5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение. Гоголь «Портрет» – анализ

Анализ повести Портрет Гоголя

Название произведения имеет символическое значение, поскольку является идейной основой повести в виде зловещего изображения негативных и алчных пороков общества.

Повесть написана в литературном жанре, называемом фантастическим реализмом, и ее композиционная структура представлена двумя частями, каждая из которых отличается своеобразными особенностями.

Первая часть, имеющая классические черты построения в виде экспозиции, завязки, кульминации и развязки, описывает жизнь главного героя повести художника Чарткова, начиная с изображения его нищенского быта, приобретения портрета, обретения благосостояния, в результате которого он теряет рассудок, и заканчивая его смертью. Вторая часть представляет собой авторское рассуждение в виде эпилога к изложенным событиям первой главы с применением писателем художественного приема, называемого рассказом в рассказе.

Отличительной особенностью произведения является его жанровый диапазон, выражающийся в представлении в первой части обычного повествования и переходящий во второй части к элементам детективных историй.

Каждая часть повести имеет собственного ключевого персонажа, представленного в образах живописца Чарткова (первая часть) и алчного ростовщика (вторая часть). На примере персонажа художника писатель демонстрирует негативное влияние на человека случайно полученного богатства, которое приводит его к гибели.

Несмотря не небольшой объем повести, в ее содержании автор раскрывает несколько злободневных тем, относящихся к различным сферам человеческой жизни.

В первую очередь, писатель рассуждает на творческую тематику, стремясь показать истинную сущность творческого человека, заключенную, по его мнению, умении посвятить собственную жизнь искусству, не думая о славе и благосостоянии.

Во-вторых, посредством раскрытия темы искусства писатель затрагивает вопросы добра и зла, доказывая, что лишь сильный характер может противостоять духовной гибели человека.

Основной же темой повести является рассмотрение отношения человека к богатству как способу обретения жизненного счастья, где автор утверждает об оборотной стороне желанного благосостояния, которое в большинстве случае порождает алчность, зависть, малодушие.

Раскрывая волнующие темы, писатель выносит на обсуждение проблемы, связанные с искусством, тщеславием и бедностью, утверждая, что слабый духом человек не в состоянии самостоятельно преодолеть разрушительную силу и влияние огромного богатства.

Повествуя о событиях, происходящих с главным героем повести, автор демонстрирует необходимость духовного совершенствования человечества и отсутствия в получении разнообразных соблазнов в виде денег и славы.

2 вариант

Выдающийся писатель Н.В. Гоголь умел замечать в окружающем мире, не только истинную красоту, но и суровую действительность. Петербург стал для него мрачным и серым городом, открывающим проблемы бедности и всяческого порока. Именно сопоставив все наглядные реалии шумного города, писатель выпустил свой знаменитый сборник “Петербургские повести”, куда был включен замечательный рассказ под названием “Портрет”.

Николай Васильевич предпочел отнести свое творение к направлению фантастического реализма, что является крайне неоправданным действием. В произведении нечетко проступают черты детектива, в частности когда центральный портрет совершенно необъяснимо исчезает в самый разгар аукциона. Рассказ можно соотнести и с сатирой, ведь время от времени в сюжете встречаются комичные ситуации.

Название повести дается не случайно, Гоголь подразумевает под этим словом определенный смысл. Ведь именно портрет играет центральную роль во всем сочинении циркулируя от начала до конца. Данный атрибут изменяет ход жизни главного героя и ставит его перед выбором. Так же предмет несет в себе конкретную символику жадности, падкости на деньги. Тем самым работа ставит перед читателем четкий вопрос о подлинности искусства.

Гоголь в своей повести обращает внимание на тему добра и зла. Это явно выражается через материальное благо и творчество. Если подумать, то деньги могут быть крайне необходимы, для развития таланта и возможностей в сфере искусства. Но в данном случае, главный герой своим примером показывает, что направленные на благие действия средства, со временем могут погубить душу. Лишь сила воли и крепкая выдержка могут поспособствовать преодолению этих трудностей. Окончательное поражение Чарткова в разоблачающей схватке, указывает на его моральную слабость и порочность. В тот же момент возникает новая тема, тема богатства. Здесь она выступает как шанс обрести счастье. Всегда кажется, что небольшое количество денег может спасти ситуацию и повернуть ее в положительную сторону. Необходимо думать и о негативных аспектах этой стороны. Материальное порождает зависть, неумолимую тягу к богатству, что не есть хорошо.

Читать еще:  Астрономические опыты. Задания всероссийской олимпиады школьников по астрономии

Повесть “Портрет” пытается донести людям одну простую истину. В первую очередь нужно думать о душе, о ее развитии и самосовершенствовании, а уже потом уделять время финансам. Те самые возможности, для достижения желаемого, существуют у человека с рождения, необходимо всего лишь их в себе открыть. Человеческая внутренняя сила и упорные усилия могут привести к великим свершениям.

Анализ 3

Гоголь написал огромное количество разных произведений, которые знают все со школьной скамьи. И одним из таких произведений является «Портрет». И благодаря этому он относится больше не к повести, а к настоящей детективной истории. Это все очень сильно влияет на жизнь главных героев.

Кроме этого можно сказать, что это произведение в себе не несет абсолютно никакой нагрузки. А больше всего оно относится к алчности и порочности и большому эгоизму, которого в мире существует достаточно.

Главным героем здесь является один художник Чартков. Хотя он живет очень бедно, но вместо того чтобы обустраивать свою жизнь и жить также хорошо как и другие люди он постоянно пишет разные картины и о себе даже не задумывается. А недавно перед ним открылись совсем другие двери, в которые он зашел и полностью изменил свою жизнь. Но для начала он купил холст, на котором будет в будущем создавать шедевры, а также прекрасные и яркие краски.

Теперь он на сто процентов уверен в том, что его прекрасно все знают и будут ценить и постоянно к нему обращаться, но все получилось совсем наоборот. Если раньше ему нравилось писать картины, то теперь он относится к этому по-другому и при создании картин не вкладывает душу.

И тут появился еще один профессиональный художник, который относился к своему искусству другим образом. Он постоянно развивает свой талант и в каждую картину вкладывает душу. И когда наш главный герой увидел того самого художника, а потом еще и его картину, то его видение поменялось, а также поменялось и отношение к искусству. Теперь он понимает свое отношение к картинам. И все это сподвигло его на кардинальные перемены. Он решил, что если ему попадет в руки та самая картина, то жизнь станет лучше, а также поменяется и материальное положение. И от этого он сошел с ума.

Конечно же, произведение состоит из еще одной главы, в которой рассказывается про рассказ в рассказе. Если в первой части наш главный герой является обычным художником, который рисует картины, а потом продает. А вот во второй части он меняется и становится алчным человеком. Как только в его руки попадают деньги, он сходит с ума и ничего больше не смог придумать, как покончить с собой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Портрет

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения определяется автором в качестве драматического эскиза, ключевой темой которого является изображение устаревших порядков русского общества.

Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

В начале сказки Кай предстает перед нами как добрый, веселый, отзывчивый мальчик, который любит природу, уважает старших и умеет дружить.

Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег.

Роман Гессе Германа «Степной волк», был написан в 1927 году и опубликован в этот же год. Для всего литературного общества, появление на свет этого произведения, стало новым уровнем в развитии литературы

Анализ “Портрет” (Гоголь)

Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приемы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Читать еще:  Жюстина или несчастная добродетель. Жюстина, или несчастная судьба добродетели

Краткий анализ

Год написания – первая редакция – 1833-1834 гг., вторая редакция – 1841-1842 гг.

История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.

Тема – искусства, творчества.

Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.

Жанр – повесть.

Направление – соединение традиций романтизма и реализма.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Направление

Бонус

  • Тест по повести

История создания

В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.

После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главной темой произведения является тема искусства и творчества. Н. В. Гоголь противопоставляет истинный талант ремеслу. Главный герой Чартков стремится к деньгам и славе, поэтому выбирает путь безнравственности. Материальные ценности оказались для Чарткова важнее творчества, поэтому постепенно он теряет свой талант. Главный герой умирает тогда, когда предает настоящее искусство и губит свой талант. Нравственная смерть влечет за собой физическую.

Другой же художник, который нарисовал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.

Композиция

Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершенными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.

В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.

Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой прием можно оценивать, как рассказ в рассказе.

Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.

«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объем произведения.

Направление

Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и прием антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, ее тему, композиционные особенности, жанр и направление.

«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

Читать еще:  Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве. Четыре художника

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

Источники:

https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-povesti-portret
https://obrazovaka.ru/sochinenie/portret/analiz-povesti-10-klass.html
https://goldlit.ru/gogol/647-portret-analiz

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]