Кто такой берлиоз и какова его судьба. Продолжение темы про смерть берлиоза и мим
Кто такой берлиоз и какова его судьба. Продолжение темы про смерть берлиоза и мим
В романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” есть много интересных моментов: сеанс чёрной магии, казнь Иешуа, бал у сатаны, ловля кота Бегемота, полёт Воланда и его свиты. Все они по-своему уникальны: над одним мы смеёмся вместе с автором и его героями, другой интересен с исторической точки зрения, третий заставляет серьёзно задуматься. Но наиболее сильное впечатление производит описание гибели Берлиоза. Этим эпизодом Булгаков привлекает внимание читателя к роману: интересно узнать, что же будет дальше.
Эпизод этот находится в самом начале “Мастера и Маргариты”. Можно сказать, что именно с него и начинает развиваться активное действие романа, череда следующих друг за другом стремительных событий. Гибели Берлиоза предшествует лишь непосредственная завязка произведения: беседа “иностранного специалиста” Воланда с Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным и разговор между прокуратором Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. Спор между героями о боге и дьяволе, свете и тьме внезапно сменяется событиями древнего мира, которые потом вновь уступают место современности. Этот довольно необычный переход сначала вызывает недоумение, но потом эти скачки станут даже интересны, и весь роман Булгаков выдержит в этих двух временных планах. Гибель Берлиоза – это самое первое из всех последующих дальше наказаний, осуществлённое Воландом и его свитой. Это, пожалуй, самая жестокая кара нечистой силы – все остальные будут значительно легче.
С момента гибели Берлиоза в романе начинает звучать тема судьбы в жизни человека. Берлиоз не признаёт ни бога, ни дьявола. Но свободен ли он? Может ли он сам вести свою жизнь, планировать будущие дела, или ему всё же необходимо влияние какой-то внешней силы? В самом начале романа Воланд даёт ответ на этот вопрос: “. как же может управлять человек, если он не только лишён возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?” . Но никто, кроме Воланда, ещё об этом не знает, и на протяжении всего дальнейшего действия будет решаться этот вопрос. Таким образом, Булгаков осветил достаточно острую проблему современного общества: свободу-то человеку дали, а вот обращаться с нею не научили.
Эпизод гибели Берлиоза играет большую роль в раскрытии идеи всего произведения. Человек всегда сохраняет свою внутреннюю свободу. При любых внешних обстоятельствах он может поступать так, как считает нужным, действовать по совести. Но когда он начинает посягать на свободу других людей, стремясь подчинить их себе и извлечь определённую выгоду, то тут в действие вступают внешние силы, наказывая зло. И справедливость торжествует.
Центральное место в этом эпизоде занимают Берлиоз, погибший под трамваем, и Воланд как карающая сила. Воланд “был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой” .
Подобная комичная внешность героя нисколько не соответствует той роли, которую он играет в жизни людей. Всю сущность Воланда Булгаков выразил в эпиграфе к роману: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. ” . Вроде бы он несёт только вред: сжигает ресторан, громит Массолит, люди из-за него попали в сумашедший дом – но в то же время он очищает, исправляет этих людей, делает их лучше, то есть творит добро. Он знает, что никогда не будет вознаграждён, все будут только ругать и осуждать его. Но он уверен, что дело его важно и серьёзно, и, улетая из Москвы, счастлив благодарностью Мастера и Маргариты. Воланд вселяет уверенность и спокойствие, надежду, что зло будет наказано.
Берлиоз – гражданин “приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе” . Он председатель Массолита. Но он так организовал эту ассоциацию, что ни одного настоящего литературного таланта там нет, члены её равнодушны к своему труду и заботятся лишь о личном благосостоянии. Именно за это и был наказан Берлиоз. Но, как бы то ни было, смерть человека всегда ужасна, особенно такая смерть, и, скорее всего, он не заслужил её.
Перечитываем эту сцену: “Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушку, сделал шаг назад” . Создаётся впечатление, что это сам Воланд подтолкнул его, обрёк на смерть. Сцена производит на читателя сильное впечатление. Стремительность развивающихся событий, их неизбежность подчеркивается Булгаковым при помощи “резких” глаголов: “тотчас подлетел трамвай” , “внезапно осветился” , “тотчас рука его соскользнула” , “нога неудержимо поехала” , “бешеным движением подтянул” , “несущееся с неудержимой силой “. Всё это читатель видит словно от лица самого Берлиоза.
Булгаков погружает слушателей в мир звука и света. Эпитеты ( “позлащённая луна” ) и метафоры ( “брызнул красный и белый свет” , “вагон сел носом в землю” ) ещё больше усиливают трагизм ситуации, вызывая жалость к Берлиозу. Читатель словно находится на его месте, кажется, что это о нём, читателе, говорит автор: “Ещё раз, и в последний раз, мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно” .
Но Булгаков на этом не останавливается. Он всё сильнее “бьёт по чувствам”: лицо вагоновожатой от ужаса совершенно белое, вся улица отчаянно визжит, по булыжникам прыгает отрезанная голова Берлиоза. Изображая эту сцену, писатель стремился не только непосредственно показать наказание Берлиоза, чтобы продолжить действие романа, но он хотел предостеречь читателя от подобных и других ошибок. Ведь перед самой смертью Берлиоз понял, что был не прав, что высшая сила существует, и это Воланд, но было уже поздно.
Сам автор в этом эпизоде открыто свою позицию не выражает. Но Булгаков мог описать смерть Берлиоза совершенно в другом свете, заставив читателя смеяться над нею. Но он этого не сделал. Почему? Возможно, потому, что, хотя он и понимает правильность решения Воланда, умом знает, так надо, но сердцем жалеет своего героя как человека, как утраченную жизнь. Если раньше, во время спора, он позволял себе пошутить, поговорить с читателем, то тут он абсолютно серьёзен.
Вероятно, это умение Булгакова настолько реально описать событие, что тут же представляешь его во всех красках, но одновременное чувство меры и привлекают внимание читателя к данному эпизоду.
Берлиоз (Мастер и Маргарита)
Берлиоз – один из самых интересных персонажей в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно он становится первой жертвой действий Воланда в Москве 30-х гг.
- Характеристика
- Председатель МАССОЛИТа
- Причины смерти
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Характеристика
У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».
Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти. Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.
Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.
Председатель МАССОЛИТа
Берлиоз Михаил Александрович в «Мастере и Маргарите» выполняет важную функцию относительно авторского замысла. М. А. Булгаков высказывает свое отношение к литературному кругу того времени. Он высмеивает МАССОЛИТ (Мастерская социалистической литературы).
Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.
И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.
Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.
Причины смерти
Берлиоз является некой переходной стадией между прошлым и настоящим. Он не принадлежит ни той эпохе, ни этой. Поэтому смерть его была необходима в повествовании.
Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя.
Берлиоз говорит Воланду: «В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Эта фраза доказывает факт того, что Берлиоз действует по шаблону, который дала народу власть. М. А. Булгаков пытается показать, что это неправильно.
При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?
Связано это с положением Берлиоза в обществе. Он был председателем МАССОЛИТа, организации, которую высмеивает М. А. Булгаков. Берлиоз – довольно умный и образованный человек, однако не пользуется своим умом в повседневной жизни. Он занимается не тем, он занимается продвижением совершенно бездарной литературы, которая была выгодна для власти. Это стереотипное и шаблонное мышление, которое навязывалось со стороны государства, также послужило причиной смерти Берлиоза.
Гибель героя была не случайностью, а преднамеренным действием, которое меняет мировоззрение многих героев, в частности Ивана Бездомного, который из ученика Берлиоза превращается в историка, бросив писать никчемные стихи.
Берлиоз в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова: образ, характеристика, описание
Берлиоз в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание
Полное имя героя – Михаил Александрович Берлиоз:
“. Михаил Александрович Берлиоз, председатель. “
У Берлиоза высокий голос, “высокий тенор”:
“. Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее. “
Берлиоз – мужчина среднего возраста, “в расцвете лет”:
“. ему было жаль племянника жены, погибшего в расцвете лет. “
“. Хлопец, наверно, на Клязьме застрял. ” (слова пожилой литераторши о более молодом Берлиозе)
Берлиоз является литератором, председателем правления литературной ассоциации МАССОЛИТа, а также работает редактором художественного журнала:
“. председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала. ”
“. литераторы немедленно начали икать. ”
“. Секретаря МАССОЛИТа Берлиоза. “
Он – высокопоставленный, маститый литератор, “генерал” в мире литературы:
“. Генералы! – напрямик врезался в склоку Глухарев‑сценарист. “
Берлиоз является однофамильцем французского композитора Гектора Берлиоза, о чем тоже упоминается в романе:
“. Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор – это однофамилец Миши Берлиоза. ”
“. никому не известный композитор‑однофамилец, и пришлось вписать: «. не композитором. »..”
Берлиоз – образованный и эрудированный человек:
“. сколько я о нем слышал, все‑таки хоть что‑то читал. ”
“. редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков. ”
“. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович. ”
“. возразил образованный редактор. “
Михаил Александрович Берлиоз является атеистом. Он не верит в существование Иисуса Христа:
“. Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. “
При этом он также не верит в существование дьявола:
“. Нету никакого дьявола! – растерявшись от всей этой муры, вскричал Иван Николаевич. ” (Иван Николаевич Бездомный и Берлиоз оба не верят в дьявола)
Берлиоз – остроумный человек:
“. ваша теория и солидна и остроумна. “
Герой является красноречивым человеком, он умеет красиво говорить:
“. красноречив до ужаса. “
Берлиоз – хитрый человек:
“. Он человек не только начитанный, но и очень хитрый Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее. “
“. Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. ”
Берлиоз – законопослушный гражданин:
“…кому хотите сказать, что Берлиоз что‑то натворил, – не поверит, ей‑ей, не поверит. “
“. жилплощадь покойного, то есть три комнаты (бывшие ювелиршины кабинет, гостиная и столовая), переходят в распоряжение жилтоварищества. ”
“. прописаться в трех комнатах покойного племянника. ”
“. высадились около дома N 302‑бис на Садовой улице. “
У Берлиоза есть домработница:
“. был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет. “
У героя есть элитная дача в литераторском поселке, где живут только “элитные” литераторы:
“. Хлопец, наверно, на Клязьме застрял. ”
“. дачный литераторский поселок Перелыгино на Клязьме – общее больное место. ”
“. Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас. ”
“. Одни в пяти комнатах в Перелыгине. “
Берлиоз женат, но его жена сбежала к какому-то балетмейстеру:
“. покойный Берлиоз с супругой. ”
“. Про супругу Берлиоза рассказывали, что будто бы ее видели в Харькове с каким‑то балетмейстером. “
У Берлиоза нет детей, поэтому его наследниками являются его тетя и дядя из Киева:
“. я являюсь единственным наследником покойного Берлиоза, моего племянника, погибшего, как известно, на Патриарших, и я обязан, согласно закону, принять наследство, заключающееся в нашей квартире номер пятьдесят. ”
“. я велю сейчас дать телеграмму вашему дяде в Киев. “
Месть Воланда Берлиозу
Воланд предсказывает Берлиозу гибель под трамваем:
“. только что человек соберется съездить в Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай. “ “. этот консультант сейчас убил на Патриарших Мишу Берлиоза. “ Вскоре Берлиоз погибает под трамваем, как и было предсказано. Таким образом Воланд наказывает Берлиоза за его атеизм и неверие в дьявола:
“. И тотчас рука его скользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы. “ “. Берлиоз погиб на Патриарших. “ “. сегодня вечером задавило трамваем на Патриарших. “ Вскоре на “балу у сатаны” Воланд беседует с покойным Берлиозом и настаивает на том, что Бог и дьявол все-таки существуют:
“. Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие. “ Это был цитатный образ и характеристика Берлиоза в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, биография героя, описание внешности и характера в цитатах.
Источники:
https://www.bulgak.ru/zhizn-i-tvorchestvo-bulgakova/267-analiz-epizoda-smert-berlioza.html
https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/berlioz-mihail-aleksandrovich.html
https://www.literaturus.ru/2015/12/Berlioz-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html