3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платонов и его рассказы. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1899 – 1915)

Художественный мир Платонова.

Его творчество – загадка, оно не похоже на всё, что знали прежде, и во многом необъяснимо. И доброжелатели, и хулители Платонова ещё в 20 – 30годы говорили о его странных героях, неожиданных и оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение. Но даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя: плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка.

Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. «Сирота земного шара», «круглый сирота», «представитель общества сиротства» — это ключевые образы – понятия, ставшие лейтмотивами платоновского мира. Они представлены в нём то как характеристика героя, то как цельный сюжет произведения. Сирота и ребёнок живут практически в каждом герое Платонова. Они брошены, оставлены, у них нет дома – очага, матери и отца. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак – символ разрушенной целостности национальной жизни, обезбожения мира и человека.

«Три вещи меня поразили в жизни, — писал Платонов, — дальняя дорога в скромном русском поле, ветер и любовь»…Дальняя дорога – как влечение жизни. Движение – это есть жизнь, а отсутствие его, остановка равносильны смерти. Платонов и революцию воспринял не только политически, но и философски – как проявление всеобщего движения, как важнейший шаг к преображению мира и человека. Этой дорогой жизни ведёт писатель своих героев, вместе с ними наблюдая за происходящим и живя с мечтой о новом обществе, где главным будет Человек. В своих произведениях он как бы предчувствует и предупреждает о возможной трагедии жизни, если в процессе преобразования мира будет забыт человек, ради которого совершаются революции и провозглашаются реформы.

Повесть «Котлован» (1930)

Замысел «Котлована» относится к осени 1929 года по апрель 1930. Именно на этот период приходится пик коллективизации. 7 ноября 1929 года появилась статья Сталина «Год великого перелома», в которой обосновывалась политика сплошной коллективизации. 27декабря Сталин объявил о «начале развёрнутого наступления на кулака» и о переходе к «ликвидации кулачества как класса». 2 марта 1930 года в ст. «Головокружение от успехов» Сталин ненадолго затормозил насильственную коллективизацию, а в апреле «Правда» опубликовала его статью «Ответ товарищам колхозникам».

«Котлован» создаётся даже не по горячим следам – он пишет практически с натуры: хронологическая дистанция между изображаемыми событиями и повествованием отсутствует. Вместо героического преобразователя мира, героя поступка, писатель показывает «задумавшегося» человека. Герои этого произведения роют котлован для строительства будущего дома, «куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата».

Особым подбором слов автор характеризует работу своих героев. Вощев «не жалел себя на уничтожении сросшегося грунта». Чиклин «грузно разрушал землю ломом», «спешно ломал» вековой «грунт». Козлов «рубил топором обнажившийся известняк». Герои повести – уставшие, недоумевающие люди, мучительность существования которых подчёркнута пейзажем (опустошённый летний день, усталые вечера, умершая трава, слепое равнодушное солнце, сумрачные облака). Никто, кроме Вощёва, размышляющего о жизни, не видит птиц и неба… Работа и сон – вот 2 сменяющих друг друга физических состояния, в которых пребывают землекопы. Символична параллель с птицей, которая всегда являлась олицетворением свободы, порыва к счастливой жизни. А здесь – «вся в поту» — мгновенно умирает в воздухе, скудное печальное существо, погибшее от утомления своего труда. С помощью этих деталей выражается авторская тревога человека, который превращён в рабочий механизм, труд которого лишён творческого начала, а жизнь бездуховна. Цена построения «дома» по плану сверху – «эксплуатация» рабочей «трудармии», насилие над миллионами крестьян, обесценивание человеческой жизни. Вощеву Платонов отдал не только черты собственной биографии – своё тридцатилетие и перелом в производственной жизни, но и ключевые сюжеты собственных раздумий над «проклятыми вопросами жизни».

Читать еще:  Супер крутое аниме. Аниме где невероятно сильный гг пытается скрыть свою силу

Рассказы Платонова — философия и глубокий смысл

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано, но при жизни его произведения издавали очень редко. Он жил в переломный момент истории России, и его творчество отражает первые десятилетия жизни народа после революции.

В 1927 году к писателю приходит известность, после того, как были издана его книга «Епифанские шлюзы», и уже в следующем году он издает еще две книги, активно печатается в журналах, выходят его многочисленные сатирические рассказы. И те произведения, которые раскрывали уничтожающую силу бюрократизма в том обществе, так и не были изданы.

Темы рассказов Платонов

Его роман «Чевергун» не был принят к печати из-за цензуры, а его знаменитое произведение «Котлован» так же не было опубликовано. Все, что тогда разрешалось печатать – это уничижительную критику на его рассказы и романы.

Андрей Платонович писал о многих вещах: о Великой Отечественной войне, о труде крестьян и рабочих, об интеллигенции, о науке и спорте, о личности человека и его свободе. Особенно остро эта тема раскрыта в его творчестве 30-ых годов. В своих рассказах «Фро» и «Река Потудань» он поднимает темы истинной человеческой свободы и ощущения полноценного, хоть и быстро проходящего счастья. Также в своем творчестве он затрагивал актуальные социальные темы, которые касались руководства, власти страны и того строя, который господствует в ней.

Рассказ «По небу полуночи» посвящен именно опасности идеи национал-социализма, и тому, чем оборачиваются такие идеи в жизни простых людей. Тема войны раскрывается в рассказе «На могиле русских солдат», в котором Андрей Платонович пытается описать всю ту жестокость и зверство, которому подвергся русский народ во времена фашизма. Платонов смело высказал свое мнение о правлении Сталина этим рассказом, при этом прямо не называя его имя, и тем самым вызвал гнев у правителя. Произведения Платонова запретили, они не издавались, читать их не разрешалось, как и многих других писателей.

Язык Платонова

Платонов, по мнению великого поэта Иосифа Бродского, проверил на прочность русский язык. Довел его до предела. Язык Платонова, столь непривычный для простого глаза, есть не просто литературный стиль. Язык Платонова – это отдельный мир, где создается свой уникальный человек. Человек этот уникален тем, что обладает он теми свойствами, которые едва ли пригодились бы ему, живи он в нашем мире.

Платонов — писатель-философ

И несмотря на серьезность тем, которые талантливый и проницательный Платонов, поднимал в своих произведениях, он не забывал писать о самых главных вещах в жизни человека – о простом, сиюминутном счастье, о справедливости и чести, о проблеме смысла жизни и его поисков, о нахождения героем Платонова покоя для души и гармонии для сердца. Одним из таких рассказов является «Цветок на земле», повествующий о маленьком скучающем Афоне, который остался дома с дедушкой. Символизм Платонова прост и понятен, его аллегории вызывают мгновенное понимание происходящего, а светлый и реалистический настрой рассказа раскрывает глубокий замысел с подкупающей простотой. Платонов говорит о гармонии жизни почти детским, искренним языком, он показывает счастье глазами маленького, невинного ребенка.

Поэтому небольшие рассказы Платонова так же насыщенны глубоким смыслом и философской задумкой, как и длинные, серьезные романы. Платонов с присущим ему умением раскрывает в своих произведениях самые различные темы, при этом говорит о них простым и доступным языком. Именно поэтому многие называли и называют этого талантливого писателя – философом.

Книги (424)

Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так, как она могла бы выглядеть при коммунизме. «Эх, хорошо сейчас у нас в Чевенгуре. На небе луна, а под нею громадный трудовой район — и весь в коммунизме, как рыба в озере!» Автор сталкивает утопические идеи по переустройству мира «по коммунистическому велению» и «хотению масс» с необходимостью повседневной кропотливой работы. Его герои наивно надеются, что «социализм где-нибудь нечаянно сложится вместе от страха бедствий и для утешения нужды».

Читать еще:  Свадебные прически на длинные волосы косы. Свадебные прически с косами

Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так,… Развернуть

Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная мировоззренческая трагедия, необычайно ярко выраженная в «Котловане». Сама идея построения «Общепролетарского дома» превращает «Котлован» в шокирующую своей мощью антиутопию, где детали реальности обретают невероятные, карикатурно-преувеличенные размеры. Этот удивительный дом, задуманный как символ коммунистического «земного рая», в действительности становится кладбищем несбыточных фантазий.

Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная… Развернуть

Проза Андрея Платонова — явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов, расширением самого сознания. Максим Горький писал Платонову: «В психике Вашей, — как я воспринимаю ее, — есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия». Платонов не последовал совету, и в итоге литература получила одного из самых загадочных, разбивающих любой канон писателей, глубже и полнее прочих отразившего трагедию сиротства народа, оторванного революцией от корней и брошенного на произвол стихий в обезбоженном мире. И судьба самого Платонова — часть этой трагедии. «А без меня народ не полный!» — говорит герой его рассказа. Не полны и без Андрея Платонова ни русский народ, ни русская литература.

Проза Андрея Платонова — явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов,… Развернуть

Повесть «Котлован» — одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман «Чевенгур», повести «Город Градов», «Котлован», рассказы «Усомнившийся Макар», «Третий сын», «Фро», «Возвращение».
Вступительная статья Сергея Залыгина «Читая Платонова», заявление «В комиссию по приему в члены Союза советских писателей», статья «О социалистической трагедии».

Повесть «Котлован» — одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман «Чевенгур», повести… Развернуть

Андрей Платонов — один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные «в усилии к будущему», расширяют рамки языка и сознания, позволяют взглянуть на Россию и личный трагический мир человека с неожиданной стороны. Роман «Счастливая Москва» долгое время был неизвестен читателям: только в 1991 году произведение впервые появилось в печати. Печальная история воспитанницы одного из детдомов столицы, девушки по имени Москва Честнова, чья спокойная уверенность в счастливой жизни сталкивается с горькими разочарованиями в эпохе и людях, не может не волновать.

Андрей Платонов — один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные «в усилии к будущему», расширяют рамки языка и… Развернуть

Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На следующий день происходит встреча Никиты с подругой детства – Любой. Никита начинает ухаживать за изнуренной от голода и учебы девушкой…
Продюсер издания: Владимир Воробьёв
©&? ИП Воробьев
©&? ИД СОЮЗ

Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На… Развернуть

Перед вами «Котлован» — шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с «Процессом» Кафки и «1984» Оруэлла, и повести «Ювенильное море», «Эфирный тракт», «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Ямская слобода».
Когда-то — запрещенные властью произведения талантливого писателя.
Теперь — классика не только русскоязычной, но и мировой прозы.

Читать еще:  Небольшие неизвестные сказки написанные детьми. Неизвестная сказка

Перед вами «Котлован» — шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с «Процессом» Кафки и «1984» Оруэлла, и повести «Ювенильное море», «Эфирный тракт»,… Развернуть

В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный дом в уездном саду», «На заре туманной юности», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др. Тема подрастающего человека, взросления души, впрямую связанная с темой чуткого, щедрого сердца матери, материнского света, материнской ни с чем не сравнимой любви,— одна из главных в многообразном творчестве писателя.

В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный… Развернуть

Вошедшие в сборник произведения замечательного русского писателя А.П. Платонова (1899—1951) — это классика не только русскоязычной, но и мировой литературы.

В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина 1930—40-х годов в восприятии современника — участника и свидетеля событий тех лет.
Книга адресована массовому читателю. Фотографии из архива дочери писателя.

В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина… Развернуть

В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.

Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу, отдавать все силы ума и души всему окружающему нас.

Для среднего школьного возраста.

В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.

Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу,… Развернуть

Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые опубликован посмертно в сборнике Платонова «Рассказы», изданном в 1962 году.
Он принадлежит к числу ключевых произведений Платонова, отражающих стержневой в его творчестве сюжетный мотив возвращения, причём, что характерно для Платонова, — возвращения, отменяемого новым уходом (и, в данном случае, новым возвращением). Другой принципиальный для Платонова мотив, нашедший отражение в рассказе, — мотив отвыкания и привыкания.

Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые… Развернуть

В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни России 1921-1922 гг. с фантастикой, гротеском, юмором, порой горьким сарказмом создает неповторимую платоновскую прозу.
Все, что написано А.Платоновым, рождено, по его собственным словам, «всем громадным обстоятельством социалистической революции», прочувствовано «обнаженным сердцем».
В книгу вошли три его знаменитых произведения: повести «Ювенильное море», «Котлован» и роман «Чевенгур».

В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни… Развернуть

Партия направила инженера Вермо в мясосовхоз № 101 «Родительские дворики». Аккурат накануне его появления доярка Айна покончила с собой при странных обстоятельствах.

«Корова» (1938) — рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему сопереживать, понимать и любить.
Материалом для создания иллюстраций, помещенных в этой книге, послужили кадры из анимационного фильма «Корова» (1989), снятого по рассказу Платонова. Фильм, созданный в новаторской технике живописи на стекле, стал успешным творческим дебютом Александра Константиновича Петрова, ныне почетного члена Российской Академии художеств, лауреата двух Государственных премий (1990, 1995), обладателя премии Американской киноакадемии «Оскар» (2000) и других престижных наград. Фильм «Корова» отмечен многочисленными премиями российских и международных кинофестивалей, в том числе — за лучший дебют.
Издание сопровождается статьей известного художника-мультипликатора Юрия Норштейна о творчестве Александра Петрова.

«Корова» (1938) — рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему… Развернуть

Источники:

http://skolakras.narod.ru/materiales/AndPlat.htm
http://www.nado5.ru/e-book/platonov-rasskazy
http://www.livelib.ru/author/14008/top-andrej-platonov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector