4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как в литературе раскрывается тема трусости. Трусость – аргументы

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Смелость и трусость». АРГУМЕНТЫ

Только авторские материалы! Используя материалы на других сайтах, необходимо делать ссылку на сайт автора!

Тема «Смелость и трусость» может рассматриваться в следующих аспектах:

  • Смелость и трусость на войне
  • Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов
  • Смелость и трусость человека в отдельности и всего общества в тоталитарном государстве.

Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один стал предателем, а другой –героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа.

В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать. Никому, никому. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий, трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться Тарас.

Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.

Жить и всю жизнь дрожать, бояться, как бы не вышло чего, как бы не случилось что-то страшное. Именно так прожил всю жизнь герой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Он хорошо усвоил слова отца:« …коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».Вот пискарь и смотрел в оба, никого к себе не приглашал, отгородился ото всех, всего боялся, как бы рыба большая его не съела. Но самое интересное то, что себя-то пискарь считал мудрым (отсюда название сказки), ведь он нашёл способ обезопасить себя. На самом же деле это не «премудрость», а глупость, приведшая к бесполезному существованию. С сарказмом называет автор героя «премудрым», подчёркивая этим всю никчемность его жизни. А жизнь- то уже прошла. Пискарь в конце и сам понял, что это было «болезненное существование». Вот и ждёт он смерти, когда же она окончательно освободит его от всего этого: «…Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет…».Жить, трусливо по ночам выглядывая из своей норы, — что может быть ужаснее? «Пискарь»- от слова пищит, герой попискивает, прячась в норе.

«И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». Даже щука не захотела съесть его, поэтому умер он, скорее всего, сам, «…потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

Жанр сказки помог автору ярче показать тип людей, которые ограждают себя от трудностей жизни, пытаются жить в своём микромире, ничем вокруг не интересуясь, всего боясь, стремясь быть невидимыми, незаметными ( пискарь «…жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…»,- так пишет о нём автор) Эта жизненная и душевная трусость никогда не сделает людей счастливыми. Страшно, если раскаяние придёт к ним, как и к пискарю, уже в конце жизни, скорее даже не раскаяние, а осознание того, что жизнь прожита зря.

  1. М.А.Шолохов «Судьба человека»

Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми.

Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал, ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!

Читать еще:  Лондон железная пята скачать fb2. Быков В.: Джек Лондон "Железная пята"

Смелость – это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста ( «…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой» перешёл черту, за которой – предательство, душевная гибель, смерть других людей.

Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.

Что делает на войне одного человека смелым, решительным, а другого — трусом? Почему одни становятся героями, а другие — предателями народа? Над этим размышляет В.Быков в своём произведении «Сотников». Показывая судьбу двух героев на войне — Сотникова и Рыбака, он отмечает, что смелым и трусом человек становится не случайно в любой обстановке, а тем более на войне. В основе всех поступков лежат те нравственные принципы, та духовная основа, которая свойственна каждому человеку. Что дорого, что ценно в этой жизни: жизнь близких, народа, свобода страны или боязнь умереть, стремление выжить любой ценой, даже ценой предательства? Именно это двигало поступками героев. Сотников, всегда стремившийся к справедливости, ёщё до войны никогда не подводивший своих товарищей, проявил смелость на войне , сражаясь за страну, понимая, что от него зависит судьба людей тех, кто рядом ( партизан, ждущих его с продуктами, Дёмичихи с детьми, старосты, не сообщившего немцам о них). Он всё берёт на себя, пытается хоть в последние минуты спасти тех, кому грозит гибель. Не о себе, не о своей жизни думает он, а о других. Хотя, конечно, и ему, как и всем, хочется жить. Но он думает о том, как достойно встретить смерть, не быть трусом, а проявить решимость и смелость в последние минуты своей жизни. Погибают Сотников, Демичиха, староста, никого не пощадили враги.

Иные принципы у Рыбака. Он всегда отличался стремлением уйти от наказания, вывернуться. Так и на войне он словно продолжает эту игру, игру с жизнью: идёт на сделку с фашистами, думая, что и здесь в очередной раз ему как-нибудь удастся спастись, убежать, думая, что «чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит…».Но предательство приводи к душевной смерти, трусость — к нравственному опустошению. Именно он казнит Сотникова, своего бывшего товарища. Назад, к своим товарищам, своему народу уже нет пути.

Смелость и трусость… Человеку свойственно выбирать между ними. Как поступит человек перед лицом смерти? Как писал автор, «…да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?» Не дать страху преодолеть себя, не стать трусом, выстоять — вот цели смелого, решительного человека, способного не сломиться перед лицом смерти, остаться верным нравственным идеалам, людям, самому себе.

Страшно жить в тоталитарном государстве, когда попираются все права человека, когда он становится маленьким винтиком в огромном механизме адской машине, превращающей человека в одного из массы, лишая его индивидуальности. Страх может сковать почти всё общество, когда люди начинают бояться каждого шороха, звука приближающихся шагов, шума остановившейся в ночи машины у дверей дома, когда проявляют обыкновенную трусость, видя, как арестовывают ни в чём не повинных людей, но молчат. О периоде сталинских репрессий написал А.И.Солженицын роман «Архипелаг ГУЛАГ». Сколько судеб проходит перед глазами читателей, поражающихся несправедливости, жестокости и унижениям, которые пришлось испытать людям! Боязнь и страх словно сковывали людей. Страх быть арестованным, страх перед неизвестностью, после ареста, страх за судьбу близких — всё это испытывал каждый, за которым приезжали представители НКВД. А ещё в душе каждого теплилась надежда, что всё это случайность, что всё скоро закончится, каждый думал, что он-то уж точно не виноват, а невиновных арестовывать не будут, скоро во всём разберутся. Но как наивны были их надежды! Автор писал, что во многом виноваты сами люди: надо было возмущаться, кричать, сопротивляться. « Если бы люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, — а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, молотками, кочергами, с чем придётся? ..Органы быстро бы недосчитались сотрудников и подвижного состава, и, несмотря на всю жажду Сталина, — остановилась бы проклятая машина! Если бы… если бы…»Легко управлять народом, который боится, который молчит и не сопротивляется беззаконию. Да, страх миллионов людей , наряду со многими другими причинами, привёл к тоталитаризму. Но не все молчали. Были и такие, которые гордо смотрели следователям в лицо, до конца оставались решительными, бросая в глаза мучителям смелые взгляды, кто не подписывал ничего, что свидетельствовало об их, якобы, шпионстве. Автор о многом заставляет задуматься читателей: и о беззаконии, которое может допустить народ, боясь говорить правду, и о необходимости совместно выступать против любого рода несправедливости, о необходимости защищать свои права, проявляя смелость, решительность. Страх порождает трусость, боязнь что- либо предпринять и ради своей свободы, и ради справедливости в обществе вообще. А этого нельзя допускать !

Читать еще:  Совместимы ли скорочтение и художественная литература. Выбор книги для чтения

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Проблема “смелости и трусости”. Аргументы к итоговому сочинению, тезисы?

ЕГЭ 2018: сочинение на тему “смелость и трусость”, как писать, какие примеры привести из литературы?

Сочинение на данную тему нужно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личностей – от решительности и смелости одних героев, проявления силы воли и силы духа до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабые черты характера, которые часто доходят до предательства.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

В качестве примеров можно взять сопоставление Гринева и Швабрина из “Капитанской дочки”: первый готов был умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.

Евгений Онегин по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества и даже в вопросе дуэли с Ленским не смог пойти вопреки устоявшемуся мнению. Пусть даже он это общество и презирал, однако не мог не считаться с ним.

В “Герое нашего времени” слабую волю проявил Грушницкий – сцена его дуэли с Печориным ясно показывает его слабохарактерность: он знал, что пистолет Печорина не заряжен, тем не менее выстрелил.

Ярче всего эта тема проявляется в критических ситуациях – например, в произведениях, описывающих войну.

В “Войне и мире” множество примеров: например, трус Жерков, уклоняющийся от боев и прикрывающийся поисками своей батареи, и храбрый Андрей Болконский, умеющий своей смелостью вдохновить всех вокруг.

Подобный выбор может оказаться перед каждым из нас, и именно от нас зависит, как мы поведем себя в таких ситуациях – достойно или укроемся в раковину.

Смелость и трусость – понятия, которые отличны между собой, но вместе с тем переплетены друг с другом. Ведь один и тот же человек может быть и трусливым, и смелым, в зависимости от того, чего требует окружающая его обстановка в данный момент.

