Обращение к разным людям. Как правильно обратиться к человеку: этикет обращения
Обращение к разным людям. Как правильно обратиться к человеку: этикет обращения
Правила хорошего тона → Правила этикета при общении
Какие правила этикета надо соблюдать при общении
Общение начинается с грамотного обращения. По правилам этикета общения на «ты» можно обращаться к самым близким и детям моложе 18 лет (по некоторым данным к подросткам старше 12 лет уже положено говорить «Вы»). Ко всем остальным людям, даже незнакомым, которые с вами одного возраста, надо обращаться на «Вы».
Правилами этикета предписано переходить на «Вы», называть родственника или друга по имени-отчеству в присутствии посторонних. Иногда бывает неуместно в обществе демонстрировать фамильярные или родственные отношения.
От обращения «вы» к «ты» перейти нужно тактично. Хорошо, когда инициативу в этом плане проявит женщина или более старший по возрасту (положению).
Упоминая в разговоре о ком-то, не говорите о них в третьем лице. Вместо «он» или «она» лучше назовите их по имени-отчеству. Например, «Александр Петрович просил передать…» или «Анна Сергеевна будет Вас ждать…»
Обычно в зависимости от обстоятельств используют следующие виды обращения:
- Официальные (гражданин, мадам, господин; в отдельных случаях с титулами и званиями);
- Неофициальное (обычно по имени, чаще на «ты»);
- Без личного обращения (когда вы вынуждены обратиться к человеку незнакомому с какой-то просбьой – помогут фразы «прошу прощения», «позвольте», «подскажите», и т.д.)
Ни в коем случае нельзя обращаться к человеку — «мужчина» или «женщина», «дедушка» или «мальчик». Представительниц сферы услуг у нас привыкли называть «девушками». Но это не по этикету – на западе подобным образом обращаются исключительно к путанам. Поэтому поосторожнее – лучше предпочесть безличное обращение.
Если вы перепутали имя или споткнулись в разговоре, достаточно попросить прощенья.
Не последнюю роль при общении играет дистанция между собеседниками. Для людей малознакомых или деловых партнеров оптимальное расстояние – 2 вытянутые руки. Причем каждый собеседник имеет возможность выйти из разговора – никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицу или лацкан пиджака.
При общении важно правильно выбрать тему беседы. Недопустимо предаваться продолжительным воспоминаниям, рассказам о своих делах, вести длительный монолог, акцентировать внимание на детях, снах, привычках, вкусах, проблемах со здоровьем, сплетням.
Говорить о присутствующих – дурной тон, это может спровоцировать щекотливую ситуацию.
Если вы замечаете, что разговор собеседнику явно неприятен, коротко извинитесь и переведите беседу в другую, более нейтральную плоскость.
Проявление неуважения – говорить на непонятном для окружающих языке или жаргоне, включая профессиональные сленг. Кстати, познакомившись в гостях с юристом или врачом, не просите профессионального совета – это вопиющая бестактность! Лучше договоритесь об отдельной встрече у них в офисе, чтобы прояснить вопрос.
При неинтересном или утомительном разговоре хороший тон – не показать неудовольствия, раздражения, нетерпения, чтобы прервать беседу. Не принято также перебивать говорящего, делать ему замечания.
Забавные истории, анекдоты уместны в небольшом количестве и желательно в тему разговора.
Явно наблюдать за человеком или пристально его разглядывать, особенно, когда он ест, по правилам этикета неприлично.
Автор: Валентина Васильева
Дата публикации: 04.11.2012
Дата обновления: 06.05.2016
Перепечатка без активной ссылки запрещена!
Обращение к разным людям. Как правильно обратиться к человеку: этикет обращения
В транспорте, в магазине и просто на улице мы постоянно сталкиваемся с необходимостью обратиться к человеку, с которым не знакомы. Как это правильно сделать? С языка невольно слетают «женщина», «мужчина», «девушка», «молодой человек». Однако эти слова звучат грубовато, неестественно, а порой даже обидно. Как быть, если не получается сразу определить примерный возраст человека, к которому вы хотите обратиться?
Где «потерялись» нужные слова
К сожалению, в современном русском языке нет аналогов нейтральным «миссис» и «мистер», как у англичан, или «мадам» и «месье» – у французов. Но всего 100 лет назад они были, причём в изобилии.
Люди знатного происхождения обращались друг к другу «сударь» и «сударыня», «господин» и «госпожа» (к последней паре обычно прибавляли должность, например «господин судья»). Кроме того, существовала целая серия обращений, или титулований, связанных с положением человека в Табели о рангах. Как известно, в этом документе все гражданские, военные и придворные чины делились на 14 классов. К чинам первого и второго классов нужно было обращаться «ваше высокопревосходительство», третьего и четвёртого – «ваше превосходительство», и так далее, до скромного «ваше благородие», которым удостаивали чиновников с 9 по 14 класс.
Среди простого народа в ходу были обращения «барин» и «барыня», «сударь» и «сударыня», «батюшка» и «матушка». Однако всё это многообразие в одночасье оказалось под запретом, когда сменилась власть в стране и вставшие у руля большевики объявили борьбу с классовым неравенством. Были введены в обращение слова «гражданин» и «гражданка», а также бесполое универсальное «товарищ». Эта норма просуществовала несколько десятилетий.
На рубеже веков наша страна пережила новую смену власти. Слово «товарищ» быстро вышло из моды и стало ассоциироваться с идеологией прошлых лет. Особенно активно избавлялась от него молодёжь, и сегодня его можно услышать разве что в кругах членов определённой партии. Формы «гражданин» и «гражданка» сохранились как официальные обращения, однако на слух они ложатся плохо и заставляют насторожиться («гражданин, пройдёмте»).
Итак, дореволюционные формы обращения оказались под запретом много десятилетий назад, заменившие их слова тоже изжили себя, а на смену последним ничего не пришло. Предпринимаются попытки снова на старинный манер величать девушку барышней, а молодого человека – сударем. Но пока эти формы звучат неестественно, и даже с оттенком издёвки. Да и не во всех ситуациях они уместны (например, в переполненном транспорте).
Какие обращения существуют в современном языке
Вариантов не очень много, и, к сожалению, ни один из них не является одновременно подходящим для всех случаев, нейтральным и вежливым. Убедитесь сами:
— женщина/девушка, мужчина/молодой человек – звучит грубовато, намекает на возраст и может обидеть;
— господин, госпожа – в повседневной речи и бытовых разговорах звучит неестественно;
— сударыня, барышня – имеет оттенок иронии;
— гражданин, гражданка – звучит формально, вызывает негативные ассоциации;
— мать, отец, брат, земляк – фамильярно;
— уважаемый, милейший, почтеннейший, милочка – звучат снисходительно и саркастически.
Существуют определённые речевые ситуации, в которых допустимы некоторые формы обращения. Например, пожилой человек может обратиться к людям моложе себя «дочка» или «сынок», а ребёнку позволительно произнести «тётенька» и «дяденька». Также иногда допускается обращаться к собеседнику, называя его профессию: «доктор», «профессор», «кондуктор».
Однако универсального «спасательного круга» на все случаи жизни в современном русском языке, увы, нет. Как же быть, если вы хотите соблюсти этикет и не обидеть собеседника?
Как обращаться к незнакомым людям
Чтобы начать разговор с человеком, имя которого вы не знаете, используйте нейтральные фразы.
Если ваш потенциальный собеседник смотрит в другую сторону, и вам нужно обратить на себя его внимание, подойдут:
– Можно вас спросить?
Когда будет установлен зрительный контакт, продолжайте разговор и изложите свою просьбу или вопрос. Уместно добавить приветствие.
– Вы не подскажете…
– Добрый день, подскажите, пожалуйста…
– Здравствуйте, скажите, пожалуйста…
Так вы сможете завязать разговор и выяснить нужную информацию, не ломая голову, как обратиться к человеку.
Есть люди, в чьи обязанности входит консультировать других людей или оказывать им услуги. Это официанты, консультанты, продавцы. Не нужно начинать разговор с ними с извинений, так как вы не отвлекаете их от дел. Вы и есть их дело в текущий момент. Вместо «извините» можете произнести «будьте любезны», «можно вас попросить?» или «будьте добры».
Если же человек просто идёт по своим делам или занят работой, не связанной с обслуживанием посетителей, то вполне уместно будет начать фразу с извинения.
Люди многих профессий – врачи, продавцы, официанты – носят бейджики с именами. Если вы видите такой бейдж, можете обратиться к человеку по имени (или имени и отчеству, если оно указано полностью). Не забывайте при этом говорить «вы».
Вернутся ли в речь обращения «сударь», «барышня» и прочие?
Хочется надеяться, что когда-нибудь мы вернёмся к старинным формам обращения, таким как «сударь», «господин», «госпожа» или «барышня», произнося их без оттенка иронии или фамильярности. Или же что естественным образом в языке родятся новые обращения. Однако сейчас не те времена, в которые можно было бы насадить то или иное слово в принудительном порядке, как в своё время насаждался «товарищ». Поэтому нам остаётся только ждать и наблюдать за языком, поскольку он, как живой организм, постоянно меняется, развивается, пробует новое и оставляет только жизнеспособное.
Этикет обращения
В данной статье делового этикета пойдет речь о правилах этикета обращения.
Как правило, человеку приятно слышать свое имя. Старайтесь почаще употреблять его, обращаясь к собеседнику. .Понятно, что не всякого человека можно называть просто по имени.
Не обращаются по имени:
- к человеку, который старше вас по возрасту;
- к высокопоставленному чиновнику;
- к своему начальнику, если это не служебная традиция.
Согласно этикета обращения, если старший по возрасту или положению просит называть его просто Володей или Вилли, не следует возражать: отказ означает неуважение к дружескому жесту, желанию установить более теплые отношения. С другой стороны, крупные руководители и пожилые люди должны быть осторожны с подобными предложениями. В отношениях начальника с подчиненными такое панибратство может привести к падению дисциплины и авторитета руководителя, а настойчивость почтенного пожилого человека, предлагающего подростку называть его просто по имени, ставит их в неловкое положение, а его самого — в несколько смешное.
Иногда люди, обращающиеся к своим родителям по имени, грубым образом нарушают правила этикета.
К друзьям родителей следует обращаться по имени и отчеству (в нашей стране), в большинстве стран употребляется обращение «господин + фамилия», например: «Господин Джонсон». Это обращение становится необязательным, если взрослые предлагают детям называть их, скажем, «дядя Сережа», «Таня», «Джимми» или как-нибудь еще в этом роде.
Употребление титулов и звании при обращении
Во время официальных встреч, в торжественной обстановке, когда особенно важно проявить уважение к социальному статусу человека и подчеркнуть его заслуги, употребление звания или титула (если, конечно, таковые имеются) обязательно.
Во многих странах обращение «доктор» и «профессор» может употребляться не только по отношению к лицам, имеющим это научное звание, или врачам, но и ко всем представителям творческих профессий — инженерам, музыкантам, актерам. Иногда звание используют в обращении в жене доктора или профессора (например, в Австрии). В Великобритании и США профессором могут называть любого преподавателя, во Франции — даже учителя младших классов.
Что касается титулов, то они и в настоящее время употребляются все реже и реже. Титулы практически не используются в личном общении и применяются, в основном, во время мероприятий протокольного характера.
«Вы» и «ты»
Всем известно, что на «вы» следует обращаться к старшим, а также малознакомым людям. «Ты» обычно говорят детям до 12-16 летнего возраста (в зависимости от конкретных обстоятельств) и близким знакомым. Есть, однако, несколько особых правил.
Так, давние приятели, которые в обычной, неофициальной обстановке друг с другом на «ты», не должны позволять себе этого, находясь на официальном приеме. Встретившись на улице, можно сказать: «Дима, ты Леху не видел?» Но во время официального мероприятия, на торжественном обеде или ужине, эта фраза должна звучать так: «Дмитрий Николаевич, вы не видели Алексея Петровича?» Точно так же руководящие работники в присутствии сотрудников должны обращаться друг к другу на «вы». «Тыкать» подчиненным тоже не допустимо. А уж если он к тому же старше своего начальника, — просто хамство.
Этикет обращения гласит — подчеркнутое употребление обращения «вы» в неофициальной обстановке, когда окружающие стремятся завязать теплые, дружеские отношения, выглядит так же невежливо, как бесцеремонное «тыкание».
Источники:
https://www.knigge.ru/pravila_obsheniya.html
https://weekend.rambler.ru/read/38909760-kak-pravilno-obraschatsya-k-neznakomomu-cheloveku/
https://delovoi-etiket.ru/osnovu-etiketa/obraschenie.html