Лига выдающихся джентльменов читать онлайн. Лига выдающихся джентльменов (комикс)
«Лига выдающихся джентльменов»: обзор 1 тома
The League of Extraordinary Gentlemen. Volume I
Жанр: стимпанк
Сценарист: Алан Мур
Художник: Кевин О’Нил
Выход оригинала: 1999
Издательство: АСТ, 2016
«Лига выдающихся джентльменов» — третья по узнаваемости работа выдающегося сценариста комиксов Алана Мура (после культовых «Хранителей» и «V — значит вендетта», конечно). Известности серии прибавила и вышедшая в 2003 году экранизация с великолепным Шоном Коннери в главной роли. Но судьба фильма оказалась печальной — он получил разгромные отзывы как критиков, так и поклонников первоисточника, и на продолжении был поставлен крест.
Серия комиксов продержалась значительно дольше — на сегодняшний день выпущено несколько сюжетных арок. И наконец-то российским читателям представилась возможность познакомиться с первой из них.
В «Лиге выдающихся джентльменов» Мур в очередной раз демонстрирует оригинальный подход к супергероике. На сей раз он представил стимпанковскую версию «Мстителей» и «Лиги справедливости». В команду, подобную супергеройской, объединяются персонажи литературы конца XIX и начала XX века, от вампирши Мины Харкер (из «Дракулы» Брэма Стокера) до стареющего искателя приключений Аллана Квотермейна (из романов Райдера Хаггарда).
Кроме того, Мур провёл смелые эксперименты с форматом повествования. Он подал комикс как подростковый журнал начала прошлого века и доверил его оформление художнику Кевину О’Нилу, у которого весьма своеобразная манера рисунка.
Графический стиль «Лиги» мало кого оставляет равнодушным. Одни называют его главным достоинством серии, другие считают недостатком. Основа рисунка О’Нила — тонкий штрих, что придаёт картинке атмосферу безумия и хаоса. Комикс выглядит архаично, что, с одной стороны, соответствует ретро-стилистике, а с другой — производит впечатление любительской работы. Но именно этого хотел Мур: создать винтажный и отдающий лёгким трэшем графический роман для опытного взрослого читателя, не похожий ни на что другое. И с этой задачей он отлично справился.
Первый том посвящён становлению Лиги и развитию героев в отрыве от первоисточников. За событиями очень любопытно следить — Мур великолепно прописывает диалоги, оригинально стравливает персонажей и создаёт массу забавных ситуаций. Но в какой-то момент он так увлекается работой над яркими образами, что, как часто бывает в супергероике, задвигает на второй план основную интригу и главного злодея. Кульминация комикса выходит невыразительной, и это его единственный существенный минус. Ведь от невероятно креативного Мура всегда ждёшь чего-то большего.
Помимо основной графической истории, в первой арке есть рассказ «Аллан и прорванная завеса» — и вот его можно не читать. Здесь Мур прямолинейно и неизобретательно копирует стиль родоначальников готического хоррора.
Локализация «Лиги выдающихся джентльменов» — сложная задача, и издатель с ней хорошо справился. Переводчику и редактору удалось выдержать авторский слог, а дизайнеру-верстальщику — русифицировать многочисленные надписи. Единственный недостаток — зачастую текст набран мелким витиеватым шрифтом, и его сложно читать.
The League of Extraordinary Gentlemen
«Лига выдающихся джентльменов» (The League of Extraordinary Gentlemen) — серия комиксов Алана Мура (сценарий) и Кевина О’Нила (художник), публикация которой началась в 1999 году. Действие происходит в мире, где сюжеты большинства произведений являются реальностью.
Собственно, заглавная «Лига выдающихся джентльменов» (в одном из ее воплощений) — это команда «викторианских супергероев»: Вильгельмина Мюррей из «Дракулы», Алан Квотермейн из «Копей царя Соломона», капитан Немо из «Двадцати тысяч льё под водой», доктор Джекил с мистером Хайдом и человек-невидимка Гриффин.
В 2003 г. первый том был экранизирован, но по сюжету и стилистике довольно отличался от оригинала. Кроме того, изменился и персональный состав Лиги: в нём появились Том Сойер и Дориан Грей из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», место Гриффина занял укравший его формулу невидимости Родни Скиннер (создатели фильма не смогли приобрести право на показ человека-невидимки из книги Уэллса), а Вильгельмина (Мина) сменила фамилию на Харкер.
Содержание
Комиксы [ править ]
Серию можно условно поделить на такие подциклы:
- «Лига выдающихся джентльменов», два тома: отправная точка всей серии. Викторианская эпоха, конец XIX столетия, формирование самой Лиги. Действие первого тома происходит в 1898 г. «Лига» формируется британским правительством для возвращения похищенного злоумышленниками антигравитационного вещества кейворита. Во втором томе «Лига» противостоит нашествию марсиан из «Войны миров» Уэллса.
- «Черное досье» — комикс очень интересного формата. Сюжет его довольно прост — главные герои в 1950-х похищают у британских спецслужб собственно «Черное досье»: папку с документами про «Лигу» и предшествующие ей (со времен аналога Елизаветы І — Глорианы) организации, в которые входили другие литературные (а в этом мире — совершенно реальные) персонажи. Эти документы — основная фишка выпуска, они выполнены в разных стилях: есть и как бы неопубликованная пьеса Шекспира, и рассказ Вудхауса про встречу Вустера с лавкрафтовским культом, и рассказ в стиле «склеек» Уильяма Берроуза. Антураж основной сюжетной линии включает много отсылок к произведениям 1950-х. Это и элементы шпионских историй (включительно с деконструированнымДжеймсом Бондом), и отсылки на то, что действие происходит после правления Ангсоца.
- «Столетие» — три выпуска про попытки бессмертных персонажей помешать созданию Антихриста (он же Лунное Дитя из книги Кроули, он же Гарри Поттер) в 1910, 1969 и 2009 годах. Каждый период наполнен отсылками к культуре этих годов.
- Серия про дочь капитана Немо.
Тропы и штампы [ править ]
- Антигерой — «Лига», по сути, состоит из таких. «Британия никогда не умела отличать своих героев от монстров»
- Бонус для гениев — многочисленные отсылки к британским и мировым произведениям, в том числе к малоизвестным или почти забытым.
- Биологическое оружие — «последний довод» в борьбе с Чужими.
- Гад-первопроходец — Джеймс Мориарти.
- Гад-невидимка — Гриффин.
- Деконструкция — в комиксе переосмысливаются многие элементы произведений, составивших его сюжет и мир. Например, один из главных героев, Алан Квотермейн, показан не ожидаемым крутым героем (как в экранизации), а немощным стариком (как-никак, возраст берет свое), подсевшим на опиум. Британские спецслужбы и их представители (например, Майкрофт Холмс и Джеймс Бонд) показаны совсем не в позитивном ключе, в отличие от исходных произведений.
- Даже у зла есть стандарты — Мистер Хайд может быть и полное чудовище, но своих он в обиду не даст.
- Империя, над которой не заходит солнце — действие первых томов происходит в Британской империи, сама «Лига» служит ее правительству (с одним нюансом в первом томе)
- Историю пишут победители — официальная причина победы над пришельцами во втором томе несколько отличается от реальной.
- Мистер Хайд — собственной персоной в первых двух томах.
- Постмодернизм — действие комикса происходит в мире, составленном из элементов произведений мировой культуры.
- Стимпанк — первые два тома.
- Унылый последний гад — Антихрист. Субверсия. Алан Мур собирается выпустить 4 том, так что гад не последний.
- Шерлок Холмс — в комиксе у него только небольшое камео, зато Майкрофт и Мориарти — важные персонажи.
- Шоу внутри шоу — в конце каждого выпуска первых двух томов представлены отрывки внутримировых произведений с участием главных героев. Такую схему Алан Мур использовал ранее в своем культовом комиксе Watchmen. В выпуске «Черное Досье» такие произведения занимают значительную часть комикса.
Фильм [ править ]
Фильм 2003 года кардинально отличается от оригинального комикса. Различия столь обширны, что Алан Мур потребовал убрать свое имя из титров (впрочем он постоянно так делает).
История начинается с цепи террактов, которые ставят мир на грань Мировой Войны. Чтобы справиться с кризисом, глава Секретной Службы Её Величества, также известный как М, вновь созывает Лигу Выдающихся Джентельменов. В её состав входят герой Империи Алан Куотермейн, преступник и пират Капитан Немо, известный химик и маньяк-убийца доктор Джеккил (вместе с альтер-эго Эдвардом Хайдом), миссис Вильгельмина Харкер (как позже выясняется, вампирша), вор Родни Скиннер, наследник Человека-Невидимки и красавец с тёмным прошлым Дориан Грей. Позже к ним присоединяется Том Сойер из Секретной Службы США.
«Лига выдающихся джентльменов. Том 1-3» – рецензия
Литературные кроссоверы вещь не то чтобы слишком новая и оригинальная. По крайней мере, при разговоре на подобную тематику память почти сразу выискивает пару крепких представителей этого жанра. Например, «Ночь в тоскливом октябре» Роджера Желязны. Основной особенностью подобных коктейлей является их повышенная легкость. Развлечение на пару вечеров. Чтиво, вызывающее улыбку от встречи с любимыми персонажами, которые знакомы с детства. Их истории рассказаны сотни раз, поступки рассмотрены под всеми возможными углами, а биографии впору хранить в Международной палате мер и весов. О какой глубине здесь может идти речь?
Не замахнуться ли нам на наше все?
Вряд ли Мур с самого начала задумывал «Лигу выдающихся джентльменов» («ЛВД») как монументальное полотно, охватывающее плеяду культурологических пластов в долгосрочном периоде. Первая концепция представляла собой незамысловатые (со скидкой на авторскую стилистику) похождения Лиги Справедливости во времена Викторианской Англии. Что бы из этого вышло, вы можете узнать, перечитав Геймана и его «1602». Да, временной промежуток другой и за основу взяты персонажи фирмы-конкурента, но общее впечатление составить можно. Другое дело, что работать в заданных (читай «навязанных») рамках Мур не любит в принципе. В результате за основу были взяты самые растиражированные романы девятнадцатого века. Благо заморочки с авторскими правами за давностью лет сошли практически на нет. Зато персонажей с самыми фантастическими способностями хоть отбавляй. Да еще и лишний раз на предысторию расшаркиваться не нужно. Одним словом – сплошные плюсы.
В результате в 1999 году мир смог лицезреть рождение новой команды. Персонажи Дойла, Верна, Стокера, Уэллса объединились под чутким руководством спецслужб Ее Величества, дабы дать отпор любым силам, решившим посягнуть на английскую землю. Как водится, в подобных случаях, каждый герой наделен ворохом разнокалиберных комплексов, наотрез отказывается уживаться на одном пятачке с себе подобными, и вообще не видит любимую родину в десятке первостепенных приоритетов. Но общая угроза как ничто другое заряжает командным духом. При этом все действо сопровождается веселым улюлюканьем, балаганными ужимками и цветастыми афишами. Поставив перед собой цель – написать пародию на приключенческие романы, читаемые в основном мальчишками, Мур с завидной изобретательностью тащит в свою историю всё, что плохо лежит. Рейхенбахский водопад, убийство девушек, не обремененных тяжестью поведения, опиумокурильни, до отказа забитые головорезами, тайный план по захвату мира. Эта смесь сдобрена таким обилием сарказма, что даже финальная панель с приземляющимися марсианскими цилиндрами кажется скорее шуткой, чем реальной угрозой. И поставь Мур в данном месте точку, «ЛВД» так и осталась бы в истории едкой сатирой однодневкой, где рука об руку сражаются Мина Мюррей, Эдвард Хайд, Немо и Аллан Квотермейн. Свою порцию любви она бы, безусловно, получила, но для автора этого было слишком мало.
В нашествии марсиан не было ничего смешного. Легкомысленная комедия с весьма пуританским рейтингом (здесь даже гнезда разврата дышали целомудрием) неожиданно мутирует во взрослую драму, пронизанную безмолвной горечью. Пестрые лоскуты первого тома выгорают под огненными лучами инопланетных захватчиков. Десяток историй слипается в единый ком. Уэллс, Уэллс, Уэллс. «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро» и, конечно же, «Война миров». Кажется, для полного отчаяния роял-флэша не хватает только «Машины времени» (Путешественник появляется в дополнительных материалах к первому тому, ну да кто их читает, эти допы?). Но и без нее картинка вырисовывается более чем мрачной. «Наутилус» вязнет в густой растительности. Марсианские треноги выжигают всё на своем пути. Любая попытка дать отпор заранее обречена на провал. Просто еще один конец света.
Мир обречен. В такие минуты уже нет сил на пафосный героизм. «Мы плохо кончим все, какая разница с кем». Забыться в чужих объятиях, разбить кулаки в кровь о тела пришлых паразитов, восстать, вооружиться, победить, иль умереть, уснуть, забыться? Обнаженная плоть не дразнит. Руки устало заломлены. От близости Мины Мюррей и Аллана Квотермейна становится почти физически больно. И в этом безумном пылающем мире лишь чудовища способны сохранить крупицу здравого смысла. И за звериной сущностью Хайда все еще можно разглядеть человеческое лицо. Нет, не Джекила. Джекил давно мертв. Но жестокие времена обычно требуют жестоких средств. Спасая миллиарды, убиваем тысячи. Кто согласится на подобный размен? Исход сражения известен заранее, вот только Мур слегка исправляет историю Уэллса. И эти правки звучат куда убедительнее, нежели вымирание от инфлюэнцы.
К третьему тому постмодерн Мура начинает осязаемо крепчать. Мало того, что начало «Столетия» (именно под таким названием был выпущен сборник, включающий в себя 1910, 1969 и 2009 года) ознаменовалось тотальным ребрендингом персонажей, так еще и общий уровень приключенческой беллетристики заметно упал. Популярные герои обзавелись хозяевами, и куда ни плюнь, обязательно найдется если не сам автор, то уж точно заботливый родственник, ревниво охраняющий наследие именитого пращура. Что остается в таком случае? Играть не по правилам. Можно до хрипоты спорить о художественной ценности литературных эскапад Мура, но пропускать их нельзя. Алан сознательно поднимает планку вхождения на максимально возможный уровень. Если события первого тома можно описать одной картинкой с обложки, то для «Столетия» требуется внимательное изучение дополнительных материалов тома за номером два. Иначе рискуете заблудиться в трех соснах.
Концепция мономира, сияющая черной жемчужиной во втором томе, дала трещину. «Столетие» – это вновь сборная солянка, на этот раз из мюзиклов, элэсдешных трипов и пророчеств о приходе Антихриста. При этом ему удается сохранить мрачность марсианских войн. Обреченность вытесняется опустошенностью. От бессмертия очень легко устать. Одиночество же сложнее, чем кажется. И пронося через века любовь и дружбу, герои явственно осознают свою бесполезность. Сверхзадача всего лишь краткий миг на временной оси. И может все же проще уснуть в Армагеддоне, чем цепляться за сиюминутные подвиги? Когда нечего терять, нет особого смысла и жить. Вот только бегство от себя никогда не вело к выходу. Кому-то удастся с этим смириться, кому-то – нет.
Герои, которые нам нужны
Формируя Лигу, Мур проявил изрядную изобретательность. Для начала он отказался от сверхсущностей, которые могли бы внести серьезный дисбаланс в повествование. Поэтому один известный сыщик появляется на страницах комикса исключительно во флэшбеках. Иначе вся интрига первого тома разрешилась бы на первой (ну хорошо, от силы на пятой) странице. По тем же соображениям в Лиге отсутствует и граф Дракула. Разумеется, все эти отсутствия можно списать на временные разрывы. Мол, пропали без вести, были побеждены, пали жертвами обстоятельств. Но некоторых персонажей вернули же с того света. Например, Аллан Квотермейн и Хоули Гриффин на начало первого тома были официально мертвы. Что не помешало им причинять пользу и приносить добро под чутким руководством Мины Мюррей, в замужестве Харкер.
Естественно, при таком обилии персонажей развивать их характеры в рамках одной серии, ограниченной пятью-шестью выпусками, дело не самое простое. И, похоже, поначалу Мур не особо ставил перед собой подобные цели. Проповедуя главный принцип тренера покемонов «Всех их вместе соберем», Мур попытался по максимуму разнообразить героев, сохраняя при этом их относительную полезность для команды в целом. Поэтому при первом знакомстве с Лигой перед нами предстают скорее образы-функции. Стрелок, громила, техник, шпион, руководитель группы. Каждый огрызается, по-своему недолюбливает окружающих, но свою роль исполняет достаточно аккуратно. Появился на сцене, выдал эффектный монолог, совершил пару действий и назад в сундук к остальным марионеткам Ее Величества. Картонные декорации, картонные герои, картонные чувства. Занавес?
Живешь лишь дважды, рождаясь на свет и глядя в лицо смерти (спасибо, господин Флеминг, Мур и для вас найдет местечко в своей истории). По-настоящему чувствовать герои начинают лишь в минуты Апокалипсиса. И здесь уже писатель дает волю своей фантазии. Он рисует героев такими, какими видит их сам. Прототипы Верна, Стивенсона, Уэллса все еще считываются, но читатель все явственней ощущает проявление чего-то большего. Словно проявляется дагерротип. Образы-функции превращаются в маски. А их принято сбрасывать, когда Часы Судного Дня бьют полночь. Кто-то выливает в этот мир всю гниль, что накопилась за долгие месяцы подавления гнева. Кто-то сломя голову мчится доказать, что любовь в этом мире значит хоть что-то. Кто-то пытается спастись бегством. Не из страха, нет. Просто бег стал неотъемлемой частью его жизни.
После опустошающей исповеди второго тома «ЛВД» уже невозможно воспринимать как пустячную забаву. Эффектная точка поставлена, герои выполнили свое дело. Англия может спать спокойно. Лига существует де-факто, неохотно подчиняясь Мине. Впрочем, и от Лиги-то по сути к началу «Столетия» ничего не остается. Бритвой Оккама Мур отсекает все, что не способна переварить вечность. Мина обзаводится бессмертным спутником/спутницей Орландо, а в качестве любовника выступает сын Квотермейна. Сын? Здесь происходят самые забавные метаморфозы. Путевой дневник Мины сообщает о смерти Аллана. В досье же агента Мюррей появляется характеристика «распущенная». Но это все ложь. Топорная, грубая, и даже не слишком правдоподобная. Но часто ли вам врут персонажи? Реальность, и без того зыбкая, окончательно размывает границы. В любой момент факты могут вывернуть наизнанку. Абсолютных истин не остается. Да и что взять за абсолют, если главный бессмертный этой истории меняет гендерную принадлежность каждые N лет?
Собственно «Столетие» уничтожает Лигу. Остаются лишь бессмертные, несущие тяжкое бремя своего одиночества. «Года летят, миры летят, пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз». И охота за Антихристом не вносит сколько-нибудь заметного оживления в бесконечную суету жизни. Мимо проплывают свингующие шестидесятые. Наркотики, секс, оккультизм искрится яркими переливами. Но это все наносное. И река времени смоет эти песчинки, как и все до них. Предельный уровень достигнут. Наши герои все еще пешки в чьей-то игре, но движение происходит скорее по инерции. Что может быть проще вечности? Что может быть банальнее бессмертия?
Игры, в которые играют люди
Алан Мур на пару с Кевином О’Нилом затеяли грандиозную игру. «ЛВД» пропитана насквозь кросскультурными отсылками и цитатами. Большинство из них лежат на поверхности и достаточно просты для восприятия. Но есть и такие, над которыми нужно будет поломать голову. И если реклама нового проекта Бэзила Холлуорда «Великие портреты по точкам» из первого тома смешит вас исключительно по части подбора красок, смело пропускайте оставшиеся тома. Потому как эта отсылка одна из простейших. А дальше придется напрягать внимание, чтобы в толпе англичан разглядеть очередную инкарнацию Доктора Кто (куда уж без него) или же разглядеть метафоры о борьбе классической детской литературы с современными бестселлерами. Многие же отсылки имеют двойное, а то и тройное дно. Вот и поди угадай, являются ли отсылки к «Трехгрошовой опере» Брехта прямыми, или же Мур занялся самоцитированием и делает кивок в сторону истории «Черной шхуны». Потому как за окном в это мгновение твердят о грядущем Армагеддоне, а по подворотням рыщет Джек Потрошитель (да-да, отсылка к двум культовым графическим романам за авторством того же Мура).
Рисунок О’Нила принято обычно ругать. Упрощенная карикатурность и в самом деле может оттолкнуть, но здесь как с анимацией Билла Плимптона, в какой-то момент начинаешь его безумно любить. И любая попытка очеловечить рисунок воспринимается как сущее кощунство. Причем апогей графической составляющей приходится на «1969». ЛСД-трипы взрываются невероятными цветовыми пятнами под очередную рок-балладу. Картинка то цитирует «Мечтателей» Бертолуччи, то «Blow-up» Антониони. А может, ассоциативный ряд складывается вопреки первоначальной задумке. И О’Нил с Муром просто выводят эпизоды из своей бурной молодости с ее сопутствующими безумствами, которая как раз и выпадала на шестидесятые. Слишком уж навязчивы здесь увлечения оккультизмом, сексом и экспериментальными антидепрессантами. И эта эпоха выведена с большей любовью, нежели бездуховный 2009 год. Где из развлечений – лишь рождение Антихриста, чье имя итак все знают (собственно, это уже достаточно прозрачная подсказка).
Помимо комиксов Мур усилено экспериментирует и с литературой (еще одна отсылка к «Хранителям»). И вот здесь все не так однозначно. Все эти попытки стилизаций выглядят излишне тяжеловесно. Перечитайте неадаптированный для младшего дошкольного возраста любой роман Уэллса или Верна, и тогда поймете, о чем идет речь. Слог перегружен, сюжет, несмотря на динамику, топчется на месте. Плюсом он невероятно требователен к литературному багажу читателя. И если повесть «Аллан и прорванная завеса» достаточно дружелюбна к читателю, то дневниковые заметки Путешественника включают в себя обширный список к прочтению. Причем переплетено все это так плотно, что уже не понимаешь, где идет цитата из очередного романа, а где всего лишь игра Мура. При этом эти заметки являются ключом для понимания не только третьего тома. В них вшита изрядная доля истории предыдущих Лиг. И если вы не смогли распознать Просперо, Ариэля и Калибана в «2009» – скорей всего, вы пропустили важную часть истории. Оправдан ли такой подход – отчасти. В конечном итоге от бесконечного пережевывания известных фактов в комиксах начинаешь уставать. С другой стороны – издатель мог бы и снабдить свои книги хотя бы краткими примечаниями, а не ограничиваться скупым переводом марсианской речи (еще одна фирменная джентльменская шуточка – выдать диалог объемом пять страниц на незнакомом наречии). Мур не любит расторопного читателя, и нам приходится с этим смириться.
Недавно Алан Мур и Кевин О’Нил приступили к четвертому тому «Лиги», пообещав, что после этого уже окончательно спрячут перья и ручки в стол. История, наконец, получит финальную сцену, без малейших недомолвок о возможном будущем для своих персонажей. Игра, начатая в 1999-м, переходит в свою финальную фазу. За десять лет «Лига» смогла перерасти рамки легкомысленного памфлета, превратившись в своеобразный портрет современному обществу. Здесь много иронии и точной критики общества. И, кажется, сегодня «Лига» по праву может занять причитающееся ей место среди «Хранителей» и «Вендетты» – культовых по умолчанию романов. Нам же остается ждать, когда АСТ выпустит недостающее «Черное досье» и спин-офф о капитане Немо. Раз уж назвались полным изданием.
Источники:
https://www.mirf.ru/comics/liga-vydayuschikhsya-dzhentlmenov-1-tom
https://posmotre.li/The_League_of_Extraordinary_Gentlemen
https://comicsboom.net/reviews/rossiyskie_izdaniya/4679-liga-vydayuschihsya-dzhentlmenov-tom-1-3.html