14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется такой образ в литературоведении. Понятие образ в литературоведении

Содержание

Как называется такой образ в литературоведении. Понятие образ в литературоведении

Понятие образ в литературоведении

В целом под художественным образом в гносеологии принято понимать — разновидность образа вообще, который несет в себе результат освоения сознанием человека окружающей его действительности.

Художественный образ в эстетике является результатом творческого осмысления изображаемой писателем объективной реальности.

Понятие «образ» в литературоведении существенно отличается от языкового образа.

Литературный образ типичен, несет в себе отпечаток действительности и является носителем не одной авторской идеи, а совокупности идей. Он предстает как результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с неограниченными духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и идеалами. В образе наряду с объективно существующим и сущностным запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть все, что относится к субъективной, эмоциональной сфере бытия, его непроявленным внутренним потенциям.

Литературный образ выделяется своей конкретностью, доступностью к восприятию, сочетаемостью общего и частного, знаковостью, символичностью, субъективностью, детализированностью, типичностью, эмоционально-экспрессивной окрашенностью, самоценностью, неисчерпаемостью, самостоятельностью.

Художественный образ является ответом на вопрос, который интересует художника, но в то же время это и новый вопрос.

Одной из характерных черт художественного образа, выступает его максимальная емкость содержания. Каким бы ни был образ по структуре своей поэтики, он всегда представлен в виде целого [13].

Образ выражает собой индивидуальные видения писателем явлений жизни при помощи художественного вымысла наиболее характерных, типических особенностей.

В понятии «образа» заключен сам тип видения художником и отражения жизни. Однако в практике искусства данные отражения представлены гораздо сложнее. Художественное творчество не ставит целей, создания отдельного образа. Художественное произведение представляет собой целое, то есть включает в себя систему образов, которая является объединенной основной идеей. Здесь следует говорить не об образе, а об образности, как более широком понятии, включающим в свое значение то, что образ существует не изолированно, а в системе и тем самым реализует основную идею писателя.

Однако, как пишет исследователь Л. Тимофеев «в самом произведении мы конечно имеем дело с рядом отдельных, единичных образов, отражающих те или иные стороны жизни, являющихся суждениями художника о них. Анализируя произведение, мы устанавливаем, какие образы в него входят, какие стороны жизни в них отражены, как они взаимоотносятся, какой целостный вывод вытекает из всего произведения о той стороне жизни, которая отражена во всей сложности этих образов»[11].

Подводя итог выше сказанному, отметим, что образ является ценным сам по себе и во взаимодействии с системой образов. В данной работе мы будем пользоваться следующим определением образа — это совокупность представлений художником о мире, запечатленных с помощью ряда художественных приемов и сосуществующем в произведении с другими видениями окружающей среды писателем, образующих систему образов, но при этом не теряющем своей значимости вне данной системы.

Что такое художественный образ в литературе?

Важнейшей категорией литературы, определяющей ее суть и специфику, является художественный образ. Какое значение имеет это понятие? Под ним подразумевают явление, которое творчески воссоздает автор в своем творении. Образ в художественном произведении представляется результатом осмысленных писателем выводов о каком-то процессе или явлении. Особенность этого понятия в том, что оно не только помогает осмыслить действительность, но и создать свой вымышленный мир.

Попробуем проследить, что такое художественный образ, его виды и средства выражения. Ведь любой писатель старается изобразить те или иные явления так, чтобы показать свое видение жизни, ее тенденции и закономерности.

Что такое художественный образ

Отечественное литературоведение заимствовало слово «образ» из киево-церковной лексики. Оно имеет значение — лицо, щека, а переносный его смысл — картина. Но нам важно проанализировать, что такое художественный образ. Под ним имеют в виду конкретную, а иногда обобщенную картину жизни людей, которая несет эстетическое значение и создается с помощью вымысла. Элемент или часть литературного творения, обладающий самостоятельной жизнью — вот, что такое художественный образ.

Такой образ называется художественным не потому, что идентичен реальным предметам и явлениям. Просто автор преобразует действительность с помощью своей фантазии. Задача художественного образа в литературе не просто копировать действительность, а передавать самое важное и существенное.

Читать еще:  Пелевин любовь. «Любовь к трем цукербринам» Виктора Пелевина: нас всех тошнит

Так, Достоевский в уста одного из своих героев вложил слова о том, что по фотографии редко можно узнать человека, потому что лицо не всегда говорит о самых важных чертах характера. По фотографиям Наполеон, например, некоторым кажется глупым. Задача писателя — показать в лице и характере самое главное, специфическое. Создавая литературный образ, автор словами отображает человеческие характеры, предметы, явления в индивидуальной форме. Под образом литературоведы подразумевают следующее:

  1. Персонажей художественного произведения, героев, действующих лиц и их характеры.
  2. Изображение действительности в конкретной форме, с помощью словесных образов и тропов.

Каждый образ, созданный писателем, несет собой особую эмоциональность, оригинальность, ассоциативность и емкость.

Изменение форм художественного изображения

По ходу того, как меняется человечество, так происходят изменения в изображении действительности. Существует разница между тем, какой художественный образ был 200 лет назад, и какой он сейчас. В эпоху реализма, сентиментализма, романтизма, модернизма авторы по-разному отображали мир. Действительность и вымысел, реальность и идеал, общее и индивидуальное, рациональное и эмоциональное — все это менялось в ходе развития искусства. В эпоху классицизма писатели выдвигали на первый план борьбу чувств и долга. Часто герои выбирали долг и жертвовали личным счастьем во имя общественных интересов. В эпоху романтизма появились герои-бунтари, которые отвергали общество или оно их.

Реализм внес в литературу рациональное познание мира, научил выявлять причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Модернизм призвал писателей познавать мир и человека иррациональными средствами: вдохновением, интуицией, озарением. У реалистов во главе всего стоит человек и его отношения с окружающим миром. Романтики заинтересованы во внутреннем мире своих героев.

Читателей и слушателей тоже можно назвать каким-то образом сотворцами литературных образов, потому что важно их восприятие. В идеале читатель не просто пассивно стоит в стороне, а пропускает образ через свои собственные ощущения, мысли и эмоции. У читателей различных эпох открываются совсем другие стороны того, какой художественный образ изобразил писатель.

Четыре вида литературных образов

Художественный образ в литературе классифицируют по различным основаниям. Все эти классификации только дополняют друг дружку. Если делить образы на виды по количеству слов или знаков, их создающих, то выделяются следующие изображения:

  • Небольшие образы в виде деталей. Примером образа-детали может служить знаменитая куча Плюшкина, сооружение в виде нагромождения. Она очень отчетливо характеризует своего героя.
  • Интерьеры и пейзажи. Иногда они являются частью образа человека. Так, Гоголь интерьеры и пейзажи постоянно меняет, делает их средствами создания характеров. Пейзажную лирику читателю очень легко представить.
  • Образы персонажей. Так, в произведениях Лермонтова человек со своими чувствами и мыслями находится в центре событий. Персонажей еще принято называть литературными героями.
  • Сложные литературные системы. В качестве примера можно назвать образ Москвы в лирике Цветаевой, России в творчестве Блока, Петербурга у Достоевского. Еще более сложной системой является образ мира.

Классификация образов по родовой и стилевой специфике

Все словесно-художественные творения принято делить на три рода. В связи с этим образы могут быть:

У каждого писателя есть свой стиль изображения персонажей. Это дает повод классифицировать образы на:

  • реалистические;
  • романтические;
  • сюрреалистические.

Все образы создаются по определенной системе и законам.

Деление литературных изображений по характеру обобщенности

Неповторимостью и самобытностью характеризуются индивидуальные образы. Они придуманы воображением самого автора. Индивидуальные образы применяют романтики и писатели-фантасты. В произведении Гюго «Собор Парижской Богоматери» читатели могут видеть необычного Квазимодо. Индивидуальным является Волан в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», Демон в одноименном произведении Лермонтова.

Обобщающим образом, противополжным индивидуальному, является характерный. Он содержит в себе характеры и нравы, имеющиеся у людей определенной эпохи. Таким являются литературные герои Достоевского в «Братьях Карамазовых», «Преступлении и наказании», в пьесах Островского, в «Сагах о Форсайтах» Голсуорси.

Высшей ступенью характерных персонажей являются типичные образы. Они были самыми вероятными для той или иной эпохи. Именно типичные герои встречаются чаще всего в реалистическойой литературе XIX века. Это отец Горио и Гобсек Бальзака, Платон Каратаев и Анна Каренина Толстого, мадам Бовари Флобера. Порой создание художественного образа предназначено для того, чтобы запечатлеть социально-исторические признаки эпохи, общечеловеческие черты характера. В перечень таких вечных образов можно занести Дон Кихота, Дон Жуана, Гамлета, Обломова, Тартюфа.

Из рамок индивидуальных персонажей выходят образы-мотивы. Они постоянно повторяются в тематике произведений какого-то автора. В качестве примера можно привести «деревенскую Русь» у Есенина или «Прекрасную Даму» у Блока.

Типичные образы, встречаемые не только в литературе отдельных писателей, но и наций, эпох, называют топосом. Такие русские писатели как Гоголь, Пушкин, Зощенко, Платонов использовали в своих сочинениях топосный образ «маленького человека».

Общечеловеческий образ, который бессознательно передается от поколения к поколению, называется архетипом. К нему относят мифологических персонажей.

Читать еще:  Восточная пословица сильный. Восточная мудрость: цитаты, афоризмы, высказывания

Средства создания художественного образа

Каждый писатель в меру своего таланта раскрывает образы доступными ему средствами. Чаще всего, он делает это через поведение героев в определенных ситуациях, через его взаимосвязь с окружающим миром. Из всех средств художественного образа немаловажную роль играет речевая характеристика героев. Автор может использовать монологи, диалоги, внутренние высказывания человека. К событиям, происходящим в книге, писатель может давать свою авторскую характеристику.

Иногда читатели наблюдают в произведениях неявный, потаенный смысл, что называется подтекстом. Большое значение имеет внешняя характеристика героев: рост, одежда, фигура, мимика, жесты, тембр голоса. Проще это назвать портретом. Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несут в произведениях детали, выражающие подробности. Чтобы выразить смысл какого-то явления в предметной форме, авторы используют символы. Представление о среде обитания того или иного героя дает описание внутренней обстановки помещения — интерьер.

В каком порядке характеризуется литературный

образ персонажа?

Создать художественный образ человека одна из важнейших задач любого автора. Вот по какому плану можно охарактеризовать того или иного персонажа:

  1. Укажите место персонажа в системе образов произведения.
  2. Охарактеризуйте его с точки зрения социального типа.
  3. Опишите внешность героя, портрет.
  4. Назовите особенности его мировосприятия и мировоззрения, умственные интересы, способности и привычки. Опишите, чем он занимается, его жизненные принципы и влияние на окружающих.
  5. Охарактеризуйте сферу чувств героя, особенности внутренних переживаний.
  6. Проанализируйте авторское отношение к персонажу.
  7. Раскройте самые важные черты характера героя. Как их открывает автор, другие персонажи.
  8. Проанализируйте поступки героя.
  9. Назовите индивидуальности речи персонажа.
  10. Каково его отношение к природе?

Мега, макро и микро-образы

Иногда текст литературного творения воспринимается как мегаобраз. У него есть самостоятельная эстетическая ценность. Литературоведы отдают ему высшую родовую и неделимую величину.

Для изображения жизни в больших или меньших отрезках, картинах или частях используют макрообразы. Композицию макрообраза составляют небольшие однородные образы.

Самым малым размером текста отличается микрообраз. Он может быть в виде небольшого отрезка изображенной художником действительности. Это может быть одно фразовое слово (Зима. Мороз. Утро.) или предложение, абзац.

Образы-символы

Характерной чертой таких образов является метафоричность. Они несут собой смысловую глубину. Так, герой Данко из произведения Горького «Старуха Изергиль» является символом абсолютной самоотверженности. Ему противостоит в книге другой герой — Ларра, который является символом эгоизма. Писатель создает литературный образ-символ для скрытого сравнения, чтобы показать переносный его смысл. Чаще всего символика встречается в лирических творениях. Стоит вспомнить стихотворения Лермонтова «Утес», «На севере диком стоит одиноко. «, «Листок», поэму «Демон», балладу «Три пальмы».

Вечные образы

Существуют изображения неувядаемые, в них сочетается единство исторических и общественных элементов. Такие персонажи мировой литературы называют вечными. Сразу приходят на ум Прометей, Эдип, Кассандра. Любой интеллигентный человек добавит сюда Гамлета, Ромео и Джульетту, Искандера, Робинзона. Существуют бессмертные романы, новеллы, лирика, в которых новые поколения читателей открывают небывалые глубины.

Художественные образы в лирике

Необычным взглядом на обычные вещи позволяет посмотреть лирика. Зоркий взгляд поэта замечает самые каждодневные вещи, приносящие счастье. Художественный образ в стихотворении может быть самым неожиданным. У некоторых это небо, день, свет. У Бунина и Есенина — береза. Особой нежностью наделены образы любимой или любимого. Очень часто встречаются образы-мотивы, такие как: женщина-мать, жена, невеста, возлюбленная.

Разновидности и классификация литературных образов. Классификация литературных образов по смысловой обобщенности

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ:

1. Классификация по предметности:

— образы-детали (статичные описательные фрагментарные образы): пейзаж, портрет, интерьер;

— образы-события (динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности);

— образы характеров и обстоятельств (герои в коллизиях и конфликтах);

— образы судьбы и мира (глобальные образы бытия вообще в понимании художника)

2. Классификация по смысловой обобщенности

— Индивидуальные (неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника);

— Характерные (отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевают нравы и обычаи,

распространенные в данную эпоху и в данной среде);

— Типические (это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты).

— Мотив (образ, повторяющийся в произведениях одного или многих авторов);

— Топос (образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации);

— Архетип (образ, заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития).

3. Классификация по структуре

— автологические (самозначимые, ПС=ПВ);

— металогические (метафоры и тропы, ПС>ПВ);

— аллегорические и символические (суперлогические, ПС>ПВ по всеобщности, отвлеченности)

Образ-деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи.

Художественный характер – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью. Характер раскрывает исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь) и авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования.

Читать еще:  Российские художники 19. Основные представители - Художники и искусство XlX века

Типв литературе и искусстве – обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерный для определенной общественной среды.

Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.

Топос (“общее место”) – образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации.

Таковы топосы “мир как книга” в культуре европейского Средневековья, “мир как театр” – в культуре Возрождения; таковы топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.).

Архетипы (термин “аналитической” психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) – мотивы и их комбинации, наделенные свойством “вездесущности”, универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т.п.), а также художественном творчестве вплоть до современности.

В современном литературоведении архетипами называют также неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (“преображение” как смена одежд или насыщение, “битва” как жатва и др. в метафорическом строе русской поэзии 20 в.) или универсально распространенные сюжеты (мифы о потопе, представления о “мировом древе” и их отражения в литературе).

14. Классификация художественных образов по структуре ( по соотношению предметного и смыслового планов).

Структура образа включает в себя соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, и поэтому подразделяется на две большие группы.

— Первая группа состоит из автологических,«самозначимых» образов, в которых оба плана совпадают.

Вообще, “автологией” (от гр. αὐτός– “сам” иλόγος – “слово”, “смысл”) называют употребление слов в их прямом значении. С языковой точки зрения, автологичный образ – это образ, который передан обычными словами, без тропов.

Еще такие образы часто называют “образ-тип”, они могут радовать нас узнаванием – “точно”, “да, я такое видел”, “ну как будто он с натуры записывал”, но при этом это не просто набросок с натуры, для того, чтобы побаловать нас таким вот эффектом, автор берет из “ряда похожих предметов один и наделяет его чертами, которые были собраны с большого числа отдельных представителей этой группы”. Типично можно изобразить людей и предметы, местность, обстоятельства, отношения – да что угодно! Этот вид образности очень распространен сейчас.

— Вторая группа — это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Такие образы – не самодостаточны, значение их всегда лежит где-то в иной плоскости. Они не лучше и не хуже автологичных образов. Просто другие Это всё образы-тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха. К группе металогичных образов относят символ, аллегорию, подтекст.

Символ — часто символ называют высшей ступенью образности; его “чувственная основа” помимо своего собственного значения указывает еще на другие значения и идеи, которые непосредственно изображенным предметом не обозначаются. Например, “алые паруса”: паруса необычного цвета – примета, по которой герои узнают друг друга – символ любви как рукотворного чуда. Образ-символ может родиться из конкретной образности произведения или цикла произведений. Образ первоначально символом не является, а символическое значение приобретает уже в произведении.

Аллегория (гр. ἀλληγορία – иносказание) – вид образности, где предмет становится знаком идеи, которая полностью абстрагирована от его прямого значения; а значит, чувственный образ и идея связаны формально, а не по сути. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках (изображение Фемиды)– аллегория абстрактной идеи правосудия. Аллегория возникла на почве мифологии, прижилась в фольклоре. Использовалась в изобразительных искусствах. Из литературных жанров аллегорией пользуются басни, притчи, моралите; аллегорический тип образности был основным для литератур средневековья и классицизма.

От символа аллегорию отличает еще и то, что идея в ней – рациональна и однозначна, а в символе – эмоциональна и многозначна.

В широком смысле аллегорией иногда называют любое иносказательное выражение мыслей, имея ввиду то, что любой образ так или иначе выражает какую-то идею.

Подтекст (буквально – то, что лежит под текстом) – глубинное значение, не то, которое лежит на поверхности. Это вид образности, в котором конкретно-чувственный образ кроме собственного значения содержит еще и припрятанный намек (“фигу в кармане”, как у Горалик). Эта дополнительная идея не называется прямо, но она может существенно менять весь смысл сказанного.

Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.

Источники:

http://studbooks.net/773026/literatura/ponyatie_obraz_literaturovedenii
http://www.syl.ru/article/365875/chto-takoe-hudojestvennyiy-obraz-v-literature
http://studopedia.ru/10_305218_raznovidnosti-i-klassifikatsiya-literaturnih-obrazov-klassifikatsiya-literaturnih-obrazov-po-smislovoy-obobshchennosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector