Определенные правила и нормы поведения. Нормы и правила поведения в обществе
Нормы общественного поведения
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .
Смотреть что такое “Нормы общественного поведения” в других словарях:
Нормы культуры — это определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — исторически сложившиеся или установленные к. л. образом стандарты деятельности, соблюдение к рых выступает для индивида и группы необходимым условием их подчинения определ. социальному целому; в системе Н. с. фиксируются определ. критерии… … Философская энциклопедия
Общественного мнения психология в уголовном процессе — Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к событиям судебного процесса, деятельности отдельных участников судебного разбирательства; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным юридически… … Энциклопедия современной юридической психологии
Норма социальная (социальные нормы) — официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Юридические нормы — правила, определяющие порядок поведения людей, живущих в обществе; во всей своей совокупности, имеющей применение в данном обществе, они называются объективным правом данного общества, в отличие от субъективного права. Различают две группы норм:… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРОВ — CODE OF CONDUCT OF ACCOUNTANTSКодекс профессионального поведения бухгалтеров, принятый Амер. обществом дипломированных бухгалтеров (АОДБ) в 1988 г., состоит из двух частей: 1) принципы, обеспечивающие основу профессионального поведения;2) правила … Энциклопедия банковского дела и финансов
Императив поведения — (лат. – повелительный) – поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, страны в целом). Это своего рода норма… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Психология коллектива службы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности ПОО — В юридической психологии одной из основных задач считается развитие психологического потенциала коллектива работников подразделений и служб. Психологический потенциал коллектива – это совокупность социально психологических явлений, определяющих… … Энциклопедия современной юридической психологии
Моральные нормы — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; … Теория государства и права в схемах и определениях
Право — совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С помощью П. класс или классы, держащие в руках государственную … Большая советская энциклопедия
Правила и нормы поведения в обществе
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Тема : Правила и нормы поведения в обществе .
Цели : рассмотреть правилаи нормы поведения в обществе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Основные понятия : «социальные нормы», «обычаи», «нравы», «этикет», «религиозные нормы», «правовые нормы».
Оборудование :учебник,дополнительные материалы.
План изучения нового материала
1.Что такое социальные нормы?
2.Обычаи и традиции.
3.Нравы и законы.
«Свойства мудрого человека состоит в трех вещах: первое-делать самому то, что он соответствует делать самому то, что он советует делать другим, второе-никогда не поступать против справедливости и третье-терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» (Л.Н. Толстой).
«Не хочешь быть униженным, не унижай никого» (Низами).
«Какими глазами смотришь на человека, таким он тебе и кажется» (Народная мудрость).
-Тема нашего урока посвящена правилам и нормам поведения в обществе.
Учитель приглашает для устного ответа трех учеников. Класс задает каждому ученику пять и более вопросов, при этом четко определяет, кому адресован вопрос. Далее обучающиеся рецензируют ответы одноклассников.
2-3 ученика представляют результаты домашнего практического задания. Ответы оцениваются.
3.Изучения новой темы
1.Состовление словаря урока.
-Наша тема предполагает овладение рядом понятий и терминов. Я предлагаю вам составить словарь урока, бегло просмотрев учебный материал.
Социальные нормы-это запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции.
Обычай-это привычные формы поведения и повседневной жизни.
Привычки-это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях.
Манеры-это внешние формы поведения человека.
Этикет-это принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Традиции, это все то, что унаследовано от предшественников.
Обряд-это совокупность действий, установленных обычаем.
Нравы-высокочтимые обществом массовые образцы действий.
Табу-это система запретов на какие-либо действия, слова предметы.
Ценности-социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло.
Религиозные нормы-правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.
Правовые нормы-это правила поведения, закрепленные в законах.
Далее учитель предлагает составить схемы по некоторым понятиям.
Примерная схема понятий:
1)Социальные нормы-правила поведения-обычаи, традиции.
2)Табу-запрет на действия.
3)Религиозные нормы-правила поведения-тексты-священные книги.
Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе. Социальные нормы складываются исторически закономерно. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычае, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы.
Нормы морали представляют собой правила поведения, которые дают представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.
Нормы обычаев-это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.
Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности полезные формы поведения.
Корпоративными нормами называют правила поведения установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренними убеждениями членов этих организаций.
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.
Правовые нормы-это правила поведения, установленные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивает авторитетом и принудительной силой государства.
-Человек и общество не могут существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок. Наш следующий урок пройдет в форме международной конференции по проблеме сохранения традиций отдельно взятых народов и стран.
Учитель делит класс на 4-5 групп. Каждая из них представляет страну и должна сформулировать свои предложения для резолюции конференции по сохранению традиций в странах мирового сообщества. Учащимся необходимо коротко рассказать о своей стране и ее традициях по плану:
3.Традиции, играющие значимую роль на современном этапе.
4.Существуют проблемы по сохранению традиций.
5.Выдвинуть 2-3 пункта для резолюции по сохранению традиций в современном мире.
Учащиеся могут подумать презентационные оформление к докладу (музыкальное оформление, видеоматериалы, мультимедийные презентация, иллюстрации, национальные костюмы или их элементы и т.д.).
Учитель организует консультации для подготовки к уроку.
Страны: Россия, Япония, Индия, Бразилия, Египет (может быть другой вариант).
Домашнее задание Прочитать с.94-99. Каждой группе подготовить индивидуальное задание.
Что такое поведение: понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения
Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже, что такое поведение?
Поведение, как моральная категория
Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.
Понятие линии поведения
Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение – это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.
Понятие правил поведения, этикет
Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:
- вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
- чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
- правильные формы повседневного общения с окружающими;
- нормы и правила ведения диалога;
- нахождение за обеденным столом;
- обхождение с гостями;
- выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).
Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.
- Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
- Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
- Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.
Психология как наука о поведении
Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.
Поведение, как отражение поступков человека
В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения .
- Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
- Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
- Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
- Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.
Есть и другие, более сложные виды поведения .
- Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
- Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.
Характеристика поведения
Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.
- Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
- Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
- Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
- Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
- Также поведение бывает осознанным и неосознанным.
Нормы поведения
Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма – это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой – специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.
Воспитание подрастающего поколения
Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:
- как вести себя в школе;
- как себя вести на улице;
- как себя вести в компании;
- как вести себя в городском транспорте;
- как нужно вести себя в гостях.
Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.
Общественное мнение как реакция на поведение человека
Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества – это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.
Оценка поведения человека
Рассматривая вопрос, что такое поведение , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.
Золотое правило поведения
Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.
Источники:
https://psychology.academic.ru/7736/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
https://infourok.ru/pravila-i-normi-povedeniya-v-obschestve-3287412.html
https://www.syl.ru/article/330751/chto-takoe-povedenie-ponyatie-vidyi-pravila-povedeniya-normyi-povedeniya-cheloveka-v-obschestve-psihologiya-povedeniya