Почему актеров не хоронили на кладбище. Почему раньше актеров хоронили за кладбищем
Почему раньше актеров считали грешниками?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
Почему раньше актеров, лицедеев считали грешниками и хоронили за оградой кладбища?
Откуда такие сведения? Когда в России хоронили актёров за церковной оградой? Чтобы Щепкина в XIX веке хоронили не по-христиански? Или Шаляпина? В наше время православно отпевались и Высоцкий, и Леонов, и многие другие ушедшие в мир иной. Да, актерство наиболее подвластно греху, страсти там, причем, чужие, не свои, но ведь мы знаем и примеры высокодуховного актёрского мастерства, преподающего нам вечные ценности. Здесь необходима градация. Сегодня многие труженики театра, кино и эстрады не стесняясь исповедуют Православие. Толкунова, Конкин, Михалков, Бичевская, Тихонов, Боярский и т.д.
Негативное отношение Церкви к театру, что отразилось в церковных канонах, связано с греко-римским театром, представления которого были связаны с языческим греческим и римским пантеоном богов, что несло в себе проповедь язычества. Хороший театр никак не может противоречить православию. Но, актер, как никто, подвержен страстям и действиям темных сил. Но борьбя с духами злобы поднебесной — это каждодневное действие каждого христианина.
В православном богослужении издавно использовались (ныне забытые) околобогослужебные действия (пещное действо, шествие на осляти) которые несли в себе печать театральности. Учредителем театра был святой Дмитрий Ростовский. Более того, лике святых есть лицедей святой мученик Геласий Комедиант.
Геласий происходил из местечка Мариамн неподалеку от Дамаска. Он был вторым по значимости актером в труппе комедиантов в Илиополе Финикийском во времена Великого гонения около 303 года. В одном из представлений он пародировал обряд святого крещения, играя роль неофита, и был брошен другими актерами в ванну с теплой водой под бурные рукоплескания и смех толпы зрителей. Но по Божественной милости Геласий вышел из воды действительно преображенным благим изменением. Когда его одели в белую тунику, он воскликнул: «Я — христианин! Когда я был в купели, я видел Славу, сияние которой повергло меня в страх, и теперь я готов умереть христианином». Поняв, что это уже не комедия, зрители, вначале озадаченные, в ярости бросились на него, схватили за белую одежду, вывели из театра и забили камнями. Христиане перенесли тело славного мученика на родину, где над его могилой впоследствии был построен храм.
Память св. Геласия встречается в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Почему Актеров не хоронили на кладбищах или Война глазами “участник
Почему самоубийц и артистов хоронили за кладбищем.
Раньше (до революции 1917 года) самоубийц, а также актёров хоронили за кладбищем.
Корни этого скорее не в православных, а в архаическо-языческих традициях . Известно, что в народных представлениях вода рассматривалась как один из путей в загробный мир, место обитания нечисти (русалок, водяных, чертей и др.), именно через нее могла осуществляться связь с умершими. Известен культ св. Параскевы-Пятницы в северной Руси : а это ее связь с водой, покровительство торговле и купцам, связь с “заложными” покойниками. Поэтому за рекой (у древней часовни на Вятке, к примеру) устраивалась только “божедомка”(убогий дом или скудельница) – это общая могила, которую устраивали во время мора, а также это место погребения нищих и самоубийц. Самоубийц избегали хоронить на общем кладбище.
По русским поверьям, “родители”, то есть обычные умершие, могут разгневаться из-за того, что рядом с ними окажется “нечистый” покойник. А гнев предков опасен для живущих. Поэтому самоубийц хоронили на перекрестках дорог, границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах. Затем для погребения таких покойных были созданы специальные божедомки. От обычных кладбищ они отличались способом погребения, вблизи общих могил, в которых были похоронены “заложные” покойники( то есть не зарытые в землю, а заложенные бревнами), чаще всего за рекой. А обычные кладбища -на ближнем к селению берегу. Это отражает мифологические представления русского народа о том, что вредоносные “заложные” мертвецы не могут, оказавшись в ближней земле, рассердить “родителей” или приносить разные несчастья (выпить воду из земли – в результате наступит засуха, могут наслать заморозки и т.д.). Сама земля также не может принять этих умерших, они оскверняют ее, и их захоронения вызывают гнев земли, что также может привести к стихийным бедствиям.. Русальные праздники – это время поминовения “заложных” покойников. Да и сами русалки воспринимались как “заложные” покойники – в частности, как утопленницы.
Оптинский старец Леонид (в схиме Лев) составил Молитву за усопших от несчастной и насильственной смерти:
“Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего, и аще возможно есть, помилуй! Не постави мне в грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя!”
Мы пришли в этот мир чтобы набраться опыта / выполнить свою задачу, следовательно самоубийство перечет воле Творца.
Что касается артистов, то в старину хоронить актеров, даже крещенных по православному обряду, в пределах кладбища не благословляла церковь.
Объяснение было простое: лицедей на сцене живет чужой жизнью, примеряет ее на себя и прилюдно изображает (а то и прославляет) чужие грехи. А жизнь на самом деле у него одна, дарованная Всевышним. Стало быть, актер подыгрывает антихристу. Правда, традиция эта соблюдалась далеко не всегда.
К чему это?
“Ходил на “Караван”” или первый признак лажи – отсутствие точных деталей и
“зарезал товарища”
Товарищ – это иудейское словечко прижилось у нас после революции, когда жиды искали материальные блага: ИДИ ТОВАР ИЩИ.
А по мне, так нечего и делать на кладбище то, зачем Землю-Матушку отравлять трупным ядом, в костер и пепел в виде органического удобрения под какое нибудь деревце, ВОТ ЭТО ПОЛЬЗА.
Ну может быть, я не копал так глубоко. Эти твари(иудеи)много чего извратили Русского.
Служба испорченных цитат: актеров не хоронили на кладбище
Существует устойчивое мнение, что до революции профессия актера была настолько неуважаемой, что их даже хоронили в неосвященной земле, за пределами кладбища, вместе с самоубийцами. Объяснения даются самые занятные – мол, это все потому, что считалось, что у лицедеев нет своей души – потому что они все время перевоплощаются. И тем самым, дескать, “принимают на себя чужое естество” и даже “чужие грехи”.
Мнение это широко распространено, причем тиражируют его и сами актеры. Вот, например, Михаил Ефремов в недавнем интервью так и заявил: ” Профессия странная, профессия подозрительная. И хоронили актеров всегда за оградой кладбища “.
Давайте по порядку.
Действительно ли раньше профессия актера была не уважаемой?
Это правда. Как и сегодня, она была очень востребованной, известные актеры были очень популярными людьми, но вот воспринимать их как равных себе, а тем более как моральных авторитетов (как это часто бывает сегодня) мало бы кто согласился.
Достаточно сказать, например, что в общественном мнении профессии актрисы и проститутки не разделялись. В дискуссиях при легализации публичных домов аргумент с актрисами и балеринами использовался постоянно – вот, мол, люди этим самым практически официально занимаются, но никого это не шокирует, даже в газетах про них пишут. Или вспомните хотя бы рассказ Чехова “Панихида”, где отец умершей актрисы подал в церкви записку «За упокой рабы божией блудницы Марии»:
“. осуждаешь, поносишь, непристойным словом обзываешь, да еще кого! Усопшую дочь родную! .
— Но ведь она тово. извините, актерка была! — выговаривает ошеломленный Андрей Андреич.
— Актерка! Да кто бы она ни была, ты всё после ее смерти забыть должен, а не то что на записках писать!
— Это точно. — соглашается лавочник.
— Наложить бы на тебя эпитимию, — басит из глубины алтаря дьякон, презрительно глядя на сконфуженное лицо Андрея Андреича, — так перестал бы умствовать! Твоя дочь известная артистка была. Про ее кончину даже в газетах печатали. Филозоф!
— Оно, конечно. действительно. — бормочет лавочник, — слово неподходящее, но я не для осуждения, отец Григорий, а хотел по-божественному. чтоб вам видней было, за кого молить. Пишут же в поминальницах названия разные, вроде там младенца Иоанна, утопленницы Пелагеи, Егора-воина, убиенного Павла и прочее разное. Так и я желал. “
Вопрос второй: Действительно ли до революции актеров хоронили за оградой кладбища?
Ответ – нет. Достаточно пройтись по старым кладбищам и посмотреть на могилы, чтобы убедиться, что это не так. Вот, например, два первых попавшихся надгробия с Ваганьковского кладбища
За кладбищенской оградой христианских кладбищ хоронили только людей, не принадлежавших к церкви, отлученных от нее или же те, кто сам ушел из церкви (самоубийцы попадали именно в эту категорию).
Вопрос третий: откуда же взялся этот слух?
Истоки этого мифа уводят нас во времена раннего христианства – именно тогда церковь впервые сформулировала свое отношение к актерам. Античные театральные представления были либо языческой мистерией, либо, извините, порнографией. Поэтому даже посещение театра считалось тяжким грехом, а уж игра в нем была несовместима к христианством. Позже это было оформлено и письменно – решением Трулльского (он же “Пято-Шестой”) Вселенского Собора (691 — 692 гг.).
51-е правило этого собора гласит:
«Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».
Подобное отношение было во всем христианском мире – в том числе и на Руси, где существовал особый Чин Покаяния для “шпильманов и глумцов”, то есть актеров.
Однако люди не могут без зрелищ, и уже в Средневековье отношение становится двойственным – представления на темы из Священной Истории вполне дозволялись церковью, а осуждались только развлекательные. То же примерно было и на Руси – скоморохов гоняли только в путь, причем гоняли жестоко, но вот служба в официальном театре уже со времен Алексея Михайловича считалась если не респектабельным, то вполне допустимым занятием.
К XIX все эти решения времен античности окончательно стали никем не исполняемой формальностью, и в 1866 году Святейший Синод официально снял устаревшие ограничения.
Игра в театре сама по себе перестала рассматриваться, как грех.
Что, конечно, не отменяло личных грехов каждого из актеров.
И традиционная реплика. Если вы меня лайкаете, подписываетесь на мой канал, а также рекомендуете меня своим друзьям – это меня очень радует.
Источники:
https://www.pravchelny.ru/communication/ask/?id=9073
https://www.perunica.ru/forum/topic_764/1
https://zen.yandex.ru/media/id/5b5b11a3920ffd00a92ea528/5ca8ffc95db8e800b2927c54