, слесарши и унтер-офицерши. Что нового раскрывает эта сцена в характерах героев и в общей ситуации в уездном городе?

19. Рассмотрите любовную интригу в пьесе. Почему ее развитие можно рассматривать как кульминационный момент сценического действия? В каких сценах пятого действия развивается кульминация? Как мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге, а также сцены их поздравлений со стороны чиновников дополняют сценические портреты этих героев?

20. Какие характеристики чиновникам города дает Хлестаков в своем письме к Тряпичкину? Какую роль чтение этого письма играет в композиции произведения?

21. Раскройте идейно-композиционное значение заключительного монолога городничего. Почему этот монолог называют трагикомическим?

22. Выявите значение немой сцены в развязке произведения. Как эта сцена соотносится с общим пафосом «Ревизора»?

23. Дайте толкование понятию комического. На чем построен комический эффект «Ревизора»? Каким образом раскрываются комические стороны характеров в пьесе?

24. Перечислите основные художественные средства и приёмы, используемые автором в «Ревизоре». Приведите примеры этих средств.

25. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ города в комедии “Ревизор”».

26. Напишите сочинение на тему: «Новаторство Гоголя-драматурга в комедии “Ревизор”».

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Конспект урока литературы «Честное, благородное лицо в комедии – смех». Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». (8 класс)

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: «Честное, благородное лицо в комедии – смех».

Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

Цель: Обучающая – учить видеть и понимать приемы создания комического; повторить понятия юмор, сатира. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе; развивать навык самостоятельной и групповой работы. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

I . Организационный момент. Дыхательная гимнастика. Настрой учащихся на хорошую, активную работу, создание дружелюбной атмосферы. Организация правильной посадки по группам.

— Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ. Очень рада представившейся мне возможности узнать столько новых прекрасных людей.

С каким настроением вы пришли на урок? Поддержите меня и подарите свои очаровательные улыбки!

— Любите ли вы анекдоты? А смешные передачи и сериалы?

Я провела опрос среди ваших ровесников в Джиде и выяснила, что все смотрят сериал «Папины дочки», «Счастливы вместе». Многие любят такие передачи, как «Комедии Клаб», КВН и другие юмористические передачи.

— Кто из вас смотрит эти сериалы и передачи? Поднимите руки, кому они нравятся. Почему юмористические передачи очень популярны? И вообще, почему нам бывает смешно? В чем секрет комического эффекта? Но это, ребята, легкий юмор. А нам предстоит сегодня разобраться в секретах классика комедийного жанра Н.В. Гоголя.

Запишите, пожалуйста, тему урока.

— Я думаю, что очень многое по данной теме вам известно, нужно только собраться и вспомнить. Давайте воспользуемся таким приемом как Бортовой журнал. Разделите, пожалуйста, страницу в тетради на два столбика.

Читать еще:  Пример из жизни на тему сила воли. Расстройства волевых действий

Знаю Узнал на уроке.

Посовещавшись в парах, запишите в левый столбик известный материал о природе комического, видах и приемах.

— Обменяйтесь мнениями в группе, выскажите свои мнения. Прочитайте записанное.

— Итак, смеяться мы любим, но очень мало знаем о приемах создания комического эффекта.

— Исходя из всего сказанного, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (Рассмотреть природу смешного, выявить приемы комического на примере пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Н.В. Гоголь – мастер комедии. Послушайте, что писал он в своих заметках по поводу постановки «Ревизора»:

«Странно, мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

И в письме Аксакову:

«Комизм кроется везде…, живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

— Следим за осанкой, сидим ровно, красиво, гордо.

Нам предстоит серьезная работа, давайте активизируем мыслительные процессы в нашей голове, для этого потрем мочки ушей, потянем их вверх и вниз. Приступим к работе.

III . Осмысление содержания.

— Давайте выявим приемы комического в творчестве Гоголя. Для того чтобы охватить больше рабочего материала, мы разделились на группы исследователей, каждая из которых выполняет свою учебную задачу. Найдите в своей папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы — 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.

