Известная картина малевича. Работы Малевича по годам: описание, фото
ТОП-10 самых знаменитых картин Казимира Малевича
Казимир Малевич — гений супрематизма и русского авангарда. Его работы известны во всём мире, в особенности таинственный «Чёрный квадрат». Жизнь художника была полна исканий и творческих находок. Он писал свои работы в стиле кубизма, супрематизма, экспрессионизма, неоклассицизма, реализма и т.д. Знаменитые картины Малевича, выполненные в этих стилях, позволяют зрителю ощутить энергию художника и его необычайный талант.
Самые знаменитые картины Малевича:
Автопортрет (1910)
Свой автопортрет мастер выполнил на бумаге простым материалом — гуашью, в необычном стиле Фовизм. Это первые шаги Малевича в сторону абстракционизма. Фоном картины служат искажённые, едва определяемые, тёмно-красные женские фигуры. Лицо художника разделено пополам светом и тенью, тёплыми красками и холодными. Это попытка показать переход от молодости к зрелости. Художник пытается передать свои мысли и терзания, размышляет о себе при помощи абстрактных приёмов.
Кстати, у нас есть очень интересная статья с самыми красивыми портретами по версии most-beauty.
Утро после грозы (1913)
Картина написана в стиле Кубизма и представляет собой жанровую живопись. На полотне изображены женщины, идущие по воде. Детали пейзажа и сами фигуры максимально упрощены и словно вырезаны из кусков металлического листа. Цветовая гамма спокойна и насыщена свежестью.
Чёрный супрематический квадрат (1915)
Абстрактное полотно написано маслом в стиле Супрематизма и имеет размеры 106 на 106 см. Это самое знаменитое произведение Малевича. Многие стараются увидеть в нём какие-то скрытые тайны мироздания. Но, прежде всего, художник искал формы и возможности композиции, её цветовое решение, ведь квадрат не имеет идеальной формы и его цвет абсолютно не чёрный, а смесь всевозможных цветовых оттенков. Это часть задуманного триптиха, состоящего из «Чёрного квадрата», «Чёрного креста» и «Чёрного круга». Две вторые картины менее знакомы зрителю. Именно «Чёрный квадрат занимает в этом трио почётное первое место.
Спортсмены (1931)
Полотно выполнено в стиле Нео-супрематизма. На нём изображены четыре фигуры спортсменов, которые подчинены основной задаче композиции — сконцентрировать внимание на цвет, динамику и ритмичность. Всё подчинено симметрии и безликости персонажей, которые остаются вне времени и вне реальности.
Мальчик (Ванька) (1932)
Картина выполнена маслом по дереву в стиле Нео-супрематизма и Кубизма. Здесь художник органично соединяет супрематизм и натурализм, пытаясь разработать и открыть новый стиль в живописи. Мальчик изображён спиной к зрителю, его фигура выполнена из правильных форм, и каждая геометрическая форма фигуры закрашена градиентом. Ладони и стопы мальчика выбиваются из этого ряда, так как они абсолютно реальны. Фигура изображает покорность и неуверенность. Фон представляет собой городской пейзаж из домов и дороги, которые также закрашены градиентом.
Голова современной девушки (1932)
Неоклассицизм и Нео-супрематизм сливается в этом портрете воедино. Изображение девушки более походит на ранние портреты эпохи Возрождения — мужской костюм тех времён, бледное лицо, высокий лоб и строгая отчуждённость от зрителя. В то же время о «современности» девушки говорит белый фон, короткая стрижка 30-х годов и красная косынка, завязанная под затылком. Вся фигура имеет какую-то театральность. Малевич несколько раз использовал эту тему в женских портретах, изменяя причёску, головной убор, поворот головы. Но все эти портреты объединяет закрытость от зрителя и нарочитая театральность.
Девушки в поле (1932)
Здесь художник продолжает свои традиции. Женские фигуры, умело составленные из геометрических форм, изображены в цветовой гамме, похожей на радугу. Здесь есть место всем цветам, и даже чёрному цвету, который выделяет центральную фигуру. Малевич будто бы конструирует пейзаж и аккуратно вписывает в него изображения женщин. Градиент на фигурах выполнен с большой деликатностью, как бы преклоняясь перед труженицами. Яркие убранные поля и синее небо говорит об окончании полевых работ, а женские руки не расслаблены, а напряжены от работы. Эта красочная картина как бы подчёркивает праздничное значение сбора урожая.
Пейзаж с пятью домами (1932)
Супрематизм в пейзаже — находка Малевича. Холст разделён на две части синим нёбом и красной землёй. На линии горизонта изображено пять разновеликих белых прямоугольных домов с трапециевидными чёрными крышами. Всё упрощено до минимума, изображение плоское, без перспективы и теней, как примитивный детский рисунок.
Портрет ударника (1932)
В 1932 году Казимир Малевич снова обращается к реализму. Портрет ударника выполнен как раз в этом стиле, прекрасно выписан. Он изображает на фоне фабрики человека, добротно одетого, в очках. Скорее всего, это мастер-передовик. Серьёзное лицо мужчины смотрит в сторону от зрителя. Он спокоен и уверен в завтрашнем дне.
Красная конница (1932)
Эта жанровая картина, написанная в стиле Нео-супрематизма, была единственной абстрактной картиной Малевича, которую признавали в советский период. Она изображает красную конницу. Полотно разделено на три части — небо, конницу и землю. Для разделения полотна художник применил правило «золотого сечения» — в пропорции (0,618). Обладателем картины является Русский музей в Санкт-Петербурге.
Подведя черту
Казимир Малевич. Супремус №56 (фрагмент). 1916
Казимир Малевич, начиная с 1932 года, обратился снова к реализму, так как это было веянием и требованием того времени. Художник выполнил ряд реалистичных работ, но так и не успел закрепиться в этом стиле. Он скончался в 1935 году в полной нищете, абсолютно больной и непризнанный при жизни. Даже могила художника осталась затеряна в бескрайних полях Подмосковья, где теперь возвышаются новые микрорайоны Большой Москвы. Но памятником этому великому мастеру служит его всемирно известный «Чёрный квадрат».
За свою жизнь Малевич написал четыре «Чёрных квадрата». Все они находятся в ведущих музеях России — в Москве и Санкт-Петербурге. Оценочная стоимость одной картины до 30 миллионов долларов. Это настоящее признание гения абстрактного искусства. Most-beauty ждет ваших комментариев об этом художнике и его творчестве. Напишите нам какие картины Малевича произвели на вас наибольшее впечатление.
Работы Малевича по годам: описание, фото
Работы Малевича представляют собой одни из наиболее ярких проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Основоположник супрематизма, российский и советский художник вошел в историю мирового искусства с картиной “Черный квадрат”, но только этой работой его творчество отнюдь не ограничилось. С самыми известными работами художника должен быть знаком любой культурный человек.
Теоретик и практик современного искусства
Работы Малевича ярко отображают положение дел в обществе в начале XX века. Сам художник родился в Киеве в 1879 году.
По его собственным рассказам в автобиографии, публичные выставки художника начались в Курске в 1898 году, хотя никаких документальных подтверждений этому обнаружено не было.
В 1905 году он пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако его не приняли. На тот момент у Малевича в Курске оставалась семья – жена Казимира Зглейц и дети. В их личной жизни наметился раскол, поэтому, даже не поступив, Малевич не захотел возвращаться в Курск. Художник поселился в Лефортово в художественной коммуне. В огромном доме художника Курдюмова жили около 300 мастеров живописи. Малевич прожил в коммуне полгода, но, несмотря на чрезвычайно низкую плату за жилье, через полгода деньги кончились, ему все-таки пришлось вернуться в Курск.
Окончательно перебрался в Москву Малевич только в 1907 году. Посещал занятия художника Федора Рерберга. В 1910 году начал принимать участие в выставках творческого объединения раннего авангарда “Бубновый валет”. Начали появляться картины, которые ему принесли мировую славу и признание.
“Супрематическая композиция”
В 1916 году работы Малевича уже довольно хорошо известны в столицы. В то время появляется “Супрематическая композиция”. Она написана маслом на холсте. В 2008 году была продана на аукционе “Сотбис” за 60 миллионов долларов.
На аукцион ее выставили наследники художника. В 1927 году она экспонировалась на выставке в Берлине.
На открытии галереи ее представлял сам Малевич, однако вскоре ему пришлось вернуться, так как советские власти не продлили ему зарубежную визу. Все работы ему пришлось оставить. Их было около 70. Ответственным был назначен немецкий архитектор Гуго Херинг. Малевич рассчитывал вернуться за картинами в самом ближайшем будущем, но за границу его так больше и не выпустили.
Перед самой своей смертью Херинг передал все работы Малевича, которые хранил у себя много лет, в городской музей Амстердама (известный также, как музей Стелелейк). Херинг заключил договор, согласно которому каждый год в течение 12 лет музей должен был выплачивать ему определенную сумму. В конечном счете, сразу после смерти архитектора, его родственники, оформлявшие наследство, получили всю сумму за раз. Таким образом, “Супрематическая композиция” попала в фонды амстердамского городского музея.
Наследники Малевича принимали попытки вернуть эти картины, начиная с 70-х годов XX века. Но они не увенчались успехом.
Только в 2002 году 14 работ из амстердамского музея были представлены на выставке “Казимир Малевич. Супрематизм”. Она проходила в музее Гуггенхайма в США. Наследники Малевича, некоторые из которых являются гражданами Америки, возбудили иск против голландского музея. Руководство галереи пошло на досудебное соглашение. По его результатам 5 из 36 картин художника были возвращены его потомкам. Взамен наследники отказались от дальнейших претензий.
Эта картина по-прежнему остается самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционе.
“Черный квадрат”
“Черный квадрат” Малевича одна из его самых обсуждаемых работ. Она входит в цикл работ художника, посвященных супрематизму. В нем он исследовал базовые возможности композиции и света. Помимо квадрата, в этом триптихе присутствуют картины “Черный крест” и “Черный круг”.
Картину Малевич написал в 1915 году. Работа была сделана для итоговой выставки футуристов. Работы Малевича на выставке “0,10” 1915 г. были вывешены, что называется, в “красном углу”. В том месте, где в русских избах традиционно висела икона, располагался “Черный квадрат”. Самая загадочная и самая жуткая картина в истории отечественной живописи.
Три ключевые супрематические формы – квадрат, крест и круг, в теории искусства считались эталонами, которые стимулируют дальнейшее усложнение всей супрематической системы. Именно от них в дальнейшем уже рождаются новые супрематические формы.
Многие исследователи творчества художника многократно пытались отыскать изначальный вариант картины, который бы располагался под верхним слоем краски. Так, в 2015 году была проведена рентгеноскопия. В результате удалось вычленить еще два цветных изображения, которые располагались на этом же холсте. Первоначально была нарисована кубофутуристическая композиция, а над ней еще и протосупрематическая. Только затем все заполонил черный квардрат.
Также ученым удалось расшифровать надпись, которую художник оставил на полотне. Это слова “Битва негров в темной пещере”, которые отсылают знатоков искусства к знаменитому монохромному произведению Альфонса Алле, которое тот создал в 1882 году.
Не случайно и название выставки, на который демонстрировались работы Малевича. Фото с вернисажа можно до сих пор отыскать в старых архивах и журналах того времени. Присутствие цифры 10 обозначало предполагаемое организаторами количество участников. А вот ноль говорил о том, что будет экспонироваться “Черный квадрат”, который, по замыслу автора, собирается все свести к нулю.
Три квадрата
Помимо “Черного квадрата” в творчестве Малевича были еще несколько этих геометрических фигур. Да и сам “Черный квадрат” поначалу был простым треугольником. Он не имел строгих прямых углов. Поэтому с точки зрения исключительно геометрии являлся четырехугольником, а не квадратом. Историки искусства отмечают, что все дело не в небрежности автора, а в принципиальной позиции. Малевич стремился создать идеальную форму, которая была бы достаточно динамичной и подвижной.
Также существуют еще две работы Малевича – квадраты. Это “Красный квадрат” и “Белый квадрат”. Картина “Красный квадрат” демонстрировалась на выставке авангардистов “0,10”. Белый квадрат появился в 1918 году. В то время работы Малевича, фото которых сегодня есть в любом учебнике искусства, переживали стадию “белого” периода супрематизма.
“Мистический супрематизм”
С 1920 по 1922 год Малевич работал над картиной “Мистический супрематизм”. Также она известна под названием “Черный крест на красном овале”. Полотно написано маслом на холсте. Оно также было продано на аукционе “Сотбис” за почти 37 тысяч долларов.
По большому счету, это полотно повторяет судьбу “Супрематической конструкции”, которая уже была рассказана. Она также оказалась в коллекциях амстердамского музея, и только после обращения наследников Малевича в суд, им удалось вернуть себе хотя бы часть картин.
“Супрематизм. 18 конструкция”
Работы Малевича, фото с названиями которых можно встретить в любом учебнике по истории искусства, завораживают и приковывают к себе пристальное внимание.
Еще одно интересное полотно – это картина “Супрематизм. 18 конструкция”, написанная в 1915 году. На аукционе “Сотбис” она была продана в 2015 году почти за 34 миллиона долларов. Она также оказалась в руках наследников художника после судебного разбирательства с амстердамским городским музеем.
Еще одной картиной, с которой расстались голландцы, стала “Супрематизм: живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении”. Она обрела своего владельца в 2011 году. Ее приобрел институт искусств в Чикаго за сумму, которую не пожелал разглашать для публики. А вот работу 1913 года – “Письменный стол и комната” можно было увидеть на крупной выставке Малевича в мадридской галерее “Тейт”. Причем картина была выставлена анонимно. Что имели в виду организаторы – неясно. Ведь в тех случаях, когда истинный владелец полотна желает остаться инкогнито, объявляют, что картина находится в частном собрании. Здесь же используется принципиально другая формулировка.
“Супрематическая композиция”
Работы Малевича, описание которых вы найдете в этой статье, дадут вам достаточно полное и четкое представление о его творчестве. Например, картина “Супрематическая композиция” была создана в 1919—1920 годах. В 2000-м на аукционе “Филлипс” ее продали за 17 миллионов долларов.
Эта картина, в отличие от предыдущих, после отъезда Малевича из Берлина в Советский Союз, осталась в Германии. В 1935 году ее вывез в США директор нью-йоркского музея современного искусства Альфред Барр. 20 лет она выставлялась в США в рамках выставки “Кубизм и абстрактное искусство”. Дело в том, что картину пришлось срочно вывозить – в Германии к тому времени к власти пришли нацисты, творчество Малевича попало в немилость. Его нацистское начальство относило к образцам “дегенеративного искусства”. Сначала директор Ганноверского музея прятал полотно у себя в подвале, а затем тайно передал Барру, который вывез бесценное произведение в США.
В 1999 году нью-йоркский музей вернул наследникам Малевича эту картину и несколько его графических работ.
Автопортрет художника
В 1910 году Малевич написал свой автопортрет. Это один из трех его автопортретов, написанных в этот период. Хорошо известно, что два других хранятся в отечественных музеях. Эти работы Малевича в Третьяковской галерее можно увидеть.
Третий же автопортрет был продан на аукционе. Изначально он находился в частной коллекции Георгия Костаки. В 2004 году на аукционе “Кристи” в Лондоне автопортрет нашел своего владельца всего за 162 тысячи фунтов стерлингов. Всего, потому что за последующие 35 лет его стоимость выросла примерно в 35 раз. Уже в 2015 году полотно продали на аукционе “Сотбис” почти за 9 миллионов долларов. Действительно, выгодное вложение денег.
“Голова крестьянина”
Если анализировать работы Малевича по годам, то можно установить определенную тенденцию, с помощью которой проследить, как развивалось его творчество.
Наглядный пример для этого – картина “Голова крестьянина”, написанная в 1911 году. В 2014-м на аукционе “Сотбис” в Лондоне она ушла с молотка за 3,5 миллиона долларов.
Впервые публика увидела эту картину Малевича в 1912 году на выставке “Ослиный хвост”, которая была организована Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. После этого она участвовала в берлинской выставке 1927 года. Тогда сам Малевич подарил ее Гуго Херингу. Уже от него она по наследству перешла его жене и дочери. Наследники Херинга продали картину только в 1975 году, после его смерти.
В Русском музее
Работы Малевича в Русском музее представлены весьма широко. Здесь, пожалуй, находится самая богатая коллекция его произведений. К творчеству этого реформатора и педагога относятся с пиететом, его полотнам отводят самые почетные места.
Всего в фондах Русского музея сегодня находятся около 100 живописных работ, плюс не менее 40 графических. Многие из них с новыми датировками. Более точными. Уникальность коллекции, представленной в Русском музее, заключается еще и в том, что работ не просто много, они еще охватывают максимально широкий диапазон его творчества. Представлены как ранние произведения, практически первые опыты в живописи, так и поздние реалистичные портреты, на которых совсем не узнать кисть художника, который рисовал “Черный квадрат”.
Смерть художника
Казимир Малевич умер в Ленинграде в 1935 году. Согласно его завещанию, тело положили в супрематический гроб, представляющий собой крест с раскинутыми руками, и кремировали.
Работы Малевича по годам: описание, фото
Содержание статьи
- Работы Малевича по годам: описание, фото
- В чем смысл “Черного квадрата” Малевича
- Как узнать автора картины
Русский музей стал сегодня настоящим пристанищем для большей части творческого наследия Казимира Малевича, не разошедшегося по частным коллекциям. Здесь можно познакомиться с работами отечественного реформатора и педагога, которые относятся, как к раннему периоду его творчества, так и ко времени художественной деятельности зрелого и сформировавшегося авангардиста. Причем кисть мастера на них можно только с большой натяжкой ассоциировать с наиболее известной в мире картиной «Черный квадрат».
Примечательно, что по завещанию Казимира Севериновича кремация его тела после смерти в 1935 году была произведена в Ленинграде в супрематическом гробу, изготовленном в форме креста.
Исторические сведения
Казимир Малевич появился на свет в 1879 году в Киеве. По его художественным работам можно очень хорошо понять состояние общества в начале прошлого столетия. Со слов самого художника, его дебютные выставки картин проходили уже в 1898 году в Курске. А в 1905 году он предпринял неудачную попытку поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время его жена Казимира Зглейц с детьми осталась жить в Курске, а глава семейства решил даже после провала на экзаменах не возвращаться назад, а попытать счастья в художественной коммуне, расположенной в Лефортово.
Живя в большом коллективе, состоявшем из 300 мастеров кисти, в доме художника Курдюмова в течение полугода, Малевич пытался сэкономить на бытовых издержках. Однако через 6 месяцев даже такой скромной жизни он истратил все свои сбережения и вынужден был вернуться в Курск. И только в 1907 году Казимир смог перебраться в Москву на постоянное жительство. В это время он начал посещать занятия знаменитого художника Федора Рерберга. А в 1910 году его уровень мастерства уже позволил выставляться в галереях творческого объединения «Бубновый валет», где были представлены работы отечественных авангардистов.
Супрематическая композиция
Картина, написанная на холсте маслом и названная «Суперматическая композиция», была представлена столичной публике на обозрение в 1916 году, когда имя Малевича уже было
хорошо известно в творческих кругах. Интересно, что в 2008 году на аукционе «Сотбис» она была реализована наследниками автора по цене 60 млн долларов США. До сих пор это полотно является самым дорогим с коммерческой точки зрения творением прославленного художника.
История этой картины включает и такое памятное событие, как берлинская выставка в 1927 году, где ее представлял сам Малевич. Примечательно, что из-за невозможности продления визы советской стороной художник прервал тогда свою творческую командировку и вернулся на Родину. Около 70 картин пришлось оставить на попечение немецкого архитектора Гуго Херинга.
А так как владельца этих полотен больше не выпустили заграницу, то через некоторое время ответственный хранитель передал их амстердамскому музею искусств на коммерческих условиях.
Наследники Малевича впоследствии не оставили своих надежд вернуть эти картины путем судебных разбирательств. Однако все попытки в советское время были безуспешны. И только в 2002 году во время выставки 14 работ из общей коллекции в США (музее Гуггенхайма) американское гражданство потомков прославленного художника позволило в досудебном порядке вернуть часть из них. В результате только 5 полотен из общего числа были возвращены настоящим владельцам. Причем их соглашение с музеем из Нидерландов подразумевает полное исключение дальнейших претензий на право собственности всей коллекции.
Черный квадрат
Работа Малевича «Черный квадрат», написанная в 1915 году, является самым известным в мире произведением, вышедшим из-под его кисти, и входит в тематическую коллекцию, посвященную супрематизму. Исследуя композиционные сочетания света и геометрии, он развил этот аспект до триптиха, в который также вошли «Черный крест» и «Черный круг».
Создание этого произведения было приурочено к выставке футуристов «0,10». Причем картина была размещена наподобие иконы в деревенской избе, в так называемом, «красном углу», чтобы особенным образом выделить ее из всей представленной композиции. До сих пор эту работу Малевича считают самой мистической и жуткой во всей истории живописи в нашей стране.
А весь триптих, описывающий главные супрематические формы (квадрат, крест и круг), стал фундаментальным уложением общей системы супрематизма. Из них выходят прочие формы этого вида авангардного искусства. Исследователи работ Малевича регулярно не оставляют своих попыток разобраться в первом варианте картины. В этой связи в 2015 году на основании рентгеноскопии удалось выделить 2 дополнительных цветных изображения. Таким образом, в основании холста была изображена кубофутуристическая композиция, на нее нанесена простосупрематическая, а сверху наложено изображение квадрата черного цвета.
Кроме того, на полотне имеется надпись «Битва негров в темной пещере», укрытая под верхним слоем краски. В этом смысле исследователи проводят аналогию с монохромной картиной Альфонса Алле, написанной в 1882 году, и объясняют название самой выставки, где была представлена работа изначально. Они трактуют число «10» в качестве количества участников, а «0» принимают за конечный исход всего сущего в философском понимании бытия.
Три квадрата
Геометрия квадрата всегда очень серьезно привлекала художника. Он даже с формой «Черного квадрата» успел немало поэкспериментировать, создав изначально треугольник, а потом изменив его на четырехугольник с нарушенной геометрией прямых углов. Специалисты считают это не небрежностью автора, а именно способом создания идеальной пропорции в фигуре, которая должна воплощать собой динамику и подвижность.
Кроме известного всем «Черного квадрата» Малевич написал еще «Красный квадрат» и «Белый квадрат». Причем первую из указанных работ он также представил на выставке авангардистов «0,10».
Мистический супрематизм
Художественная работа «Мистический супрематизм» была написана в период с 1920 года по 1922 год. У нее имеется и другое название – «Черный крест на красном овале». Полотно выполнено на холсте масляными красками.
На аукционе «Сотбис» данная картина была оценена в 37 000 долларов США. Ее судьба полностью повторяет историю «Супрематической конструкции». Оба полотна в свое время оказались выставленными в экспозиции амстердамского музея искусств.
Супрематизм. 18 конструкция
Данная картина была написана в 1915 году. А в 2015 году за 34 млн долларов США она была продана наследниками Малевича в частную коллекцию на аукционе «Сотбис».
Супрематическая композиция
Картина была написана в период с 1919 года по 1920 год. В 2000 году ее стоимость на аукционе «Филлипс» составила 17 млн. долларов США.
История данного полотна после 1935 года, когда пришедшие к власти в Германии нацисты не жаловали искусство абстракционизма, связана со срочным пересечением им Атлантики. Долгие годы картина украшала экспозицию «Кубизм и абстрактное искусство» в нью-йоркском музее искусств. А в 1999 году она перешла к наследникам вместе с еще несколькими графическими работами Малевича.
Автопортрет художника
Собственный портрет Малевич изобразил на холсте в 1910 году. Всего у художника имеется три автопортрета, написанных в этот период творчества. Две работы сегодня находятся в составе экспозиции Третьяковской галереи, а третья была продана на лондонском аукционе «Кристи» в 2004 году за 162 000 фунтов стерлингов.
Интересно, что на аукционе в «Сотбис» в 2015 году эта картина известного художника уже была оценена в 9 млн долларов США.
Голова крестьянина
Картина «Голова крестьянина» (1911) очень показательна в качестве примера для установления общей тенденции развития творчества отечественного художника.
В 2014 году она была продана на лондонском аукционе «Сотбис». Ее стоимость тогда составила 3,5 млн долларов США. А перед этим история данного полотна была связана с выставкой «Ослиный хвост» (1912), галереей в Берлине (1927), владением Гуго Херингом, его женой и дочерью, а также продажей в частную коллекцию в 1975 году.
Источники:
https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-malevicha.html
https://fb.ru/article/307071/rabotyi-malevicha-po-godam-opisanie-foto
https://www.kakprosto.ru/kak-976385-raboty-malevicha-po-godam-opisanie-foto