0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Писатель кнут гамсун. Вы так мягки, мистер Молотов! Развитие собственной концепции

Писатель кнут гамсун. Вы так мягки, мистер Молотов! Развитие собственной концепции

Удивительны даже даты рождения и смерти Гамсуна (1859—1952): он начал писательскую карьеру, когда еще были живы Достоевский и Толстой, Ибсен и Бьернсон, перешагнул рубеж 20-го века, свято верил в Третий рейх и пережил его падение, голодал, купался в деньгах, получил нобелевскую премию, был всеми забыт и не дожил всего 5 лет до запуска первого спутника Земли. АиФ.ru вспоминает историю жизни великого норвежского писателя.

Гениальный выскочка

Кнут Гамсун родился в нищей крестьянской семье. Очень рано мальчику пришлось работать, помогая матери, и поэтому школу он закончить не смог. Все образование, которое он получил за свою жизнь, состояло из 252 школьных дней (примерно одного класса).

Жизненный опыт, давший ему материал на всю дальнейшую жизнь и сформировавший писательскую личность, он получил во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где он занимался физическим трудом. Наряду с Горьким, Гамсун становится одним из первых писателей новой формации, «поднявшихся со дна» общества. В конце 19-го – начале 20-го века такая биография для художника была идеальной. Поздний успех (Гамсуну было уже около тридцати) пришел к нему после публикации романа «Голод», который сразу же сделал его одним из главных писателей своего времени. Во многом успех книги был связан с темой: в романе Гамсун описал свою нищенскую жизнь в столице Норвегии, состояние психики человека, который находится на грани голодной смерти.

Гамсун был одной из самых эпатажных фигур в литературе конца XIX – начала XX века. Долгое время он разъезжал по Норвегии с лекциями, в которых рассказывал, чем отличается современная литература от литературы устаревшей. Он проповедовал глубинное проникновение в душу героев, психологизм и предельный реализм.

«Вам пора уходить!», — говорил он прямо в лицо норвежским классикам Ибсену и Бьернсону, которые сидели в первых рядах. Удивительно, но за это ему никто не проломил голову (хотя некоторые критики призывали к этому). Какими бы сложными не были отношения Гамсуна со старшими товарищами по писательскому цеху, он всегда считал, что они обязаны помогать ему, как финансово, так и протежируя его произведения. И они делали это, понимая, насколько важен Гамсун для норвежской и мировой культуры.

В 1920 году он получил нобелевскую премию по литературе со следующей формулировкой комитета: «За монументальное произведение “Плоды земли” о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». За свою жизнь он написал более 30 романов, бесчисленное количество рассказов, статей, эссе, и за все это время – ни одного провала, ни одной проходной книги.

Крестьянский фашизм

Гамсуновские герои страстны, но страсть эта имеет и темную сторону. В их характерах есть некий наивный, природный цинизм. В своих публикациях он неоднократно предостерегал читателей от пацифизма, считая, что война не является чем-то неестественным.

По мнению Гамсуна, война ради жизненных потребностей является частью самой жизни. В этой позиции отражаются крестьянские корни, которыми так он любил хвастаться. Убийство домашнего скота для крестьянина является необходимостью. Назвать такие взаимоотношения с живыми существами жестокими может только городской житель, который никогда не жил в деревне. Гамсун отвергал прогресс, считая, что новый мир очистится от всей наносной шелухи, которую привнесла в него западная цивилизация. Он верил, что спасение может принести только жестокая правда, но не комфортная ложь.

Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесет его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале 20-го века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с 19-м веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский определенно повезло не дожить до революции и мировых войн.

Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать все то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун в свою очередь считал, что новых людей делает Гитлер с Геббельсом.

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочел именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даешь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьезе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и еще один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны, не мог написать ни строчки прозы.

Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шел наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал Фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падет через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

Вы так мягки, мистер Молотов!

На суде после войны Гамсун врал, рассказывая, что он ничего не знал о преступлениях фашистов, а был затворником рабочего кабинета на втором этаже своего дома. Он не отказался от своих убеждений, не признал себя виновным, не смотря на то, что ему были показаны кадры из немецких «лагерей смерти». Он хотел этого суда, в отличие от властей, пытавшихся спустить дело «на тормозах» и инсценировавших психиатрическую экспертизу, результатом которой стал диагноз «старческое слабоумие».

По иронии судьбы, исход дела Гамсуна решался в Москве . За день до оглашения приговора было сформировано новое коалиционное правительство Норвегии, и все в этом правительстве знали, что было сказано в Москве в ноябре 1944 года. Тогда норвежские министры в изгнании Трюгве Ли и Терье Волд встретились с Молотовым, который требовал, чтобы всех военных преступников, поддерживавших фашистский режим, судили по всей строгости закона. Но когда речь зашла о Кнуте Гамсуне, суровый Молотов изменился в лице. Позднее Ли так вспоминал эту встречу: «Когда Волд сообщил Молотову, что Гамсуна в Норвегии рассматривают как нациста и намереваются судить, то Молотов выдержал долгую паузу. Он был явно взволнован. Он заявил, что надо сохранить Гамсуну жизнь. Писатель, который создал “Викторию” и “Пана” — это великий художник, и его нельзя судить, как обычных нацистов. “Великий художник должен спокойно дожить свой век” — Добавил Молотов. Тут в разговор вмешался министр юстиции, который произнес свою знаменитую фразу: “You are too soft, mr. Molotov!”

Речь Гамсуна, которую он произнес на суде, была призвана в первую очередь окончательно запутать всех, кто не был равнодушен к его творчеству. Эта речь была его последней, и блистательно сыгранной, ролью. Гамсун в очередной раз выскользнул из рук рыбака, как скользкая рыба, и скрылся в мутном течении. Он долго говорил о том, что любит Норвегию, что все его действия направлены только на ее благо, признавался, что ничего не слышал о войне, предполагал, что не заслуживает наказания. С другой стороны, он не отказался от своих воззрений и не принес извинений пострадавшим от фашизма соотечественникам.

Читать еще:  Значение тонкая кишка в энциклопедии брокгауза и ефрона. Кишка тонка

Одна из норвежских газет так отозвалась о выступлении писателя: “Вот какое впечатление оставляет суд над Гамсуном: старый и слепой великан пробирается по лесу, идет по одному ему известному пути, в то время как его тяжелой поступи мешает путающийся под ногами мелкий кустарник. Быть может, именно так он пробирался во время войны, когда нанес нам этот невероятный ущерб? Мой ответ — однозначное „да“. Его собственная эффектная защитительная речь, кажется, свидетельствует против него, но я считаю, она подтверждает мое мнение. Все его фразы, его паузы обладают той же драматической силой, что и его газетные статьи и сентенции, которыми так ловко пользовались нацисты в своей пропаганде. Каков, собственно говоря, мой вывод из всего этого: Гамсун, этот слепой великан, так же продирался по лесной чаще во время войны, и мы не можем считать его недееспособным и морально осуждать. Для самого Гамсуна сложившаяся ситуация — это трагедия, но для истории литературы — это драма, которая завершилась значительно лучше, чем мы ожидали”. Суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу, но наказание оказалось удивительно мягким: писатель был обязан выплатить в штраф в размере 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Таким образом, он остался на свободе, но в то же время, лишился состояния.

На заросших тропинках

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей смерти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсун на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства.

Поставив на карту все оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга “На заросших тропинках” была издана при его жизни и имела успех. После ее публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идет.

Личность Гамсуна не умещается в привычные рамки, и особенно сложное отношение к нему в России — стране, победившей фашизм. В “Блокадной книге”, среди дневников умирающих от голода людей, есть заметки директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева. В ноябре 1941 года он пишет: “… Страшное известие промелькнуло в газетах. Кнут Гамсун, замечательный норвежский писатель, пришел к заключению о невозможности для Норвегии быть независимой страной и склонился на сторону квислинговцев, то есть к полному сотрудничеству с национал-социалистами”.

Вот так, — ни тени ненависти. Только “Страшное известие” о том, что “замечательный писатель” примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в еще более ужасном положении, чем герой книги “Голод”, не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остается более прохладным, чем в России.

До сих пор многие режиссеры отказываются от постановки его пьес, а читатели – от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к “писателю с далекого севера”, как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его смерти.

Кнут Гамсун: писатель, друг Геббельса, крестьянин, гений

Удивительны даже даты рождения и смерти Гамсуна (1859–1952): он начал писательскую карьеру, когда ещё были живы Достоевский и Толстой, Ибсен и Бьернсон, перешагнул рубеж XX века, свято верил в Третий рейх и пережил его падение, голодал, купался в деньгах, получил Нобелевскую премию, был всеми забыт и не дожил всего 5 лет до запуска первого спутника Земли. АиФ.ru вспоминает историю жизни великого норвежского писателя.

Гениальный выскочка

Кнут Гамсун родился в нищей крестьянской семье. Очень рано мальчику пришлось работать, помогая матери, и поэтому школу он закончить не смог. Всё образование, которое он получил за свою жизнь, состояло из 252 школьных дней (примерно одного класса).

Жизненный опыт, давший ему материал на всю дальнейшую жизнь и сформировавший писательскую личность, он получил во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где он занимался физическим трудом. Наряду с Горьким Гамсун становится одним из первых писателей новой формации, «поднявшихся со дна» общества. В конце XIX – начале XX века такая биография для художника была идеальной. Поздний успех (Гамсуну было уже около тридцати) пришёл к нему после публикации романа «Голод», который сразу же сделал его одним из главных писателей своего времени. Во многом успех книги был связан с темой: в романе Гамсун описал свою нищенскую жизнь в столице Норвегии, состояние психики человека, который находится на грани голодной смерти.

Гамсун был одной из самых эпатажных фигур в литературе конца XIX – начала XX века. Долгое время он разъезжал по Норвегии с лекциями, в которых рассказывал, чем отличается современная литература от литературы устаревшей. Он проповедовал глубинное проникновение в душу героев, психологизм и предельный реализм. «Вам пора уходить!» — говорил он прямо в лицо норвежским классикам Ибсену и Бьернсону, которые сидели в первых рядах. Удивительно, но за это ему никто не проломил голову (хотя некоторые критики призывали к этому). Какими бы сложными ни были отношения Гамсуна со старшими товарищами по писательскому цеху, он всегда считал, что они обязаны помогать ему, как финансово, так и протежируя его произведения. И они делали это, понимая, насколько важен Гамсун для норвежской и мировой культуры.

В 1920 году он получил Нобелевскую премию по литературе со следующей формулировкой комитета: «За монументальное произведение «Плоды земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». За свою жизнь он написал более 30 романов, бесчисленное количество рассказов, статей, эссе, и за всё это время — ни одного провала, ни одной проходной книги.

Крестьянский фашизм

Гамсуновские герои страстны, но страсть эта имеет и тёмную сторону. В их характерах есть некий наивный, природный цинизм. В своих публикациях он неоднократно предостерегал читателей от пацифизма, считая, что война не является чем-то неестественным. По мнению Гамсуна, война ради жизненных потребностей является частью самой жизни. В этой позиции отражаются крестьянские корни, которыми он так любил хвастаться. Убийство домашнего скота для крестьянина является необходимостью. Назвать такие взаимоотношения с живыми существами жестокими может только городской житель, который никогда не жил в деревне. Гамсун отвергал прогресс, считая, что новый мир очистится от всей наносной шелухи, которую привнесла в него западная цивилизация. Он верил, что спасение может принести только жестокая правда, но не комфортная ложь.

Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесёт его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале XX века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с XIX веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский, определённо повезло не дожить до революции и мировых войн. Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать всё то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун, в свою очередь, считал, что новых людей делают Гитлер с Геббельсом.

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочёл именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даёшь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

Читать еще:  Химическое шоу. Опыты химия, химические реактивы и оборудование реактив-шоу

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьёзе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и ещё один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны не мог написать ни строчки прозы.

Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шёл наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падёт через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «…из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

Вы так мягки, мистер Молотов!

На суде после войны Гамсун врал, рассказывая, что он ничего не знал о преступлениях фашистов, а был затворником рабочего кабинета на втором этаже своего дома. Он не отказался от своих убеждений, не признал себя виновным, несмотря на то, что ему были показаны кадры из немецких «лагерей смерти». Он хотел этого суда, в отличие от властей, пытавшихся спустить дело «на тормозах» и инсценировавших психиатрическую экспертизу, результатом которой стал диагноз «старческое слабоумие».

По иронии судьбы, исход дела Гамсуна решался в Москве. За день до оглашения приговора было сформировано новое коалиционное правительство Норвегии, и все в этом правительстве знали, что было сказано в Москве в ноябре 1944 года. Тогда норвежские министры в изгнании, Трюгве Ли и Терье Волд, встретились с Молотовым, который требовал, чтобы всех военных преступников, поддерживавших фашистский режим, судили по всей строгости закона. Но когда речь зашла о Кнуте Гамсуне, суровый Молотов изменился в лице. Позднее Ли так вспоминал эту встречу: «Когда Волд сообщил Молотову, что Гамсуна в Норвегии рассматривают как нациста и намереваются судить, то Молотов выдержал долгую паузу. Он был явно взволнован. Он заявил, что надо сохранить Гамсуну жизнь. Писатель, который создал «Викторию» и «Пана», — это великий художник, и его нельзя судить, как обычных нацистов. Великий художник должен спокойно дожить свой век», — добавил Молотов. Тут в разговор вмешался министр юстиции, который произнёс свою знаменитую фразу: «You are too soft, mr. Molotov!»

Речь Гамсуна, которую он произнёс на суде, была призвана в первую очередь окончательно запутать всех, кто не был равнодушен к его творчеству. Эта речь была его последней и блистательно сыгранной ролью. Гамсун в очередной раз выскользнул из рук рыбака, как скользкая рыба, и скрылся в мутном течении. Он долго говорил о том, что любит Норвегию, что все его действия направлены только на её благо, признавался, что ничего не слышал о войне, предполагал, что не заслуживает наказания. С другой стороны, он не отказался от своих воззрений и не принёс извинений пострадавшим от фашизма соотечественникам.

Одна из норвежских газет так отозвалась о выступлении писателя: «Вот какое впечатление оставляет суд над Гамсуном: старый и слепой великан пробирается по лесу, идёт по одному ему известному пути, в то время как его тяжёлой поступи мешает путающийся под ногами мелкий кустарник. Быть может, именно так он пробирался во время войны, когда нанёс нам этот невероятный ущерб? Мой ответ — однозначное «да». Его собственная эффектная защитительная речь, кажется, свидетельствует против него, но я считаю, она подтверждает моё мнение. Все его фразы, его паузы обладают той же драматической силой, что и его газетные статьи и сентенции, которыми так ловко пользовались нацисты в своей пропаганде. Каков, собственно говоря, мой вывод из всего этого: Гамсун, этот слепой великан, так же продирался по лесной чаще во время войны, и мы не можем считать его недееспособным и морально осуждать. Для самого Гамсуна сложившаяся ситуация — это трагедия, но для истории литературы — это драма, которая завершилась значительно лучше, чем мы ожидали». Суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу, но наказание оказалось удивительно мягким: писатель был обязан выплатить в штраф в размере 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Таким образом, он остался на свободе, но в то же время лишился состояния.

На заросших тропинках

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей смерти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсуна на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства. Поставив на карту всё оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга «На заросших тропинках» была издана при его жизни и имела успех. После её публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идёт.

Личность Гамсуна не умещается в привычные рамки, и особенно сложное отношение к нему в России — стране, победившей фашизм. В «Блокадной книге», среди дневников умирающих от голода людей, есть заметки директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева. В ноябре 1941 года он пишет: «…страшное известие промелькнуло в газетах. Кнут Гамсун, замечательный норвежский писатель, пришёл к заключению о невозможности для Норвегии быть независимой страной и склонился на сторону квинслинговцев, то есть к полному сотрудничеству с национал-социалистами».

Вот так, ни тени ненависти. Только «страшное известие» о том, что «замечательный писатель» примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в ещё более ужасном положении, чем герой книги «Голод», не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остаётся более прохладным, чем в России.

До сих пор многие режиссёры отказываются от постановки его пьес, а читатели — от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к «писателю с далёкого севера», как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его смерти.

Гамсун Кнут: биография и творчество

Гамсун Кнут – известный норвежский писатель-импрессионист, драматург, поэт, публицист и литературный критик. В 1920 году стал лауреатом Нобелевской премии за книгу «Соки земли».

Детство

Гамсун Кнут родился в Ломе (район Центральной Норвегии). Его родители (Педер Педерсен и Тора Олдсдаттер) поселились на небольшом хуторе в Гармутрете. У Гамсуна было две младшие сестры и три старших брата.

Когда мальчику исполнилось 3 года, всё семейство переехало в Хамарой. Там они арендовали ферму у Ханса Олсена (дядя Гамсуна по матери). Следующие шесть лет жизни будущего писателя прошли в идиллической атмосфере: он пас коров и постоянно любовался красотой заснеженных гор и норвежских фиордов.

Аренда фермы закончилась для семьи долговой кабалой, и 9-летний Кнут стал работать на дядю. Тот был набожным человеком, не давал ему есть и часто бил. В 1873 году, устав от издевательств, мальчик сбежал в соседний город, но через год вернулся и устроился работать в местный магазин.

Читать еще:  Как жили простые люди в древнем египте. Что любят и не любят египтяне в России

Первое произведение

В 1875 году юноша стал бродячим торговцем. Когда это занятие ему поднадоело, Гамсун Кнут остановился в городе Буде и устроился помощником башмачника. Именно тогда он и написал свою первую повесть «Загадочный человек». Опубликована она была в 1877 году, когда юноше исполнилось 18 лет.

Через год Гамсун преподаёт в школе, а потом решает стать помощником судебного шерифа. В его библиотеке он знакомится с произведениями таких скандинавских писателей, как Генрик Ибсен, Бьернстерн Бьернсон и т.д. В 1878 году Кнут выпустил роман «Бергер», где главный герой пишет стихи о своей нелёгкой жизни. Однако славы ему это не приносит и, заняв деньги у нурланского торговца, он уезжает в Осло. В последующие годы юноша растрачивает все средства, так как не может заработать писательством. В итоге Гамсун Кнут становится дорожным рабочим.

Переезд в США и болезнь

В 1882 году, взяв рекомендательные письма у влиятельных норвежских эмигрантов, молодой человек уезжает в США. Но его связей оказалось недостаточно, и ему удалось получить лишь место батрака в штате Висконсин. Позже его взял себе в секретари норвежский проповедник из Миннесоты. Здесь Гамсун серьёзно заболел. Врачи решили, что это туберкулёз, но диагноз не подтвердился.

В 1884 году он вернулся в Осло, где все симптомы болезни (вероятно бронхита) исчезли. Здесь он пишет работу о Марке Твене под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» отпало по причине типографской ошибки). Но его литературная карьера никак не складывается. Писатель бедствует и в 1886 году снова едет в США (Чикаго), где сначала работает кондуктором, а в летний период батрачит на полях Северной Дакоты.

Первый успех

Разочаровавшись в жизни и литературных начинаниях, автор возвращается в Европу (Копенгаген) и показывает одно из начатых произведений Эдварду Брандесу – редактору ежедневной газеты. И измождённый писатель, и отрывок из повести произвели на Эдварда сильное впечатление. В 1890 году в Копенгагене вышла книга, на обложке которой красовалась надпись «Кнут Гамсун “Голод”». Эта повесть произвела сенсацию и наделила автора репутацией серьёзного писателя.

Повесть «Голод»

В этом произведении Кнут отказался не только от традиции обличительного реализма, характерного для скандинавской прозы, но и от господствовавшей в то время идеи о том, что литература должна улучшать условия человеческого существования. По сути, сочинение не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке, живущем в Осло и мечтающем стать писателем. Ну, понятное дело, что повесть автобиографическая и прототип главного героя – Кнут Гамсун. «Голод» получил восторженные отзывы критиков. Например, Альрик Густафсон написал: «Это словно герой Достоевского, который болен телом и душой, испытывает муки голода и делает свою внутреннюю жизнь сплошной галлюцинацией».

Главный персонаж произведения страдает не только от отсутствия еды, но и от нехватки социальных контактов, невозможности самовыражения и сексуальной неудовлетворённости. Уверенный в своей гениальности, он предпочитает нищенствовать, чем отказаться от мечты и амбиций. Многие критики писали, что своей отчуждённостью данный герой предвосхитил антигероя литературы 20 века. Кстати, повесть до сих пор очень популярна. Об этом свидетельствует высокая частота поискового запроса, когда люди ищут «Голод» (книга). Кнут Гамсун известен и в 21 веке.

Развитие собственной концепции

Не менее важно и то, что в своём первом успешном произведении писатель выработал специфический стиль. «Голод» был написан короткими и ёмкими фразами. А ясные и чёткие описания намеренно чередовались с многозначительными и субъективными. Создание «Голода» совпало со временем, когда Стриндберг, Ницше, Гартман и Шопенгауэр призывали обращать внимание на подсознательные силы, управляющие человеческой личностью.

Собственную субъективную концепцию прозы Кнут Гамсун, собрание сочинений которого можно купить почти в любом книжном магазине, сформулировал в эссе под названием «Из подсознательной жизни души». Это произведение появилось в том же году, что и «Голод». В нём автор отказался от особенностей объективной прозы и предлагал изучать «движения души в отдалённых уголках подсознания и анализировать хаос впечатлений».

Второй и третий романы

Второе удачное произведение, которое написал Кнут Гамсун – «Мистерии». В романе рассказывается о шарлатане, появляющемся в приморской деревушке и удивляющем жителей странным поведением. Так же как и в «Голоде», писатель вновь использовал субъективный метод, и это отлично сработало, обеспечив книге популярность.

«Пан», изданный в 1894 году, стал третьим успешным романом автора. Кнут Гамсун, биография которого была насыщена событиями, написал его в форме воспоминаний некоего Томаса Глана. Главному герою чуждо цивилизованное существование, и он живёт за городом в Нурлане, занимаясь рыболовством и охотой. По аналогии с Руссо, автор хотел показать культ природы и сверхчувствительности души. Эйфорию главного героя Кнут выражал с помощью возвышенных описаний природы и пытался отождествить его личность с нурланской деревней. Пламенная страсть Томаса к Эдварде, своевольной, избалованной дочери купца, создаёт в его душе настоящий эмоциональный хаос и в итоге приводит к самоубийству.

Четвёртый роман

Четвёртое монументальное произведение, которое написал Кнут Гамсун – «Соки земли» (издано в 1917 году). В романе отразилась атмосфера 1911 года, когда писатель переехал жить на ферму и оказался в отчуждении от общества. Автор с большой любовью рассказывает о жизни двух норвежских крестьян Ингер и Исака, которые, несмотря на все проблемы, смогли сохранить верность патриархальным традициям и преданность своей земле. В 1920 году его удостоили за это произведение Нобелевской премии.

Многие считают, что существует ещё один роман, который написал Кнут Гамсун – «Плоды земли». На самом деле они ошибаются. Это просто другой перевод оригинального норвежского названия «Соков земли».

Поддержка нацизма

С возрастом Кнут становится всё более реакционным. С 1934 года он открыто поддерживает нацистов. Гамсун не вступал в фашистскую партию, но ездил в Германию на встречу с Гитлером. Когда немцы оккупировали Норвегию, вышло много профашистских статей, под которыми стояла подпись «Гамсун Кнут». Книги писателя были возвращены ему тысячами читателей в знак протеста.

Арест и суд

В конце войны он был арестован вместе с супругой. Осенью 1945 года Гамсуна поместили в психиатрическую клинику. После четырёх месяцев лечения его перевели в Ландвик в дом престарелых. Спустя два года писателя судили и признали виновным в пособничестве врагу. Также его обязали выплатить 425 000 норвежских крон. Тюремного заключения Кнуту удалось избежать из-за «интеллектуальной деградации».

Последнее произведение

Очерки «На заросших тропинках» стали последним произведением писателя. Трагизм книги копился на протяжении нескольких десятилетий. Кнут Гамсун (цитаты из его произведений можно прочесть ниже) мечтал восстановить былое величие скандинавов. Речи Гитлера о возвышении нордических рас (в частности норвежской) сильно «зацепили» писателя. Именно поэтому Гамсун проникся идеологией фашизма и лишь спустя годы осознал собственную неправоту. В книге «На заросших тропинках» Кнут рассказывает о своих трагических ошибках, но не просит за них прощения у народа. Писатель никогда не признавал собственной неправоты.

Смерть

Кнут Гамсун, биография которого была представлена в этой статье, умер в своём имении Норнхольм. Послевоенные издания драматурга стали появляться в Норвегии только с 1962 года: его простили как писателя, но не смогли простить как общественного деятеля. В заключение приведём наиболее известные цитаты автора из его произведений.

Цитаты

«Не злитесь на жизнь. Не нужно быть жестоким, строгим и справедливым к жизни. Будьте милосердны и возьмите её под свою защиту. Вы даже не представляете, с какими игроками ей приходится иметь дело».

«Сочинять – это значит, вершить над собой суд».

«Для всех я чужой, поэтому часто разговариваю сам с собой».

«Самым великим является тот, кто придаёт человеческому существованию смысл и оставляет после себя наследие».

«Чаще всего хорошее проходит бесследно, а злое влечёт за собой последствия».

«Со скамейки я вижу звёзды, и мои мысли уносятся вверх с вихрем света».

«Жизнь – это ежедневная война с демонами в своём мозге и сердце».

Источники:

https://subscribe.ru/group/tyi-super/7175805/
https://aif.ru/culture/person/knut_gamsun_pisatel_drug_gebbelsa_krestyanin_geniy
https://fb.ru/article/166282/gamsun-knut-biografiya-i-tvorchestvo

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]