Последовательная композиция. Что такое композиция и для чего она нужна
Что такое композиция и для чего она нужна?
Для того, чтобы правильно использовать в своей речи слова, заимствованные из других языков, необходимо хорошо понимать их значение.
Одним из слов, часто используемых в разных сферах деятельности, в основном, в искусстве, является «композиция». Что же означает это слово и в каких случаях его употребляют?
Слово «композиция» заимствовано из латыни, где «compositio» означает составление, сложение, связывание целого из частей. В зависимости от сферы деятельности значение этого слова может приобретать те или иные смысловые вариации.
Так, химикам-технологам хорошо известны композитные материалы, которые представляют собой композицию из пластика и минеральной крошки, древесных опилок или другого натурального материала. Но чаще всего это слово встречается в описаниях произведений искусства – живописи, музыки, поэзии.
Любое искусство представляет собой акт синтеза, в результате которого получается произведение, обладающее силой эмоционального воздействия на зрителей, читателей или слушателей. Важным компонентом творчества, касающимся организационных принципов художественной формы, является композиция.
Ее основная функция – придание цельности соединению элементов и соотнесение отдельных частей с общим замыслом автора. Для каждого вида искусства композиция имеет свое значение: в живописи это распределение форм и цветовых пятен на холсте или бумаге, в музыке – сочетание и взаимное расположение музыкальных тем и блоков, в литературе – структура, ритм текста и т.д.
Литературная композиция – это структура литературного произведения, последовательность расположения его частей. Она служит для наилучшего выражения общей мысли произведения и может использовать для этого все формы художественного изображения, имеющиеся в литературном багаже писателя или поэта.
Важными частями литературной композиции являются диалоги и монологи его героев, их портреты и системы используемых в произведении образов, сюжетные линии, структура произведения. Нередко сюжет развивается по спирали либо имеет циклическую структуру, большой художественной выразительностью отличаются описательные отрывки, философские отступления и переплетения историй, рассказываемых автором.
Произведение может состоять из отдельных новелл, связанных между собой одним или двумя действующими лицами, или обладать единой сюжетной линией и вести повествование от имени героя, сочетать несколько сюжетов (роман в романе) или вовсе не иметь никакой сюжетной линии. Важно, чтобы его композиция служила для наиболее полного выражения основной идеи либо усиливала эмоциональное воздействие сюжета, воплощая все задуманное автором.
Рассмотрим композицию стихотворения С.Есенина «Береза».
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Первая строфа рисует общую картину: взгляд автора из окна падает на заснеженную березу.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Во второй строфе описание березы становится более выпуклым.
Читая его, мы отчетливо видим перед собой ветви, опушенные инеем – чудесную, сказочную картину русской зимы.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
Третья строфа описывает картину раннего утра: люди еще не проснулись, и тишина окутывает березу, озаренную неярким зимним солнцем. Усиливается ощущение спокойствия и тихого очарования зимней природы.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Тихое, безветренное зимнее утро незаметно переходит в такой же тихий солнечный день, но береза, как Спящая Красавица из сказки, остается дремать под снегом. Искусно выстроенная композиция стихотворения направлена на то, чтобы читатели ощутили очаровательную атмосферу зимней русской сказки.
Композиция в музыкальном искусстве чрезвычайно важна. Сложное музыкальное произведение опирается на несколько базовых музыкальных тем, развитие и варьирование которых позволяет добиться нужного композитору эмоционального эффекта. Преимущество музыки в том, что она воздействует непосредственно на эмоциональную сферу слушателя.
Рассмотрим в качестве примера знакомую всем музыкальную композицию – Гимн Российской Федерации. Он начинается мощным вступительным аккордом, который сразу настраивает слушателя на торжественный лад. Величавая мелодия, плывущая над залом, пробуждает в памяти многочисленные победы и свершения России, а для старших поколений является связующим звеном между нынешней Россией и СССР.
Слова «Славься, Отечество» подкрепляются звоном литавр, как всплеском ликования народа. Далее мелодия становится более напевной, включающей русские народные интонации – вольные и широкие. В целом композиция пробуждает в слушателях чувство гордости за свою страну, ее бескрайние просторы и величавую историю, ее мощь и незыблемую крепость.
Что такое композиция художественного произведения, и зачем она нужна?
Как построить художественный текст, чтобы его было приятно и интересно читать? Как подать его таким образом, чтобы передать точную картину? На эти вопросы дает ответ композиция художественного произведения.
Так что же такое композиция? Изначально термин произошел от латинского componere – строить, складывать, оформлять.В современном литературном творчестве он имеет, скорее, значения организации, плана, компоновки текста. Использование совокупности композиционных приемов и средств, помогающих воспринимать произведение как единое целое, как симфонию, чтобы ничто не вырывалось за пределы его, становясь чужеродной материей.
Основой композиции является упорядоченность и непротиворечивость мира, изображаемого писателем в произведении, его структура. Но еще важнее способ подачи, использование точных слов, акцентов. Таким образом, композиция помогает нам организовать представление мира, его событий и сцен в произведении таким образом, который максимально будет соответствовать задумке автора, вызывая созвучную реакцию читателя.
Существует несколько приемов выразительности, позволяющих добиться нужного эффекта, которые используются зачастую совместно, заставляя текст «звучать».
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ
1) Повторы и вариации
3) Детализация, обобщение, умолчания
4) Субъективная точка зрения (взгляд со стороны героя)
5) Сопоставления и противопоставления
6) Монтажный метод
7) Временная организация текста
Рассмотрим подробнее каждый прием.
Повторы (полуповторы), вариации и дополняющие, уточняющие напоминания об уже сказанном служат для выделения и акцентирования наиболее важных моментов в ткани повествования (не путать с тавтологией!).
Изначально повторы пришли к нам из дописьменных народных культур. Это давало особую ритмическую организацию, позволяющую запомнить большее количество информации без потери смысла. Кроме того, повторы и их вариации, с одной стороны, помогали обратить внимание слушателей на важные части повествования. С другой – просто развлечь, давая необходимую паузу между информационными участками текста. До сих пор прием повсеместно используется в стихах, песнях, музыке, изобразительном искусстве.
Одним из примеров буквальных повторов может служить стихотворение Константина Симонова, где повторяющееся слово усиливает смысл произведения, передает настроение автора:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Выпьют горькое вино
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Не понять, не ждавшим им,
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Пример небуквальных повторов можно встретить у Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Они появляются в нескольких эпизодах с разными вариациями, давая живую картинку: «Ветер на море гуляет/И кораблик подгоняет»; «Ветер весело шумит,/Судно весело бежит»; «Глядь – поверх текучих вод/Лебедь белая плывет». Или даже развлекая читателя – в рассказе о чудесах острова князя Гвидона, когда изначальные описания начинают обрастать новыми подробностями.
В прозе повторы используются для выделения значимости чего-либо или указания на постоянство какого-то явления, что задает ритм произведению. Они как выделение курсивом показывают читателю, что эти слова важны, на них стоит обратить внимание.
Например, в «Одиссее» Гомера мы можем встретить строки: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», как описание восхода в течение всего повествования, дает читателю возможность опоры на некие временные рамки, задает отсчет времени.
Из отечественной классики пример повторов с вариациями мы можем встретить в описаниях у Л.Н. Толстого в «Войне и мире». Постоянно говорит он о лучистых глазах княжны Марьи, о неуклюжести Пьера Безухова.
Из современной литературы такой же прием мы видим в цикле про «Гарри Поттера», где на протяжении всех почти книг упоминается, что он похож на отца, а глаза у него мамины.
Подробное описание других приемов композиции будет в следующих постах.
Композиция литературного произведения
Композиция – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.
Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.
Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.
Стадии развития действия (элементы композиции):
Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:
Пролог – вступительный текст, открывающий произведение, предваряющий основную историю. Как-правило, тематически связанный с последующим действием. Нередко является «воротами» произведения, то есть помогает проникнуть в смысл дальнейшего повествования.
Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Как правило, в экспозиции приводится характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция объясняет читателю, почему герой ведет себя именно таким образом. Экспозиция бывает прямой и задержанной. Прямая экспозиция располагается в самом начале произведения: примером может служить роман «Три мушкетера» Дюма, который начинается с истории семьи Д’Артаньяна и характеристики молодого гасконца. Задержанная экспозиция размещается в середине (в романе И.А. Гончарова «Обломов» история Ильи Ильича рассказывается во «Сне Обломова», то есть почти в середине произведения) или даже в конце текста (хрестоматийный пример «Мертвые души» Гоголя: сведения о жизни Чичикова до приезда в губернский город даны в последней главе первого тома). Задержанная экспозиция придает произведению таинственность.
Завязка действия – это событие, которое становится началом действия. Завязка или обнаруживает уже имеющееся противоречие, или создает, «завязывает» конфликты. Завязкой в «Евгении Онегине» становится смерть дяди главного героя, которая вынуждает его отправиться в деревню и вступить в наследство. В истории про Гарри Поттера завязкой является письмо-приглашение из Хогварда, которое получает герой и благодаря которому узнает о том, что он – волшебник.
Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.
Кульминация (от латинского culmen – вершина) – наивысшая точка напряжения в развитии действия. Это высшая точка конфликта, когда противоречие достигает наибольшего предела и выражается в особенно острой форме. Кульминация в «Трех мушкетерах» — сцена гибели Констанции Бонасье, в «Евгении Онегине» — сцена объяснения Онегина и Татьяны, в первой истории про «Гарри Поттера» — сцена поебды над Волондемортом. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести все действия только к одной кульминации, поэтому кульминаций может быть несколько. Кульминация – самое острое проявление конфликта и в то же время она подготавливает развязку действия, поэтому подчас может его предварять. В таких произведениях бывает сложно отделить кульминацию от развязки.
Развязка – исход конфликта. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Развязка может разрешать конфликт: так, в «Трех Мушкетерах» – это казнь Миледи. Итоговая развязка в «Гарри Поттере» — окончательная победа над Волондемортом. Однако развязка может и не устранять противоречие, например в «Евгении Онегине» и «Горе от ума» герои остаются в сложных ситуациях.
Эпилог (от греческого epilogos – послесловие) – всегда заключает, закрывает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» рассказывает о том, как Раскольников изменился на каторге. А в эпилоге «Войны и мира» Толстой рассказывает о жизни всех главных героев романа, а также о том, как изменились их характеры и поведение.
Лирическое отступление – отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки, мало или совсем не связанные с темой произведения. Лирическое отступление, с одной стороны, тормозит развитие действия, с другой – позволяет писателю в открытой форме выразить субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной тем. Таковы, например знамениты лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.
Виды композиции:
Традиционная классификация:
Прямая (линейная, последовательная)– события в произведении изображены в хронологической последовательности. «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Кольцевая – начало и конец произведения перекликаются между собой, часто полностью совпадают. В «Евгении Онегине»: Онегин отвергает Татьяну, а в финале романа Татьяна отвергает Онегина.
Зеркальная — объединение приёмов повтора и противопоставления, в результате которого начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. В одной из первых сцен «Анны Карениной» Л.Толстого изображается гибель человека под колесами поезда. Именно так сводит счеты с жизнью главная героиня романа.
Рассказ в рассказе – главную историю рассказывает один из персонажей произведения. По такой схеме построен рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».
Классификация А.БЕсина (по монографии «Принципы и приемы анализа литературного произведения»):
Линейная – события в произведении изображены в хронологической последовательности.
Зеркальная – начальные и финальные образы и действия повторяются с точностью наоборот, противопоставляясь друг другу.
Кольцевая – начало и финал произведения перекликаются друг с другом, имеют ряд схожих образов, мотивов, событий.
Ретроспекция – в процессе повествования автор делает «отступления в прошлое». Повесть В.Набокова «Машенька» построена на этом приеме: герой, узнав, что его бывшая возлюбленная приезжает в город, где он сейчас живет, с нетерпением ждет встречи с ней и вспоминает их эпистолярный роман, читая их переписку.
Умолчание – о событии, которое случилось раньше остальных, читатель узнает в конце произведения. Так, в «Метели» А.С.Пушкина читатель узнает о том, что случилось с героиней во время ее бегства из дома, только во время развязки.
Свободная – смешанные действия. В таком произведении можно встретить и элементы зеркальной композиции, и приемы умолчания, и рестроспекцию и множество других композиционных приемов, ориентированных на удержание внимания читателя и усиление художественной выразительности.
Источники:
https://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-kompoziciya-i-dlya-chego-ona-nuzhna/
https://pikabu.ru/story/chto_takoe_kompozitsiya_khudozhestvennogo_proizvedeniya_i_zachem_ona_nuzhna_6315183
https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/kompozicziya-literaturnogo-proizvedeniya-3870.html