Происхождение слова рояль. Рояли, фортепиано и самоигровые системы
История фортепиано
В современном мире существует огромное количество различных музыкальных инструментов, любой из которых имеет свою неповторимую историю. История фортепиано стоит особняком хотя бы потому, что именно фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов.
Уникальный диапазон звучания, широчайший спектр динамических оттенков, возможность плавно переходить от forte к piano и обратно, извлекать одновременно 10 и более звуков, ровность тембра во всех регистрах, исключительная способность подражать другим инструментам, возможность исполнять на нем все, что можно назвать музыкой, все это стало причиной, по которой музыкальный инструмент, под названием фортепиано, вот уже на протяжении двух с лишним столетий, стал основным инструментом, как для профессионального, так и для любительского музицирования. Занять лидирующие позиции фортепиано помогли труды многих мастеров и изобретателей, а также богатая предыстория.
Предки современного фортепиано
Орган
Первым инструментом, в котором начали использовать клавиши, был орган.
Изобретение органа с трубами принадлежит александрийцу Ктесибию (III в. до н. э.). Правда, его гидравлос был не столько музыкальным инструментом, сколько эффективным приспособлением для демонстрации принципов гидравлики. В первое время органы служили дипломатическими подарками и знаками королевской власти; только лишь в X веке, с оживлением деятельности монастырей, они начали проникать в церковную службу.
Первое время клавиши органа были похожи на те, которые использовались в клавишных карийонах XVI века. Их ширина составляла 10-12 см, и их не нажимали пальцами, а ударяли по ним кулаками. Так же следует заметить, что приблизительно до конца X века клавиатуры были исключительно диатоническими.
Монохорд
Ранним предшественником фортепиано был монохорд (от греческого monos – «один» и chorda – «струна»). Первое упоминание о монохорде относится к V в. до н. э. По преданию монохорд был изобретен Пифагором, и использовался им для исследования музыкальных интервалов. То есть опять же не столько как музыкальный инструмент, сколько инструмент для исследования музыки. Таким монохорд оставался до XIX в., по большей части он использовался в опытах по акустике, при настройке инструментов и при обучении теории музыки и пению, а еще как прибор для проектирования и измерения колоколов и органных труб. Правда, в греческих и средневековых источниках монохорд иногда упоминается также как ансамблевый инструмент.
Состоял монохорд из продолговатого корпуса длиной порядка метра, вдоль которого сверху натягивалась струна. Помещенная под струной нефиксированная подставка (порожек) делила струну на 2 части; передвижение этой подставки давало возможность извлекать (щипком или молоточками) звуки различной высоты. Позже монохорд снабдили несколькими струнами, что увеличило его диапазон примерно до двух октав. Именно из многострунного монохорда позже возник клавикорд.
Клавикорд
Клавикорд (от латинского clavis – «ключ» или «клавиша», chorda – «струна»). Струнный клавишный ударный инструмент XV-XVIII вв. Диапазон инструмента как правило составлял 4 октавы (до большой – до третьей), при этом мог варьироваться от 1 до 5 октав. Когда играющий на клавикорде нажимает на клавишу, укрепленный на ее задней части металлический штифт – тангент – ударяет по струне. Чем сильнее исполнитель ударяет по клавише (и, соответственно, чем сильнее тангент давит на струну), тем громче звук. Пока тангент остается прижатым к струне, исполнитель может варьировать высоту звука, добиваясь эффекта вибрато («бебунг») и даже иллюзии crescendo.
На протяжении большей части своей истории клавир использовался преимущественно для домашнего музицирования. В XVI в. его рекомендовали в качестве возможной замены клавесину. Отношение к клавиру изменилось в середине XVIII века т.е. в эпоху чувствительного стиля. Немецкие авторы этой поры считали клавир идеальным инструментом для излияния нежных чувств. Так К. Ф. Э. Бах высоко отозвался о клавире в своем «Руководстве к истинному искусству игры на клавире». Тем не менее, к концу XVIII в. интерес к клавиру исчезает – с появлением фортепиано эта участь становится неизбежной не только для него одного.
Клавесин
Современником и одновременно конкурентом клавикорда и еще одним дальним предком фортепиано является клавесин, возникший в пятнадцатом веке в Италии. Главное отличие этого струнного клавишного инструмента, заключается в том, что его струны не ударяются, а защипываются. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника, чем-то напоминающую современный рояль. Его струны расположены горизонтально на разных высотных уровнях. Позади каждой клавиши находится деревянный стерженек, так называемый толкачик, на верхнем конце которого помещен плектр из птичьего пера или кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, и плектр зацепляется за струну, таким образом извлекается звук. Вибрация струны заглушается кусочком войлока, прикрепленным к верхней части толкачика. Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели.
