59 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности жанра композиции повести белые ночи. «Белые ночи» Достоевский анализ

Анализ повести Достоевского Белые ночи

Жанровая направленность произведения представляет собой сентиментальный роман, основной тематикой которого является изображение людей, отличающихся мечтательностью, изображенных в образе одиноких людей, который живут в собственных иллюзиях, но при этом нуждаются в настоящих чувствах и участии в реальности.

Центральное место в повести занимаются душевные чувства героев, выражающиеся в изображении их эмоций, переживаний, ощущений, передающиеся ключевую проблематику в виде одиночества большого города.

Повествование в повести осуществляется от лица рассказчика, который оказывается влюбленным в главную героиню, образ который в его интерпретации является идеализированным.

Композиционная структура произведения представляет собой пять глав, четыре из которых являются нумерацией питерских ночей, а последней дается название в виде утра, что позволяет придать повествованию динамическое развитие, начинаясь со сна и заканчиваясь пробуждением.

Главными героями повести являются Мечтатель и Настенька, представленные в образе изолированных от общества людей, чутких, чувственных, беспомощных в любви.

Особую роль в системе персонажей повести является образ третьего героя, создающую определенную атмосферу, представленного в качестве Петербурга, который выступает как собеседник и старый приятель рассказчика. Образ города способствует раскрытию внутренних переживаний Мечтателя, а также создает великолепный фон в отношении его романтического настроения и передает смысловое значение названия повести.

Отличительной особенностью произведения является мастерское применение писателем метода параллелизма, заключающегося в начальном описании каждой главы природных зарисовок, дающих невольные подсказки на финал главы либо веселого, либо печального.

Средства художественной выразительности представляются в повести в виде включения в повествование внутренних монологов героев, а также диалоговой манере речи. Кроме того, писателем применяются многочисленные метафоры, выстраиваемые в длинные, развернутые предложения, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску и придающие возвышенный стилистический характер.

Смысл повести заключается в изображении возможности человеческого счастья даже среди маленьких и одиноких людей, мечтающих о простой любви и высоких чувствах.

Вариант 2

«Белые ночи» повесть Достоевского Ф. М. относится к жанру «сентиментальный роман». Здесь раскрыта проблема смысла жизни, сплетаются любовь и одиночество.

Произведение Фёдор Михайлович начал писать в конце 1847 году. Журнал «Отечественные записки» опубликовал его в 1848 г. Роман посвящён другу и поэту Алексею Плещееву.

Главная тематика: огромный город и одиночество, которое царит в нём. В конце 19 века в Петербурге существовала именно такая обстановка, неустойчивый общественный уклад в городе. Многая молодёжь ощущала себя замкнутыми, несчастными. Их давило одиночество, не было цели в жизни.

Мечтатель и Настя — одни из главных героев романа. «Маленькие люди», к которым относятся они, живут кротко, просто. Настя общается лишь с бабушкой да с жильцами. А мечтатель только со служивыми. Вот и весь круг общения. Чтобы не сойти с ума от серости жизни, забыть о постоянных проблемах, они уходят с головой в свои фантазии, мечтания.

Петербург — это третий персонаж. Он является и собеседником и верным товарищем автора произведения. Город проникается к переживаниям героя. Создаётся романтическое настроение, которое доказывает идею заглавия романа «Белые ночи».

Также показана в романе и тема любви. Настенька любит одного человека. А Мечтатель питает чувства к нежной милой девушке. Но любовь его безответна. Он вовсе не сердится на Настю, хоть она оставила его в глухой разобщённости. Он сумел сделать заключение: благодарность должна быть во всём и даже в том, что Настя уже когда-то преподнесла ему в своё время минуты счастья. И эти чувства нужно уметь сберечь, сохранить внутри себя, своей души. Это и есть крупицы истинного счастья, вот оно блаженство.

Мысль романа: оторваться «мечтателям» от реального серого мира. Они устали и не могут жить посреди народа, ощущать радость от обыденного, постоянных и простых вещей. Им свойственно летать в облаках и фантазиях, обрекая себя самих на одиночество, замыкаясь в её рамках.

В четырёх первых главах романа идёт посвящение Петербургу, его ночам. А пятая глава (последняя) названа «Утро». То есть отражается полная динамика развития сюжета: пробуждение от сна. Гуляя в романтике белых ночей, Мечтатель полюбил Настю. В нём открывается душевный порыв треволнений, мечты кипят. И наступило неизбежное «утро», когда главный герой прозревает, хоть и наносится ему личная травма. Он попадает в лапы своей драмы. Герой обретает неразделённую, но сладкую любовь. Но ему просто вынуждено с ней навсегда расстаться — наступившее утро рассеяло все никчемные фантазии и мечты. Но подарило ему надежду. Теперь есть чем жить — новым светлым будущим.

Читать еще:  Хворостовский дмитрий биография национальность. Дмитрий Хворостовский — биография

Итак, Мечтатель терзается, но не приходит к трагической развязке. Любовный фронт терпит неудачу. Но судьбу нужно благодарить за то, что ему выпадает счастье, хоть и призрачное. Полная гармония героя с собой — вот доказательство, что роман пропитан сентиментализмом.

Анализ произведения Белые ночи Достоевского

Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» является прекрасным образцом сентиментального романа. Так о ней отзывался и сам автор. Действительно, отличительной чертой таких романов является смещения акцента с действий героев на их чувства и переживания. Так и «Белые ночи» показывают читателю персонажей, которые предпочитают действиям размышления и чувства.

Основные персонажи это Мечтатель и Настенька. Они случайно находят родственную душу в огромном городе. Оба они довольно необычны. Герои принадлежат к такому типу людей, которые предпочитают больше размышлять, даже о несуществующих вещах, чем взаимодействовать с внешним миром. Именно поэтому они кажутся такими оторванными от жизни, витающими в облаках. Для них фантазии гораздо важнее, потому что они в несколько сотен раз ярче, чем их обыденная жизнь.

Им очень сложно найти себе друга из-за этой особенности. Но Достоевский не осуждает эту их черту. Наоборот, мечтательность становится их положительной характеристикой. Именно такие люди способны разглядеть что-то новое и прекрасное, поскольку обыденные радости для них чужды. Именно поэтому Мечтатель не воспринимает свою неразделенную любовь к Настеньке, как нечто плохое. Он рад, что в его жизни были те минуты радости, которые ему подарила девушка. Ведь каждый человек сам выбирает, как ему оценивать происходящее. А от этой оценки зависит и его эмоциональное состояние.

В повести есть и третий главный герой – Петербург. Сложно представить, что подобная история могла произойти в другом месте. Северная столица выступает не только локацией, она является другом героя. Шумный город со своим многочисленным разношерстным населением и замысловатой архитектурой подпитывает натуру Мечтателя, подавая ему все новые темы для размышлений.

Интересно автором использована и подача времени суток. Действия почти во всех главах разворачивается ночью, оправдывая название повести. Ведь ночь это самое благоприятное время для раздумий и мечтаний. А последняя глава описывает утро. Здесь происходит развязка. Также как утро знаменует окончание темноты, разрушая ночные грезы. А в жизни героев заканчивается их недолгое общение, как заканчивается сон.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Белые ночи

Популярные сегодня темы

Главный герой рассказа — москвич Дмитрий Гуров. Ему около сорока лет. Он женился в молодости и не любит свою жену. Дмитрий — отец двенадцатилетней девочки и двух мальчиков-гимназистов.

Ожидание зимы для меня всегда волнительно. Почему так? Да, наверное, от того, что зима – сказанное время года, окунающее в себя целиком с головой и окутывающее весь мир в сверкающий серебряный плед.

Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород

Источником понятия фамилии «Манилов» стало известное произведение Николая Гоголя «Мертвые души». Часто называют слово «маниловщина».

Действия происходят в стране под названием Украина. Произведение поведает нам о жизни запорожских казаков. Главными героями являются отец по имени Тарас и два его сына: Андрий и Остап.

Анализ «Белые ночи» Достоевский

Одной из ярких литературных работ, принадлежащей раннему творчеству Ф. М. Достоевского, является повесть «Белые ночи». Сам же автор отнес свое детище к жанру «сентиментального романа», раскрыв тем самым описываемую в нем проблематику любви, одиночества, смысла жизни. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Белые ночи.

Год написания – 1848 год.

История создания – Сразу после написания роман был опубликован в журнале «Отечественные записки». Посвящен близкому другу писателя – Алексею Плещееву.

Тема – Любовь, одиночество, поиск смысла жизни. Однако центральной является тема так называемых «мечтателей» – одиноких молодых людей, живущих в иллюзорном мире, но при этом нуждающихся в реальных событиях и невыдуманных чувствах.

Композиция – Произведение состоит из пяти глав: четыре из них представляют собой нумерацию петербургских ночей, в то время как последняя названа «Утро».

Жанр – Повесть.

Направление – Сентиментализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

К написанию романа Федор Михайлович приступил в конце 1847 года, и уже в 1848 году произведение было опубликовано в литературном журнале «Отечественные записки».

Читать еще:  Гертруды стайн и уильяма джеймса. Краткая биография гертруды стайн

В раннем творчестве Достоевского отслеживается явный интерес писателя к теме «петербургских мечтателей».

Свой роман Достоевский посвятил близкому другу – писателю и поэту Алексею Плещееву.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

Настенька и Мечтатель – типичные представители «маленьких людей». Они живут простой, скромной и безыскусной жизнью. Круг их общения чрезвычайно узок: Мечтатель общался лишь с сослуживцами, а Настенька – с бабушкой и жильцами. Чтобы уйти от серой реальности и на время позабыть о насущных проблемах, молодые люди перешли в разряд «мечтателей», с головой погружаясь в собственные фантазии.

Тема любви раскрывается в произведении сквозь призму чувств Настеньки к ее возлюбленному, и безответную любовь Мечтателя к хрупкой девушке. Последний не злится на Настеньку, обвиняя ее во всех своих бедах, когда та оставляет его в полном одиночестве. Напротив, он приходит к выводу, что нужно быть благодарным даже за те минуты счастья, которые она ему подарила. Он с бережностью вынашивает свою идею счастья – пусть в его жизни будут лишь крупицы истинного блаженства, но он навсегда сохранит их в своей душе.

Основная мысль произведения – оторванность «мечтателей» от реального мира, их неспособность жить среди людей и получать радость жизни от простых, обыденных вещей. Предпочитая витать в облаках, они неизбежно обрекают себя на одиночество.

Композиция

Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро». Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.

Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.

Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.

Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Белых ночей».

Проводя в «Белых ночах» анализ произведения, следует отметить, что оно написано в жанре повести. Но сам автор настаивал на его принадлежности к сентиментальному роману.

Специфика направления сентиментализма заключается в том, что в центре внимания оказываются душевные переживания, эмоции и чувства главных героев. Они могут быть вполне реалистичными, поскольку образы Настеньки и Мечтателя как нельзя более точно подходят под описание любимой писателем категории «маленьких людей». Однако в романе они показаны излишне идеализированными, их отношения утопичны.

В романе Достоевского «Белые ночи» герои не находятся в конфликте с окружающей средой: она их не подавляет и не вынуждает направлять все свои силы на сопротивление. В центре внимания – внутренний мир персонажей, их душевные порывы и чувства.

Кроме того, терзания Мечтателя не приводят к трагической концовке. Напротив, даже потерпев неудачу на любовном фронте, он благодарен судьбе даже за призрачный намек на счастье, которое ему выпало. Герой находится в полной гармонии с самим собой, что еще раз доказывает принадлежность романа к направлению сентиментализма.

«Белые ночи», анализ повести Достоевского

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

Читать еще:  Художественное произведение как целостность. Художественное произведение

В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего.

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя – «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/analiz-povesti-belye-nochi
http://obrazovaka.ru/sochinenie/belye-nochi/analiz-proizvedeniya-dostoevskogo.html
http://goldlit.ru/dostoevsky/585-belye-nochi-analiz

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×