Откуда мы узнаём о прошлом? Наше интересное прошлое, о котором мы не знаем.
Откуда мы узнаём о прошлом? Наше интересное прошлое, о котором мы не знаем.
Валентин Лаврентьевич Янин
Родился 6 февраля 1929 г. в г. Кирове (Вятка). Окончил кафедру археологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в 1951 г. Академик РАН, профессор МГУ, лауреат Ломоносовской (МГУ), Государственных (дважды), Ленинской, Демидовской премий. Библиография его научных, научно-популярных работ (книг, статей) насчитывает свыше 600 наименований. Среди них важнейшие исследования по истории Новгорода и Древней Руси: «Актовые печати Древней Руси Х-XV» в трех томах (1970, 1998 гг.), «Новгородские посадники» (1962 г.), «Новгородские акты XII-XV вв.» (1991), «Новгородская феодальная вотчина: Историко-генеалогическое исследование» (1981), «Я послал тебе бересту…» (3 издания – 1965, 1975, 1998), публикации берестяных грамот (совместно с А. В. Арциховским, А. А. Зализняком) в серии «Новгородские грамоты на бересте» (1978, 1986, 1993 гг.), Основные направления научной деятельности: история и археология Новгорода, нумизматика и сфрагистика, источниковедение и генеалогия, историческая география, эпиграфика, монументальное и прикладное искусство, музыковедение.
Новгород глазами археолога
В старину говорили: «Где София – тут и Новгород». И эти слова вспоминаются не только у стен Софийского собора, а уже за восемь – десять километров до города, когда еще только предвкушаешь очередную встречу с ним. Потому что золотой купол Софии виден издалека. Он венчает плоский силуэт Новгорода, нестерпимо сияя под солнцем, как перо жар-птицы, уроненное на самом краю зеленых далей.
А стоя у подножия кремлевских стен Новгорода, в каких-нибудь ста метрах от Софийского собора, видишь прежде всего эти дали, которые подступили к городу так близко, что уже перестали быть далями, а стали городом, или, вернее, город стал их частью. И в этой неразрывности города и окрестных лугов, в нерасторжимости жилых кварталов и не тронутого рукой человека ландшафта заключена не только берущая человека в плен красота, но и движущая сила истории Новгорода, сделавшая его в эпоху средневековья одним из крупнейших центров Европы.
Во все века своей истории Новгород был не просто городом, жившим отличным от деревни образом. Он был центром громадной округи, которая простиралась на многие сотни километров вокруг него, и владение этой округой было главной основой его экономического процветания, политических успехов и культурного развития. Власть над новгородской землей Новгород не делил ни с кем. И другим городам, основанным здесь новгородцами, с самого начала была отведена только одна роль – служить крепостями на дальних подступах к столице. Лишь Ладога и Русса были также городами в полном смысле этого слова, и новгородцы бдительно следили за ними, отправляя к ладожанам и рушанам посадников-новгородцев, чтобы не повторился опыт Пскова, который некогда входил в состав Новгородской земли, но затем обрел независимость.
Отними у Новгорода его земли, и город погибнет, лишившись питающих его соков. Это прекрасно понимали новгородцы, запретив приглашаемым к ним князьям владеть землями на большей части новгородских владений. Это хорошо понимали и соперники Новгорода: подчинение Новгорода Москве началось с отвоевания у него наиболее важных для существования города территорий.
Распространив на сотни километров свою власть, сам Новгород не имел, однако, возможности значительно расширять территорию собственно города. Он окружен с трех сторон заливными лугами, болотами, низменными местами, в которые уже к концу XIV в. уперлась его застройка. Не мог он тогда продвигаться и в четвертую сторону – на север, где были удобные для освоения участки. Здесь с древности обосновались крупнейшие монастыри, ревниво охранявшие свои подгородные владения.
Сегодня город значительно расширился в северном направлении, но естественные условия положили шесть веков назад рубеж его продвижению во»се другие стороны. И именно поэтому современный человек видит из древнего центра Новгорода те же луга, озера и речки, которые открывались глазу многих поколений наших предков. В большинстве других случаев древние города, продолжая жить и сегодня, стирают новыми постройками древний окрестный ландшафт. В Новгороде этого не случилось. Древний городской вал и сегодня, как шесть веков назад, служит границей города и земли.
Избрав для жизни небольшую возвышенность у берегов Волхова, первопоселенцы Новгорода укрылись за реками и болотами от военных опасностей, и этот естественный щит верно служил в будущем. В XIII столетии в ста километрах от Новгорода на краю «мхов» остановилось нашествие Батыя. В 1941 г. фашистскому наступлению на северо-восточном направлении был положен предел на Волхове и Ильмене, у Новгорода и Старой Руссы. Но обжитая возвышенность на Волхове не только укрытие. Это также ключ к главным водным путям русского Северо-Запада. Дороги в Византию и на арабский Восток, в Скандинавию и южную Прибалтику скрещивались здесь, у северной оконечности Ильменя. И удобства защиты города от врага сочетались с удобствами непрерывного общения с друзьями, превращали укрытую в болотах крепость в открытый всем товарам, языкам и новостям центр русской и международной жизни.
Однако сколько же неудобств сопутствовало горожанину в этих благоприятных условиях. Возвышенность среди болот, на которой обосновались первонасельники Новгорода, была системой рассеченных речками плоских холмов, сложенных из плотной водонепроницаемой глины. С поверхности холмов талые и дождевые воды скатывались в эти речки и в Волхов, не проникая в грунт. Но с момента поселения здесь первых жителей началось неизбежное образование культурного слоя – отложение разнообразных остатков жизнедеятельности человека: щепы, пищевых отбросов, золы, угля, обломков, отслуживших свой срок вещей, строительного мусора. От десятилетия к десятилетию этот слой становился все толще. Люди возводили на нем дома и прокладывали улицы, ступая буквально по грязи, потому что талые дождевые воды, продолжая уходить в речки и Волхов, насыщали теперь до отказа культурные напластования, не имея стока сквозь материковую глину. И даже тогда, когда на отдельных участках города слой к XIV-XV вв. достиг мощности в шесть-семь метров, вея эта толща по-прежнему оставалась до предела влажной, мешая людям ходить по своим усадьбам и ездить по своему городу.
Сама организация нормальной жизни требовала от горожан постоянных дополнительных расходов. Начиная с середины X столетия стало обязательным мощение улиц. Мостовые сооружались из мощных сосновых плах, уложенных на длинные лаги. Такие мостовые могли бы служить многие десятилетия. Но проходило 20-25 лет, по сторонам нарастал культурный слой, грязь начинала выплескиваться на мостовую, и нужно было укладывать новый ярус лаг и плах на предыдущий ярус, еще способный служить многие годы. Культурный слой постепенно заполнял русла небольших речек, нужно было их гатить, заключать в деревянные трубы.
И тем не менее, неудобства создали идеальные условия для исследования древнего Новгорода. Повышенная книжность новгородского культурного слоя препятствует проникновению в глубь его воздуха. Это значит, что в почве Новгорода отсутствует сама возможность возникновения бактерий, вызывающих процессы гниения органических веществ. Любой деревянный предмет – будь это плаха мостовой, бревно груба, ложка или рыбацкий поплавок, – оказавшись в земле, сохраняет форму, ничего не утрачивая, лишь впитывая в себя влагу. Такими же сохранными оказываются кожаные и костяные изделия. Именно благодаря прекрасной сохранности органических веществ культурный слой Новгорода особенно толстый, а в большинстве других древних городов деревянные предметы превращаются в тлен, культурные напластования уплотняются и делаются сравнительно тонкими.
Наше интересное прошлое, о котором мы не знаем
Об этом необыкновенном проекте я впервые прочел более полувека назад в «Занимательной физике» Я.И. Перельмана. Рисунок к тексту изображал огромную трубу, внутри которой летел остроконечный вагончик с лежащим внутри пассажиром. «Вагон, мчащийся без трения, – было написано под рисунком. – Дорога, спроектированная профессором Б.П. Вейнбергом».
Позже в старых журналах встретилось мне несколько заметок об этой чудо-дороге. Но самое важное произошло еще позже, причем совершенно случайно.
Талантливый род
Тогда автор этих строк попал в больницу. Однажды у рентгеновского кабинета я услышал, как медсестра вызвала сидевшего рядом со мной пожилого мужчину: «Вейнберг!»
Подумалось: «Уж не родственник ли того самого профессора Вейнберга?» Каково же было мое удивление, когда оказалось, что мой сосед, Адриан Кириллович Вейнберг, действительно родственник, внук, изобретателя сверхскоростной дороги Бориса Петровича Вейнберга.
И потянулась цепочка. Мне стало известно, что в Петербурге живут внучка профессора Галя Всеволодовна Островская, физик, как и ее дед, и другой внук, Виктор Всеволодович, инженер-кораблестроитель. У Гали Всеволодовны сохранился архив деда. Виктор Всеволодович сберег старинные альбомы с фотографиями Вейнбергов нескольких поколений.
Род Вейнбергов оказался необычайно талантливым и в высшей степени плодовитым на идеи, изобретения, научные труды. Отец Бориса Петровича, Петр Исаевич Вейнберг, был известен как поэт, переводчик, историк литературы и критик. Это его перу принадлежит известное в свое время стихотворение «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь. », положенное на музыку композитором А.С. Даргомыжским.
Борис Петрович выбрал другой путь в жизни. В 1893 году он окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Началось его быстрое восхождение в науке. В 38 лет он получил предложение занять кафедру физики в Томском технологическом институте и надолго уехал в Сибирь.
Бесколесный поезд
Простейший и всем знакомый опыт с соленоидом, втягивающим железный сердечник внутрь катушки, натолкнул томского ученого на мысль об идеальном безвоздушном электрическом пути, совершенно отличном от привычных способов сообщения.
В то время, в 1910 году, он еще не знал, что похожая идея пришла в голову и другому изобретателю, работавшему далеко от Томска, в США, инженеру Эмилю Башле, французу по происхождению. Только четыре года спустя, когда Башле приехал в Лондон и продемонстрировал модель своего «летающего вагона» английским ученым, инженерам и даже членам парламента, печать всего мира заговорила о сенсационном изобретении.
В чем же была особенность вагона Эмиля Башле? Изобретатель решил поднять бесколесный вагон над дорогой, используя явление так называемого электродинамического отталкивания.
Для этого вдоль всего пути под полотном дороги следовало установить катушки электромагнитов переменного тока. Тогда вагон, имеющий дно из немагнитного материала, например алюминия, воспарит, поднимется в воздух, правда, на высоту весьма незначительную. Но и ее достаточно, чтобы избавиться от контакта с дорогой.
Для поступательного движения вагона Башле предлагал применить либо тянущий пропеллер, либо соленоиды в виде множества колец, смонтированных вдоль пути, в которые вагон втягивался бы подобно железному сердечнику. Изобретатель рассчитывал получить при этом скорость до 500 километров в час, огромную по тому времени.
Магнитная подвеска
В дороге, которую предлагал Борис Вейнберг, вагоны также не нуждались в рельсах. Как и в проекте Башле, они летели, поддерживаемые на весу магнитными силами. Более того, русский физик решил устранить сопротивление среды и тем самым еще больше увеличить скорость. Движение вагонов, согласно проекту, происходило в трубе, из которой специальные насосы непрерывно выкачивали воздух.
С внешней стороны трубы на определенном расстоянии друг от друга устанавливались мощные электромагниты. Их назначение – притягивать вагоны, не позволяя им падать. Но как только вагон приближался к магниту, последний выключался. Силой веса вагон начинал опускаться, однако его тут же подхватывал следующий электромагнит. В итоге вагоны двигались бы по слегка волнистой траектории, не касаясь стенок трубы, все время оставаясь между верхом и низом туннеля.
Вагоны Вейнберг задумывал одноместными (чтобы сделать их более легкими), в виде сигарообразных герметически закрытых капсул длиной в 2,5 метра. Пассажир должен был лежать в такой капсуле. В вагоне предусматривались аппараты, поглощающие углекислоту, запас кислорода для дыхания и электрическое освещение.
На всякий случай, для безопасности, вагоны снабжались колесами, слегка выступающими вверху и внизу из корпуса вагона. При нормальном движении надобности в них нет. Но в аварийных случаях, при изменении силы притяжения электромагнитов, вагоны могут коснуться стенок трубы. И тогда, имея колеса, они просто покатятся по «потолку» или «полу» трубы, не вызывая катастрофы.
Капсула за капсулой
Скорость же движения намечалась колоссальная – 800, а то и 1000 километров в час! При такой скорости, рассуждал изобретатель, можно будет пересечь всю Россию от западной границы до Владивостока за 10-11 часов, а на переезд из Петербурга в Москву потребуется всего 45-50 минут.
Для запуска вагонов в трубу планировалось использовать соленоидные устройства, своего рода электромагнитные орудия – гигантские катушки длиной около 3 километров (чтобы уменьшить перегрузки при разгоне).
Вагоны с пассажирами накапливались в особой, плотно закрытой камере. Затем целой обоймой они подвозились к пусковому устройству и один за другим «выстреливались» в трубу-туннель. В минуту – до 12 вагонов-капсул с промежутком в 5 секунд. За сутки, таким образом, смогут отправиться в путь более 17 тысяч вагонов.
Приемное устройство также задумывалось в виде длинного соленоида, однако уже не разгонного, а тормозящего, безвредно для здоровья пассажиров замедляющего стремительный полет вагонов.
В 1911 году в физической лаборатории Томского технологического института Вейнберг построил большую кольцеобразную модель своего электромагнитного пути и начал опыты.
Веря в осуществимость своей идеи, Борис Петрович старался как можно шире пропагандировать ее. Весной 1914 года он приехал в Петербург. Вскоре появилось объявление о том, что в большой аудитории Соляного городка на Пантелеймоновской улице профессор Вейнберг прочтет лекцию «Движение без трения».
Быстрее звука
Выступление томского профессора вызвало небывалый интерес у петербуржцев. В зале, как говорится, яблоку негде было упасть. В начале мая того же, 1914 года профессор Вейнберг читал лекцию о своем проекте в Ачинске. Два дня спустя он уже выступал в Канске. Еще через пару дней – в Иркутске, затем – в Семипалатинске, Томске, Красноярске. И везде его слушали с неослабевающим интересом и вниманием.
В разгар Первой мировой войны Борис Петрович был командирован в США в качестве «старшего артиллерийского приемщика». В Россию он возвратился уже после Февральской революции. Как выдающегося физика и в особенности геофизика его хорошо знали. Не случайно в 1924 году ему был предложен пост директора Главной геофизической обсерватории в Ленинграде. И Вейнберг навсегда покинул Томск, прожив и проработав в этом городе 15 лет. Он занялся проблемами использования энергии Солнца, гелиотехникой и достиг здесь больших успехов.
Борис Петрович умер в блокадном Ленинграде от голода 18 апреля 1942 года.
Лишь много лет спустя в разных странах начались опыты с поездами, в которых нашли отзвук проекты Эмиля Башле и Бориса Вейнберга. Например, американский инженер Роберт Солтер разработал проект поезда на магнитной подушке «Планетрон», который будет мчаться в безвоздушном туннеле со скоростью более 9000 километров в час! В сравнении с таким сверхбыстрым экспрессом магнитная дорога русского ученого уже не кажется фантастикой.
Как люди узнавали о прошлом: вещественные источники, раскопки
Без нашего прошлого у нас нет будущего – об этом говорило огромное количество великих мыслителей, полководцев и государственных деятелей всего мира. Самым ярким примером приверженца такой позиции можно назвать Теодора Рузвельта, который настаивал на необходимости изучения истории как одной из важнейших наук.
Еще древние греки выделяли учение о прошлом как одно из главнейших в жизни государства, каждого человека и человечества в целом.
Увековеченные в сказаниях
Как люди узнавали о прошлом? Вопрос, казалось бы, банальный на первый взгляд. Однако если задуматься, ответ на него оказывается достаточно сложным. Прежде всего, конечно, на ум приходит память поколений. С тех самых пор, как человек выделил себя из окружающего мира, избавился от синкретического мышления, начался отсчет периода изустной, знаковой передачи информации и опыта потомкам.
Для того чтобы узнать, как люди узнавали о прошлом, не нужно изучать специальную литературу и просматривать огромное количество документальных фильмов. Достаточно обратить внимание на современное общество под углом взаимодействия поколений.
Практически во всех странах мира распространена практика передачи информации от старшего поколения младшему посредством устных рассказов, сказок и других фольклорных форм. Примерно та же ситуация имела место в древности – посредством обрядов, обычаев и сохраняемых традиций сведения об укладе жизни, мироустройстве, быте передавались потомках и дошли таким образом до наших дней.
Разные эпохи
То, как люди узнавали о прошлом раньше, в значительной мере отличается от методов, доступных человечеству, существующему на данный момент. Важнейшую роль в этом отношении имеет вовсе не уровень развития технологий, и не база знаний, имеющихся на данный момент, а само мироощущение.
Реальный мир до определенных пор был менее отличим от мира духов, к которому можно было обратиться посредством проведения ритуала или простой молитвы. Во многом именно благодаря такого рода практикам определялась судьба человечества, существовавшего до настоящего момента времени.
Часто в качестве некоего связного срединного звена использовались определенные растения или тотемные животные, при помощи которых шаманы, ведуны или, к примеру, жрецы, обращались к предшественникам, находящимся в соседнем пространстве, мире мертвых. Вот как люди узнавали о прошлом до начала эпохи интереса к непосредственной истории. В некоторых культурах такие традиции соблюдаются до сих пор, однако с развитием цивилизации их становится все меньше.
Что было, что будет
По сути, как люди узнают о прошлом в современном мире? Конечно, помимо уже названной памяти поколений есть и ряд других источников, к которым активно обращается человечество в этом вопросе. Прежде всего, это памятники письменности, сохранившиеся до сих пор, и литература в целом.
Несмотря на очевидное тяготение к художественности, любое произведение так или иначе является зеркалом своей эпохи, не говоря уже о так называемых специализированных списках вроде летописей или молений.
Рассказывая о том, как люди узнают о прошлом, нельзя, конечно не назвать такое явление в истории человечества, как Библия, Коран и прочие произведения такого рода. С одной стороны, о тяготении их к научности не может быть и речи, а с другой – для огромного процента населения земного шара сведения, представленные в писаниях, являются неоспоримой истиной.
Память вещей
С течением времени, развитием мысли, расширением сознания человек попросту не мог не задаться вопросом: “Как узнать историю прошлого?” Постепенно, начав с малого, он пришел к необходимости изучения имеющихся на данный момент артефактов, предметов быта, одежды и других вещей, в которых еще сохранился до наших дней дух времени.
Запасы того, что имелось в свободном доступе (а мы не будем забывать о фамильных драгоценностях, переходящих из поколения в поколение благодаря монархическому укладу), иссякли, человечество было вынуждено расширить границы поиска. Так начались первые исследования пещер, в которых впоследствии были обнаружены рисунки эпохи палеолита, а затем интерес к прошлому стал настолько велик, что археологи перешли к полноценным раскопкам.
Что стало предметом исследования
По большому счету, о жизни и быте предков может рассказать какая угодно деталь, относящаяся к той или иной эпохе. Так что для ответа на вопрос о том, как люди узнают о прошлом, схема действий довольно проста – проявляя внимание к деталям. Предметом научного интереса может быть все что угодно, начиная от обломка заколки для волос, заканчивая окаменелостями, найденными случайно в глубинных слоях земной коры при бурении какой-нибудь скважины.
В зависимости от специфики предмета, можно определить самые разнообразные вещи. Например, изучение скифских курганов позволяет с точностью определить особенности организации их общества, отношения между высшими и низшими его представителями. Исследование же скифского золота или осколков посуды, относящихся к эпохе трипольской культуры, дает понимание картины мира, верований и философских убеждений, если это можно назвать таким образом.
Человек внутри человечества
Безусловно, наибольший интерес представляет для историков в целом и археологов в частности динамика развития человечества в целом, однако нередки случаи интереса к конкретной личности. В качестве примера можно привести писателей, актеров, предводителей или правителей.
Как узнать прошлое человека в этом случае? Прежде всего, необходимо изучить все документальные сведения о нем и вещах, ему принадлежавших. Это позволит составить первоначальную, общую характеристику личности, сформирует так называемый ее остов. Дополнительно следует обратиться к воспоминаниям очевидцев, людей, с которыми изучаемая фигура состояла в переписке или тесном сообщении. Многие из таких людей к тому же вели личные дневники. К примеру, большая часть эстетических и этических соображений Л. Н. Толстого так или иначе связана именно с его дневником, который он прятал при жизни даже от собственной жены.
Жизнь до и после
Наконец, следует отметить большой интерес к прошлому в духовном плане, наблюдаемый в современном обществе. Огромное количество религий, культур и субкультур имеют в своем распоряжении представление о реинкарнации, к которому и обращаются в этом вопросе.
Практически каждая гадалка сегодня знает, как узнать прошлые жизни человека. Для этого используются карты, магические шары, кристаллы, обереги и даже погружение человека в транс. Конечно, о какой-либо степени научности в данном случае говорить не приходится, однако сама концепция прохождения пути в несколько жизней кажется интересной и манящей не одному миллиону человек.
Источники:
https://www.litmir.me/br/?b=187000&p=3
https://www.kramola.info/vesti/neobyknovennoe/nashe-interesnoe-proshloe-o-kotorom-my-ne-znaem
https://fb.ru/article/185064/kak-lyudi-uznavali-o-proshlom-veschestvennyie-istochniki-raskopki