Мифы древней греции пять веков читать. Античный миф о пяти веках время жизни гесиода
Мифы древней Греции
5. ПЯТЬ ВЕКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
a. Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике 1 и что первым человеком был Алалкоменей, который вырос у Копаидского озера в Беотии еще до того, как появилась луна. Он давал советы Зевсу, когда тот ссорился с Герой, и воспитывал Афину, когда та была еще совсем девочкой 2 .
b. Эти люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости.
c. Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех.
d. Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная смерть взяла их всех.
e. Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и « острова населяют Блаженных » .
f. Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми 3 .
1. Хотя миф о Золотом веке восходит в результате к традиции племенного поклонения пчело-богине, дикость этого периода, предшествовавшего возникновению сельского хозяйства, ко времени Гесиода была уже забыта, осталась лишь одна идеалистическая убежденность, что когда-то люди жили в согласии, как пчелы (см. 2. 2). Гесиод был крестьянином и имел небольшой надел, а трудная жизнь сделала его мрачным и пессимистичным. Миф о Серебряном веке несет на себе следы матриархата, наподобие тех, которые еще в классическую эпоху существовали среди пиктов и черноморских моссиников (см. 151. e), а также среди отдельных племен на Балеарских островах и на побережье залива Сирт. Мужчины все еще считались презренным полом, однако сельское хозяйство уже появилось и войны велись нечасто. Третьим с. 23 народом были древнейшие эллины: пастухи бронзового века, которые отправляли культ богини и ее сына Посейдона, причем их культовым деревом был ясень (см. 6. 4 и 57. 1). Четвертыми людьми были воины-цари эпохи Микен. Пятыми людьми были дорийцы XII в. до н. э., которые пользовались железными орудиями и уничтожили микенскую цивилизацию.
Алалкоменей — фиктивный персонаж, чье имя является формой мужского рода от Алалкомена — эпитета Афины ( « Илиада » IV. 8) как покровительницы Беотии. Он насаждал патриархальную догму, будто ни одна женщина, даже богиня, не способна на разумные действия без мужских советов.
Миф о пяти веках (Гесиод)
Миф о пяти веках — изложен в поэме «Труды и дни» древнегреческого поэта и рапсода Гесиода, жившего в VIII—VII веках до н. э. Согласно мифу, существующий миропорядок появился в результате последовательной смены пяти веков и соответственно пяти поколений людей — золотого, серебряного, медного, героического и железного.
Содержание
Золотой век [ править ]
В то время, как над миром владычествовал Кронос, жило золотое поколение людей. Подобно богам, вели эти люди блаженную жизнь, чуждую забот и труда. Не знали они хилой старости; постоянно бодрые и сильные, незнакомые ни с каким горем, тешились они весёлыми пирами, жили долго, и тиха, как сон, была смерть их. При жизни же не было у них недостатка ни в каком добре: кормилица-земля, невозделанная, в изобилии приносила плоды свои; многочисленные стада паслись у них на полях; спокойно, мирно и счастливо свершали они свои повседневные дела. Благосклонны были к ним блаженные боги и имели с ними дружеское общение. Когда же исчезли с земли эти люди, они стали добрыми гениями, духами-хранителями людей. Незримые, обходят они землю, охраняют на ней право, карают за зло и подают людям богатство и счастье. Таково их царственное служение, возложенное на них волею великого Зевса.
Серебряный век [ править ]
Затем небожители создали другое, серебряное поколение, далеко не равное золотому по телесной силе и не сходное с ним нравом. По сто лет проводили эти люди в младенчестве; сто лет дитя неразумное оставалось дома на глазах у заботливой матери. Достигши, наконец, зрелого возраста, они жили недолго и вместо того, чтобы мирно и разумно наслаждаться благами жизни, они и эти немногие годы омрачали своим безрассудством: легко вступали между собою в распри; буйные и дерзкие, они оскорбляли друг друга; нерадивые, не приносили богам подобающих жертв. За непочтение к богам, Кронион Зевс в гневе своём истребил этих людей и сокрыл их под землёю, где ведут они блаженную жизнь; не бессмертны они и не так мощны, как даймоны золотого века, но не лишены также и они чести.
Медный век [ править ]
Зевс создал третье поколение, медное, серебряному неравное; из ясеня, что идёт на древки смертоносных копий, создал он это племя, жестокосердное, крепкое, могучее. Кровавое дело войны, своевольство и насилие были этим людям потехою и отрадою. Жёстко, как алмаз, и неукротимо было их сердце; роста они были исполинского, силы непомерной; страшна была тяжёлая рука их. Из меди они строили дома и из неё же выделывали орудия войны и труда; чёрного железа ещё не было. Дикие, войнолюбивые, они истребили друг друга и без имени низошли в аид — как ни были они могучи, а не осилили смерти чёрной.
Героический век [ править ]
Когда земля поглотила и это поколение, Зевс вызвал к жизни четвёртое — божественный род героев. Они были благороднее, правдивее людей медного века и в отличие от старинных людей назывались полубогами. Губительная война и кровавые битвы истребили их. Одни погибли в Кадмейской земле, на войне с семивратными Фивами, ратуя за стада Эдиповы; другие пали под Троей, в битвах из-за похищенной Елены. По смерти же отец Зевс поселил их далеко от жилищ людей и бессмертных — на самом краю земли, у потоков Океана. Там, на блаженных островах, где властвует Кронос и где земля трижды в год приносит сладкие плоды свои, ведут они беззаботную, счастливую жизнь.
Железный век [ править ]
Пятый род, появившийся после героев, продолжающий жить и доныне, железный. Днём и ночью, без отдыха, изнуряют себя эти люди трудами, томятся печалями, и боги посылают им все новые и новые заботы. Суетны, нечисты помыслы и дела их. Отец не любит сына, сын — отца; хозяин не верен гостю, товарищ — товарищу; между братьями нет той любви, какая была во времена былые. Нет уважения к сединам родителей; жестокими словами и дурным обращением оскорбляют их дети и остаются неблагодарными за их попечения. Самоуправство всюду; один разрушает у другого город; везде царят неправда, клятвопреступление, надменность, зависть, злоба, и человек дурной и вероломный в большей силе, чем справедливый. Богини святого стыда и справедливости отлетели от земли на небо, и ничего не осталось людям кроме безысходного горя.
Этот проект посвящен аннотациям книг. Просьба помочь с собранием или составлением лаконичных аннотаций. После создание новой аннотации, пожалуйста добавьте в концовку статьи шаблон < <Вики Аннотация>> (без пробелов между скобок), чтобы статья попала в этот проект.
Для пополнение проекта можете использовать материалы этих сайтов
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05
Заказать написание уникльной работы
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Государственная Полярная Академия
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Кафедра русского языка и литературы
Гесиодовский миф о пяти веках. Происхождение и Параллели в других мифологиях.
Выполнил: Ремизов Дмитрий
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Группа: 211-А
Санкт-Петербург 2002
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Время жизни Гесиода поддается лишь приблизительному определению: конец ” xml_lang=”en-US” lang=”en-US”>VIII ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> или начало ” xml_lang=”en-US” lang=”en-US”>VII ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> в. до н.э. Он является, таким образом, младшим современником гомеровского эпоса. Но в то время как вопрос об индивидуальном «творце» «Илиады» или «Одиссеи» представляет собой сложную и не решенную проблему, Гесиод первая ясно выраженная личность в греческой литературе. Он сам называет своё имя или сообщает о себе некоторые биографические сведения. Отец Гесиода покинул изза жестокой нужды Малую Азию и поселился в Беотии, около «горы Муз» Геликона
Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре,
Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Беотия принадлежала к числу сравнительно отсталых земледельческих областей Греции с большим количеством мелких крестьянских хозяйств, со слабым развитием ремесла и городской жизни. В эту отсталую область уже проникали денежные отношения, подтачивавшие замкнутое натуральное хозяйство и традиционный быт, но беотийское крестьянство еще долго отстаивало свою экономическую самостоятельность. Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом (странствующим певцом). Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий.
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>От Гесиода сохранились две поэмы : «Теогония» (Происхождение богов) и «Труды и дни» («Работы и дни»).
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Поводом для написания поэмы «Труды и дни» послужил процесс Гесиода с братом Персом из-за раздела земли после смерти отца. Поэт счёл себя обиженным судьями из родовой знати; в начале поэмы он жалуется на продажность этих «царей», «пожирателей даров»
;font-family:’Times New Roman'” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>…славишь царей-дароядцев,
;font-family:’Times New Roman'” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>В основной части Гесиод описывает работы земледельца в течение года; он призывает разорившегося брата Перса к честному труду, который один может дать богатство. Поэма заканчивается перечнем «счастливых и несчастливых дней». Гесиод отличается большой наблюдательностью; он вводит живые описания природы, жанровые картины, умеет приковывать внимание читателя яркими образами.
;color:#000080″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Особое же внимание в поэме следует обратить на миф о пяти веках. По Гесиоду, вся мировая история делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный.
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>золотой век ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>серебряный век ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.
Отец Зевс создал третий род и третий век – ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>век медный ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>полубогов-героев ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мёд.
Последний, пятый век и род людской – ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>железный ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>В социально историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу.
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Картина смены веков имеет совершенно исключительное значение в мировой литературе. Поэт впервые запечатлел в ней представление античности о непрерывном регрессе в сфере духовной и материальной. Она является развитием более общей житейской мудрости у Гомера (Од. ;color:#000000″ xml_lang=”en-US” lang=”en-US”>II ;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>, 276):
Редко бывают подобны отцам сыновья, но по большей
Части все хуже отцов, лишь немногие лучше.
Перенесение в далекую, незапамятную древность состояния земного совершенства учение о «золотом веке» – свойственно народным представлениям и известно у многих народов (этнолог Фриц Гребнер отмечает его, например, у индейцев Центральной Америки). К нему надо отнести и библейское учение о земном рае, основанное на вавилонских мифах. Сходные моменты находят и в индийской философии. Но это общее представление развито Гесиодом в целую систему ступенчатого падения человечества. Более поздние литературные оформления той же мысли встречаются, например в «Метаморфозах» Овидия, римского поэта, жившего с 43 г. до н.э. по 18 г. н.э.
У Овидия представлено четыре века: золотой, серебряный, медный и железный. Век золотой, в котором люди жили без судей. Не было никаких войн. Никто не стремился завоёвывать чужие земли. Не надо было работать земля приносила всё сама. Вечно стояла весна. Текли реки молока и нектара.
Затем пришёл век серебряный, когда был свергнут Сатурн и миром овладел Юпитер. Появились лето, зима и осень. Появились дома, люди стали работать, чтобы добыть себе пропитание. Потом наступил медный век
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Духом суровей он был, склонней к ужасным браням,
” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Но не преступный еще. Последний же весь из железа.
Вместо стыда, правды и верности появились обман и коварство, козни, насилие и страсть к обладанию. Люди начали ездить в чужие земли. Стали делить землю, воевать друг с другом. Все стали бояться друг друга: гость хозяина, муж жену, брат брата, зять тестя и т.д.
Однако между представлениями Овидия и Гесиода есть различия: у Овидия происходит непрерывное падение, образно выражаемое в понижении ценности металла, которым обозначается «век»: золото, серебро, медь, железо. У Гесиода же нисхождение временно задерживается: четвёртое поколение это герои, герои Троянской и Фиванской войн; время жизни этого поколения не определяется никаким металлом. Сама схема, безусловно, древнее времени Гесиода. Герои вне ее. Это осложнение, вероятно, есть дань авторитету героического эпоса, хотя против его идеологии и направлена оппозиция того класса, к которому принадлежит Гесиод. Авторитет гомеровских героев заставил автора вывести их за рамки мрачной картины третьего («медного») поколения.
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Также в античной литературе мы находим легенду о смене веков, кроме Овидия, у Арата, отчасти Еергилия, Горация, Ювенала и Бабрия. ;color:#000080″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> ;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Список использованной литературы:
- И.М. Тронский. История Античной Литературы. Ленинград 1951
- Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Хрестоматия по Античной литературе. Том I . Москва 1958
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы. Москва 1997.
- Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. Калининград 2000
- История греческой литературы, т.1. Эпос, лирика, драма классического периода. М. Л., 1947.
- Гесиод. Работы и дни. Пер В.Вересаева. 1940
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>
;color:#000000″ xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>
Узнай цену своей работы
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
Источники:
https://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1356780005
https://babylon.wiki-wiki.ru/b/index.php/%D0%9C%D0%B8%D1%84_%D0%BE_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%85_(%D0%93%D0%B5%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%B4)
https://samzan.ru/184636