Мраморные вуали – ru_art links. = Шедевры мраморной вуали.Рафаэль Монти
Шедевры мраморной вуали. Рафаэль Монти
Рафаль Монти.The Veiled Vestal Virgin, 1847 , Chatsworth House in North Derbyshire, England
Продолжаем тему о мастерах мраморной вуали.Сегодня познакомимся с работами итальянского скульптора Рафаэля Монти 1818-1881гг.
Он был одним из скульпторов, которому удавалось создать настоящие шедевры весталок с мраморной вуалью— жриц греческой богини Весты.
Уроженец Милана, он делал свои первые шаги под руководством отца, тоже скульптора, Гаэтано Маттео Монти, в Императорской Академии. Он дебютировал рано и выиграл золотую медаль за группу под названием ” Александр Укрощает Буцефала.”
Он и другие молодые скульпторы принадлежали к Ломбардской школе, которая доминировала в итальянской скульптуре в первой половине девятнадцатого века. Некоторое время работает в Вене, и в Милане, совершает свой первый визит в Англию в 1846, но вновь вернулся в Италию в 1847 году и присоединился к Народной партии, стал одним из главных офицеров Национальной гвардии.
После катастрофического провала освободительного движения 1848 года он вновь бежал из Италии в Англию.
Его карьера в Англии была очень успешной и плодотворной.Работы Монти были выставлены в Королевской академии , и вскоре он заслужил признание как ведущий скульптор.
Его «Ева после грехопадения» , удостоенная премии и медали, была особенно хороша, но две другие скульптуры на выставке, «Черкес- работорговец» и «Весталка» ,лучшие по технике исполнения, стали его визитной карточкой: тонкая обработка твердых мраморных фигур закутанных в прозрачные вуали.
«Весталка» , была приобретена в 1847 году герцогом Девоншира еще до начала выставки, а также работа «Сон скорби и радость мечты» , в настоящее время находится в музее Виктории и Альберта.
Скульптура Весталка,которую вы видите на иллюстрации, изображает покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня, символизирующего центр жизни — государства, города, дома. Считалось, что в любом огне имеется частица духа Весты.
Мягкие струящиеся складки настолько искусно вырезаны скульптором, что оживают в лучах солнца, пропуская свет. Эффект усиливается контрастом с венком полевых цветов, лишенным полировки. Мрамор в передней части удивительно чистый, практически не имеет видимых дефектов и включений, раскрывая всё своё благородство и красоту.
Историческая справка О ВЕСТАЛКАХ
Весталки — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной. Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению.
Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, при опредёленных условиях весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его.
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь.Сначала их было всего шесть,когда освобождалась вакансия,то выбирали из 20 девочек от 6 до 10 лет знатного происхождения.
Вновь поступающую в общину весталок вводили прежде всего в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали их как пожертвование на священное дерево, которому в эпоху Плиния Старшего было уже более 500 лет. Затем юную весталку одевали во всё белое, нарекали её именем «Возлюбленная» , которое прибавлялось к её имени и посвящали её в новые обязанности.
Срок службы составлял 30 лет, делившийся равными частями на обучение, непосредственно службу и обучение других (наставничество). По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж.
Впрочем, последнее случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру, а кроме того, выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины социальный и имущественный статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.
Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В 24 году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев.
Всё время служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни, его нарушение строго каралось. Считалось, что Рим не может брать на себя такой грех, как казнь весталки, поэтому их наказывали погребением заживо (на поле, находившемся в черте города у Коллинских ворот на Квиринале) с небольшим запасом пищи, что формально не являлось смертной казнью, а соблазнителя засекали до смерти.
Виновную в нарушении обета весталку сажали в наглухо закрытые и перевязанные ремнями носилки так, что не слышно было даже ее голоса, и несли через форум.
Все молча давали ей дорогу и провожали ее, не говоря ни слова, в глубоком горе. Для города не было ужаснее зрелища, не было дня, печальнее этого. Когда носилки приносили на назначенное место, рабы развязывали ремни.
Верховный жрец читал таинственную молитву, воздевал перед казнью руки к небу, приказывал подвести преступницу, с густым покрывалом на лице, ставил на лестницу, ведущую в подземелье, и удалялся затем вместе с другими жрецами. Когда весталка сходила, лестница отнималась, отверстие засыпали сверху массой земли, и место казни становится так же ровно, как и остальное.
Институт весталок просуществовал приблизительно до 391 года, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.
ДРУГИЕ РАБОТЫ МОНТИ.
The Veiled Vestal Virgin, 1847 , Chatsworth House in North Derbyshire, England
Р.Монти.
Дама под вуалью.
Raffaelle Monti, The Bride, original in marble, 1847
Сон скорби и радость мечты.Лондон 1861г.
Marble Bust of a Veiled Maiden Signed By Raffaello Monti
Паросский фарфор бюст “любовь” Рафаэль Монти . Выдан керамических и Crystal Palace Союза художников, и выставлены на Международной выставке в Лондоне 1872.
Тест с другими работами
СТАТЬИ О ДРУГИХ МАСТЕРАХ МРАМОРНОЙ ВУАЛИ:
Как итальянским мастерам удавалось создавать из мрамора тончайшие вуали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Мраморная вуаль» в 18 веке
Сама техника «эффекта вуали» в скульптуре известна еще со времен Древней Греции, но пик ее популярности пришелся на 1700-е годы. Первым скульптором, возродившим мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Коррадини.
Самой известной его скульптурой с «эффектом вуали» является «Целомудрие» (Pudizia), представляющая собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной жизни – умершей вскоре после родов.
Скульптура представляет собой фигуру женщины, с головы до ног облаченную в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, сквозь которую просвечивают очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества самого родоначальника «эффекта вуали».
Авторству Коррадини принадлежит еще несколько работ, выполненных с использованием все той же техники «мраморной вуали».
Представляет собой фрагмент знаменитой статуи «Вера», купленной в Венеции для Петра Великого. Находилась в Статуя, находившаяся сначала в Летнем саду, а затем – в Георгиевском зале Зимнего дворца, пострадала в пожаре 1837 года. После реставрации верхнюю ее часть поместили в садике Царицыного павильона в Петергофе.
Однако сам скульптор планировал довести свое мастерство до совершенства в своей работе «Христос под плащаницей» для капеллы Сан-Северо в Неаполе по заказу князя Раймондо. Но Приступив к выполнению заказа, он успел создать лишь глиняный макет скульптуры, в возрасте 64 лет его жизнь оборвалась.
Но эта трагическая ситуация открыла миру еще одного талантливого скульптора, тоже из Неаполя – молодого и доселе неизвестного Джузеппе Саммартино, которому было доверено воплотить в мраморе замысел великого Антонио Коррадини.
Даже великий мастер, Антонио Канова, увидев эту скульптуру, воскликнул: «Я отдал бы 10 лет жизни, лишь бы стать автором такого шедевра!».
Скульптура «Христос под плащаницей» стала венцом творчества Джузеппе Саммартино, ничего более величественного он так и не смог создать.
«Мраморная вуаль» в 19 веке
После великого Антонио Коррадини и его последователя Джузеппе Саммартино практически целый век скульпторы не обращались к этой весьма эффектной и, вместе с тем, сложнейшей технике. Лишь в начале 19-го века вновь появились талантливые мастера, которым удалось ее освоить.
В середине 19 века скульптор Джованни Страцца изваял бюст Девы Марии с применением того же эффекта «вуали».
Также до наших дней дошла великолепная скульптура «Ребекка под вуалью», автором которой стал скульптор Джованни Мария Бенцони. Каждая складка одежды выполнена очень скрупулезно, создавая удивительный эффект ее многослойности.
К сожалению, других подобных работ этих мастеров не сохранилось.
Но самым знаменитым скульптором-«вуалистом» 19 века, который сумел достичь совершенства в своем мастерстве, по праву считается Рафаэль Монти (1818-1881гг.).
Тончайшие эмали Монти кажутся почти невесомыми, готовыми затрепетать от малейшего ветерка ветерка.
Его самая известная скульптурная работа изображает фигуры нескольких девушек, склонивших головы под тончайшей вуалью.
Скульптуры изображают покрытую покрывалом жрицу Весты — весталку. Веста — римская богиня-хранительница священного огня.
Их тончайшая вуаль выполнена настолько искусно, что пропускает даже свет.
Кроме того, что Рафаэль Монти создал несколько уникальных скульптур под вуалью, он также приоткрыл секреты сложнейшей технологии их создания. В своей работе мастер использовал особенный тип мрамора, имеющий два слоя с разной плотностью. Верхний слой этого мрамора имеет меньшую плотность в сравнении с нижним. Тончайшая обработка верхнего слоя позволяла мастеру создавать эффект прозрачности вуали. Уникально то, что вся работа по обработке этого мрамора производилась мастером вручную, без применения автоматизированных технологий.
Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Мраморная вуаль в скульптуре
Прозрачная мраморная вуаль обволакивает скульптуры мастеров, творивших в разные исторические периоды. И если некоторые наши современники успешному результату обязаны инновационным материалам и оборудованию, то чем объяснить необыкновенно тонкую мраморную вуаль на статуях, созданных в далеком XVII веке?
Техника тромплей (создание эффекта оптической иллюзии) была известна еще во времена Древней Греции. Легенда гласит, что Зевксис научился делать картины-обманки: птицы садились на виноград, нарисованный на стенах и на полотне, принимая его за настоящие гроздья. А вот воспоминаний о скульптурных обманках античности не сохранилось, поэтому первым человеком, добившимся эффекта мраморной вуали, называют Антонио Коррадини (Antonio Corradini).
Неаполитанский мастер родился в 1668 году и большую часть своей жизни посвятил созданию скульптур на заказ. Его работы можно увидеть на площадях, в парках, храмах и музеях. Самым известным произведением стал надгробный памятник женщине, скончавшейся сразу после рождения сына. Так князь Раймондо решил отдать дань уважения собственной матери. Название скульптуры — «Целомудрие». Женщина стоит на постаменте и смотрит в сторону, а ее голову и тело обволакивает струящаяся полупрозрачная ткань, сквозь которую отчетливо проступают черты лица, линии груди, рук и стройных ног.
Как удалось художнику передать воздушную невесомость вуали, повторить мельчайшие изгибы, воссоздать тончайшие складки ткани, и при этом полностью сохранить и показать во всей красе внешность человека, характерные особенности лица и строение тела? Ученые, посвятившие разгадке тайны мраморной вуали долгие годы жизни, предполагают, что основную часть работы мастер производил на этапе создании гипсовой, восковой или глиняной формы для литья.
Частично эта версия оправдывается тем, что по глиняному макету скульптуры, которую начал и не закончил Коррадини, другой мастер , неаполитанец Джузеппе Санмартино (Giuseppe Sanmartino) создал настоящее произведение искусства. Антонио как раз получил заказ от князя Сан-Северо и даже успел сделать прототип, но скончался.
Санмартино продолжил работу над скульптурой, причем он внес лишь незначительные изменения в первоначальный замысел Коррадини, оставив неизменным основную суть памятника. «Христос под плащаницей» прославил имя Джузеппе, но остался едва ли не единственной известной работой скульптора. Ничего лучшего он создать больше не смог.
Еще одним непревзойденным мастером мраморной вуали называют Рафаэля Монти (Raffaelle Monti). Итальянец по происхождению, Рафаэль жил и творил в Англии. Именно он описал технологию тромплей для скульптур. Как оказалось, для работы мастер выбирал редкий мрамор с двухслойной структурой. Из верхнего тончайшего слоя получалась вуаль, а из более плотного нижнего — тело человека и предметы.
Многие современные скульпторы пытаются повторить технологический процесс, озвученный Рафаэлем, используя современные инструменты, однако разве можно поставить их творения в один ряд с шедеврами итальянских мастеров?
Стать счастливым обладателем скульптуры из мрамора может каждый участник торгов, организованных любым аукционным домом. А вот у посетителей сайта Very Important Lot есть возможность приобрести антиквариат или работу современного мастера прямо в онлайн-каталоге сервиса.
Источники:
https://www.proza.ru/2015/04/07/934
https://kulturologia.ru/blogs/170119/41960/
https://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5e00d89fdf944400b13527bf