Конечно, если сравнивать клавесин и клавикорд, у первого был гораздо более ясный и сильных звук, однако изменять громкость на клавесине было практически невозможно. Для того, чтобы обойти это ограничение создавались инструменты с большим количеством мануалов и с несколькими регистрами, это частично решало проблему, хотя плавное увеличение или уменьшение звука на клавесине невозможно в принципе.
Уже к XVI в. существовало несколько разновидностей клавесина:1) крылообразный инструмент с клавиатурой на короткой стороне, струны которого расположены горизонтально, параллельно клавишам – собственно клавесин, cembalo. 2) вертикально стоящий инструмент крылообразной формы – клавицитериум (clavicytherium).3) горизонтальный крылообразный инструмент с клавиатурой на большой стороне, часто трапецивидный, струны которого протянуты по диагонали слева направо – спинет (итал. spinetta, от – spina – «колючка»). 4) горизонтальный инструмент, похожий на спинет, но прямоугольной формы, струны которого идут параллельно клавиатуре — вёрджинел (англ. virginal, от virgin – «дева», «барышня»). В XV в. диапазон инструмента составлял 3 октавы, в XVI в. он расширился до 4 октав (до большой – до третьей), в XVIII в. – до 5 октав (фа контроктавы – фа третьей).
Изобретение нового инструмента
Молоточковое фортепиано (нем. Hammerklavier) стало по сути дальнейшим развитием клавикорда, а не клавесина, хотя последний был не только более популярным инструментом, но и более совершенным в плане звучания. Однако клавесин имел пределы своего развития из-за способа извлечения звука, и эти пределы были быстро достигнуты. Молоточковый же способ возбуждения струны давал больше возможностей, хотя был освоен давным-давно. В Средневековье, например, на этом принципе базировалось устройство цимбал. Вообще, применение молоточковой механики в струнных клавишных инструментах не было открытием. Но открытием стала сама механика, а не способ извлечения звука.
Настоящая история фортепиано началась в XVII веке в Европе, когда многие думали над конструкцией, легшей в основу молоточкового фортепиано. Прорыв совершил итальянский мастер клавишных инструментов Бартоломео Кристофори (1655 Падуя — 1731 Флоренция). Собственно он и изобрел около 1698 года фортепианную механику. Причем молоточковое фортепиано Кристофори стало не только первым, но и надолго лучшим. Гениальную механику этого инструмента смогли усовершенствовать лишь в во второй половине XVIII века.
Сам Бартоломео Кристофори назвал свое изобретение Gravecembalo col piano e forte (т.е. «клавесин с тихим и громким [звучанием]»). Позже сокращенное до «Piano forte» . Инструмент уже в то время имел все сущностные качества более поздних разновидностей фортепиано, в том числе сложный механизм подбрасывания молоточка с одновременным отходом демпферов от струн.
Эволюция
Сразу после того, как Бартоломео Кристофори изобрел свое «Пианофорте», оно было оценено и музыкантами, и композиторами. Потому в восемнадцатом многие другие европейские мастера стали работать над развитием нового инструмента, тем самым определяя развитие его конструкции и механизма на годы вперед. Фортепиано развивали Готфрид Зильберман, Цумпе, Штейн, Бродвуд, Эрар и многие другие. Уже к девятнадцатому веку возникла целая индустрия производства фортепиано.
Из всего спектра всевозможных конструктивных нововведений в истории фортепиано, можно выделить следующие наиболее значимые. В 1808 году Французский мастер Себастьян Эрар изобрел механизм так называемой двойной репетиции (что запатентовано, правда, было лишь в 1822 году). В результате чего стало возможно не только более быстрое повторение звука, что само по себе способствовало повышению динамичности игры и как следствие придавало мощь и силу звучанию инструмента, но также появлялась возможность связанного извлечения звуков при непрерывно поднятом демпфере, что давало эффект схожий с игрой на грифе струнного инструмента.
В конце XVIII века в Англии и США началось производство фортепиано с металлической рамой, которая долго выдерживала натяжение струн без изменения настройки. На рубеже XVIII-XIX веков филадельфийский мастер Джон Айзек Хокинс изобрел пианино современного типа. В 1825 году Алфеус Бэбкок, работавший в Бостоне и Филадельфии, запатентовал цельнолитую металлическую раму. Одно из последних крупных нововведений стало использование чугунной рамы, позволившей дополнительно повысить натяжение струн, увеличив их толщину, и тем самым добиться более сильного и полного тона. Позднее для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы струны стали располагать крест-накрест друг над другом.
Сегодня фортепиано делится на два основных вида: рояль и пианино. Рояль (франц. royal – «королевский») стал прямым продолжением развития молоточкового фортепиано, вобрав в себя все конструктивные нововведения прежних столетий, и став по сути олицетворением самого понятия фортепиано. Внешне он сохранил отличительные признаки своих предшественников: крыловидный корпус и горизонтальное расположение деки, механики и струн. В XIX- XX веках среди ведущих производителей роялей были такие фирмы как: Бёзендорфер, Бехштейн, Эрар, Блютнер, Бродвуд, Стейнуэй, Ибах, Плейель, Штрейхер, Штейн, Ямаха. В XX веке появился также малый (кабинетный) рояль.
