1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Манеры коробочки в поэме мертвые души. Символичность фамилии помещицы

Манеры коробочки в поэме мертвые души. Символичность фамилии помещицы

Рассмотрим говорящие фамилии на примере пяти помещиков.

Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.

Манилов — от «манить», «манящий». То есть Манилов — сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. «Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост».

Он ленив и слабоволен, занимается только прожектерством, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.

В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов — мертвая душа, «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой). «. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами.

Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она видит смысл жизни. Ее окружение Гоголь наделяет «звериными» фамилиями: Бобров и Свиньин, что лишний раз подчеркивает, что героиня увлечена только своим поместьем. И наиболее меткое высказывание о ней сказал Чичиков — «дубинноголовая».

Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопится продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед.

Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть.

Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире. И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем.

Наиболее ярким персонажем поэмы является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади.

Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».

Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя является его наглость и скандальность. Ноздрев — разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты, любит хвастаться и преувеличивать. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба.

И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Фамилия дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Также его фамилия напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.

Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.

Читать еще:  Кубинская художница фрида. Фрида Кало, картины мексиканской художницы

Итак, Гоголь умело оперирует приёмом «говорящие» фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность. Все фамилии персонажей способствуют развитию общей идеи произведения, выражают авторское отношение к героям.

Заключение

Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.

Верность гипотезы, что «говорящие» фамилии — это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения, доказана. Выбор фамилии отражает субъективное отношение автора к создаваемому литературному персонажу.

Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась: при создании литературно-художественного текста важную роль играют «говорящие» фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а также характерами героев и сутью создаваемых образов.

Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Список использованной литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 т. — М.: «Русский язык», 1974.
  2. Морозова М.Н. Имена собственные русского языка (географические названия) / М.Н. Морозова – М.: МГУ, 1977.
  3. Никонов В.А. «География фамилий».- Наука, М., 1988.
  4. Никонов В.А. Имена персонажей. – В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». – Л., Наука, 1981.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.
  6. Селищев, А. М. Текст. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // Избранные труды А. М. Селищева. М.: Просвещение, 1968. (Перепечатка работы 1948 г.).
  7. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М.: Наука, 1984.
  8. Унбегаун Б.О. Русские фамилии / Б.О. Унбегаун. – М.: Прогресс, 1989. – 443с.
  9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: изд. АСТ. – 2004.
  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, пер. с нем. Т. 1-4 / М. Фасмер. — М.: Прогресс, 1964- 1973.
  11. Школьный толковый словарь // А.А. Семенюк, М.А. Матюшина.- ООО «Русское слово-учебник», М., 2012.
  12. Электронный ресурс — Поисковик по фамилиям.

Приложение 1. Словарь «говорящих» фамилий

(Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Вороной-Дряной (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

Вральман (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Горич (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Загорецкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Коробочка (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

Кутейкин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Манилов (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Милон (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Молчалин (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Ноздрев (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Плюшкин (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Правдин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Простаков (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Репетилов (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Скалозуб (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Скотинин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Скудронжогло (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Собакевич (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Стародум (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Тугоуховский (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Фамусов (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Хлёстова (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Хрюмина (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Цифиркина (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Чичиков (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Образ помещиков в поэме «Мертвые души» (таблица). Характеристика помещиков в поэме Н.В. Гоголя

В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении.

Образ помещиков в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице.

Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.

Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него.

Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, «разбитной малый». Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань.

У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.

Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.

Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя.

Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным.

Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).

Изображение помещиков Гоголем

В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.

Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.

Читать еще:  Биография дюма отца. Активная деятельность на литературном поприще

Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.

Композиционное построение поэмы

Образы помещиков в поэме «Мертвые души», крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает «мертвые души». О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.

Знакомство с Маниловым

Манилов — первый человек, представляющий образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления». Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме «Мертвые души».

Манилов: характер героя

Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. Этот помещик сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, — это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.

Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ

Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с чересчур умным министром. Гоголевская ирония здесь вторгается как бы нечаянно в запретную область. Такое сравнение означает, что министр отличается не так уж сильно от Манилова, а «маниловщина» представляет собой типичное явление пошлого чиновничьего мира.

Коробочка

Опишем еще один образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.

Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова?

Помещица поняла, что торговля мертвыми душами выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор, описывая образ помещиков в поэме «Мертвые души» (Коробочка и другие герои), ироничен. Долго не может уяснить «дубинноголовая», что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова. После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать.

Ноздрев

В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой — человек, что называется, «на все руки». В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также «широта натуры». По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев — «исторический человек», поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все «просаживает». Этот герой — несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер «лить пули». Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть «нагадить ближнему». Гоголь в образе Ноздрева создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое изображение следующих героев описано ниже.

Собакевич

Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, «помещик-кулак». Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она — «тоже Собакевич».

Читать еще:  Ликвидация автономной некоммерческой организации. Ликвидация НКО: как это происходит

Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о рабочей силе заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности «негодяя» Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое содержание произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.

Плюшкин

Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях «особенная ветхость». Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика «прорехой на человечестве». Сам внешний облик его характерен — это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.

Вывод

Образ помещиков в поэме «Мертвые души» (таблица представлена выше) раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов — разные формы одного явления — духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» доказывают это.

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души»: описание в цитатах

Помещица Коробочка является одним из самых ярких персонажей поэмы «Мертвые души».

Встреча Чичикова с Коробочкой происходит случайно, когда главный герой едет от Манилова к Собакевичу, но сбивается с пути. В конце концов Чичиков просится на ночлег к Коробочке и таким образом знакомится с героиней.

Впервые помещица Коробочка упоминается в 3-ей главе «Мертвых душ».

Ниже представлен цитатный образ Коробочки в поэме «Мертвые души»: описание характера, личности и внешности героини.

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души»: описание в цитатах

Настасья Петровна Коробочка является единственной женщиной среди пятерых помещиков, которых посещает Чичиков.

Коробочка — старая помещица, вдова коллежского секретаря:
«. Коробочка, коллежская секретарша. Настасья Петровна. « Одинокая вдова Коробочка живет в своей усадьбе и полностью посвящает себя хозяйству. О семье Коробочки известно, что у помещицы есть сестра, которая живет в Москве. Есть ли у героини дети — неизвестно.

О внешности помещицы Коробочки известно следующее:
«. вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее. « «. Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано. « Настасья Петровна Коробочка является мелкой помещицей. В ее усадьбе числится 80 душ крепостных крестьян. Для сравнения, Плюшкин владеет около 1000 душ:
«. Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, – сказала хозяйка. « Деловитая и энергичная Коробочка держит свое хозяйство под полным контролем. Крестьянские дома в ее деревне выглядят крепкими, а крепостные мужики — «дюжими», сильными:
«. У вас, матушка, хорошая деревенька. мужички на вид дюжие, избенки крепкие. « Помещица Коробочка является небедной женщиной, однако она любит прибедняться и жаловать на жизнь:
«. да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что Боже храни. « «. одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. « Настасья Петровна Коробочка торгует самыми разными продуктами, которые производят ее крепостные: медом, салом, перьями, пенькой и т.д. Коробочка старается как можно выгодней продать свои товары и все время боится продешевить:
«. Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил. «

Когда Чичиков покупает у Коробочки «мертвые души», женщина тоже боится продешевить. Ее пугает не сам факт продажи «мертвых душ», а низкая цена за душу:
«. мое такое неопытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам. «

Помещица Коробочка верит в Бога, но одновременно верит и в черта. Иногда старушка также гадает в карты :
«. Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы, да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих. » (Коробочка описывает черта) Настасья Петровна Коробочка является бойкой женщиной, которая умеет постоять за себя. Она обращается в суд, когда возникают какие-то проблемы:
«. Хоть бы мне листок подарил! а у меня такой недостаток; случится в суд просьбу подать, а и не на чем. «
Это был цитатный образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души» Гоголя: описание характера и личности героини в цитатах.

Источники:

http://obuchonok.ru/node/5335
http://fb.ru/article/176748/obraz-pomeschikov-v-poeme-mertvyie-dushi-tablitsa-harakteristika-pomeschikov-v-poeme-n-v-gogolya
http://www.literaturus.ru/2015/06/obraz-korobochka-pomeshhica-mertvye-dushi-gogol.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector