Каков итог жизненных исканий григория мелехова. Жизненные искания григория мелехова
Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова
В своем произведении «Тихий Дон» – романе о казачестве – Шолохов показал достоверную картину современной ему эпохи. Поэтому это произведение интересно не только с точки зрения художественного достояния, но и как свидетельство времени, история. Шолохов показал трагичность начала века, когда быть за красных значило полностью поддерживать их политику, а не поддерживать хотя бы одно начинание – значило быть против, быть белым. Время требовало радикальных мнений и “крутых поворотов”. Никаких полутонов или полуправд… Но благородный человек не может смириться с этим, потому что понимает, что это неизбежно ведет к преступлению. В «Тихом Доне» показана судьба героя, который до конца так и не смог остановиться ни на белой, ни на красной правде. Он искал и искал…
Григорий Мелехов – обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Но уже на первых страницах романа происходит выделение персонажа из яркой казачьей среды. Так Аксинья Астахова стразу приметила «черного ласкового парня».
Или, казалось бы, бытовой эпизод: во время косьбы Мелехов случайно зарезал косой утенка. «Григорий положил на ладонь прирезанного утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринки глаз хитро прижмурены, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».
Ни один из многочисленных персонажей романа не способен на такую острую жалость, отзывчивость к красоте природы.
Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий сразу завоевывает сердца читателей: он не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену казака Степана. Не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить свою любовь к Аксинье.
Особенно выгодно выделяет его среди многих других казаков благородное, чистое отношение к женщине. Когда на войне казаки совершили гнусный поступок – изнасиловали женщину, один Григорий приходит в ярость от этого поступка. Его даже связали, дабы он не помешал казакам совершить преступление.
И в то же самое время Григорий – человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье.
Колебания Григорий будет испытывать и на войне. Он был и «большевиком» недоделанным, и белогвардейцем ненастоящим, метался в поисках правды между белыми и красными.
Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. И хотя он крепко бережет казачью честь, заслуживает награды, Григорий не создан для войны. Тоска по родному хутору иссушила сердце Григория. Он испытывает страстное желание оставить этот ненавистный мир насилия и мчаться в родной курень.
Ему мучительно хочется узнать правду, выяснить, на чьей же она стороне: белых или красных? Попав под влияние большевика Гаранджа, Григорий, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Но мало кто знает о его душевных колебаниях, Григорий не говорит о них вслух. Только по внутренним монологам читатель понимает, как страдает герой. Он начинает сражаться за красных, пытаясь искренне поверить в истинность этой борьбы.
Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. И тогда происходит вот что: добрая, по-детски чистая душа Григория отталкивает его и от красных, и от белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»
Григорий Мелехов не может спокойно слышать, как остановившиеся на постой в его курене, красные говорят гнусные, циничные вещи в адрес его жены Натальи.
После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. «Единственно, что оставалось ему в жизни, – это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра».
Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини: «Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других».
Григорий становится мудрее и начинает понимать, что правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Почему? Да потому, что красные, белые – это все политика. А там, где идет классовая борьба, льется кровь, умирают люди, остаются сиротами дети. Правда – это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родной курень, любовь.
Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни. «Автор оставляет героя на грани, черте между светом и тьмой, черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира».
«Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова»
Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» — роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч людей. Говоря о своем знаменитом романе «Тихий Дон», писатель отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу художника, и не случайно критики до сих пор спорят о судьбе главного героя, об итогах его жизненных исканий. Кто он? «Отщепенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, не сумевший найти своего места во всеобщей борьбе и жизни?
Изображая жизнь донского казачества в трагический период революции и гражданской войны, Шолохов решает сложную философскую проблему соотношения, взаимодействия личного и социального. Отношение к революции — это вопрос, мучивший не только главного героя, это вопрос эпохи.
Первые части романа — неторопливое описание жизни довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся незыблемыми и непоколебимыми. И только пылкая, безрассудная любовь Аксиньи к Григорию воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.
Но уже со второй книги роман выходит за рамки семейно-бытового повествования, все сильнее звучат социальные мотивы. Шолохов развенчивает миф об однородности и единстве казачества. Появляется Штокман и его подпольный кружок; жестокая драка на мельнице показывает спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как и они.
С началом Мировой войны 1914 г. Григорий Мелехов выдвигается в романе на первый план, и через его судьбу Михаил Александрович Шолохов прослеживает судьбу фронтового казачества. Вообще, говоря о войне, подчеркивая ее несправедливый характер, автор выступает с антимилитаристских позиций. Вспомним хотя бы сцену убийства австрийского солдата или дневник студента. На фронте и затем в госпитале Григорий приходит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. Мелехов приходит к большевикам, но не может до конца принять их правоту. Причин тому несколько. Прежде всего он, боевой офицер, чувствует, что в стане красных к нему относятся с недоверием, его отталкивает бессмысленная жестокость и кровожадность большевиков. Кроме того, у Мелехова остается неизжитой сословная спесь по отношению к «голытьбе».
Да и у белых он не задерживается, понимая, что за громкими словами о спасении России часто скрывается корысть и мелкий расчет.
Григорий Мелехов ищет третий путь, наивно полагая, что существует особая «казачья» правда. Однако в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, признающем только два цвета и не различающем оттенков, третьего пути не дано.
Пережив разгром вешенского восстания, Григорий решает уйти из армии и заняться хлеборобским трудом, но после встречи и беседы с Кошевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью — жаждой мести. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов бежит из родного дома и попадает в банду Фомина. Он понимает цену, которую вынужден платить: какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд — обыкновенная уголовная банда. В наказанье судьба отнимает самое дорогое, что было у Григория Мелехова, — Аксинью. Тогда-то он и видит «ослепительный черный диск солнца» — символ трагического финала.
Григорий возвращается в станицу, не надеясь ни на прощение, ни на снисхождение. Но и в этой безысходной ситуации мелькнул слабый луч надежды: первый, кого увидел Мелехов, был его сын Мишка, жизнь продолжится в нем, и, может быть, его судьба сложится иначе.
Путь к родному дому, путь к малой родине, путь к дорогому, любимому и близкому с рождения, путь к маленькому сыну — таков итог жизненных исканий главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова.
На мой взгляд, Григорий Мелехов не отщепенец, он жертва трагедии гражданской войны, жертва истории. Кроме того, он относится к типу, хорошо известному по русской литературе XIX века. Это тип правдоискателя, для которого процесс поиска собственной правды порой оказывается смыслом существования. С этой точки зрения можно утверждать, что роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» при всем его трагическом пафосе продолжает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.
Каков итог жизненных исканий григория мелехова. Жизненные искания григория мелехова
17.3) Каков итог жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)
Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение, охватывающее практически все основные вопросы и проблемы, встававшие перед человечеством на протяжении истории и встающие перед каждым из нас и сегодня. Путь Григория Мелехова, главного героя романа, необычайно труден и трагичен. Григорий, практически всю жизнь мечущийся и ищущий верный путь, теряет многих близких людей, открывает в себе новые качества и стороны, доселе ему неведомые, и по-иному начинает смотреть на многие вещи. Григорию, воплощающему основные родовые черты казачества, как, например, «казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, работе», от природы присуще чувство неудовлетворённости собой. Он говорит: «Такому, как молодой Листницкий или как наш Мишка Кошевой я всегда завидовал: им с самого начала всё было ясное, а мне и до се всё неясное». Но к чему привели Григория его бесконечные поиски, его стремление к правде в мире, где правда не единична?
Поиски Григорием любви и семейного счастья характеризуется его выбором между Аксиньей и Натальей. Первая, олицетворяющая свободу, сильную, страстную, эмоциональную любовь, пожалуй, наиболее близка Григорию по духу. Однако Наталье, поначалу не полюбившейся Григорию, со временем удаётся зародить в его душе нежную, чисто семейную любовь к себе и своим детям. Наталья – полная противоположность Аксиньи. Это кроткая, тихая девушка, нежная и чистая, ставящая нравственную чистоту превыше всего, превозносящая семью и Дом. Но при этом Наталья не способна на пылкую, эмоциональную любовь, и Григорий, пожалуй, искал некую золотую середину: что-то, что совмещало бы в себе качества обеих девушек.
Искания Григория характеризуются также его пребыванием сначала в лагере белых, и потом – красных. Попытки выяснить, на чьей же стороне правда, не увенчались успехом, да и не могли. Потому что и у тех, и у других правда – своя. И Григорий понимает, что дело не в том, чья правда одолеет, а в том, что идеологические разногласия разделяют людей, заставляют называть врагом того, кто ещё совсем недавно назывался другом. Сам о себе Григорий говорит: «от белых отбился, и к красным не пристал». Именно это балансирование «между» и иллюстрирует поиски Мелехова.
Смерть Аксиньи – высшая точка страданий Григория, их апофеоз, кульминация. Возвращение в родной хутор кажется теперь единственно верным шагом. Но ведь и хутор уже другой, и Григорий изменился. Слишком многое потеряно. Но появление Мелехова в разорённом хуторе Татарском и намерение остаться дома, по сути, показывают возвращение к исходной точке. Поиски героя заканчиваются сознанием их бессмысленности, возвращением к истоку.
Мы можем лишь предполагать, как сложится дальнейшая судьба Григория, ведь очевидно, что спокойное мирное существование, которого он жаждет, теперь практически невозможно. Но даже если она и сложится трагически, читатель останется в неведении: финал – открытый. Однако же необыкновенно символично именно то, что годы неустанных поисков заканчиваются возвращением домой.
Источники:
https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/tikhij-don/9926-kakovy-itogi-zhiznennykh-iskanij-grigoriya-melekhova
https://www.allsoch.ru/sochineniya/21899
https://vk.com/wall-40422534_31868