Пианино (итал. pianino – уменьш. от piano[forte] – «фортепиано»), в отличие от своего старшего брата рояля, который создан для концертного исполнения, применяется главным образом для занятий и музицирования в домашних условиях. Главное конструктивное отличие заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. Со временем появляются всевозможные малые разновидности пианино.
В XX веке появляются различные новшества. В первой трети века популярностью пользовалось механическое пианино, инструмент способный автоматически играть музыку, записанную на перфорированной бумажной ленте. В наши дни существует аналог такой самоиграющей системы, но уже компьютеризированный. Появляются различного рода электрические фортепиано, как модифицированные, то есть обычные фортепиано с электронным усилением звука, так и полностью электронные клавишные инструменты.
История фортепиано насчитывает более четырех сотен лет. Начиная с Иоганна Себастьяна Баха (1685 — 1750) фортепиано стало определяющим музыкальным инструментом в истории музыкальной культуры. Нет ни одного инструмента, который в истории музыки имел бы настолько сильное влияние на целые эпохи.
Забавное видео про историю музыки, которую писали для фортепиано в последние два столетия:
Чем отличается пианино от рояля
В этой статье поговорим, какова разница пианино и рояля, а также что такое фортепиано. Все, что приходит здесь на ум, — это слова песенки «Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль».
Мы часто слышим слово фортепиано и даже не задумываемся над тем, что же оно обозначает. Давайте разбираться.
Общая группа инструментов
Фортепиано — это общее название определенного типа музыкальных инструментов. Этим названием объединены все изделия, в которых звук извлекается с помощью молоточков, бьющих по струнам.
Эти молоточки соединены с клавишами. Впервые это устройство придумал и использовал в пятнадцатом веке Бартоломео Кристофер. Чуть позже конструкция получила признание и распространилась по всему миру. Первые инструменты такого типа назывались клавесины, и они имели недостаток: нельзя было регулировать силу звука. Нельзя было сыграть ни тихо, ни громко.
Поэтому было придумано остроумное решение, позволяющие регулировать громкость звука, силу удара по струнам. Так и родилось фортепиано: форте — громко, и пиано — тихо. Слово пианино переводится как маленькое пиано.
Чем отличаются рояль и пианино
Теперь поговорим об отличиях рояля. С первого взгляда ясно, что рояль больше, крупнее пианино. Но только ли в этом различие? Рояль большой он расположен горизонтально, пианино же стоит вертикально.
Струны в пианино закрытые, поэтому звук здесь намного тише. У рояля струны открытые, звук намного громче, сочнее. Кроме того, корпус рояля сделан так, что звук резонирует и становится еще громче. Он заполняет собой все помещение. Пианино звучит очень тихо.
Еще одно отличие — в конструкции молоточков. В роялях они возвращаются на место под действием сил тяжести, а в пианино это делают особые петли.
Есть отличия и в числе педалей: в рояле их три, что позволяет создавать эффект расщепленной клавиатуры и дает более богатую палитру звуков. У пианино же всего две педали, это упрощенный вариант. Две педали помогают найти золотую середину в звучании и регулировать силу звучания.
Понятно, что рояль требует больше ручного труда для его изготовления, поэтому он всегда стоит значительно больше, чем пианино. Из-за его большого размера он может поместиться не в каждом помещении: в некоторых случаях для его установки потребовалось даже разбирать крышу. Итак, рояль не тот предмет, который можно запросто установить в каждую квартиру.
Почему же тогда музыкант, играющий на рояле, называется все же пианист, а не роялист? Тут тоже все очень просто: пианино и термин пианино появились раньше рояля. Поэтому новое слово придумывать не стали. Слово рояль произошло от английского роял — королевский, царский.
Итак, фортепиано — это не название инструмента, а собирательный класс. Неправильно называть конкретный инструмент словом фортепиано. Пианино — музыкальный инструмент, в нём струны стоят вертикально, в рояле струны расположены горизонтально. Рояль звучит громче, так как струны у него открытие, а сам корпус сделан в форме резонатора. Купить пианино можно на сайте.
Чем отличается пианино от фортепиано: общие вопросы
Многие читатели и любители фортепианной музыки очень часто задаются вопросом, чем отличается пианино от фортепиано. Одни полагают, что ничем, другие думают, что это совершенно разные понятия. Неправы и те, и другие. Рассмотрим фортепиано и пианино – в чем разница?
