2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История письменности: от зарубки и узелка к алфавиту. История русского шрифта

ОТ ЗАРУБКИ И УЗЕЛКА — К АЛФАВИТУ

Необходимость письменности

Возникновение письменности — этап человеческой эволюции, получивший название цивилизации. Люди получили возможность хранить информацию, распространять ее на обширные пространства и передавать накопленные знания из поколения в поколение.

В небольших сообществах общались посредством личных контактов. Однако человечество развивалось как в технологическом, так и социальном плане. Только персональных контактов стало недостаточно. Возникла необходимость в формальном, устойчивом и общеупотребительном средстве письменной коммуникации.

Письменность позволила людям обмениваться информацией без помощи звуковой речи. Правителя могли передавать указания на большие расстояния, не опасаясь, что их подведет память посланника или глашатая. Накопленный цивилизациями опыт фиксировался для передачи будущим поколениям. Начиналась история.

Как велись записи до изобретения письменности

Самые ранние из обнаруженных записей — знаки, нацарапанные на костях, были сделаны примерно 30 000 лет назад. Они использовались как «записные книжки» для подсчета голов скота, дичи или вычисления лунных фаз. К более сложному способу коммуникации относится вывязывание узелков на веревках — искусство, достигшее небывалых высот у инков Южной Америки.

Применяемая инками система цветных шнуров и узелков была во многом ограниченной, однако позволяла осуществлять управление империей, раскинувшейся на 775 000 км 2 .

Использование рисунков позволило передавать информацию более точно. Некоторые племена американских индейцев оставляли рисунки с изображением каноэ, оленей и шатров, нацарапанные на березовой коре, возле своих вигвамов, чтобы все приходящие могли видеть, где они бывали и что делали. Поначалу на этих примитивных изображались легкоузнаваемые объекты. Более сложные: пиктограммы могли передавать абстрактные понятия и в сочетаниях нести более сложную информацию. В ранних шумерских надписях изображение рта означало также слово «говорить», а расположенные рядом рисунки горы и женщины — «рабыня», очевидно, потому, что пленников-рабов захватывали в горах.

Подобные системы письменности не могли выразить все многообразие понятий и значений, необходимых для общения людей. Их возможности были слишком ограниченны и не были приспособлены для передачи более детальной и сложной информации.

Племена инков передавали информацию при помощи хитроумного сочетания нитей и узелков. Каждое приспособление кипу представляло собой основной шнур с привязанной к нему сотней разноцветных нитей. И нити, и узелки, и их расположение, и цвет имели значение. Ученым не удается расшифровать узелковое письмо до сих пор.

лента

От зарубки и узелка до алфавита

К 2800 году до нашей эры шумеры построили развитое государство и разработали новую систему составления счетов и брачных контрактов, записи канонов, сделок, договоров и литературных произведений.

Письменность явилась новым этапом эволюции человека, который отметился в истории под названием цивилизация. С ростом городов и усложнением их структуры, росла и потребность в передаче и хранении информации. В какой-то момент времени устное управление общественной жизнью стало невозможно и возникла потребность в ведении записей.

Цивилизация — жизнь в городах от латинского слова civis, что означает горожанин

К 3000 году до нашей эры у шумеров уже имелись таблицы отчётности, которые состояли из чисел, дат и изображений отдельных предметов на глиняных пластинах. Однако шумерская урбанистическая культура продолжала развиваться стремительными темпами и правители уже не в состоянии были общаться на прямую с подданными, да и к тому же тематика записей усложнялась и становилась более разнообразной.

Читать еще:  Пришвин кащеева цепь читать краткое. Михаил пришвин кощеева цепь бабы

Источник: google.com. Египтянин-писец

Картинки на глиняных табличках меняются и заменяются стилизованными рисунками, которые позже получили название «клинопись». Однако и клинопись имела свои недостатки. Годилась она лишь для записей торговых сделок в небольших поселениях, жители которых были знакомы со специальными значками. Возможности клинописи были ограничены и для передачи более сложной информации требовалось что-то другое.

В это время в Египте и Месопотамии появляется новый вид письменности. Символы в данной письменности обозначают уже не образы, а звучание слова. Важным звеном в новой системе была информация, зашифрованная в знаках, содержащая звук и звучание. Новый вид письменности позволил записывать сложные тексты. Сократилось число символов, при этом функции письменной речи значительно расширились.

Источник: google.com. Пиктограммы

Однако и эта система была далека до привычного современного нам письма и напоминала больше ребусы с различными образами, нежели знакомый алфавит. И, прежде чем продолжить «шагать по истории развития письменности», отследим кратко весь этап — от зарубки и узелка до алфавита.

К первым записям относятся знаки, нацарапанные на костях примерно 30 000 лет назад. Использовались записи для подсчёта голов скота, дичи или вычисления фаз луны. Записи на костях выступали своеобразными записными книжками, к которым древние люди могли обращаться в любой момент.

Источник: google.com. Ручка

Более сложным способом письма считается вывязывание узелков на верёвках — узелковое письмо. Искусство узелкового письма было сильно развито у инков Южной Америки. С помощью хитроумного сочетания нитей и узелков инки передавали информацию. Узелковое письмо — кипу — представляло собой основной шнур, к которому были привязаны сотни разноцветных нитей. Каждая ниточка, каждый узелок, их расположение и цвет подразумевали определённое значение.

Система цветных шнуров и узелков используемая инками хоть и была ограниченной, но позволяла осуществлять управление империей, растянувшейся на семьсот семьдесят пять квадратных километров. Примечательно и то, что учёные до сих пор не могут расшифровать узелковое письмо.

Источник: google.com. Узелковое письмо

Долгое время цивилизации древнего мира в качестве одного из способов письма использовали знаки и рисунки. Первые надписи представляли собой зарисовки знакомых предметов в виде пиктограмм. Постепенно пиктограммы превращались в символы, лишь отдалённо похожие на изначальные рисунки. На рисунке ниже представлен пример написания слова «буйвол».

Использование рисунков позволяло передавать информацию более точно, однако и их возможности всё же были ограничены. И первый шаг к созданию алфавита был сделан тогда, когда символами стали обозначать звуки. Сочетание символов друг с другом способствовало образованию новых слов. Со временем символ стал буквой и сформировался алфавит. Когда же это произошло?

Источник: google.com. Способы написания слова «Буйвол»

Существует гипотеза, что все алфавиты мира имеют единый первоисточник — северосемитический алфавит. Сформировался алфавит приблизительно в 1700 году до нашей эры у семитоязычных народов Сирии и Палестины.

Письменность у семитоязычных народов, до формирования алфавита, представляла собой простые пиктограммы или силлабические знаки, с помощью которых изображали различные слоги. В каждом языке насчитывалось до сотни различных слогов, таким образом, запоминать приходилось сотни вариантов написания. Со временем для удобства слоги разложили на звуки и за каждым звуком закрепили символ — появился алфавит.

Читать еще:  Материал на тему: «Честность – лучшая политика. Честность - лучшая политика

Узелковая письменность древних славян

Узелковая письменность древних славян

В древности узелковая письменность была распространена довольно широко. Это подтверждают археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, видны несимметричные изображения узлов, служившие не только для украшения. Сложность этих изображений, напоминающих иероглифическую письменность восточных народов, делает обоснованным вывод о том, что они могли применяться и для передачи слов.

Каждому узлу-иероглифу соответствовало своё слово. С помощью дополнительных узелков сообщали дополнительные сведения о нём, например его число, часть речи и пр.

Волхв достаёт из тайника расписной берестяной короб. На коробе потускневшими от времени красками нарисована полуптица-получеловек с дивным именем – Гамаюн.

Волхв тихо напевает над коробом:

Прилети, Гамаюн, птица вещая

Через море раздольное, через горы высокие,

Через тёмный лес, через чисто поле.

Ты воспой, Гамаюн, птица вещая,

На белой заре, на крутой горе,

На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке.

Открывается короб, вынимается из короба клубок. Затем Волхв устанавливает рамку и начинает осторожно навешивать на неё странно переплетённые нити с узлами.

То не просто узлы, это знаки слов, складывающихся в строки древних славянских песен. Разматывает Волхв клубок и поёт песни, и не прерываются нити, и легко разрешает он самые сложные узлы, ибо знает он тайну священного узелкового письма…

Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим: «связать мысль», «связывать слово со словом», «говорить путано», «спутать смысл», – а также: «клубок песен», «нить повествования», «узел проблем», «хитросплетение сюжета», «завязка» и «развязка» о начале и конце художественного произведения, «неувязка» о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая нам о бытовании в древности узелкового письма: «Что знала, то сказала, на нитку нанизала».

В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. В фольклорных сказках, как известно, сохранились отголоски языческой эпохи. И как знать, может быть это не простой клубок, а своеобразный древний путеводитель? Разматывая его, Иван-царевич читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до нужного ему места.

Узелковая письменность – один из древнейших видов письменности. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Узелковое письмо «цзе-шен» было известно в древнем Китае. Популярным было это письмо и у карелов и финнов, где до сих пор находят клубки с письменами. О священном узелковом письме есть упоминание и в карело-финском эпосе «Калевала»:

Наносил мне песен дождик.

Мне навеял песен ветер.

Принесли морские волны…

Я в один клубок смотал их,

И в одну связал я связку…

И в амбаре под стропила

В медном ларчике их спрятал.

В фольклорной записи Элиаса Леннрота, собирателя «Калевалы», есть ещё более интересные строки, записанные им от знаменитого рунопевца Архиппа Иванова – Пертунена (1769–1841). Рунопевцы пели их в качестве зачина перед исполнением рун:

Вот развязываю узел.

Вот клубочек распускаю.

Запою я песнь из лучших,

Из прекраснейших исполню…

Следы узелковой письменности

Остались ли какие-либо следы узелковой письменности? Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно перерисованных с предметов языческой эпохи. Художник, изображавший эти узоры, по мнению историка Н. К. Голейзовского, следовал существовавшему в то время правилу наряду с христианской символикой использовать и языческую (с той же целью, как на иконах изображают поверженных змеев, чертей и пр.).

Читать еще:  Заходер рассказы о животных распечатать. Борис заходер - избранное

Следы узелковой письменности можно найти и на стенах храмов, построенных в эпоху «двоеверия», когда христианские храмы украшались не только ликами святых, но и языческими узорами. Несмотря на то, что с тех пор изменился язык, можно предпринять попытку (конечно, лишь с некоторой долей уверенности) расшифровать некоторые из этих знаков.

Например, часто встречающееся изображение простой петли – окружности (рис. 1а) предположительно расшифровывается как знак верховного славянского бога – Рода, родившего Вселенную, природу, богов, по той причине, что ей соответствует окружность рисуночного, т. е. пиктографического, письма (того, что Храбр назвал чертами и резами). В пиктографическом письме этот знак трактуется в более широком смысле: Род – как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить и т. п. Символ Рода – окружность является основой для многих других узлов – иероглифов. Он способен придать словам сакральное значение.

Окружность с крестом (рис. 1б) – это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска – Хорса. Такое прочтение этого символа можно найти у многих историков.

Каков был символ у солнечного бога – Дажьбога? Знак его должен быть более сложным, так как он бог не только солнечного диска, но и всей Вселенной, он – податель благ, прародитель русского народа (в «Слове о полку Игореве» русских называют внуками Дажьбога).

После исследований Б. А. Рыбакова стало ясно, что Дажьбог (подобно его индоевропейскому «родственнику» – солнечному богу Аполлону) ездил по небу на колеснице, в которую были впряжены лебеди или иные мифические птицы (иногда крылатые кони), и возил Солнце. А теперь сравним скульптуру солнечного бога западных праславян из Дуплян (рис. 2б) и рисунок на заставке из Симоновской псалтыри XIII века (рис. 2а). Не изображен ли на ней символ Дажьбога в виде петли-круга с решеткой (рис. 1в)?

Обычно решёткой со времён первых энеолитических пиктографических записей обозначалось вспаханное поле, пахарь, а также богатство, благодать. Наши предки были пахарями, они также поклонялись Роду – этим и могло быть вызвано совмещение символов поля и Рода в едином символе Дажьбога.

Солнечных зверей и птиц – Льва, Грифона, Алконоста и др. – изображали с солярными символами (рис. 2в-д). На рисунке 2д видно изображение мифической птицы с солярными символами. Два солярных символа по аналогии с колесами повозки могли означать солнечную колесницу. Так и рисуночным, т. е. пиктографическим, письмом многие народы изображали колесницу. Эта колесница каталась по твёрдому небесному своду, за которым хранились небесные воды. Символ воды – волнистая линия – также имеется на этом рисунке: это нарочито удлинённый хохолок птицы и продолжение нити с узлами.

Обратите внимание на изображённое между райскими птицами (рис. 2е) некое символическое дерево, либо с петлёй, либо без неё. Если считать, что петля является символом Рода – Родителя Вселенной, тогда иероглиф дерева вместе с этим символом приобретает более глубокий смысл мирового древа (рис. 1 г-д).

Чуть усложнённый солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, по мнению Б. А. Рыбакова, приобретал значение «громового колеса» – знака бога грозы Перуна (рис. 2ж). Видимо, славяне считали, что гром происходит от грохота, производимого колесницей с такими «громовыми колёсами», на которой Перун ездит по небу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://m.vuzlit.ru/532839/zarubki_uzelka_alfavitu
http://journal.tapigo.ru/articles/letter
http://history.wikireading.ru/14755

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector