4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Некрасов русские женщины княгиня волконская. Княгиня М.Н.Волконская

Некрасов русские женщины княгиня волконская. Княгиня М.Н.Волконская

Глава IV

«Довольно, довольно объятий и слез!»
Я села — и тройка помчалась.
«Прощайте, родные!» В декабрьский мороз
Я с домом отцовским рассталась,
И мчалась без отдыху с лишком три дня;
Меня быстрота увлекала,
Она была лучшим врачом для меня.
Я скоро в Москву прискакала,
К сестре Зинаиде. Мила и умна
Была молодая княгиня.
Как музыку знала! Как пела она!
Искусство ей было святыня.
Она нам оставила книгу новелл,
Исполненных грации нежной,
Поэт Веневитинов стансы ей пел,
Влюбленный в нее безнадежно;
В Италии год Зинаида жила
И к нам — по сказанью поэта —
«Цвет южного неба в очах принесла».
Царица московского света,
Она не чуждалась артистов, — житье
Им было у Зины в гостиной;
Они уважали, любили ее
И северной звали Коринной.

Поплакали мы. По душе ей была
Решимость моя роковая:
«Крепись, моя бедная! будь весела!
Ты мрачная стала такая.
Чем мне эти темные тучи прогнать?
Как мы распростимся с тобою?
А вот что! ложись ты до вечера спать,
А вечером пир я устрою.
Не бойся! все будет во вкусе твоем,
Друзья у меня не повесы.
Любимые песни твои мы споем,
Сыграем любимые пьесы. »

И вечером весть, что приехала я,
В Москве уже многие знали.
В то время несчастные наши мужья
Вниманье Москвы занимали:
Едва огласилось решенье суда,
Всем было неловко и жутко,
В салонах Москвы повторялась тогда
Одна ростопчинская шутка:
«В Европе сапожник, чтоб барином стать,
Бунтует, — понятное дело!
У нас революцию сделала знать:
В сапожники, что ль, захотела. »

И сделалась я «героинею дня».
Не только артисты, поэты —
Вся двинулась знатная наша родня;
Парадные, цугом кареты
Гремели; напудрив свои парики,
Потемкину ровня по летам,
Явились былые тузы-старики
С отменно учтивым приветом;
Старушки статс-дамы былого двора
В объятья меня заключали:
«Какое геройство. Какая пора. » —
И в такт головами качали.

Ну, словом, что было в Москве повидней,
Что в ней мимоездом гостило,
Всё вечером съехалось к Зине моей:
Артистов тут множество было,
Певцов-итальянцев тут слышала я,
Что были тогда знамениты,
Отца моего сослуживцы, друзья
Тут были, печалью убиты.
Тут были родные ушедших туда,
Куда я сама торопилась,
Писателей группа, любимых тогда,
Со мной дружелюбно простилась:
Тут были Одоевский, Вяземский; был
Поэт вдохновенный и милый,
Поклонник кузины, что рано почил,
Безвременно взятый могилой.

И Пушкин тут был. Я узнала его.
Он другом был нашего детства,
В Юрзуфе он жил у отца моего.
В ту пору проказ и кокетства
Смеялись, болтали мы, бегали с ним,
Бросали друг в друга цветами.
Всё наше семейство поехало в Крым,
И Пушкин отправился с нами.
Мы ехали весело. Вот наконец
И горы, и Черное море!
Велел постоять экипажам отец,
Гуляли мы тут на просторе.

Тогда уже был мне шестнадцатый год.
Гибка, высока не по летам,
Покинув семью, я стрелою вперед
Умчалась с курчавым поэтом;
Без шляпки, с распущенной длинной косой,
Полуденным солнцем палима,
Я к морю летела, — и был предо мной
Вид южного берега Крыма!
Я радостным взором глядела кругом,
Я прыгала, с морем играла;
Когда удалялся прилив, я бегом
До самой воды добегала,
Когда же прилив возвращался опять
И волны грядой подступали,
От них я спешила назад убежать,
А волны меня настигали.

И Пушкин смотрел. и смеялся, что я
Ботинки мои промочила.
«Молчите! идет гувернантка моя!» —
Сказала я строго (я скрыла,
Что ноги промокли). Потом я прочла
В «Онегине» чудные строки.
Я вспыхнула вся — я довольна была.
Теперь я стара, так далеки
Те красные дни! Я не буду скрывать,
Что Пушкин в то время казался
Влюбленным в меня. но, по правде сказать,
В кого он тогда не влюблялся!
Но, думаю, он не любил никого
Тогда, кроме Музы: едва ли
Не больше любви занимали его
Волненья ее и печали.

Юрзуф живописен: в роскошных садах
Долины его потонули,
У ног его море, вдали Аюдаг.
Татарские хижины льнули
К подножию скал; виноград выбегал
На кручу лозой отягченной,
И тополь местами недвижно стоял
Зеленой и стройной колонной.
Мы заняли дом под нависшей скалой,
Поэт наверху приютился,
Он нам говорил, что доволен судьбой,
Что в море и горы влюбился.
Прогулки его продолжались по дням
И были всегда одиноки,
Он у́ моря часто бродил по ночам.
По-английски брал он уроки
У Лены, сестры моей: Байрон тогда
Его занимал чрезвычайно.
Случалось сестре перевесть иногда
Из Байрона что-нибудь — тайно;
Она мне читала попытки свои,
А после рвала и бросала,
Но Пушкину кто-то сказал из семьи,
Что Лена стихи сочиняла:
Поэт подобрал лоскутки под окном
И вывел всё дело на сцену.
Хваля переводы, он долго потом
Конфузил несчастную Лену.
Окончив занятья, спускался он вниз
И с нами делился досугом;
У самой террасы стоял кипарис,
Поэт называл его другом,
Под ним заставал его часто рассвет,
Он с ним, уезжая, прощался.
И мне говорили, что Пушкина след
В туземной легенде остался:
«К поэту летал соловей по ночам,
Как в небо луна выплывала,
И вместе с поэтом он пел — и, певцам
Внимая, природа смолкала!
Потом соловей, — повествует народ, —
Летал сюда каждое лето:
И свищет, и плачет, и словно зовет
К забытому другу поэта!
Но умер поэт — прилетать перестал
Пернатый певец. Полный горя,
С тех пор кипарис сиротою стоял,
Внимая лишь ропоту моря. »
Но Пушкин надолго прославил его:
Туристы его навещают,
Садятся под ним и на память с него
Душистые ветки срывают.

Читать еще:  Каково значение слова гроза в контексте пьесы. Смысл названия драмы «Гроза

Печальна была наша встреча. Поэт
Подавлен был истинным горем.
Припомнил он игры ребяческих лет
В далеком Юрзуфе, над морем.
Покинув привычный насмешливый тон,
С любовью, с тоской бесконечной,
С участием брата напутствовал он
Подругу той жизни беспечной!

Иллюстрация К. А. Клементьевой к поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Со мной он по комнате долго ходил,
Судьбой озабочен моею,
Я помню, родные, что он говорил,
Да так передать не сумею:
«Идите, идите! Вы сильны душой,
Вы смелым терпеньем богаты,
Пусть мирно свершится ваш путь роковой,
Пусть вас не смущают утраты!
Поверьте, душевной такой чистоты
Не стоит сей свет ненавистный!
Блажен, кто меняет его суеты
На подвиг любви бескорыстной!
Что свет? опостылевший всем маскарад!
В нем сердце черствеет и дремлет,
В нем царствует вечный, рассчитанный хлад
И пылкую правду объемлет.

Вражда умирится влияньем годов,
Пред временем рухнет преграда,
И вам возвратятся пенаты отцов
И сени домашнего сада!
Целебно вольется в усталую грудь
Долины наследственной сладость,
Вы гордо оглянете пройденный путь
И снова узнаете радость.

Да, верю! недолго вам горе терпеть,
Гнев царский не будет же вечным.
Но если придется в степи умереть,
Помянут вас словом сердечным:
Пленителен образ отважной жены,
Явившей душевную силу
И в снежных пустынях суровой страны
Сокрывшейся рано в могилу!

Умрете, но ваших страданий рассказ
Поймется живыми сердцами,
И заполночь правнуки ваши о вас
Беседы не кончат с друзьями.
Они им покажут, вздохнув от души,
Черты незабвенные ваши,
И в память прабабки, погибшей в глуши,
Осушатся полные чаши.
Пускай долговечнее мрамор могил,
Чем крест деревянный в пустыне,
Но мир Долгорукой еще не забыл,
А Бирона нет и в помине.

Но что я. Дай бог вам здоровья и сил!
А там и увидеться можно:
Мне царь „Пугачева“ писать поручил,
Пугач меня мучит безбожно,
Расправиться с ним я на славу хочу,
Мне быть на Урале придется.
Поеду весной, поскорей захвачу
Что путного там соберется,
Да к вам и махну, переехав Урал. »

Поэт написал «Пугачева»,
Но в дальние наши снега не попал.
Как мог он сдержать это слово.

Я слушала музыку, грусти полна,
Я пению жадно внимала;
Сама я не пела — была я больна,
Я только других умоляла:
«Подумайте: я уезжаю с зарей.
О, пойте же, пойте! играйте.
Ни музыки я не услышу такой,
Ни песни. Наслушаться дайте. »

И чудные звуки лились без конца!
Торжественной песней прощальной
Окончился вечер, — не помню лица
Без грусти, без думы печальной!
Черты неподвижных, суровых старух
Утратили холод надменный,
И взор, что, казалось, навеки потух,
Светился слезой умиленной.
Артисты старались себя превзойти,
Не знаю я песни прелестней
Той песни-молитвы о добром пути,
Той благословляющей песни.
О, как вдохновенно играли они!

Как пели. и плакали сами.
И каждый сказал мне: «Господь вас храни!», —
Прощаясь со мной со слезами.

Некрасов Николай — Русские женщины — Княгиня М. Волконская

Княгиня М.Н. Волконская

Из поэмы Н. Некрасова «Русские женщины»

Читают
Вера Енютина, Анатолий Кторов, Юрий Рашкин

Со старинной акварели смотрит на нас глубоким меч¬тательным взглядом прелестная молодая женщина. Нам не известны ни имя художника, ни точная дата создания портрета. Но зато мы знаем, что на нём изображена Марина Раевская — одна из самых знаменитых женщин XIX века, дочь прославленного генерала 1812 года, светская красавица.
В семье Раевских подолгу гостил молодой Пушкин, знавший Марию Николаевну еще девочкой и увлеченный, как, впрочем, многие, ее красотой, умом и гра¬цией. Следы пылкой юношеской влюбленности остались в душе поэта на всю жизнь. Раевской посвящено немало чудесных строк в пушкинских стихах и поэмах. Хотя бы эти:

Узнай, по крайней мере, звуки,
Бывало, милые тебе, —
И думай, что во дни разлуки,
В моей изменчивой судьбе,
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей —
Одно сокровища, святыня.
Одна любовь души моей.

Эти слова (из «посвящения к «Полтаве»), проникну¬тые печалью, каким-то удивительно нежным, благоговейным чувством, написаны в 1828 году. В это время Мария Николаевна уже несколько лет была замужем. За человеком суровым и замкнутым, много старше себя, героем битвы с наполеоновскими войсками и тоже генералом, как и ее отец. Муж Марии Николаевны принадлежал к знатному, богатому, обладавшему «высокими связями», «осыпаемому милостями монаршего двора» роду князей Волконских. Его высоко ценили в дворянском обществе, завидовали его положению, уважали за твердый, независимый характер. Словом, жизнь Марии Волконской, казалось бы, должна была быть безоблачной. Она про¬вела почти год в Италии, у нее родился сын. И красота ее расцвела, как никогда прежде. Но отчего же столько печали в пушкинских строках? О какой «пустыне» и «разлуке», о каком «последнем звуке» ее речей говорится в них? И почему «посвящение» упоминает об этой очаровательной женщине в тоне безнадежной горечи, невозвратимой утраты? Вспомним историю. В декабре 1825 года произошло неслыханное, потрясшее все основы самодержавного «порядка» событие — «дворянский бунт». В нем ока¬зались замешаны люди, столь же высоко чтимые, занимавшие такое же привилегированное положение в «свете», как князь Волконский. Профили пятерых декабристов, погибших на эшафоте, заполняют поля черновиков пушкинских произведений. Остальные стали узниками страшных каменных мешков, «каторжной шантрапой», потерявшей все «права состояния» и вместе с ворами и убийцами шедшей по этапу в сибирские рудники. Немногие вернулись оттуда через тридцать лет по «милостивому» манифесту Александра II. Всего девятнадцать человек из ста двадцати.
Сергей Волконский вернулся. Встреча с этим суровым, пронзительно умным, «опростившимся» челове¬ком стала для молодого литератора графа Льва Толстого огромным событием: он начал писать роман «Декабристы». В его сознании стал возникать облик Андрея Болконского. Марии Николаевны вскоре (в 1863 году) не стало. Лишь в 1902 году царская цензура решилась пропу¬стить к опубликованию написанные ею по-французски «Записки». Это был потрясающий при всей его простоте документ, воссоздавший трагические эпизоды жизни ссыльнокаторжных декабристов. И ее собственной судьбы, которую она выбрала сама и которую многие считали добровольным самоубийством.
Русские женщины, жены декабристов — их было немного. Но их имена — Волконская, Трубецкая, Му¬равьева и другие — навсегда остались в литературе, в истории, в памяти, в сердцах. Им посвящена замечательная поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины», созданная в 1870—1872 годах.
Они не были революционерками — эти юные, нежные, красивые женщины. Они даже — как Мария Вол¬конская, например, — так до конца и не приняли «кровавых» замыслов своих мужей. Но они не смогли без¬мятежно «царить на балах» или наслаждаться материнством, зная, что дорогие им люди мучаются на каторге, в кандалах. Потому-то Некрасов и назвал две свои поэмы — «Русские женщины», увидев в «самоотвержении, выказанном ими, свидетельство великих душевных сил, присущих русской женщине».
В предисловии к «Запискам» М. Н. Волконской ее сын рассказал, как поэт слушал эту хронику «гордого терпенья», страданий и героизма, стараясь не пропустить ни одного слова для своей будущей поэмы: «По нескольку раз в вечер Некрасов вскакивал и со словам! «Довольно, не могу», бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».
Особенное впечатление на него произвела первая встреча Волконской с мужем в Нерчинском руднике, когда эта воспитанная в «благопристойных» правилах изящная двадцатилетняя дама бросилась на колени в грязь — «и, прежде, чем мужа обнять, оковы к губам приложила!»
Некрасовская поэма появилась в печати а тяжелое, страшное для передовых русских людей время — пе¬риод разгрома революционного народнического движения 60-х годов, когда всякое упоминание о декабристах, несмотря на запоздалую амнистию царя-«освободителя», считалось «крамолой». Публикуя в журнале «Отечественные записки» поэмы «Дедушка» (прототи¬пом героя был С. Г. Волконский), а затем первую («Княгиня Трубецкая») и вторую («Княгиня М. Н. Волкон¬ская» с подзаголовком «Бабушкины записки») части «Русских женщин», поэт вынужден был в скрытой форме выразить мысль о преемственности революционных традиций. Он не говорил, например, о «декабристах», заменяя это слово другими — «страдалец», «святой». Он ни разу не назвал по имени «мстительного труса и палача». Но всякому было ясно, что речь идет о Николае I.
Поэма стала романтическим гимном твердости, верности своим убеждениям. Стала классическим произведе¬нием русской поэзии, достоянием которой всегда были образы высокого душевного благородства.
М. Б а б а е в а.

Читать еще:  Что значит к рор. Корейские термины, которые должен знать каждый к-попер

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня М.Н. Волконская»)

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Конспект

14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов. Это было открытое выступление дворян, находившихся на военной службе, против самодержавия и крепостного права. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Пятеро из них были казнены. Более ста – осуждены и отправлены на каторгу.

Жены и невесты осужденных на каторгу декабристов добровольно последовали за ними в Сибирь. Как жены ссыльнокаторжных, они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Первыми в начале 1827 г. в Нерчинские рудники приехали Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская, А. Г. Муравьева.

Рис. 1. Восстание декабристов (Источник)

Жены декабристов продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками – самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме «Русские женщины».

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов (Источник)

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня Трубецкая.
  2. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

Рис. 3. Мария Николаевна Волко́нская (Источник)

Мария Николаевна Волко́нская — дочь героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского, с 1825 года жена декабриста С. Г. Волконского, несмотря на сопротивление родных, поехавшая за ним в Сибирь.

Её муж, князь Серге́й Григо́рьевич Волко́нский — герой Отечественной войны 1812 года. Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов.

Они поженились в январе 1825 г. Счастье супругов было недолгим. В конце 1825 года, ожидая ребёнка, Мария Николаевна жила в имении родителей. О событиях 14 декабря не знала. 2 января Мария родила сына Николая. Родные скрывали от неё судьбу мужа. Оправившись от последствий родов, взяв с собой сына, Волконская отправилась в Петербург. Чтобы добиться свидания с мужем, ей пришлось обратиться лично к императору. После оглашения приговора она приняла решение следовать за мужем. Своего первенца — сына Николая — Мария Николаевна, уезжая в Сибирь, была вынуждена оставить у сестры мужа.

Мария Волконская оставила после себя воспоминания. Записи хранились у её сына Михаила Сергеевича Волконского. Когда Некрасов попросил разрешения ознакомиться с ними, Волконский сначала наотрез отказался, но после настойчивых просьб поэта все-таки согласился. По словам Волконского, слушая их, «Николай Алексеевич по нескольку раз за вечер вскакивал и со словами: «Довольно, не могу» – бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребёнок».

Именно эти воспоминания легли в основу второй части поэмы «Русские женщины». В отличие от первой части, которая написана от 3 лица, вторая часть написана в форме воспоминаний, от первого лица. Это придает повествованию больше искренности, душевности и эмоциональности:

Читать еще:  Сочинение по рассказу судьба человека шолохова рассуждение. Судьба

И вот, не желая остаться в долгу

У внуков, пишу я записки;

Для них я портреты людей берегу,

Которые были мне близки,

Я им завещаю альбом — и цветы

С могилы сестры — Муравьевой,

Коллекцию бабочек, флору Читы

И виды страны той суровой;

Я им завещаю железный браслет.

Пускай берегут его свято:

В подарок жене его выковал дед

Из собственной цепи когда-то.

Свои воспоминания Мария Волконская начинает с детства, семьи, отца. С удовольствием вспоминает Мария Николаевна свою беззаботную, счастливую юность. У неё было все: красота, богатство, происхождение. А ведь чем больше человек имеет, тем тяжелее от этого отказаться. Для этого надо обладать необыкновенной силой характера. Откуда же в этой хрупкой девочке такая сила? Безусловно, Мария — истинная дочь своего отца, который был для нее кумиром. С неожиданной для всех отвагой Мария Волконская принимает весть об аресте мужа.

Так думала я. — Пусть беда велика,

Не все потеряла я в мире.

Сибирь так ужасна, Сибирь далека,

Но люди живут и в Сибири.

Если образ Екатерины Трубецкой уже с самого начала поэмы дан цельным, сложившимся, то во второй части поэмы Мария Николаевна Волконская показана в своем развитии. Путь Марии Николаевны в Сибирь — это путь становления ее личности. Трагические события стали толчком к ее нравственному росту.

Я думать училась: отец приказал

Подумать. нелегкое дело!

Давно ли он думал за нас — и решал,

И жизнь наша мирно летела?

Училась я много; на трех языках

Читала. Заметна была я

В парадных гостиных, на светских балах,

Искусно танцуя, играя;

Могла говорить я почти обо всем,

Я музыку знала, я пела,

Я даже отлично скакала верхом,

Но думать совсем не умела.

Из хрупкой барышни Мария Волконская превращается в жену-героиню, способную на полное самоотречение, готовая разделить с мужем все несчастья и лишения.

Пожалуй, самым трогательным эпизодом поэмы стал момент прощания Волконской с малюткой-сыном, которого она должна была оставить по приказу царя.

Рис. 4. Мария Волконская с сыном 1825 г. Худ. П.Ф.Соколов (Источник)

Последнюю ночь провела я

С ребенком. Нагнувшись над сыном моим,

Улыбку малютки родного.

Сложно даже представить, что пережила Мария в эти минуты. Как тяжело было расставание с сыном. Отец сначала не принял решение дочери, но смирился с ним. Но в глубине души очень высоко его оценил. Известно, что перед смертью он, показывая на портрет дочери, воскликнул: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал».

Путь Марии Волконской лежал через Москву, где она остановилась у своей кузины. Именно в этом эпизоде Некрасов вновь подчеркивает, что многие дворяне сочувствовали декабристам, а подавление восстания стало национальной трагедией:

В то время несчастные наши мужья

Вниманье Москвы занимали:

Едва огласилось решенье суда,

Всем было неловко и жутко…

Рис. 5. Портрет княгини Волконской с сыном Николаем (Источник)

В Москве Волконская в последний раз повидалась с другом семьи, некогда влюбленным в юную Марию, великим русским поэтом А. С. Пушкиным. Так она передает его напутственные слова:

— Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!

Эта встреча потрясла поэта. На следующий день вслед за Марией Волконской из Москвы в Сибирь выезжала жена декабриста Муравьева Александра Григорьевна. С ней Пушкин передал своим товарищам стихотворение «Во глубине сибирских руд».

Мужество и душевную щедрость проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути в Сибирь. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и «горькие стоны» матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, «подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь» и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Княгиня Волконская постепенно понимает правоту мужа и осознает благородство его поступка. Встретившись с ним, она преклоняется перед его гражданским подвигом:

Я только теперь, в руднике роковом,

Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моем,

Вполне поняла его муки,

И силу его. и готовность страдать.

Невольно пред ним я склонила

Колени — и, прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила.

Образ Марии Волконской стал символом любви, верности, самопожертвования.

Создание поэмы «Русские женщины» для Н. А. Некрасова стало способом выразить свое восхищение подвигом жен-декабристов:

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Список рекомендованной литературы

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор — Коровина В.Я. — 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор — Тищенко О.А. — 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор — Кутейникова Н.Е. — 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Коровина В.Я. — 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор — Коровина В.Я. — 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. — 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор — Курдюмова Т.Ф. — 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Н. А. Некрасов. Русские женщины (Источник).
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество (Источник).
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии (Источник).
  6. История Российской империи. Жены декабристов (Источник).
  7. Толковый словарь русского языка (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Встреча Марии Волконской с мужем на каторге».
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источники:

http://xn—-7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD%D1%8B/6
http://teatr.audio/nekrasov-nikolay-russkie-zhenschiny-knyaginya-m-volkonskaya
http://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/poema-n-a-nekrasova-russkie-zhenschiny-chast-2-knyaginya-m-n-volkonskaya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector