3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый кукольный театр в мире. Кукольный театр как синтетический жанр

Введение

Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Немного об истории тетра кукол

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка. Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.

Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Театр кукол — в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев.

Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.В Древнем Египте (16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае — культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках — куклы на нитках.

Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви.

Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть.

Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе.

В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой — Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии — Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).

У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз).

В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.

В японском Театр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 — 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска — чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром.

Вплоть до 19 в. в европейских Театр кукол разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты — о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Театр кукол Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Театр кукол как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра).

В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Театр кукол для детей и для взрослых.

Русский профессиональный Театр кукол начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е.С. Деммени, художники Н.Я. и И.С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Театр кукол для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми.

Читать еще:  Статью луч света темном царстве. Катерина – луч света в темном царстве - сочинение

Советский Театр кукол отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.

Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова — выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.

Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» — румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева — Центральный Театр кукол Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока — Центральный Театр кукол Венгрии; «История солдата» Стравинского — Центральный Театр кукол Болгарии и Рижский Театр кукол; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка — Минский Театр кукол).

Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Театр кукол («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Театр кукол Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Театр кукол «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).

С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей. Театр кукол В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов). В СССР в 1975 работало свыше 100 Театр кукол, ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Театр кукол Материал по истории Театр кукол собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937). В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Театр кукол пользуется большой популярностью.

Урок по теме: «Кукольный театр – как вид искусства»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Внеурочные мероприятия учащихся 2- «Е»класса

по теме : « Кукольный театр – как вид искусства . »

Провела учитель начальных классов

МАОУ лицея № 27 им . А . В . Суворова

г . Ростов – на – Дону 2015 год

«Кукольный театр в начальной школе »

Тема урока : Кукольный театр – как вид искусства .

– Представление техники кукловедения и работы с перчаточными куклами .

– Подготовка детского кукольного спектакля .

1. Особенности кукольного театра , как вида искусства .

2. Виды кукол и способы работы с ними .

3. Методика работы с перчаточными куклами .

4. Показ репетиции кукольного спектакля по сказке О . Емельяновой «Кот и Лиса» .

– познакомить учащихся с методикой работы кукловедения ;

– показать упражнения и этюды работы с перчаточной куклой .

– развивать сценические и актерские навыки ;

– продолжить развивать умение перевоплощаться в образ героя куклы ;

– продолжать развивать творческие способности детей .

– воспитывать у детей интерес к искусству театра кукол ;

– прививать любовь к русскому фольклору , к русским народным сказкам ;

– воспитывать чувство коллективизма и ответственности на репетициях и показах спектакля .

Оснащение урока : театральная ширма , декорация сцены из кукольного спектакля , перчаточные куклы – герои спектакля , мелкий реквизит для кукол , необходимый в ходе репетиции и показа .

Литературно музыкальное оснащение урока : стихи героев из сказки «Кот и Лиса» , запись народных инструментальных мелодий , фонограмма финальной песни « Театр – это чудо» о театре и актерах .

1. Организация класса . Проверка готовности к уроку . У каждого ученика в руках должна быть перчаточная кукла , текст роли из сказки и реквизит для кукол .

2. Сообщение темы урока , рассказ о методике преподавания кукольного направления .

3. Теория : «История возникновения кукольного театра . Основные типы кукольных театров в России . Виды кукол . »

4. Подготовка и показ рабочей репетиции спектакля – сказки «Кот и Лиса» .

5. Работа над ошибками , домашнее задание для детей .

Кукольный театр – этот вид театрального искусства очень нравится взрослым и детям , так как позволяет в процессе обучения работы с куклой и в репетиционном процессе раскрыться каждому человеку индивидуально , преодолеть в себе комплексы стеснения и неуверенности , научиться играть с помощью куклы , оживлять ее своими действиями и манерой двигаться и говорить .

Когда мы начинаем заниматься актерским мастерством , порой бывает сложно сразу раскрыться и показать себя с творческой стороны . Но после первых уроков с куклами , мы становимся более общительными , через кукольный образ с удовольствием поддерживаем эту игру , отвечаем на вопросы , которые задает кукла , выполняем какие – либо действия , которые просит выполнить кукла . Так постепенно мы раскрепощаемся и учимся сами работать с куклами , вдыхать в них жизнь , создавать свой неповторимый образ и характер кукол .

Читать еще:  Словарь для репа. Эдлибы: Почему и о чём кричат современные рэперы

Известно , что двигательные способности рук и интеллект взаимосвязаны . Пальцы рук связаны с мозговыми центрами . Работа с перчаточными куклами является отличной тренировкой рук , повышающей функциональную деятельность мозга . Учеными установлено , что уровень развития речи напрямую зависит от того , как сформированы тонкие движения пальцев . Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук . Работа с перчаточной куклой достаточно хорошо развивает двигательную способность пальцев , запястья , кистей обеих рук .

В процессе освоения кукол появляется домашнее задание – придумать для куклы ее историю жизни : как ее зовут , где она живет , какой у нее голос и характер . И мы , выполняя эти задания , учимся перевоплощаться в образ придуманной куклы .

Сейчас мы более подробно узнаем об истории театра кукол , о видах кукольных театров у нас в России и за рубежом . Немного теоретических занятий , чтобы узнать историю кукольного театра .

2. Повторение пройденного материала по истории кукольного театра .

Опрос детей – проверка домашнего задания . Учитель задает вопросы детям по пройденной теме – дети отвечают .

Вопрос : В каком году впервые в России заговорили о театре Кукол ?

Ответ : в 1636 году , когда появились первые кукловоды , которые гастролировали по Украине и городам Поволжья .

Вопрос : Кто организовал первые гастроли кукольных театров в России ? Ответ : царица Анна Иоановна в 1700 году .

Вопрос : Назовите три основных типа театра кукол ?

Ответ : 1. Театр верховых кукол

( перчаточные и тростевые куклы ).

Актеры работают только за ширмой .

2. Театр низовых кукол

( куклы – марионетки , управляемые сверху с помощью ниток , прутов или проволоки ).

Актеры бывают скрыты за ширмой или видны наполовину .

3. Театр срединных кукол ,

управляемых на уровне актера – кукловода

( куклы – марионетки , управляемые сзади , куклы больших размеров , внутри которых находится сам актер , куклы театра теней ).

Вопрос : Какие существуют виды кукол ?

Ответ : Марионетка , Петрушечная ( перчаточная ) кукла , Гапитно – тростевая кукла , Пятачковая кукла , Планшетная ( выводная ) кукла , Кукла театра теней , Ростовая кукла ( в рост актера ), Тантамареска ( голова актера , туловище куклы или тело куклы , управляемое другими актерами ).

Сегодня мы берем для работы небольшую сказку для кукольного спектакля : «Кот и Лиса» .

Особое внимание при работе актеров с куклой следует уделять работе над текстом роли и голосовым данным актеров . Так как голос у детей очень разный по силе звука , необходимо каждую репетицию начинать с разогрева речевого аппарата – с речевой гимнастики , которую мы осваиваем на уроках сценической речи . Дети с куклами работают за ширмой и поэтому почти половина звука голоса поглощается ширмой , за которой они находятся . Чтобы четко и громко произносить текст роли – необходимо тренировать свой голос . И сейчас я вам покажу несколько упражнений для развития речевого аппарата .

3. Речевая гимнастика с детьми .- 3 минуты .

Для работы с куклой необходимо правильно ее держать и во время текста работать головой и руками . Желательно добиться того , чтобы актер и кукла в процессе репетиций стали единым целым организмом . Перчаточные или петрушечные куклы в этом отношении самые простые . Голова куклы одевается обычно на указательный палец , а большой и средний пальцы являются руками куклы , руку необходимо держать чуть согнутой в локте под прямым углом , чтобы кукла не заваливалась , а ходила и действовала прямо над ширмой .

4. Подготовка к работе с перчаточной куклой :

а ) гимнастика для рук и пальцев – 3 минуты ;

б ) повторение текста по роли куклы – 3 минуты ;

в ) работа над интонацией и голосом юного актера – 3 минуты ;

г ) работа с куклой за ширмой по сценам спектакля – сказки – 5 минут .

После того , как ребенок освоит движение куклы , нужно переходить к работе над текстом роли . Если актер неуверенно знает свою роль – он не сможет полноценно действовать на сценической площадке . Так и в кукольном театре . Если роль до конца не выучена – ребенку сложно работать с куклой , двигаться и говорить одновременно . Учить слова роли лучше всего вместе с действием куклы , чтобы запомнить все перемещения и мизансцены и на какие фразы они исполняются .

Предлагаю вам посмотреть рабочий вариант спектакля – сказки , над которым мы сейчас работаем .

5. Показ рабочей репетиции кукольного спектакля по сказке О . Емельяновой «Кот и Лиса» .

( После просмотра спектакля преподаватель делает замечания актерам по их роли и дает советы , как лучше сыграть , над чем необходимо еще поработать каждому актеру ). Детям дается домашнее задание , индивидуально по каждому персонажу .

Приобщение детей к кукольному театру , участие в кукольных спектаклях – это только первый шаг для работы актера на сцене , который помогает в будущем создавать интересные емкие роли в драматических спектаклях , владеть своим голосом и телом и органично действовать в предлагаемых обстоятельствах .

Читать еще:  Памятники криминальным авторитетам. Неизвестная красавица бандитского кладбища

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.

В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:

по принципам социального функционирования;

по видам театральных кукол и способам их управления.

1. Классификация по принципам социального функционирования.

В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.

К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Кукла участвовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ – не спектакль, но действо, мистерия.

В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра – как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.

В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:

– иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);

– театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);

– лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность – пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет – от бытовой вещи до специально изготовленного объекта – который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 1959
Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
Образцов С. Моя профессия. М., 1981
Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004

Источники:

https://m.studwood.ru/542179/kulturologiya/nemnogo_istorii_tetra_kukol
https://infourok.ru/urok-po-teme-kukolniy-teatr-kak-vid-iskusstva-493062.html
https://www.krugosvet.ru/enc/teatr-i-kino/kukolnyy-teatr

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]