Смелость не всегда полезна, если она лишена благоразумия, то становится похожей на ту же трусость, только другого порядка. Так, например, в “Герое нашего времени” Грушницкий не принял предложения своего бывшего друга Печорина не стреляться, отважно заявив, что намерен стреляться. Ни к чему хорошему это не привело: Грушницкий, как мы помним, погиб.

Несмотря на свою иррациональность, смелость иногда продиктована правильными соображениями, пусть при этом она становится угрозой для собственной жизни. Так, например, в “Девочке из города” Воронковой мы видим смелую девочку Валентинку, которая не побоялась ледяной воды и спасла мальчика по имени Романок, сняв его со льдины и вытащив на берег.

Трусость же иногда тоже благоразумна, ибо она сковывает эмоциональные порывы и не дает сделать необдуманный, ненужный шаг. Пример – Понтий Пилат из “Мастера и Маргариты”, он не встал на защиту Иешуа, зато сохранил свой статус, что по-видимому, было для него важнее всего. Но трусость никогда не красит человека, если смотреть на него со стороны.

Прежде чем проявить трусость или смелость, нужно задать себе вопрос: я поступаю так потому, что действительно хочу этого? Со всей правдивостью отвечая на этот вопрос, мы всегда будем поступать правильно.

Смелость и трусость – два извечных понятия человеческой природы. Как известно, смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто превозмогает свой страх, обуздывает его и становится сильнее. В литературе масса ярких примеров и смелости, и трусости, а также примеры того, как нерешительный и робкий человек преодолевает себя и превращается в смельчака.

Героями не рождаются, героями становятся.

Например, казачий атаман Тарас Бульба из произведения Гоголя – несомненно смелый человек, как и его сын Остап. Когда Остапа собирались казнить, в последние минуты перед смертью он не дрогнул, только крикнул “Батько!”, а старый Тарас, который стоял среди толпы, наблюдавшей за казнью, рискуя жизнью, ответил сыну, чтобы поддержать его в последний момент.

Наоборот, главный герой произведения Премудрый Пескарь – живое олицетворение трусости, всю жизнь он живет по принципу – как бы чего не случилось. Так же и умирает, в страхе и боязни.

В эпическом произведении Шолохова – Судьба Человека много примеров смелости среди советских солдат. Они не задумываются, а просто делают что нужно, жертвуют собой во имя победы в войне. Главный герой романа, Андрей Соколов, прошел всю войну и смог сохранить себя, оставшись тем же преданным общему делу, верным и хорошим человеком.

Проблема “Смелости и трусости” не так проста, как кажется на первый взгляд, ведь нельзя загнать эту проблему в примитивную схему, где смелость – только лишь положительное качество, а трусость – признак мелкой душонки, не умеющей справляться со страхом.

С примерами геройства и мужества всё понятно. На эту тему написано очень много. Но есть и такие вопросы, в которых интересно разобраться самим.

Читать еще:  Класс с классиком. Сергей Волков: «Делайте то, что вам не нужно

Вспомним Грушницкого из “Героя нашего времени”. Одиннадцатиклассники его безрассудство должны уметь объяснить. Есть ли в его поведении признаки смелости? Можно ли назвать бесшабашность, неоправданный вызов судьбе, намеренно рискованное поведение смелостью? Отвечать на эти вопросы необходимо аргументированно, т.е. доказательно. Для этого нужно показать социальную и психологическую подоплёку поведения этого героя.

Проблема смелости и трусости – это извечная проблема двух противоположных человеческих качеств, которые тесно могут переплетаться в одном человеке. К примеру, в быту превозносится смелость: ведь с трусливым человеком, который боится жизненных трудностей и не может выйти из собственной зоны комфорта, мало кто хочет общаться. Но на войне как нельзя ярко проявляются свойства человеческого характера: когда над человеком нависает страх смерти, с виду отважный человек может проявить малодушие, а у “тихони” неизвестно откуда возьмутся силы противостоять врагу.

В литературе немало произведений, поднимающих “проблему смелости и трусости”. К примеру, в произведении “Капитанская дочка” поначалу малодушный дворянский сынок Петруша Гринев становится настоящим мужчиной, не раз рискуя своей жизнью в опасной ситуации, и не боящийся вступиться за свою возлюбленную Машу перед бандой Емельяна Пугачева. А вот с виду компанейский и “разбитной” поручик Алексей Швабрин тут же перебегает на сторону врага, боясь лишиться своей жизни.

Несомненный пример смелости показывает нам и Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Алексей вновь и вновь перебарывал свои страхи, чтобы не попасть в плен к немцам, не выглядеть смешным, пытаясь безногим инвалидом танцевать вальс и заново сесть за штурвал самолета.

А вот в повести Куприна “Гранатовый браслет” чиновник Желтков показывает пример хоть и “несомненной любви”, но в то же время и трусости, предпочитая покончить жизнь самоубийством, чем начать борьбу за сердце замужней княгини Веры Шеиной.

Сочинение на тему “Как в литературе раскрывается тема трусости?”

Трусость — это отрицательное качество человеческого характера, которое обычно проявляет себя в какой-то неординарной ситуации. Очень часто бок о бок с трусостью идут предательство, равнодушие, подлость, обман. В основе трусости обычно лежит страх, перед которым кто-то пасует, а кто-то – нет.

Таким образом, проявление трусости, равно как и смелости, предполагает нравственный выбор. Как мы знаем из художественной литературы и публицистики, страх, например на войне, испытывают все. Но человек слабый духом постарается избежать опасности любой ценой, тем самым проявляя трусость. А сильный характер проявит волю и поступит так, как диктует честь, любовь, совесть, долг. Тема трусости раскрывается не только в литературе военных лет, но и в произведениях, посвященных различным сторонам обычной жизни.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером проявления трусости является поведение офицера Алексея Швабрина, который переходит на сторону Пугачева и бунтовщиков. Совершив этот бесчестный поступок, Швабрин спасает себе жизнь и становится комендантом Белогорской крепости. Предатель, изменник Отечеству по определению трус, и именно таким предстает Швабрин у А.С. Пушкина. Автор дает однозначную оценку действий этого персонажа, лишая его любви, дружбы, чести, достоинства, звания офицера. В финале «Капитанской дочки» Алексей Швабрин находится под судом за измену родине. Очевидно, что его ждет наказание за проявленные малодушие, подлость, трусость.

Страх и проявление трусости провинциального чиновничества высмеиваются Н.В. Гоголем в комедии «Ревизор». Сюжет пьесы строится на том, как в небольшом городке проезжего чиновника Хлестакова ошибочно принимают за петербургского проверяющего. Городские власти увязли в пороках, казнокрадстве, обмане, поэтому чиновники страшно боятся Хлестакова. Саморазоблачение чиновников достигает кульминации на балу у Городничего в «сцене вранья» Хлестакова, когда представители власти настолько теряют голову от страха, что не могут отличить правду от лжи. По замыслу Гоголя, появление настоящего ревизора в финале комедии указывает на возможность конечной справедливости и дальнейшего наказания. Чиновники, истратившие все силы на защиту от Хлестакова, буквально парализованы страхом. После перенесенных потрясений они не готовы к новым подлостям, хитростям и обманам. Занавес закрывается, заставляя читателей гадать, что случится дальше.

В рассказе «Смерть чиновника» А.П. Чехов развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Автор повествует о мелком чиновнике с говорящей фамилией Червяков, который, нечаянно чихнув на статского генерала Бризжалова, стал всячески извиняться, в результате чего довел того до исступленного крика: «Пошел вон!» В итоге, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Страх, чинопочитание, раболепие, уничижение – все это характерно для скудного обывательского мировоззрения, где нет места самоиронии, смелости, чувству собственного достоинства и внутренней свободы. Жизнь Червякова буквально равна случайному казусу, последствия которого он не способен преодолеть.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

«Маленький человек» у Чехова не только смешон и жалок — он страшен в своем раболепии, отсутствии силы воли, в своей трусости.

Тема трусости в русской литературе раскрывается всесторонне. Авторы ставят своих героев в ситуацию нравственного выбора не только в экстремальных условиях военных действий, но и в обыденной жизни. Проявление трусости или храбрости раскрывает характер персонажа, обнажает его духовную суть.

Источники:

https://literatura-ege.ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-2018-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80-6/
https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2639341-problema-smelosti-i-trusosti-argumenty-k-itogovomu-sochineniju-tezisy.html
https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-kak-v-literature-raskryvaetsya-tema-trusosti/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]