Платонов в прекрасном и яростном мире критика. Сочинение «Анализ рассказа А
Анализ произведения В прекрасном и яростном мире Платонова
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был написан в 1938 году. Автор – русский советский писатель и публицист Андрей Платонов. Время написания рассказа нашло отражение в сочинении – исторические реалии переносят читателя в неспокойный период репрессий, всеобщей подозрительности и скорого суда. Эти события, происходящие в жизни одного из главных героев, становятся полноценными участниками рассказа.
По жанру рассматриваемое художественное произведение в большей степени относится к фантастике – описанные события потери зрения от электрических разрядов и восстановление его на фоне душевного подъема еще ни разу не были зафиксированы на практике.
Рассказ – это повествование одного из главных героев – молодого и неопытного специалиста Кости, который оказывается в одной бригаде с лучшим паровозным машинистом Александром Васильевичем Мальцевым – основным героем произведения.
В рассказе описаны события из жизни машиниста Мальцева, который в одном из рейсов временно теряет зрение от молнии, попавшей в кабину, и чуть не становится виновником аварии с впередиидущим составом. В связи с тем, что герою не удается доказать свою невиновность, его отстраняют от работы, осуждают и помещают в тюрьму. В то же время, его помощник – свидетель всего события, настаивает на проведении опыта, который может доказать слова машиниста о временном потере зрения. Однако, случайность путает все карты и осужденный повторно, но уже полностью, теряет зрение. По причине доказанности воздействия молнии на машиниста, его оправдывают. Но жизнь на воле не вдохновляет его, без своего дела человек увядает. В финале произведения его бывший помощник, видимо чувствуя это, жалеет его и берет в поезд. Там, становясь участником процесса, Мальцев настолько восторженно вливается в процесс, что зрение возвращается к нему.
В начале сочинения даётся достаточно восторженная оценка Мальцеву – это виртуоз своего дела, буквально дышащий работой человек, полностью отдающийся процессу, которым он управляет. Все слова помощника, а от его имени и говорит автор, употребляются в хвалебном тоне, показывающем, что рассказчик не только восхищается мастером, но и пытается ему подражать.
В то же время машинист Мальцев самоуверенный и недоверчивый человек, привыкший во всем полагаться только на себя. Это проявляется и в его самостоятельных и дополнительных проверках машины перед работой и во время рейса. Недоверие к окружающим выливается в конечно счете к недоверию миру целиком, потеряв зрение машинист отказывается в это верить, пытается и дальше оставаться лидером ситуации. Это чуть было причиной масштабной катастрофы столкновения поездов.
Видя перед собой такого персонажа тем интересней наблюдать за его преображением в конце рассказа – слепой, беспомощный и поникший Мальцев не только доверяется своему помощнику Косте, но и получает такой восторг, что зрение восстанавливается.
Это и есть один из конфликтов произведения – обуздание гордыни, обретение доверия к ближнему и, как результат, прозрение. А помня в какой период писался рассказ, легко представить, что это исторический призыв автора, мастерски завуалированный в канве фантастичности повествования.
Вариант 2
Данный рассказ «В прекрасном и яростном мире» вышел в свет в 1938 году. Автором данного произведения является писатель Платонов. В произведении автор отразил нелегкость жизни во время репрессий, во время подозрений и быстрого суда над человеком. Все это происходит в рассказе и все это придется испытать главному герою рассказа. Произведение является художественным, но из-за многих событий его можно отнести к жанру фантастика. Например, человек стал слепым из-за электрических разрядов. Но, вскоре его зрение приходит в норму и все из-за того, что на душе человека спокойствие и стабильность. Такого нигде в мире еще зафиксировано не было.
В данном рассказе, главный герой произведения Костя повествует о том, как он попал в бригаду к лучшему паровозному машинисту Александру Мальцеву, который и является центральным персонажем.
Читатель знакомится с жизнью машинистов, а конкретно с машинистом Мальцевым, который является лучшим, но однажды он ослеп из-за молнии, которая поразила кабину, кроме этого в тот момент чуть не случилась авария и в этом естественно винят его. Мальцев не смог убедить суд в своей невиновности и соответственно становится осужденным и заключенным в тюрьму. Благо у всего происходящего был свидетель, это помощник Мальцева. Он в свою очередь настаивал на том, что машинист не виновен и следует провести эксперимент. Эксперимент помог получить оправдание, но Мальцев теперь полностью потерял зрение и надежды на восстановление никто не давал. Машинист свободен, но как можно жить без дела всей жизни, человек просто душевно умирает. Заканчивается произведение на том, что помощник Мальцева увидел состояние бывшего машиниста и решает взять из жалости его с собой в рейс. Мальцев был на таком душевном подъеме, что зрение к нему вернулось.
Автор довольно восторженно преподносит Мальцева, он настоящий профессионал своей работы, ему нет равных. Машинист полностью предан своему делу, отдается ему полностью, он живет работой. Помощник восторженно высказывается о Мальцеве и естественно ему хочется быть таким как он, он подражает ему.
Но, есть и довольно негативнее стороны у главного героя рассказа. Как человек Мальцев абсолютно не доверяет никому, он всегда рассчитывает исключительно на свои силы. Например, он всегда сам повторно проверяет готовность машины к рейсу, не доверяя никому. Все это привело к тому, что Мальцев не доверяет всему миру. Когда он потерял зрение, он отказался в это верить и продолжал управлять машиной, это чуть не стало причиной аварии с другим поездом.
А потом рой меняется, все началось с потерей зрения. Мальцев теперь слеп и абсолютно беспомощен и в итоге он начинает доверять своему помощнику Костя, который взял его с собой в рейс, где к Мальцеву и вернулось зрение.
Это можно назвать главной темой произведения, а именно гордыню, которая проходит и важность доверия к ближнему человеку. Данные темы всегда останутся актуальными, конечно всегда нужно рассчитывать в первую очередь на свои силы, но нельзя забывать о ближних людях, которые могут помочь.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа В прекрасном и яростном мире Платонова
Популярные сегодня темы
Весна! Как радостно звучит это слово, после морозной, снежной зимы. Такое далекое и холодное зимнее солнце, становится теплым и греющим. Его яркие лучики согревают нас с каждым днем все сильнее и сильнее.
Произведение является составной частью цикла литературных творений, который объединяются наличием общего героя в лице гениального сыщика Шерлока Холмса.
Басня Обоз имеет довольно понятный, простой и банальный смысл. Перед нами история о двух конях, которые спускают возы с горки и первый конь действует предельно осторожно, а второй его ругает
«Айвенго» Вальтера Скотта является образцом рыцарского романа. В нем есть все элементы, присущие жанру. Главный герой – доблестный рыцарь без страха и упрека.
На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.
Платонов, Анализ произведения В этом прекрасном и яростном мире, План
Платонов — советский писатель. Его рассказы интересны, они подкупают тем, что в них очень часто описываются события из жизни. Они являются автобиографическими, повествуя нам о судьбе самого писателя. В своих работах автор пытается понять человека, найти его место в этом одновременно прекрасном и яростном мире. Таким рассказом Платонова является одноименная повесть В прекрасном и яростном мире. По данному произведению нам и предстоит сделать анализ.
Платонов: В прекрасном и яростном мире
Свой рассказ Платонов написал в 1937 году, в нем он использовал много информации, взятой из жизни, ведь в рассказе автор описывает события, произошедшие на железной дороге с машинистом поезда. Эту профессию писатель знал хорошо, так как и сам был на паровозе и работал помощником.
Итак, Платонов в рассказе В прекрасном и яростном мире повествует о Мальцеве — машинисте от Бога, так как он не просто вел поезд, он чувствовал его и был лучшим. Мальцев полностью отдавался делу, вел машину всегда уверенно и вызывал этим восхищение. Он настолько хорошо изучил все железнодорожные пути, что даже во время произошедшего ЧП не остановился. Это произошло во время ливня с грозой. Молния ослепила Мальцева, а он продолжал вести машину, так и не поняв, что он не видит, ведь в голове у него появлялись все картины окружающего мира. Но они были лишь в голове, поэтому он и не видел предупреждающие огни. Это чуть не привело к аварии, но помощник сумел вовремя среагировать, спасая этим сотни людей.
Александра Мальцева засудили и арестовали, но Костя сумел добиться эксперимента, который доказал невиновность Александра. Вот только во время эксперимента герой произведения слепнет окончательно. Это для него стало трагедией, ведь для него работа была смыслом жизни. И лишь спустя год, когда помощник сдал экзамены и сам стал водить состав, сумел вернуть Мальцева к жизни. Костя предлагает Мальцеву поехать вместе и даже обещает уступить слепому Александру место машиниста. И вот в тот самый миг, когда Мальцев оказался на прежнем месте, зрение к нему вновь вернулось.
После рейса Костя вызвался провести бывшего машиниста домой, желая защитить героя рассказа от враждебных сил такого непредсказуемого, яростного и такого прекрасного мира.
Главные герои произведения
Знакомясь с произведением Платонова В прекрасном и яростном мире, можно выделить таких героев, как Мальцев Александр и его помощник Костя.
Александр Мальцев — мастер своего дела, талантливый машинист поезда, который знал данные машины лучше всех. Это человек, которому не боялись доверять разные поезда, в том числе и новый паровоз, ведь Мальцев, как никто другой, мог со всем справляться и даже с такой мощной машиной нового типа. Александр не просто водит машину, он чувствует биение ее сердца. Мальцев предан своей работе, видит в ней свой смысл и настолько погрузился в нее, что не видит окружающей действительности. Как по мне, то так не должно быть. Человек хоть и должен любить работу, трудиться полноценно и быть на работе ответственным, но он также должен уметь видеть и другие ракурсы. Кроме работы мы должны видеть красоту мира, уметь брать лучшее от судьбы и увлекаться чем-то другим, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было переключиться на что-то другое, ведь жизнь продолжается. Мальцев же не сумел переключиться, с потерей рабочего места он постарел, жизнь стала не мила.
Еще один герой — это Костя, который был сначала помощником, а потом стал и машинистом. Он также любил работу, старался выполнять все возложенные на него функции, но при этом он отзывчивый, добрый и замечает других людей. Мало того, он еще и приходит к ним на помощь, как в случае с Мальцевым. Именно Костя добился пересмотра дела, после чего Александр был реабилитирован. Позже он вернет к жизни человека, для которого работа стала смыслом жизни. Он возьмет Мальцева в рейс, во время которого у того вернется зрение. И даже после этого Костя не оставляет своего знакомого и проводит его до двери дома.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что труд хорошо, но кроме работы есть и другие увлечения, есть люди, нуждающиеся в вашем внимании, а то и помощи. И об этом не стоит забывать, даже если вы очень сильно любите свою работу.
1. Лучший машинист Мальцев
2. Новый помощник Костя
3. Случай во время поездки. Гроза, которая ослепила Мальцева.
4. Мальцев арестован
5. Помощник Костя добивается признания невиновности Александра
6. Жизнь Мальцева теряет смысл с утратой рабочего места
8. Костя берет Мальцева в дорогу. Мальцев ведет состав.
9. Прозрение Александра.
Платонов, Анализ произведения В этом прекрасном и яростном мире, План
Анализ произведения
Заглавие рассказа — «В этом прекрасном и яростном мире» — имеет существенное значение для понимания его проблематики. Почему мир Платонова «прекрасный» и «яростный»? Слово «прекрасный» связано с такими понятиями, как радость, гармония, чудо, красота, великолепие. Слово «яростный» в нашем сознании роднится с такими словами, как гнев, сила, стихия, порыв, ненависть и так далее. У Платонова эти понятия сливаются в единый поток, имя которому — жизнь. Не так ли противоречива сама действительность? Не так ли противоречив сам человек? Писатель довольно ясно указывает в рассказе на существование двух стихий — природной и человеческой Можно увидеть и гармонию этих стихий, и их разобщенность, противоположность. Именно поэтому герои Платонова чаще всего люди ищущие, пытающиеся определить свое место в мире.
Еще в 20-30-х годах XX века многие критики говорили о странных героях Платонова, о непредсказуемых финалах его рассказов, о ему одному понятной логике изображения. Но все даже самые злостные его недоброжелатели не могли не признать силу его таланта, свободу языка, невероятную плотность повествование. Очень часто писатель задавался вопросами о месте человека в мире, о его одиночестве среди людей. Он обращал пристальное внимание на преследующее человека чувство пустоты, сиротства, ненужности в мире. Эти чувства живут практически в каждом герое Платонова. Таков и машинист Мальцев.
Александр Васильевич Мальцев обладал замечательным талантом — никто лучше него не мог чувствовать машины, не мог по одному взгляду определить неполадки в работе, не мог так всеобъемлюще воспринимать мир, замечать мельчайшие детали. Именно поэтому было вполне ожидаемым его назначение на самый новый и самый мощный поезд в депо — «ИС». Эта машина стала его детищем. Во время поездки он как будто сливался с паровозом воедино, чувствовал биение «его парового сердца», понимал малейший звук. Увлеченный работой, он становился похож на вдохновенно играющего актера. Но как часто рассказчик — помощник Мальцева Костя — замечал непонятную грусть в его взгляде. А это было не что иное, как выливающееся наружу чувство одиночества. Гораздо позднее поймет Костя эту тоску. Талант машиниста обрекал Мальцева на одиночество, приподнимал над всеми и заставлял смотреть свысока. Мальцев практически не обращал внимания на нового своего помощника, и даже спустя год он относился к нему так же, как и к слесарю- смазчику. Он весь отдавался работе, растворялся в машине и в окружающей природе. Маленький воробей, попавший в воздушную струю от паровоза, не оставался без внимания. Мальцев слегка поворачивал голову, чтобы проследить его дальнейшую судьбу. Ему казалось, что только он один способен так много вобрать в себя, так много познать. Сила его таланта, как это ни печально, отдаляла его от остального мира людей, среди себе подобных он чувствовал себя одиноко. Потерянность и пустота царили в его душе. Это чувство так называемого сиротства характерно практически для всех персонажей Платонова. С помощью этой характеристики героя писателю удалось делать более масштабные выводы. От судьбы одного человека он переходил к судьбам миллионов. Его мысль о потерянности человека в эпоху революций и политических переворотов проходит через все его произведения.
И действительно, печальна дальнейшая жизнь осужденного людьми Мальцева: он отлучен от работы, которой отдавал всего себя, к которой тянулся душой. На примере Мальцева мы видим, как строится судьба человека, лишенного душевной полноты.
В рассказе важен и образ помощника Кости. Это человек чуткий, наблюдательный, не менее внимательный к мелочам, чем его учитель. Возможно, он был менее талантлив, но его старательность и прилежание очень помогли ему. Вскоре после отставки Мальцева он и сам успешно сдает экзамены на машиниста. Да, действительно, Костя не настолько наделен даром чувствовать механизм, но он более внимателен к окружающим его людям. Это можно считать его талантом. Он смог разглядеть почти мимоходом тайную грусть во взгляде своего учителя, но он не остановился на этом, он искал «правду», разгадку этой тоски. И он найдет ее, но только немного позже. Это человек, который не глух к чужому горю. Именно он возвращает к жизни потерявшего себя Мальцева, ослепшего и никому не нужного. Каждый раз, собираясь в путь, он видел на скамейке своего учителя, опирающегося на трость. На все слова утешения Мальцев отвечал неизменным «Прочь!». Даже в своем горе, в своей беспомощности он боится подпустить к себе живого человека, чувствующую душу. Он до сих пор не верит, что есть на свете тот, кто смог бы понять его. А в его душе царила невыразимая тоска. Он пытался хоть как-то вновь уцепиться за тот бешеный ход жизни, вернуть хотя бы часть своего прошлого. Бесцельно приходил он в депо и жадно ловил звуки железной дороги, он поворачивал голову туда, откуда слышал мощное движение паровоза.
Гордый в своем одиночестве, он, тем не менее, подчиняется Косте, однажды предложившему поехать с ним. Вместо обычного «Прочь!» он сказал: «Ладно. Я буду смирным. Дай мне там в руки что-нибудь, дай реверс подержать: я крутить его не буду.
— Крутить его ты не будешь! — подтвердил я. — Если покрутишь, я тебе дам в руки кусок угля и больше сроду не возьму на паровоз.
Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной».
И вот Мальцев снова ощущает дыхание встречного ветра, чувствует под рукой мощь механического гиганта. Что он испытывает в этот момент? Восторг! Радость! Упоение! Эта буря чувств возвращает его к жизни: он прозревает. Но и здесь не оставляет его Костя. Проводив его домой, он долго еще не может уйти. Чувствуя почти отцовскую привязанность к этому человеку, он боится оставить его наедине с прекрасным и яростным миром.
Он чувствует его беспомощность перед миром, его наивность и простоту за маской высокомерия. Гениальный машинист, Мальцев замечал красоту природы, наслаждался гармонией, отдаляясь от мира людей. И жестокий мир покарал его за это.
Платонов мастерски создает контраст между двумя этими мирами. Это особенно видно в сценах борьбы паровоза со стихией. «Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. С нашей стороны тучу освещало солнце, а изнутри ее рвали свирепые, раздраженные молнии, и мы видели, как мечи молний вертикально вонзались в безмолвную дальнюю землю, и мы бешено мчались к той дальней земле, словно спеша на ее защиту». Мальцев и машина борются с силами природы. Платонов насыщает текст яркими метафорами, эпитетами. Сам паровоз становится похож на мифическое божество. И каков же исход этой борьбы? В конечном итоге природа приходит снова к гармонии: «Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождем и грозой, и неслись вперед, нагоняя время». Но что же происходит с человеком? Ослепленный молнией, Мальцев теряет зрение. Многие исследователи часто говорят о двух молниях. Первая из них — столь сильная, грандиозная, лишила человека зрения, но не надолго. А вот вторая — искусственная — надолго лишает Мальцева способности видеть.
Автор наводит читателя на мысль, что законы мира людей куда более жестоки и беспощадны, чем природные законы. Люди не смогли рассмотреть талант Мальцева. Он становится еще более одиноким. Путь к спасению Мальцева — в образе Кости. Он не только возвращает зрение бывшему машинисту, но и открывает перед ним путь в мир людей. «Ты видишь теперь весь свет!»
План
1. У Мальцева появляется новая машина и новый помощник.
2. Описание работы Мальцева.
3. Из-за молнии Мальцев слепнет и подвергает опасности жизни многих людей.
4. Мальцева отдают под суд.
5. Рассказчик берет слепого с собой на машину, и тот прозревает.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-proizvedeniya-v-prekrasnom-i-yarostnom-mire-platonova
https://sochinyshka.ru/platonov-analiz-proizvedeniya-v-etom-prekrasnom-i-yarostnom-mire-plan.html
https://vsesochineniya.ru/platonov-analiz-proizvedeniya-v-etom-prekrasnom-i-yarostnom-mire-plan.html