Выступления групп с ответами.

— На основе ваших ответов составим схему — кластер. Заполните групповой кластер из папки. Теперь мы знаем гораздо больше о приемах создания комического эффекта. Приемы комического – это использование «говорящих» фамилий, игра слов, нелепость во внешнем виде, гипербола, абсурд или несоответствие.

— Доработайте правый столбик Бортового журнала. (2 минуты).

— Мы хорошо поработали, нужно немного отдохнуть, подвигаться. Повернитесь друг к другу, скорчите смешные рожицы, покривляйтесь, расслабьтесь, представьте, что ваш сосед по парте – это ваше отражение в кривом зеркале. Покажите ему «истинное» его лицо. Сделаем дыхательную гимнастику, сосредоточимся.

— Вернемся к нашему уроку. С приемами комического мы разобрались. А какие формы комического вы знаете? Сатира, юмор, ирония.

— Какую форму комического представляет собой пьеса «Ревизор»? Сатира.

Давайте вспомним и повторим основные черты сатиры.

Прием называется «Верные и неверные утверждения».

Выберите из трех предложенных верные утверждения. Второе и третье. Проверим.

— Какие пороки высмеивает Н.В. Гоголь? Что он так резко осуждает?

Беззаконие, казнокрадство, взяточничество, глупость, легкомыслие, хвастовство.

— Так для чего же понадобился Гоголю смех? Смех должен послужить нравственному исправлению людей. Смех дал уверенность в победе справедливости. Мы можем сказать, что комедия «Ревизор» — борьба писателя за живую душу человека.

— А как вы, ребята, считаете, можно ли смеяться над человеческими недостатками? Вспомним эпиграф к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Что нового внесет эта пословица в наше понимание.

— Может ли такой смех быть полезен? Смех исправляет недостатки, лечит, воспитывает характер.

Случалось ли вам смеяться над собой? А над другими? Было ли больно, когда смеялись над вами? Смех бывает разным. Каким?

V . — А вы когда-нибудь составляли синквейн ? Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему смех. Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает смех, что он делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.

— Прочтите получившиеся синквейны. Как вы широко, разносторонне мыслите!

Посмотрите, что получилось у меня.

Веселит, очищает, печалит.

Высмеивает человеческие пороки.

Именно поэтому Гоголь и говорил, что смех – честное и благородное лицо в комедии.

VI . Домашнее задание.

Расшифруйте запись, найдите в ней один из приемов комического, ответ вышлите электронной почтой.

Задание по выбору:

Напишите эссе по пословице или юмористическое произведение любого характера, используя приемы комического.

VII . Рефлексия самочувствия на уроке.

Теперь мне хочется узнать, улучшилось ли ваше настроение?

В папке вы видите набор мордашек, выберите ту, которая соответствует вашему настроению и удовлетворенности собой на конец урока, подпишите ее и сдайте мне.

Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.

Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.

Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.

Оцените себя честно и принципиально.

Я очень вам благодарна за урок.

Тема: «Честное, благородное лицо в комедии – смех».

Природа комического в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

Тип урока: комбинированный.

1. Урок является обобщающим в системе уроков по изучению пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».Урок подготовлен предшествующим изучением комедии.

2. По словам предметника, ведущего в этом классе, предполагаю, что класс имеет средние способности по предмету. Поэтому происходит дифференциация не по успеваемости, а по интересам, это было учтено при планировании урока. Дети рассаживаются по группам, сами избирают себе деятельность на уроке, интересующий материал.

3. Перед уроком была поставлена ТДЦ. Обучающая – используя приемы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить видеть и понимать приемы создания комического эффекта; повторить понятия юмор, сатира. Развивающая – развивать умение критически анализировать информацию, оценивать ее, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе. Воспитывающая – воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, воспитывать самокритичность, умение видеть собственные недостатки.

Исходя из целей урока, было спланировано 7 учебно-воспитательных моментов: организационный, вызов, целью которого является актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации. На данном этапе учащиеся сами ставят цели обучения. Следующий этап – осмысление содержания. Я использовала работу в группах для наилучшего усвоения материала. Происходит получение и обработка информации, ее систематизация. Следующий этап – рефлексия. Результатом рефлексии является рассуждение, рождение нового знания. Обобщение изученного материала произошло путем создания синквейна. На данном этапе я постаралась обратиться к личному опыту учащихся, вывести их на более высокий уровень мышления. При подаче домашнего задания использовала дифференциацию по содержанию, игровой момент дешифровки задания. В конце урока провела рефлексию самочувствия учащихся на уроке. Ребята сами оценили свою работу на уроке.

4. На уроке были использованы такие приемы ТРКМ, как создание Бортового журнала, обращение к личному опыту, исследование, беседа, создание кластера, совместный поиск решения, верные и неверные утверждения, дискуссия, создание синквейна.

5. Использование здоровье сберегающих технологий на уроке. Обстановка и гигиенические условия в классе соответствуют норме. По мере возможности стараюсь следить за позой учащихся, чередованием ее. Несколько увеличена плотность урока, превышает норму. На уроке было использовано большое количество видов учебной деятельности (опрос, письменная работа, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, исследовательская работа, творческая работа и др.). Стараюсь использовать методы свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие. Урок перемежается физминутками, гимнастикой, динамическими паузами для отдыха учащихся. Стараюсь мотивировать и стимулировать деятельность учащихся похвалой, поддержкой и т. д. На мой взгляд, на уроке здоровый психологический климат.

Читать еще:  Известные джаз группы. Лучшие джазовые певцы за всю историю жанра

6. Воспитательный и развивающий аспекты урока планировалось раскрыть и через уровень раскрытия учебного материала, и через использование частично-поискового метода, и через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, через атмосферу доброжелательности, взаимного уважения на уроке.

7. На мой взгляд, урок можно назвать личностно ориентированным, так как были реализованы все основные факторы: учащимся предоставилась возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы, самостоятельно сформулировать цель урока; задания предлагались по выбору содержания; были использованы такие формы общения как монолог, диалог, полилог; при изучении новой темы я опиралась на субъективный опыт учащихся; оценивание произошло на основе рефлективной самооценки учащихся4 были использованы различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Я работаю над проблемой развития критического мышления, так как критическое мышление, на мой взгляд, это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Данная технология дает возможность личностного роста и является приоритетной в личностно ориентированном подходе к учащимся.

Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Приемы создания комического»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Конспект урока литературы в 8 классе по

теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

Приемы создания комического»

Автор: учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана

Лепешкина Лариса Елизаровна

Эпиграфы к уроку:

1) . С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык, он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре.

2) Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду

еще никому не известный юмор.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, мультимедийная презентация, выставка книг о творчестве писателя, произведения Н.В. Гоголя, словари фразеологизмов, крылатых слов

Цели:1) вспомнить приемы создания комического эффекта, найти их в пьесе Н.В.Гоголя, определить роль в комедии;

2) показать учащимся, в чем заключаются особенности драматургического мастерства Н.В.Гоголя, его неповторимая манера письма;

3)прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать внимательного, любознательного читателя.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 8 классе по

теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

Приемы создания комического»

Автор: учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана

Лепешкина Лариса Елизаровна

Эпиграфы к уроку:

1) . С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык, он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре.

2) Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду

еще никому не известный юмор.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, мультимедийная презентация, выставка книг о творчестве писателя, произведения Н.В. Гоголя, словари фразеологизмов, крылатых слов

Цели :1) вспомнить приемы создания комического эффекта, найти их в пьесе Н.В.Гоголя, определить роль в комедии;

2) показать учащимся, в чем заключаются особенности драматургического мастерства Н.В.Гоголя, его неповторимая манера письма;

3)прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать внимательного, любознательного читателя.

1. Вступительное слово учителя:

Русский писатель Н.В. Гоголь неповторим. Войти в его мир, понять его — значит удивиться его мастерству. Он, как и всякий классик, необыкновенный мастер слова, кого ни с кем не спутаешь. Особенно гениален писатель в языке. Хочу напомнить известные слова Гоголя о русском языке. Он восклицал: «Перед нами громада — русский язык. Наслаждение глубокое зовет нас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». И сам он дал нам возможность увидеть эту громаду, возможность наслаждаться неизмеримостью языка в своих произведениях, в частности, при чтении его пьесы «Ревизор». Вот как охарактеризовал язык Гоголя один из крупнейших критиков 19 века В. Стасов: » С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре «.

  • О каком новом языке говорит В. Стасов? (мультимедийная презентация, слайд, портрет критика)
  • В чем особенности языка произведений Н.В. Гоголя? На эти вопросы попытаемся хотя бы частично ответить сегодня, так как увидеть и осмыслить мастерство писателя на одном уроке невозможно. Эта работа нам предстоит и в дальнейшем.

2. Проверка домашнего задания.

Прочитайте выписанные из текста комедии фразеологизмы. С какой целью они употреблены Гоголем? (Они делают язык афористичным, богатым, красочным, эмоциональным, позволяют писателю кратко и точно выразить мысль и чувства). Но в тексте комедии они выполняют и роль приема создания комического эффекта.

— Вспомните и другие приемы создания комического, знакомые вам по предыдущим урокам. (Учащиеся называют эти средства, говорят о том, в каких произведениях они встречаются: создание комической ситуации в рассказах А.П. Чехова, гипербола и гротеск в романе Ф.Рабле » Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова — Щедрина, «говорящие фамилии» в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль») и др. (слайды)

а) «Говорящие фамилии», роль этого приема в пьесе Гоголя «Ревизор» (проверка домашнего индивидуального задания)

3. Освоение нового материала

— А теперь попытаемся найти примеры использования этих средств в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор», определим их роль. Эту работу вы будете выполнять в группах в течение 10 минут. Перед тем, как вы начнете искать нужные примеры — приемы создания комического, повторите определения этих понятий по литературоведческому словарю (учащиеся работают со словарями).

Итак, вы можете приступать:

1 группа ищет в тексте приемы использования гротеска и гиперболы

2 группа — примеры использования приема несоответствия

группа — примеры использования иронии.

Когда вы называете пример из текста, то остальные учащиеся каждой группы определяют роль вами названного средства.

Выступают представители от групп. В момент обсуждения примеров из текста учитель оказывает необходимую помощь учащимся. (мультимедийная презентация, слайды)

Называя примеры, которые были найдены в тексте, учащиеся определяют роль этих средств, их назначение в раскрытии идейного содержания пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», в характеристике персонажей.

Заключительное слово учителя: «Гоголь использовал многообразные формы создания комического, в этом вы убедились сами. Вы помните слова писателя о том, что смех — единственный положительный герой в пьесе Гоголя » Ревизор». Гоголь верил во врачующую силу смеха, с этой верой он и создавал свое произведение»

— Прочитайте второе высказывание В. Стасова, взятое в качестве эпиграфа. Как вы его понимаете? Как оно непосредственно с содержанием комедии. (Юмор не просто заставляет смеяться, он заставляет задуматься над тем отрицательным, что есть в каждом из нас, порождает стремление стать лучше).

5. Домашнее задание для учащихся (по выбору):

1.Напишите сочинение – миниатюру о том, как помогли в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» названные вами средства создания комического раскрыть характер какого — либо героя (по вашему выбору);

2. Согласны ли вы со словами критика В. Стасова: «С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре «. Напишите сочинение – рассуждение.

3. Попробуйте создать мультимедийную презентацию по теме «Средства создания комического в произведениях А.П. Чехова, Н.В.Гоголя» (для сильных учащихся).

Источники:

http://cyberpedia.su/3×8566.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-chestnoe-blagorodnoe-lico-v-komedii-smeh-priroda-komicheskogo-v-pese-nv-gogolya-revizor-klass-595258.html
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/09/25/konspekt-uroka-literatury-v-8-klasse-po-teme-komicheskoe-v-pese

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector