Калмыцкие загадки. Жанровая специфика калмыцких народных загадок
Жанровая специфика калмыцких народных загадок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Устиева Ирина Сергеевна
В статье рассматривается один из малоизученных жанров калмыцкого фольклора загадки, делается попытка определить особенности их жанровой специфики, их тематическое своеобразие, информативную значимость, особенности функционирования, а также вопросы поэтики, стиля. Результаты комплексного анализа свидетельствуют о том, что их стиль в основе своей соответствует афористическим жанрам монголоязычных народов и, вместе с тем, обладает неповторимым национальным своеобразием.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Устиева Ирина Сергеевна
Текст научной работы на тему «Жанровая специфика калмыцких народных загадок»
Устиева И.С Жанровая специфика калмыцких народных загадок Аннотация:
В статье рассматривается один из малоизученных жанров калмыцкого фольклора -загадки, делается попытка определить особенности их жанровой специфики, их тематическое своеобразие, информативную значимость, особенности функционирования, а также вопросы поэтики, стиля. Результаты комплексного анализа свидетельствуют о том, что их стиль в основе своей соответствует афористическим жанрам монголоязычных народов и, вместе с тем, обладает неповторимым национальным своеобразием.
Сказки с отгадками, кибитка, Бумба, монголоязычные народы, загадки-триады.
Ustieva I.S. Genre specificity of Kalmyk national riddles
In the paper, one of the poor studied genres of Kalmyk folklore – riddles – is considered. An attempt is undertaken to define features of their genre specificity, thematic originality, informative importance, features of functioning, as well as of poetics and style. Results of the complex analysis demonstrate that their style corresponds to aphoristic genres of the Mongolian-speaking people. At the same time it is characterized by a unique national originality.
Fairy tales with answers, a tilt cart, Bumba, the Mongolian-speaking people, riddles-triads.
Калмыки, в прошлом – кочевники (один из монгольских народов, в составе России с начала XVII века), отразили в афоризмах хозяйственно-трудовую деятельность, морально-этические нормы поведения и социальный быт.
На фоне угасающего интереса к национальному фольклору загадка сохраняет красочность языка. Относительная краткость, ритмичность загадок способствует легкому запоминанию и передаче их без особых изменений. В настоящее время располагаем множеством архаических загадок. Под влиянием различных социальных изменений вносятся новые элементы в традиционные тексты. Как яркое отражение культуры калмыцкого народа, загадка сохранила своеобразие речевого творчества безымянных сказителей, рассказчиков, запечатлевших текст загадок в устойчивых сочетаниях слов и неизменных композиционных построениях.
По тематике калмыцкие загадки во многом совпадают с загадками других народов. В них отразились особенности экономических, географических и исторических условий, в которых живут их носители. Все это получило свое выражение в описаниях быта и трудовой деятельности калмыков. В загадках есть то, что было близко и понятно народу, что было связано с его бытом и жизненными представлениями, а также нашли отражение трудовые навыки кочевого народа. Поэтому загадки могут служить дополнительным материалом для изучения этнографии калмыцкого народа, из них можно почерпнуть сведения, дающие представления о кибитке, ее убранстве, утвари, о промыслах и средствах труда и т.д. Загадки очень ценны в познавательном отношении. В них мы видим выразительное отражение материальной и духовной культуры калмыков в разные времена, их миропонимание.
Калмыки свои загадки называют «тяялвртя туульс» или «тяялгтя туульс», что в
переводе означает «сказки с отгадками». В основе калмыцкой загадки – метафорическое изображение того, о чем говорится в ней. Разгадка – это изображаемый объект или явление из общественной жизни прошлого и настоящего, что получило иносказательную характеристику на основе сходных признаков между тем, что загадывается, и тем, что должно быть отгадано. Загадки особенно были популярны среди молодежи, которые устраивали состязания в знании и умении их отгадывать. Живое описание таких состязаний дали бурятские исследователи -лама Г.Гомбоев и Ш.Л.Базаров [1: 5]. Среди донских калмыков И.И.Попов также наблюдал интересную форму бытования загадок в виде состязания [2: 305].
Содержание калмыцких загадок, среди которых очень много остроумных, несложное: человек, кибитка, домашняя утварь и окружающая калмыка природа степей – вот почти все, что служит предметом загадок калмыков. Калмыцкие народные загадки по тематике можно разбить на группы: человек и его трудовая деятельность, природа и природные явления, растительный и животный мир, быт.
Разновидность загадки – трехстишия (триады). Калмыцкое название трехстиший -«орчлнгин гурвнтс» в переводе означает «что в мире по три» – три предмета, три явления, три качества и т.д., обладающих одной общей особенностью. Сказывание и отгадывание триад у калмыков носило ритуальный характер. Существовало мнение, что количество триад достигает девяноста девяти образцов, т.е. число их канонизировано. Загадка-триада состоит из двух частей. Первая часть – это загадка в собственном смысле слова, представляющая собой вопрос, вторая же часть – это отгадка триединой загадки, она более сложна по композиции и по своей содержательности, требовала от отгадывающих определенной фантазии и наблюдательности: гурвн цаган – осщ йовхла шудн цаган; когшряд ирхля усн цаган; укхля – ясн цаган; что в мире три белых – когда растешь, белеют зубы; стареешь, белеют волосы; умрешь – кости белы.
Трехстишия, как фольклорный жанр, имеют тематическую связь со сказкой, выполняют в ее композиции определенную роль. В качестве примера можно привести сюжет сказки из сборника «Седклин кюр». Когда Оотэ Мерген говорит о своем желании умереть в степи, хан Тал отпускает его в сопровождении двух воинов. Оотэ Мерген подпаивает их и убегает к себе на родину. Из дому он посылает гонца к хану Талу с письмом, в котором сказано: «Вы не знали, что не бывает золы от сандалового дерева. Вы не знали, что не бывает крови в желудке овцы. Вы не знали, что не насытятся золотом человеческие глаза». В послании Оотэ Мергена и содержатся триада «Гурвн уга» – «Три невозможных»: не бывает золы от сандала, не бывает крови в желудке овцы, не насытятся золотом человеческие глаза.
Загадки нередко оказываются необходимыми компонентами сказок, легенд, преданий и устных рассказов, вбирая в себя общее их содержание, и формулируя его предельно сжато и доходчиво. Например, в поэме о женитьбе богатыря Хонгора в героическом эпосе «Джангар» есть эпизод, где Джангар на «эзоповом» языке ведет речь с Замбал-ханом, отцом девушки, которую приехал сватать для Хонгор, который якобы ищет утерянного верблюжонка.
Поэтика калмыцких загадок специфична. Большинство загадок представляет собой метафорическое описание предметов или явлений по их внешнему сходству. Например, лампадка уподобляется цветку, растущему в маленьком озере: баахн нуурт бадм цецг – в маленьком озерке — цветок – лотос; камни очага или треножник уподоблены старухам, греющим свои бока – гурвн эмгн элкян ээж. В этих примерах текст загадки-метафоры замещает собой название того предмета, который является отгадкой. Важным художественноизобразительным средством в загадках служит гипербола, которая представляет собой сопоставление двух разнородных явлений, основанное на каком-либо признаке, общем для особых явлений: уудн уга герт у тумн дяячнр – в юрте без двери бесчисленное множество воинов (семечки в арбузе). Основной прием построения загадок – это скрытое сравнение одного предмета или явления с другим и очень часто посредством параллелизма. Например: Зервк узхля – зеернг, зергляд ирхля – яман, бярядузхля – булгн, аладузхля – морн – (туула); издали посмотреть — серна, подойти вровень – коза, схватить и посмотреть – соболь, убить и посмотреть — лошадь – (заяц). В калмыцких загадках встречаются эпитеты, которые
выражаются простым определением: Ондр шар куукн орун асхн уга гекщ – (занг); высокая белолицая девушка кланялась утром и вечером – (колодезный журавль) [3: 257]. В загадках все использованные средства художественного изображения и художественной выразительности служат для того, чтобы мысль, мудрость была высказана наиболее стройно, выразительно, образно.
Изучение конкретного текстового материала раскрывает национальную самобытность калмыцких загадок, художественное своеобразие этих произведений, обусловленное условиями жизни их создателей, особенностями языка. Вместе с тем находим немало сходных и общих элементов в загадках монголоязычных народов, что является результатом их генетических, исторических, культурно-экономических связей. Можно привести примеры дословно совпадающих загадок монголоязычных народов: бурят. атан тэмээн ангас гэбэ, аргамжын узуур ялас гэбэ (сахилгаан) – кастрированный верблюд зевнул, конец веревки мелькнул (молния); монг. атан тэмээ ангас гэнэ, аргамжийн узуур гялс гэнэ (цахилгаан гялбах) – холощенный верблюд позевывает, конец веревки мелькает (блеск молнии); калм. атн темян ангс гигяд, аргмжин узур гилвс-дальвс гигяд (гал цяклгн) – кастрированный верблюд зевает, конец веревки мелькает (молния). Возьмем загадки о молочной пище: бурят. дээрээ дэн сагаан, дундаа дун сагаан, дороо даг хара (хушоо дэгэн, гунн, тогоон) – наверху изжелта-белая, в середине белая-белая, внизу черная-черная (пенка, молоко, котел); монг. дээрээ дэн шарга, дундаа дун цагаан, дороо азай буурал (ором, суу, хусам) – поверхность совершенно желтая, середина как раковина, белая, низ серебристо-серый (пенка, молоко, накипь от молока на дне котла); калм. дееркнь шар, дундкнь дунг цаган, доркнь бор (орм, усн, хусм) – поверхность желта, середина как раковина, бела, низ сер (пенка, молоко, осадок на дне котла при кипячении молока) [5: 8].
Тематическое разнообразие калмыцких загадок, богатый поэтический мир, особенности раскрытия идеи и образов свидетельствуют об их общности с афористическими произведениями других народов. Своеобразие афористических произведений калмыков выражается в их языке. Калмыцкий язык, несмотря на близость к языкам других монгольских народов, обладает своими специфическими чертами и особенностями. Это нашло яркое выражение в калмыцких загадках, которые впитали в себя неповторимый колорит калмыцкого языка, его отличительные черты и свойства.
Комплексный анализ калмыцких народных загадок позволяет сделать общий вывод о том, что стиль калмыцких загадок в своей основе соответствует афористическим жанрам монголоязычных народов, а также обладает неповторимым национальным своеобразием. Благодаря умелому использованию различных художественно-изобразительных средств калмыцкие загадки весьма поэтичны, образны и лаконичны, поэтому они легко и надолго закрепляются в памяти. В тексте калмыцких загадок отражен основной словарный фонд калмыцкого языка.
1. Базаров Ш.Л. Двести загадок Агинских бурят // Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского общества Т. V, вып. I. М.: Типо-литография А.В. Васильева и Ко, 1902.
2. Народное творчество Калмыкии / сост. И.И. Кравченко. Сталинград, 1940.
3. Калмыцкие народные загадки / сост. Н.Ц. Биткеев. Элиста, 1993.
4. Калмыцкое устное народное творчество / сост. Н.Ц. Биткеев. Элиста, 2007.
5. Букшаев Б.Д., Мацаков И.М. Хальмг улгурмуд болн тяялвртя туульс. Элст, 1960.
6. Будаев Ц.Б. Загадки монгольских народов. Улан-Удэ, 1980.
Калмыцкие народные загадки Устиева, Ирина Сергеевна
Диссертация, – 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат – бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Устиева, Ирина Сергеевна. Калмыцкие народные загадки : диссертация . кандидата филологических наук : 10.01.09 / Устиева Ирина Сергеевна; [Место защиты: Калмыц. гос. ун-т].- Элиста, 2011.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/552
Введение к работе
Актуальность исследования. Калмыцкие народные загадки являются неотъемлемой частью устного народного поэтического творчества калмыков. Фольклористов привлекала проблематика тематического многообразия, распространенность различных вариантов калмыцких загадок, однако их богатая художественная выразительность, особенности поэтической формы затрагивались косвенно. Калмыцкие загадки характеризуются тематическим многообразием, в них используются разнообразные приемы художественной выразительности, поэтому изучение загадок важно для выяснения тематического состава и художественной основы данного жанра фольклорных произведений.
Научный анализ калмыцких народных загадок позволяет выявить жан-рообразующие признаки загадки и открывает перспективы для дальнейшего исследования всего фольклорного процесса как важной составляющей культурного развития калмыцкого народа.
Прослеживая путь сбора, систематизации, публикации, анализа калмыцких народных загадок, мы убеждаемся в том, что они являются наименее изученными из всех жанров национального фольклора. В калмыцкой фольклористике имеются небольшие статьи, посвященные народным загадкам, являющиеся общей первоначальной попыткой их осмысления и научного анализа. Это обусловливает необходимость детального исследования жанра загадки в калмыцкой фольклористике и определяет актуальность темы данной диссертационной работы.
Объектом исследования являются калмыцкие народные загадки.
Предмет исследования. Диссертация посвящена рассмотрению тематического состава калмыцких народных загадок, композиционным приемам и средствам художественной выразительности поэтического языка. Все многообразие калмыцких загадок подвержено классификации по тематическому принципу. В диссертации рассматриваются средства выразительности, представляющие собой основные художественные особенности калмыцких народных загадок.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является первым опытом системного анализа калмыцких народных загадок. В работе впервые в калмыцкой фольклористике всесторонне исследуется сложный мир загадок на основе анализа его отдельных взаимосвязанных компонентов: тематического состава, ритмико-композиционно-го строения и системы изобразительно-выразительных средств.
До настоящего времени не было самостоятельной работы, в которой рассматривались бы калмыцкие народные загадки в развернутом, системном изучении в тематическом и художественном аспектах. В данном исследовании впервые рассмотрены калмыцкие загадки с раскрытием их характерологических черт, свойств, признаков, в их совокупности. Выбранный нами аспект исследования определяет новаторство диссертационной работы.
Материалом диссертационного исследования явились калмыцкие народные загадки, записанные в разное время и опубликованные в различных источниках как на калмыцком, так и на русском языках. Кроме того, мы учли и загадки других монгольских народов. Привлечение загадок других монгольских народов необходимо для проведения сравнительно-типологического анализа загадок этих народов, с целью прояснения вопросов о взаимопроникновении, взаимодействии афористических жанров устно-поэтического творчества монгольских народов. Также были привлечены образцы загадок, хранящиеся в архивах Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. В работе представлен полевой материал, записанный автором от информантов.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы – всестороннее исследование жанра калмыцких народных загадок как в тематическом, так и в художественном аспектах. В соответствии с намеченной целью в работе решались следующие задачи:
определить жанровую специфику калмыцких народных загадок;
исследовать тематический состав калмыцких загадок;
показать отражение в загадках своеобразия материального мира и духовной культуры народа, его истории, быта, нравов;
провести анализ поэтики калмыцких загадок как единого комплекса;
исследовать ритмико-композиционную организацию калмыцких загадок (композиция, архитектоника);
выявить общность и сходство с загадками других монгольских народов.
Методы исследования. Задачи, поставленные в настоящем исследовании, определили выбор методов. При работе над диссертацией были использованы в комплексе различные методы, основным из которых является структурный. Сопутствующим методом изучения народных загадок является сравнительно-типологический. Он призван способствовать выявлению общности, сходств и отличий загадок монгольских народов, их художественных особенностей, что обусловлено не только общностью происхождения этих народов, но и своеобразием их исторического развития. Поэтому оказалось необходимым учесть весь положительный и рациональный опыт использования сравнительно-типологического и структурного методов исследования.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются принципы и методы, разработанные в трудах известных отечественных фольклористов: В. П. Аникина (теория фольклора), В. В. Митрофановой (вопросы специфики жанра загадки), Г. Л. Пермякова (теоретические исследования структурно-лингвистической и логико-семиотической классификации паремий), А. Н. Веселовского, В. М. Жирмунского, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова, Ф. М. Селиванова, С. Ю. Неклюдова, Н. О. Шаракшиновой и др.
Неоценимую помощь при исследовании калмыцкого национального материала оказали труды В. Л. Котвича, И. И. Кравченко, Н. О. Очирова, Ц-Д. Номинханова, Б. Б. Басангова, Б. Д. Букшаева, И. М. Мацакова, А. Ш. Кичикова, Н. Ц.Биткеева, Т. Г. Борджановой, Б. X. Тодаевой, Е. Э. Хабуновой. А также работы бурятских фольклористов А. И. Уланова, Ц. Б. Будаева, С. С. Бардахановой и др., посвященные исследованию общих и конкретных проблем устного народного творчества бурятского народа.
Практическая значимость работы. Данная работа может войти в качестве самостоятельного раздела в историю калмыцкой фольклористики, также может быть использована при создании обобщающих работ по устному народному творчеству Калмыкии. Материал диссертации, ее выводы могут быть использованы специалистами смежных наук для выявления народного взгляда на события и факты, так своеобразно и полно отраженного в афористических жанрах фольклора, а также при сравнительно-типологическом исследовании малых жанров калмыцкого фольклора. Кроме того, диссертационная работа о народных загадках может быть подспорьем для создания учебных пособий.
Основные положения, выносимые на защиту:
Загадка занимает особое место в фольклоре калмыцкого народа, являясь одним из популярных и одновременно специфических жанров калмыцкого фольклора.
Калмыцкие народные загадки, в которых отражена жизнь народа и его духовный мир, формируются и функционируют в общей системе фольклора. Изучение калмыцких народных загадок позволяет определить жанровую специфику загадок, более точно установить отличительные особенности и признаки.
Ввиду особенностей своей жанровой природы загадка может в одинаковой мере отразить практически все тематические аспекты содержания афористических жанров калмыцкого фольклора.
В загадках проявляется художественное осознание действительности, отображаются социально-общественные и хозяйственно-бытовые изменения в жизни народа.
Средства художественной выразительности в калмыцких загадках служат для раскрытия содержания загадок, для точного изображения загадываемого предмета или явления.
Исследование загадок монгольских народов дает возможность выявить общие корни и проследить эволюцию устного народного творчества родственных народов. Рассмотрение загадок в сравнительно-сопоставитель-
ном аспекте способствует более полному раскрытию характерных признаков загадок монгольских народов.
Апробация диссертации. Работа обсуждалась на заседании кафедры русской и зарубежной литературы гуманитарного факультета ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет». Основные положения исследования отражены в статьях, опубликованных в научных изданиях.
Структура работы обусловлена научными и практическими задачами, поставленными в исследовании и вытекающими из них. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.
Методическая разработка на тему “Удивительный жанр калмыцкого фольклора – загадки”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Копилка методических находок учителя _______
Богаев Д.П., учитель физики
МОКУ «Бага-Чоносовская СОШ им. Боован Бадмы»
Целинного района, отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЖАНР КАЛМЫЦКОГО
Я очень сомневаюсь, что человеческая
изобретательность способна загадать загадку,
которую человеческая изобретательность не способна
была бы разгадать.
В калмыцком фольклоре есть удивительный жанр – это загадки. Они ориентированы на выявление знания о тех или иных явлениях действительности, об окружающем мире, на смекалку. Отгадывает их обычно
тот, кто обладает всеми этими данными. Загадки ценны в познавательном отношении. Вот несколько калмыцких загадок, которые можно использовать на уроках физики.
Не тронь меня – Подражает любому,
я рассыплюсь. говорит на всех.
Идёшь–идёшь – не догонишь. Собаки одного хотона (села)
(Миражи) лают в одну сторону.
В огне не горит, в воде не тонет.
При разгадке просим обосновать свои ответы.
1. Богаев Д.П. Отражение в преподавании физики национальных традиций и культуры калмыков, с. https:///filekom.php? fileid=98670127, 03.12. 2013.
2. Богаев Д. П. Этнокультурная коннотация при изучении физики // Актуальные проблемы современной физики и математики, Эл., ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014, с.с. 52, 53.
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЖАНР КАЛМЫЦКОГО
ФОЛЬКЛОРА – ЗАГАДКИ
Я очень сомневаюсь, что человеческая
изобретательность способна загадать загадку,
которую человеческая изобретательность не способна
была бы разгадать.
В калмыцком фольклоре есть удивительный жанр – это загадки. Они ориентированы на выявление знания о тех или иных явлениях действительности, об окружающем мире, на смекалку. Отгадывает их обычно
тот, кто обладает всеми этими данными. Загадки ценны в познавательном отношении. Вот несколько калмыцких загадок, которые можно использовать на уроках физики.
- Богаев Дмитрий Пюрвеевич
- Написать
- 265
- 24.06.2016
Номер материала: ДБ-131811
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
- 24.06.2016
- 1771
- 24.06.2016
- 360
- 24.06.2016
- 779
- 24.06.2016
- 473
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-kalmytskih-narodnyh-zagadok
https://www.dslib.net/folklor/kalmyckie-narodnye-zagadki.html
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-udivitelniy-zhanr-kalmickogo-folklora-zagadki-1132092.html