История возникновения
Итак, перед нами стоит вопрос отличия этих двух терминов. Давайте попробуем разобраться, чем отличается пианино от фортепиано. Для этого необходимо совершить небольшой экскурс в историю.
Дело в том, что возникновение клавишных фортепианных инструментов относят к 1709 году, в частности к дате приема у герцога Фердинанда Медичи. Тогда впервые в истории его гости были поражены звучанием инструмента, который был создан придворным мастером по имени Бартоломео Кристофори. В отличие от повсеместно использовавшихся тогда клавесинов и клавикордов, новый инструмент обладал поразительной экспрессией извлечения звука. Это было связано с новой системой резонирования и молоточкового механизма между клавишами и струнами. Инструмент поражал своими массивными форте и в то же время передавал нежнейшие звуки томительного пиано.
Сам же Бартоломео Кристофори назвал свое новое детище Gravicembalo con piano e forte, что, собственно, в дальнейшем и предопределило общее и частное название всех инструментов этого ряда.
Понятно, что на поприще производства новых инструментов возникло очень много мастеров и компаний, чьи имена известны и сегодня. Кто не слышал о таких известных именах как August Forster, Steinway, Bosendorfer, Fasioli, Seiler?
Кстати, сегодня можно встретить элитные инструменты, выполненные даже из слоновой кости. В этом особо преуспела фирма August Forster, специализирующаяся на выпуске концертных роялей белого цвета.
Сегодня многие считают, что можно выделить три основных, однотипных понятия: пианино, фортепиано, рояль. Что сказать? К сожалению, такое утверждение в корне неверно, равно как и постановка нашего вопроса: чем отличается пианино от фортепиано? Фортепиано – это общее название, во-первых, группы инструментов, во-вторых, музыкального образования, и в-третьих, самой музыки. Согласитесь, ведь когда говорят «звучит фортепианная музыка», в качестве инструмента представляется либо пианино, либо рояль. Третьего не дано. Так что сам вопрос, чем отличается пианино от фортепиано, изначально является совершенно некорректным. Другое дело в том, что в этой группе имеется два инструмента, имеющих достаточно большие различия, несмотря на схожесть завукоизвлечения. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Что такое пианино
Пианино представляет собой клавишный инструмент небольшого размера, который имеет вертикальное исполнение. Это обуславливает и устройство системы звукоизвлечения. В пианино струны находятся именно в вертикальном положении, равно как и молоточки, бьющие по ним.
Как правило, пианино имеет две педали для придания различных оттенков звучания, хотя сегодня нередко можно встретить и модели с тремя педалями. Среди таких инструментов отдельно можно выделить серию Petrof.
Кстати, некоторые модели пианино этого производителя отличаются от множества стандартных моделей, поскольку имеют уменьшенную высоту корпуса.
Что такое рояль
Рояль же является концертным инструментом горизонтального типа. Он сохранил первоначальную форму своего предка – того самого инструмента, который когда-то продемонстрировал восхищенной публике Бартоломео Кристофори.
Система звукоизвлечения здесь построена несколько иначе – струны и молоточки находятся в горизонтальном положении. Для усиления эффекта звучания рояль имеет три положения верхней крышки над струнами. Глухое звучание получается при полностью закрытой крышке, а самое звонкое – при максимально открытом положении (на самой крышке имеется специальный подставочный стержень, регулирующий угол открытия).
Раньше считали, что рояль должен иметь три педали. Современные рояли могут иметь их всего две, однако это не слишком принципиально.
Основные отличия между инструментами
Кроме того, что было сказано о системе положения струн и молоточков, еще одним существенным различием между пианино и роялем считается сама клавиатура. У рояля она намного тяжелее и жестче (пианисты поймут, о чем речь).
Кроме того, пианино принято использовать как домашний инструмент или инструмент для обучения технике игры на фортепиано. Рояль, как уже понятно, является концертным инструментом. Да и дома поставить такую громадину просто негде (конечно, если у вас не замок, а обычная квартира).
Как правильно: пианино или фортепиано?
Материал, описанный выше, дает общее представление о фортепианных клавишных инструментах. Мы вплотную подошли к ответу на вопрос о том, чем отличается пианино от фортепиано. Ответ этот может быть однозначным: ничем. Разница может быть только между пианино и роялем, и никак иначе. Хотите сказать вместо рояля «фортепиано» или назвать термином «фортепиано» пианино? Да нет проблем. И один, и второй вариант будут правильными. Самое главное – не путать пианино с роялем. Теперь вы знаете о фортепиано и пианино (в чем разница) и будете правильно употреблять данные слова.
Источники:
https://my-piano.ru/instrument/istoriya-fortepiano.html
https://www.gadgetstyle.com.ua/58586-chem-otlichyutsya-pianino-i-royal/
https://www.syl.ru/article/194194/new_chem-otlichaetsya-pianino-ot-fortepiano-obschie-voprosyi