Лоренцо лотто произведения. Лоренцо Лотто: выставка картин из итальянских собраний
Лоренцо Лотто в ГМИИ им. А. С. Пушкина
ARTinvestment.RU 24 декабря 2012
ГМИИ им. А. С. Пушкина, 14 декабря 2012 — 10 февраля 2013
Главное здание, Волхонка, 12
В Пушкинском музее проходит выставка «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний».
ГМИИ им. А. С. Пушкина продолжает знакомить зрителей с творчеством Лоренцо Лотто — выдающегося, но мало известного широкой публике, итальянского художника эпохи Возрождения. В 2011 году, в рамках обширной культурной программы Года Италии в России, в ГМИИ экспонировались две работы Лоренцо Лотто — парные портреты Фебо да Брешиа и Лауры да Поло из собрания галереи Брера в Милане. Настоящая выставка — более масштабная встреча с творчеством одного из гениев XVI века, она включает 10 произведений и все они, без преувеличения, относятся к числу шедевров мастера. Подобная выставка, знакомящая с творчеством Лоренцо Лотто, в России проводится впервые.
Лоренцо Лотто (1480–1556) родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в юном возрасте. Его жизнь и творчество были неразрывно связаны с провинциальными городами Северной Италии, с Ломбардией и Венето, а также с провинцией Марке, расположенной в Центральной Италии. Как правило, за пределами Венеции, в провинциальных городах, Лотто получал заказы, работал, обреченный на беспокойную и до конца дней неустроенную жизнь. Лишенное спокойной ясности мироощущение художника во многом определило его особое положение в искусстве своего времени. Произведения живописца зримо разрывают ясную гармонию Ренессанса, противопоставляя ей мир иных образов, призванных волновать людей, тревожить душу и будоражить сознание. Творчество Лотто во всей глубине отразило противоречивость эпохи, отмеченной войнами и ожесточенной религиозной борьбой. Оно было созвучно настроениям Реформации, которые находили отклик и в Италии. Лотто проявлял интерес к творчеству великого немецкого художника Альбрехта Дюрера, с которым был знаком лично. Их связывала духовная близость, и не удивительно, что многие произведения итальянского живописца окрашены чисто северной экспрессией и остротой образных характеристик. Примечательно, что в течение многих лет Лотто возил с собой портрет великого реформатора и богослова Мартина Лютера. Свои последние годы художник провел в так называемом Святом Доме Богородицы (Santa Casa) в Лорето, не имея ни собственного угла, ни имущества, ни близких.
На выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлены картины, написанные Лоренцо Лотто в разные годы его жизни и связанные с провинцией Марке, куда художник неоднократно возвращался для выполнения заказов, по преимуществу церковных. Он работал для Анконы, Реканати, Йези, Лорето и других городов, где ему заказывали в основном монументальные алтарные композиции и небольшие молельные образы.
Так, на выставке экспонируется картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523), созданная мастером во время работы в Бергамо. Ее заказчиком был изображенный слева от Мадонны Никколо Бонги, в чьем доме работа находилась довольно долго. Фигуры изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер. За ним Лотто изобразил прекрасный, по описанию современников, пейзаж с видом на гору Синай. В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один солдат вырезал этот фрагмент композиции и увез с собой…
Менее драматична судьба другой картины, посвященной образу св. Екатерины, — «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». Картина подписана художником и датирована 1533 годом. В композиции, где центром притяжения служит фигурка спящего младенца Христа, заключена аллюзия на грядущую смерть Спасителя. Полотно давно признано одним из высших образцов колористического мастерства Лотто, сумевшего создать удивительную по красоте гармонию оттенков зеленого, красного и серого, переходящего от жемчужного до глубокого темного тона. Игру цвета художник обогащает вибрацией складок и светотени. Оба произведения находятся в собрании Академии Каррара, Бергамо.
Композиции с изображением Девы Марии и Ангела образуют сцену Благовещения (1526–1530, Йези, Городская пинакотека), пережитую художником в совершенно новом, не похожем на другие известные интерпретации ключе. Лотто чрезвычайно тонко чувствует движение и цвет, благодаря которым он создает эмоциональную атмосферу сцены. Особенно выразительна фигура Ангела в напоминающем легкую пену голубом развевающемся плаще. Фигура дана в резком сокращении и в сложном спиралевидном движении. Эти работы дают основание говорить о контактах художника с немецкими живописцами, особенно с Альтдорфером и Грюневальдом.
В экспозицию выставки вошел и знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (около 1518) из собрания Академии Каррара, Бергамо. На картине фигура женщины ясно вырисовывается на фоне ночного неба; модель прямо смотрит на зрителя, демонстрируя свой наряд, украшения и прическу, тончайшим образом выписанные художником. Жест ее рук создает ощущение прямого диалога с изображенной, чье имя было установлено в начале XX века. На ее принадлежность к известной семье Брембати из Бергамо указывает герб, украшающий кольцо, а имя Лючина (по-итальянски Lucina) заключено в «ребусе»: буквы «CI» на фоне луны (luna) в соединении дают «Lu-CI-na».
На выставке также представлена и последняя работа, исполненная великим живописцем незадолго до смерти, — «Принесение во храм» (1554–1555) из собрания Музея-сокровищницы храма Santa Casa (Святой Дом Богородицы) в Лорето. Эта картина практически единодушно признана последней работой мастера, на которой, как и на поздних холстах Рембрандта, лежит печать горького трагизма и безысходности. В то же время живописное решение этой картины делает ее одним из наиболее эмоционально сильных и современных произведений автора. В этом смысле заключительная фаза творчества Лоренцо Лотто перекликается с поисками Караваджо последних лет жизни.
Всего на выставке представлено 10 картин из собраний музеев Италии, в том числе «Мадонна с Младенцем» (1526–1527, Квиринальский дворец, Рим); «Св. Рох» (1549, Национальная галерея провинции Марке, Урбино, Палаццо Дукале); «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (1538, Городская пинакотека, Анкона); «Св. Иаков странник» (1511–1513, Городская пинакотека, Реканати, Вилла Коллоредо Мелс).
Выставка позволит зрителю открыть для себя новые грани творчества этого оригинального мастера, познакомившись с его произведениями, большинство из которых написаны на религиозные сюжеты. Произведения Лоренцо Лотто, столь непохожие на творения величайших мастеров Ренессанса — Рафаэля, Леонардо, Микеланджело, Тициана, расширяют наши представления об искусстве эпохи Возрождения в Италии, дают возможность познакомиться с новыми, неожиданными гранями итальянской художественной культуры первой половины XVI века.
Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний
Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний.
ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает знакомить зрителей с творчеством Лоренцо Лотто – выдающегося, но мало известного широкой публике, итальянского художника эпохи Возрождения. В 2011 году, в рамках обширной культурной программы Года Италии в России, в ГМИИ экспонировались две работы Лоренцо Лотто – парные портреты Фебо да Брешиа ип Лауры да Поло из собрания галереи Брера в Милане. Настоящая выставка – более масштабная встреча с творчеством одного из гениев XVI века, она включает 10 произведений и все они, без преувеличения, относятся к числу шедевров мастера. Подобная выставка, знакомящая с творчеством Лоренцо Лотто, в России проводится впервые.
Лоренцо Лотто (1480-1556) родился в Венеции, но был вынужден покинуть этот город в достаточно юном возрасте. Его жизнь и творчество были неразрывно связаны с провинциальными городами таких регионов Северной Италии, как Ломбардия и Венето, а также с провинцией Марке, расположенной в Центральной Италии. Как правило, за пределами Венеции, в провинциальных городах, Лотто получал заказы, работал, обреченный на беспокойную и до конца дней неустроенную жизнь. Лишенное спокойной ясности мироощущение художника во многом определило его особое положение в искусстве своего времени. Произведения живописца зримо разрывают ясную гармонию Ренессанса, противопоставляя ей мир иных образов, призванных волновать людей, тревожить душу и будоражить сознание. Творчество Лотто во всей глубине отразило противоречивость эпохи, отмеченной войнами и ожесточенной религиозной борьбой. Оно было созвучно настроениям Реформации, которые находили отклик и в Италии. Лотто проявлял интерес к творчеству великого немецкого художника Альбрехта Дюрера, с которым был знаком лично. Их связывала духовная близость и не удивительно, что многие произведения итальянского живописца окрашены чисто северной экспрессией и остротой образных характеристик. Примечательно, что в течение многих лет Лотто возил с собой портрет великого реформатора и богослова Мартина Лютера. Свои последние годы художник провел в так называемом Святом Доме Богородицы (Santa Casa) в Лорето, не имея ни собственного угла, ни имущества, ни близких.
На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены картины, написанные Лоренцо Лотто в разные годы его жизни и связанные с провинцией Марке, куда художник неоднократно возвращался для выполнения заказов, по преимуществу церковных. Он работал для таких городов как Анкона, Реканати, Йези, Лорето и другие, где ему заказывали в основном монументальные алтарные композиции и небольшие молельные образы.
Так, на выставке экспонируется картина «Мистическое обручение св. Екатерины» (1523), созданная мастером во время работы в Бергамо. Ее заказчиком был изображенный слева от Мадонны Никколо Бонги, в доме которого работа находилась довольно долго. Фигуры изображены на фоне парапета, через который перекинут ковер. За ним Лотто изобразил прекрасный, по описанию современников, пейзаж с видом на гору Синай. В 1527 году, когда французские войска находились в Бергамо, один солдат вырезал этот фрагмент композиции и увез с собой…
Менее драматична судьба другой картины, посвященной образу св. Екатерины – «Св. Семейство со св. Екатериной Александрийской». Картина подписана художником и датирована 1533 годом. В композиции, где центром притяжения служит фигурка спящего младенца Христа, заключена аллюзия на грядущую смерть Спасителя. Полотно давно признано одним из высших образцов колористического мастерства Лотто, сумевшего создать удивительную по красоте гармонию оттенков зеленого, красного и серого, переходящего от жемчужного до глубокого темного тона. Игру цвета художник обогащает вибрацией складок и светотени. Оба произведения находятся в собрании Академии Каррара, Бергамо.
Композиции с изображением Девы Марии и Ангела образуют сцену Благовещения (1526 – 1530, Йези, Городская пинакотека), пережитую художником в совершенно новом, не похожем на другие известные интерпретации, ключе. Лотто чрезвычайно тонко чувствует движение и цвет, благодаря которым он создает эмоциональную атмосферу сцены. Особенно выразительна фигура Ангела в напоминающем легкую пену голубом развевающемся плаще. Фигура дана в резком сокращении и в сложном спиралевидном движении. Эти работы дают основание говорить о контактах художника с немецкими живописцами, особенно с Альтдорфером и Грюневальдом.
В экспозицию выставки вошел и знаменитый «Портрет Лючины Брембати» (около 1518) из собрания Академии Каррара, Бергамо. На картине фигура женщины ясно вырисовывается на фоне ночного неба; она прямо смотрит на зрителя, демонстрируя свой наряд, украшения и прическу, тончайшим образом выписанные художником. Жест ее рук создает ощущение прямого диалога с изображенной, чье имя было установлено в начале XX века. На ее принадлежность к известной семье Брембати из Бергамо указывает герб, украшающий кольцо, а имя Лючина (по-итальянски Lucina) заключено в «ребусе»: буквы «CI» на фоне луны (luna) в соединении дают «Lu-CI-na».
На выставке также представлена и последняя работа, исполненная великим живописцем незадолго до смерти – «Принесение во храм» (1554-1555) из собрания Музея-сокровищницы храма Santa Casa (Святой Дом Богородицы) в Лорето. Эта картина практически единодушно признана последней работой мастера, на которой, как и на поздних холстах Рембрандта, лежит печать горького трагизма и безысходности. В то же время по своему живописному решению это одно из наиболее сильных созданий Лоренцо Лотто в эмоциональном смысле и наиболее современное по формальному языку. В этом смысле заключительная фаза его творчества перекликается с поисками Караваджо последних лет его жизни.
Всего на выставке представлено 10 картин из собраний музеев Италии, среди которых также такие работы, как «Мадонна с Младенцем» (1526-1527, Квиринальский дворец, Рим); «Св. Рох» (1549, Национальная галерея провинции Марке, Урбино, Палаццо Дукале); «Мадонна, коронуемая ангелами, с Младенцем и святыми Стефаном, Иоанном Евангелистом, Матфеем и Лаврентием» (1538, Городская пинакотека, Анкона); «Св. Иаков странник» (1511-1513, Городская пинакотека, Реканати, Вилла Коллоредо Мелс).
Выставка позволит зрителю открыть для себя новые грани творчества этого оригинального мастера, познакомившись с его произведениями, большинство из которых написаны на религиозные сюжеты. Произведения Лоренцо Лотто, столь непохожие на творения величайших мастеров Ренессанса – Рафаэля, Леонардо, Микеланджело, Тициана, расширяют наши представления об искусстве эпохи Возрождения в Италии, дают возможность познакомиться с новыми неожиданными гранями итальянской художественной культуры первой половины XVI века.
Выставка «Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке. Картины из итальянских собраний» представлена в рамках программы “Exhibitaly – итальянское совершенство сегодня”
Часы работы выставки:
ежедневно с 10.00 – 19.00 (кассы до 18.00)
по четвергам с 10.00-21.00 (кассы до 20.00)
понедельник – выходной день
Стоимость билета на выставку:
Для граждан РФ – 300 руб.
Льготная категория – 150 руб.
Внимание! Предварительной продажи билетов на выставку не производится
Купленный билет не дает право на внеочередной проход
Заказ экскурсий по выставке тел (495) 697-74-12
Лоренцо Лотто
В череде великих итальянских художников Возрождения особое место занимает Лоренцо Лотто. Еще совсем недавно этот живописец находился в тени своих знаменитых современников и земляков, столетиями оставаясь непризнанным даже на родине. А между тем, творческий и жизненный путь этого мизантропа и нонконформиста времен Тициана, как и судьба некоторых его полотен, заслуживают внимания, изучения, а часто – и восхищения.
Лотто и Италия эпохи Высокого Возрождения
Лоренцо Лотто родился в 1480 году. Итальянское искусство в те времена вступало в эпоху Высокого Возрождения. Основное направление в живописи определяли венецианские художники, а жители материковой Италии стремились в этот город, чтобы перенять манеру именитых мастеров и найти выражение и признание своему таланту.
Л. Лотто. “Мадонна с младенцем и двумя благотворителями”
Несмотря на то, что Лотто посчастливилось провести детство и юность в Венеции, получив там и художественное образование, венецианским художником он в некотором смысле так и не стал.
Л. Лотто. Автопортрет
Стиль живописи Лотто, уже в начале его карьеры отличавшийся самобытностью, формировался под влиянием уже признанных мастеров, таких как Беллини и позже – Джорджоне. Непосредственно учителем Лотто считается Альвизе Виварини, в истории живописи занимающий довольно скромное место. Но куда большее воздействие на творчество молодого художника оказали работы Альбрехта Дюрера, как и личное с ним знакомство.
Л. Лотто. “Портрет епископа Бернардо де Росси”
Первый большой заказ Лотто получил в возрасте двадцати трех лет в Тревизо, куда он отправился выполнить портрет епископа Бернардо ди Росси. К портрету художник создал второе полотно, «крышку», на котором изобразил «Аллегорию добродетели и порока». На первый взгляд содержащая отвлеченный сюжет, композиция имела прямое отношение к заказчику портрета: например, разрушенное дерево символизировало род де Росси, в то время находившийся на грани угасания и раздираемый противоречиями между отдельными его ветвями.
Л. Лотто. “Аллегория добродетели и порока”
Неподалеку от Тревизо, в Тивероне, Лотто создал алтарь небольшой церкви Св. Кристины. Самым успешным и плодотворным считается период жизни художника в области Марке в Центральной Италии – той, где расположены города Анкона, Реканати, Ези, Лорето. В настоящее время во многих храмах этой местности можно найти работы Лотто – в то время как в больших музеях мира их количество весьма невелико. Мастер побывал и в Риме, где в 1509 году по заказу папы Юлия II выполнял роспись интерьеров Ватиканского дворца. Много картин Лотто создал в Бергамо, где писал портреты состоятельных горожан.
Л. Лотто. “Портрет мужчины”
Продолжая путешествовать по разным провинциям Италии, Лотто часто брался за выполнение заказов – как украшение интерьеров храмов, так и создание портретов. Выбиваясь из привычных для того времени канонов живописи, Лоренцо Лотто не пользовался безоговорочным признанием, которое приобрели другие венецианцы, и в первую очередь Тициан. Кроме того, работа в Венеции требовала от художника качеств, которые противоречили натуре Лотто: умения добиться покровительства богатых меценатов, угождать именитым мастерам, соблюдать определенные стандарты живописи.
Л. Лотто “Джованни делла Вольта с семьей”
Уникальный стиль Лоренцо Лотто
Ориентируясь на философию и ориентиры античного искусства, венецианские живописцы создавали идеализированные, возвышенные образы. Лотто же, будучи человеком глубоко верующим, тревожным, эмоциональным, в своих работах подчеркивал человеческую сущность персонажей, вовлекал в происходящее на холсте и зрителя, порой вопреки канонам обращая на него взгляды святых, как на картине, носящей название «Мадонна с четырьмя святыми».
Л. Лотто “Мадонна с четырьмя святыми”
Портреты кисти Лоренцо Лотто отличаются особой глубиной, содержат отражение внутреннего мира персонажа. Мастер не льстит модели, а передает – с помощью выражения лица, взгляда, фона, атрибутов, к которым художник всегда подходил с большой тщательностью, – истинный психологический облик человека, а зачастую и личное свое отношение.
Л. Лотто “Портрет Лючины Брембати”
Почти на всех работах Лотто встречается пейзаж, которому уделял немалое внимание. На картине «Мистическое обручение Св. Екатерины» за изображением парапета с накинутым на него ковром большое прямоугольное пространство замазано темной краской. Это следы старинного вандализма. В 1527 году некий французский солдат, впечатленный красотой вида Синая на картине, вырезал кусок холста для своей личной коллекции. Ни имени этого человека, ни точных сведений о том, как выглядела утраченная часть картины, история не сохранила.
Л. Лотто “Мистическое обручение Св. Екатерины”
Лотто уделял много внимания деталям – такие предметы, как книги, цветы, раковины, украшения и аксессуары, помогали, по мнению художника, передать настроение и эмоциональный фон происходящего на полотне и точнее изобразить характер человека, изображенного на картине. Работы Лотто можно узнать по тщательной проработке складок тканей, драпировки, сочетанию насыщенного синего, красного, желтого и зеленого цветов.
Л. Лотто “Св. Иаков, странник”
Его художественный стиль настолько самобытен, что позволяет сделать выводы об авторстве даже при отсутствии подписи на картине, как это произошло с работой, которая носит сейчас название «Мадонна делле грацие». Картина попала в собрание Эрмитажа в двадцатые годы XX века из частной коллекции. Примерная датировка была установлена – XVI век, принадлежность одному из итальянских мастеров также не подлежала сомнению. Темный занавес, на фоне которого были изображены Мадонна с младенцем, оказался, после инфракрасного и рентгеновского исследования, позднейшим закрашиванием написанных ранее фигур трех ангелов. Заподозрив по высокому уровню мастерства принадлежность работы кисти Лоренцо Лотто, искусствоведы после изучения его записей сделали вывод, что картина была создана им в 1542 году.
Л. Лотто “Мадонна делле грацие”
Наследие Лоренцо Лотто и его место в истории искусства
Лотто оставил после себя не только более сотни живописных работ, но и личную корреспонденцию, а также так называемую «Книгу счетов», которую он вел с 1538 года и куда записывал все поступившие и потраченные деньги. Благодаря этой книге и стало возможным устанавливать авторство его картин, обнаруженных без подписи и других опознавательных знаков. Из записей известно, что на некоторые время художник пытался обосноваться в Венеции, снимая жилье у своего родственника Марио д’Армана и его дочери Лукреции.
Л. Лотто “Христос прощается с матерью”
Тем не менее с 70 лет Лоренцо Лотто стал послушником доминиканского монастыря Санта Каза в Лорето, для которого уже выполнял ряд заказов во время своих путешествий по Италии. До конца жизни Лотто отличался строгой самодисциплиной, набожностью, страдал от отсутствия признания и вообще с трудом находил общий язык с людьми. Художник умер в монастыре в возрасте около 77 лет. Вероятно, последней работой Лотто стало “Принесение во храм”.
Л. Лотто “Принесение во храм”
Особый стиль живописи Лотто и большая конкуренция со стороны художников-итальянцев на несколько веков сделали его практически неизвестным широкой публике. Славу творческому наследию Лоренцо Лотто принесли работы искусствоведа Бернарда Беренсона, который в конце XIX века заново открыл миру этого художника. В 1953 году в Италии состоялась крупная выставка его произведений.
Бернард Беренсон, искусствовед, открывший миру произведения Лоренцо Лотто
Источники:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121224_gmii_lorenco_lotto.html
https://philologist.livejournal.com/3107824.html
https://obiskusstve.com/1605821439761713517/lorentso-lotto/